Программа курса и методические указания для его изучения




НазваниеПрограмма курса и методические указания для его изучения
страница1/6
Дата публикации08.03.2014
Размер0.9 Mb.
ТипПрограмма курса
zadocs.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4   5   6


Российская Академия художеств

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры

имени И. Е. Репина

Кафедра истории и теории архитектуры
Профессор А. Л. Пунин

Архитектура России XVIII века


Программа курса и методические указания для его изучения.

Рекомендуется студентам

факультета Архитектуры и факультета

Теории и истории искусств


Санкт-Петербург

2013

Одна из главных задач курса – изучить историю русской архитектуры ХVIII века как эволюционный процесс, оценивая вклад в этот процесс ведущих архитекторов, инженеров и художников и рассматривая при этом также и «массовую продукцию» архитектуры, что позволяет охарактеризовать общий ход изменения архитектуры как области общественной деятельности, целью и задачами которой является создание материально и художественно организованной пространственно-предметной среды.

^ Часть I

Архитектура эпохи барокко
Раздел I. Архитектура России конца XVII — первой четверти XVIII вв.
§ I. Архитектура России конца XVII века.
1. 1. Типологические и стилистические особенности архитектуры России последних десятилетий XVII века.

Специфика художественной культуры русского барокко ХVII века, его национальные черты. Устойчивость традиций Средневековья в религии, культуре и быте. Новые тенденции, связанные с процессом «обмирщения» общественного сознания и культуры, их аналогия с процессом развития западноевропейской художественной культуры в эпоху Ренессанса. Русское барокко XVII века в контексте общеевропейской художественной культуры эпохи барокко.

Архитектура церквей и монастырей последних десятилетий XVII — начала XVIII вв. Основные типы храмов: монументальные пятиглавые соборы (Рязань, Солевычегодск, Астрахань и др.); приходские церкви асимметричной структуры; церкви «кораблем» (церковь св. Димитрия в Угличе и др.); церкви «иже под колоколы» центрического типа (в Филях, Уборах и др.). Влияние композиционных приемов украинского барокко (Троицкий собор в г. Верхотурье).

Новодевичий монастырь в Москве как пример монастырского ансамбля.

Органичная связь храмов с природным окружением — характерная особенность национального архитектурного менталитета.

Деревянное зодчество XVII — начала XVIII вв.: типология храмов, основные памятники. Взаимосвязь и взаимовлияние деревянной и каменной архитектуры.

Жилые здания XVII века: Теремной дворец в Московском Кремле, деревянный дворец в Коломенском; палаты князей и бояр; дома зажиточных горожан; рядовая деревянная обывательская застройка Москвы XVII века (по книге А. Олеария и другим иконографическим источникам).

Архитектурный декор каменных зданий второй половины XVII века. Активная роль строительных и отделочных материалов в процессе формообразования и формирования стилевых закономерностей русской архитектуры XVII века, развитие ордерных композиций в архитектурном декоре. Переосмысление ордера применительно к общим закономерностям стиля русского барокко XVII века.

Многообразие объёмно-пространственных решений, их связь с функциональными и технологическими предпосылками; живописность силуэтов; декоративность форм — «узорочье» и полихромия, специфика тектонических решений — как характерные национальные особенности стиля русского барокко XVII века.
^ 1. 2. Новые тенденции в архитектуре России конца XVII века и памятники «переходного стиля».

Новые тенденции в русской художественной культуре последних десятилетий ХVII века, связанные с процессом ее «обмирщения» и отражающие начавшиеся и развивающиеся контакты с художественной культурой стран западной и центральной Европы. Отражение этого процесса в типологии зданий и в изменении стилевых особенностей архитектуры.

«Строгановские церкви» конца XVII — начала XVIII вв. и памятники «нарышкинского барокко»; отражение начавшегося процесса «европеизации» архитектурного языка в их декоре.

Новые типы общественных гражданских зданий конца XVII века: гостиные дворы, производственные здания, административные здания (гостиный двор в Архангельске; Сухарева башня, здания Земского приказа и Монетного двора около Красной площади в Москве и др.). Лефортов дворец в Москве (уникальный для того времени пример жесткой симметрии плана) царский дворец на Воробьевых горах. Каменный Всехсвятский мост через Москву-реку в Москве. Специфические черты «переходного стиля» в архитектурном облике перечисленных зданий: соединение традиционных приемов, характерных для русского зодчества XVII века, с новыми «европейскими» мотивами в объемно-пространственных композициях и в архитектурном декоре. Церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.): отражение ее архитектурном облике и ее скульптурном убранстве тех изменений, которые произошли в художественной культуре России за годы, когда велось строительство этой церкви.

Значение зданий «переходного стиля» в общем контексте движения русской культуры от Средневековья — к Новому времени.

§ 2. Архитектура Москвы и Подмосковья первой четверти XVIII века.

Краткая характеристика исторической ситуации на рубеже XVII и XVIII веков. Поездка Петра I за границу в составе Великого посольства в 1897–1698 гг. Первое знакомство Петра и его сподвижников с архитектурой Западной Европы. Значение этих впечатлений для формирования архитектурных воззрений Петра I и для последующего развития русской архитектуры в эпоху петровских преобразований.

Начало Северной войны и ход военных действий в первые годы XVIII века. Значение этих событий для развития русской архитектуры.

Здание Арсенала в Московском Кремле (архитектор Х. Конрад и др., 1702–1736 гг.) как памятник формирующегося нового — «европеизированного» стиля петровского барокко. Анализ его архитектурных особенностей. Архитектурно-художественный образ здания Арсенала как отражение исторической специфики петровской эпохи.

Творчество архитектора и скульптора И. П. Зарудного (ок.1690–1727). «Меншикова башня» (церковь Гавриила Архангела, 1701–1707 гг.) — первое в России здание со «шпицем» (шпилем); сочетание традиционных и новаторских черт в ее объемно-пространственной композиции (при отчетливом превалировании новаций); новые «европейские» мотивы в декоре ее фасадов и интерьеров.

Триумфальные ворота, возводившиеся в Москве в конце XVII — начале XVIII вв. как новый для России тип военно-мемориальных сооружений и как яркое воплощение начавшихся решительных изменений в характере архитектурно-художественного языка и в приемах синтеза искусств.

Жилые дома нового стиля в Москве. Центральный ризалит, пристроенный к дому наследников Аверкия Кириллова в начале XVIII века, интерпретация мотивов архитектуры голландских бюргерских домов XVII века в облике его фасада. Дом князя М. П. Гагарина на Тверской улице (1700-е гг.).

Новый стиль петровского барокко в архитектуре дворянских усадеб сподвижников Петра в Москве и в Подмосковье. Усадьба адмирала Федора Головина на Яузе (начало 1700-х гг.). Дом в усадьбе Якова Брюса «Глинки» (конец 1720-х гг.), отражение «палладианских» мотивов в его облике.

Новые стилевые закономерности «европеизированного» петровского барокко в архитектуре церквей. Церковь св. Иоанна Воина на Якиманке (архитектор И. П. Зарудный, 1709–1713 гг.); надвратная церковь Донского монастыря (1713 г.). Церковь Рождества Богородицы в с. Марфино (архитектор В. И. Белозеров, 1701–1707 гг.) как один из первых примеров использования ордера в его «виньоловской» трактовке.

Церковь-ротонда в имении князя Г. Долгорукова в селе Подмоклово (1714–1754 гг.). Длительная история ее строительства как результат драматических событий, произошедших с семьей Долгоруковых. Строители церкви — русские мастера (каменщики Андрей Опурин «с товарищи», резчики Иван Зимин «с товарищи»), возводившие и декорировавшие храм «по показаниям» приглашенных иностранных зодчих: «иноземца» Лоренца фон-Фикина и «архитекта капитана» Андрея Шульца. Интерпретация в композиции храма-ротонды архитектурного образа «идеального» ротондального храма, изображенного на картине Рафаэля Санти «Обручение Марии» (1504 г.).

Храм-ротонда в селе Подмоклово, церковь в с. Марфино и другие произведения этого круга как отражение классицистических тенденций в стилистике петровского барокко.

Устойчивость традиционных мотивов русского барокко XVII века в архитектуре сельских приходских церквей Подмосковья, построенных в первых десятилетиях XVIII века (церковь в Беляеве и др.).

Место и значение произведений московских архитекторов первой четверти XVIII века в общем процессе становления новых художественно- стилистических закономерностей русской архитектуры петровской эпохи.

§ 3. Основание Петербурга и первый этап его строительства (1703–начало I710-х гг.).
3. 1. Предистория Петербурга.

География региона, прилегающего к руслу и дельте Невы. Нева как элемент исторического «Великого пути из варяг в греки». Краткий исторический очерк заселения прилегающих к Неве земель в эпоху Средневековья. Борьба за эти земли в XIII — XVII веках. Отражение предыстории Петербурга в его топонимике.
^ 3. 2. Основание Петербурга.

Начало Северной войны и «Нарвская конфузия». Реформа армии и подготовка военных действий в Прибалтике. Взятие Нотебурга (11 октября 1702 года) и его переименование в Шлиссельбург — «Ключ-Город». Осада и взятие Ниеншанца (1 мая I703 года). Первая морская победа России у берегов Невской дельты («Небываемое бывает»).

Закладка крепости Санкт-Питербурх 16 (27) мая 1703 года. Строительство первой земляной крепости на Заячьем острове (лето 1703 года) по указаниям Петра I. Роль иностранных военных инженеров в проектировании и строительстве земляной крепости (Гаспар Ламбер де-Герен, Иоганн Кирштенштейн). Первая деревянная «об одном шпице» церковь св. Петра и Павла на территории крепости. Планировочная и объемно-пространственная структура крепости.

Начало застройки Городового острова и первые жилые дома. Деревянный домик Петра I на Городовом острове и «голландизм» его архитектуры. Мероприятия XVIII — XIX вв. по сохранению домика Петра I как исторической реликвии, современная музеефикация домика.

Анализ первого изображения Петербурга — гравюры П. Пикарта (1704 г.). Первый деревянный дом А. Д. Меншикова, отражение в его облике приемов западноевропейской архитектуры; «остерия» на левом берегу Невы, ее значение в жизни Петербурга 1700-х – 1710-х годов.

Постройка морской крепости Кроншлот (зима 1703–1704 гг.).

Военные события 1704–1705 годов. Неудачные попытки шведов взять Петербург. Петербург середины 1700-х годов как «прифронтовой город», отражение этой ситуации в строительстве фортификационных сооружений. Начало строительства кирпично-каменных бастионов крепости на Заячьем острове, постройка Кронверка.
^ 3. 3. Формирование пространственной структуры Петербурга в процессе строительной деятельности середины и второй половины 1700-х годов.

Закладка летней резиденции царя — Летнего сада, Адмиралтейства, Литейного двора. Гласисы Адмиралтейства и Кронверка и их последующая градообразующая роль. Появление первых жилых кварталов на Адмиралтейской стороне и жилых слобод на Городовом острове.

§ 4. Архитектура Петербурга 1710-х – 1720-х годов. Градостроительное развитие города и стилевые особенности петровского барокко.
4. 1. Ансамбль Петропавловской крепости в петровскую эпоху.

Строительство каменно-кирпичных бастионов крепости. Роль архитектора Доминико Трезини в создании ансамбля крепости.

Каменный Петропавловский собор (1712–1733 гг.). Эволюция проекта собора в процессе строительства. Использование приемов западноевропейской архитектуры в облике Петропавловского собора как отражение архитектурных воззрений Петра I и его знакомства с произведениями церковной архитектуры Прибалтики, Германии и Англии (в частности, с произведениями Кристофера Рена). Деревянный шпиль собора — произведение «шпицных и мостовых дел мастера» Хармана фан-Болеса. Интерьер Петропавловского собора. Иконостас Петропавловского собора — произведение И. П. Зарудного; новизна его стилистики и его художественного образа.

Триумфальные Петровские ворота, приемы синтеза искусств в их облике.

Краткий очерк последующего развития ансамбля Петропавловской крепости. Восстановление Петропавловского собора после пожара 1756 года. Современный шпиль собора, созданный в середине XIX века. Реставрация собора в конце 1990-х годов.
^ 4. 2. Троицкая площадь на Городовом острове — первый центр и первый морской порт Петербурга.

Ансамбль Троицкой площади по иконографии 1710-х годов и по описаниям современников. Деревянная церковь Пресвятой Троицы. Здание Гостиного двора (прототип последующих многочисленных гостиных дворов Петербурга). «Мазанковые» (фахверковые) здания Коллегий у Троицкой площади. Попытки внедрения «мазанкового» строения в Петербурге, сущность конструктивных решений фахверковых («мазанковых» по терминологии того времени) зданий, построенных в Петербурге «на прусский манир». Кратковременность «мазанкового периода» петербургской архитектуры как следствие несоответствия конструкций такого типа климатическим особенностям Петербурга.

Троицкая площадь – центр общественной жизни Петербурга 1710-х–1720-х годов. Парады и празднества на Троицкой площади. Конструктивные и архитектурные особенности деревянного моста через Кронверкский проток, связавшего Троицкую площадь с Петропавловскоой крепостью; включение триумфальных арок в его композицию как продолжение традициий мостостроения Древнего Рима, воспринятых через опыт Ренессанса и барокко.
^ 4. 3. Ансамбль Летнего сада и Царицына луга в 1705–1710-х гг.

Появление Летнего сада и Царицына луга (будущего Марсова поля) и их последующая градообразующая роль. Прокладка каналов между Невой и Мойкой. Планировка Летнего сада, сочетание в ней приемов французского и голландского садово-паркового искусства. Летний дворец Петра I; ансамбль барельефов, декорирующих его стены, как отражение идей Петра по приобщению россиян к «морскому делу». Украшение сада статуями. Павильоны, люстгаузы, галерея на берегу Невы с установленной ТВ ней статуей Венеры. Грот. «Ассамблейный дом» в Летнем саду и деревянный дворец царицы с картинной галереей. Краткая характеристика личного быта и семейной жизни Петра I. Летний сад Петра как «академия новой культуры» (Д. С. Лихачев).

«Золотые палаты» царицы Екатерины и ее Летний сад на северном берегу Мойки.

«Почтовый дом» у Царицына луга и его значение в общественной жизни Петербурга петровской эпохи.
^ 4. 4. Застройка левобережной части Невской дельты в 1710-х гг.

Здание Адмиралтейства. Этапы его строительства и его градообразующая роль. Значение Адмиралтейского гласиса для последующего градостроительного развития центра Петербурга.

Адмиралтейские слободы в 1700-х – 1710-х гг., стихийность их застройки.

Зимний дворец Петра начала 1710-х годов, «голландизм» его архитектурного облика. Интерьер дворца по иконографии «Свадьбы их Императорских Величеств».

Первые дома сподвижников Петра на Адмиралтейской стороне. Основание старейшей школы Петербурга «Петри-шуле» в доме адмирала Крюйса.

Застройка Немецкой слободы и Московской слободы по описаниям современников и по гравюрам 1710-х годов. Палаты Кикина как образец жилого дома середины 1710-х годов, их использование для размещения коллекций Кунсткамеры.

^ 4. 5. Начало строительства на Васильевском острове.

Усадьба и дворец Меншикова, их историческая иконография.

Этапы строительства дворца Меншикова в 1710-х — середине 1720-х годов. Последующая история дворца. Реставрация дворца в 1970-х – 1980-х годах. Дворец Меншикова как образец стиля петровского барокко, синтезирующего приемы разных западноевропейских архитектурных школ. Сохранившиеся интерьеры дворца как образцы новой стилистики интерьеров петровской эпохи.

Пробивка просеки от усадьбы Меншикова к взморью – трассы будущего Большого проспекта Васильевского острова.
^ 4. 6. Градостроительное развитие Петербурга в середине 1710-х годов.

Перелом в ходе Северной войны и значение побед, одержанных русской армией и флотом в I709 – 1714 гг., для России и для Петербурга. Петербург становится новой столицей России.

Организация архитектурно-строительного дела в Петербурге. Принцип централизации. Успешное функционирование «Канцелярии городовых дел», созданной в 1706 году, ее преобразование в «Канцелярию от строений» (1721 г.). Доминико Трезини как главный архитектор Петербурга. Деятельность других архитекторов и инженеров, приглашенных из-за рубежа. Начало подготовки национальных кадров архитекторов (учебная «команда» при Канцелярии от строений, руководимая Д. Трезини; посылка за границу петровских «пенсионеров» и т.д.).

Мероприятия по организации архитектурно-строительного процесса, осуществленные в середине 1710-х годов. Указы Петра, определяющие градостроительную и архитектурную политику. Регламентация строительства. Требование Петра I, чтобы «никто нигде против указу и без чертежа архитекторского отнюдь не строился» (указ от 14 сентября 1715 г.).

Внедрение идей и принципов «регулярства» в градостроительство и в архитектуру Петербурга. Первые «образцовые» проекты жилых домов (архитектор Д. Трезини, 1714 г., и др.) и их значение для развития архитектуры Петербурга. Роль архитектора Н. Ф. Гербеля в планировке и застройке Адмиралтейской стороны.

Замыслы Петра I создать на берегах Невы идеальный город — «парадиз», трудности их практического осуществления и преодоления последствий стихийной застройки города слободами в начальный период его строительства. Первый опыт «регулярного» градостроительства на территории Московской слободы — к западу от северной части Литейного проспекта (архитектор Д. Трезини, первая половина 1710-x гг.).

Идея Петра I реализовать его мечту о «регулярном» городе-парадизе на территории Васильевского острова. Проект планировки Васильевского острова, разработанный Д. Трезини в 1715 году, его значение для дальнейшего градостроительного развития Петербурга.
^ 4. 7. Градостроительная деятельность архитектора Ж.-Б. Леблона.

Новые задачи, вставшие перед архитектурой Петербурга в связи с его превращением в столицу Российского государства. Начало «переориентации» стиля петровского барокко на опыт и стилистику архитектуры Франции. Поездка Петра I в Париж в 1716 году. Приглашение архитектора Леблона и других мастеров из Франции. Приезд отца и сына Растрелли.

Разработанный Леблоном проект ансамбля царских садов и дворцов у Царицына луга и превращения Царицына луга в «променад». Отражение принципов и приемов французской архитектуры и французского садово-паркового искусства в этом проекте.

«Леблонов чертеж» — генеральный план Петербурга, разработанный; Леблоном весной 1717 года. Планировка и застройка Васильевского острова как отражение намерения Петра I превратить его в образцовый район столицы, отвечающий его мечтам о создании на берегах Невы идеального города — «парадиза». Регламентация застройки Васильевского острова и методы использования «образцового» проекта дома «для именитых», разработанного Леблоном в 1717 году (по данным иконографии XVIII века и современному состоянию застройки острова). Застройка Васильевского острова по «образцовым» чертежам как уникальный пример в градостроительной практике XVIII века; ее значение для дальнейшего формирования «строгого, стройного вида» северной столицы.
^ 4. 8. Формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова в петровскую эпоху.

Замысел Петра I превратить восточную оконечность Васильевского, острова в новый общественный, культурный и торговый центр столицы.

Здание Кунсткамеры и формирование «научного городка» в южной части Стрелки Васильевского острова.

Здание Двенадцати коллегий, особенности его уникальной композиции как отражение принципов «регулярства» и как символ нового государственного устройства России. Преломление в архитектурном облике здания Двенадцати коллегий опыта французского градостроительства XVII века (площадь Вогезов и Вандомская площадь в Париже») и приемов использования ордера в парижских зданиях «стиля Людовика ХIV»; сочетание этих приемов с оригинальностью общего композиционного решения, отражающего условия и возможности строительства новой столицы на берегах Невы.

Гостиный двор на берегу Малой Невы и прилегающей к нему морской торговый порт; их иконография XVIII века. Последующая судьба квартала, в котором находился Гостиный двор.

^ 4. 9. Новый образ Российской столицы.

Общественные и производственные здания Петербурга 1710-х – 1720-х годов. Типология общественных зданий Петербурга петровской эпохи как отражение качественных преобразований в политике, экономике и культуре России в процессе петровских реформ.

Кораблестроительные верфи Петровского Петербурга. «Партикулярная верфь» на Фонтанке и ее значение в общественной жизни столицы.

Здания военного ведомства. Здание Госпиталя на Выборгской стороне. Литейный двор и Арсенал. Императорский Конюшенный двор.

Значение общественных зданий петровской эпохи для последующего градостроительного развития Петербурга.

Церкви и монастыри Петербурга первой четверти XVIII века. Их градообразующая роль. Отражение приемов и мотивов западноевропейской архитектуры в облике церковных зданий как одно из проявлений политики Петра по преобразованию и «европеизации» русской культуры.

Закладка монастыря св. Александра Невского. Проекты Д. Трезини и Т. Швертфегера. Постройки петровской эпохи в ансамбле Александро-Невской лавры.

Зимние дворцы Петра I. Этапы строительства Второго Зимнего дворца (И. Матарнови, Д.Трезини); отражение темы триумфа в его облике.

Дворцы сподвижников Петра на набережной Невы: дворец Кантемира (архитектор Ф.-Б. Растрелли), дворец генерал-адмирала Ф. Апраксина (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Д. Трезини) и др. Указания Петра I по застройке набережных левого берега Невы.

Деревянные мосты и набережные Петербурга петровской эпохи, особенности их конструкции; приемы конструирования разводных мостов.

Победоносное завершение Северной войны в 1721 году. Триумфальные сооружения в честь «славных викторий», празднества и фейерверки.

Иконография Петербурга петровской эпохи. Гравюры П. Пикарта, Г. Девита, А. Зубова. Панорама Петербурга 1717 года и приложенные к ней «клейма». Рисунки Х. Марселиуса 1726 — 1727 гг. как фиксация итогов строительства Петербурга в петровскую эпоху. Здания петровской эпохи на гравюрах по рисункам М. Махаева (1753 г.), на чертежах из Стокгольмской коллекции Ф.-В. Берхгольца (около 1740 г.) и на Аксонометрическом плане Сент-Илера – Соколова (конец 1760-х – начало 1770-х гг.).

§ 5. Усадьбы и резиденции петровской эпохи на окраинах Петербурга и в его окрестностях.
5^ . 1. Застройка усадьбами берегов Фонтанки.

Раздача участков вдоль берегов Фонтанки в 1710-х годах. Система планировки. Использование голландского опыта. «Образцовые проекты» усадеб, разработанные Д. Трезани в 1721 году. «Итальянский дворец» и «Итальянский сад» Петра I. Судьба усадебной инфраструктуры берегов Фонтанки в последующем градостроительном развитии Петербурга.
^ 5. 2. Освоение побережья Финского залива. Первые усадьбы и мызы к югу от Петербурга.

Начало строительства в «Питерхофе» и на мызе Стрельна. Усадьба Петра I «Дубки» на северном берегу Финского залива. Основание Сестрорецкого завода. Мыза «Сарская».

Формирование инфраструктуры усадеб и резиденций вдоль южного берега Финского залива. Осмысление и использование особенностей природного ландшафта в планировке и объемно-пространственной композиции усадеб. Попытки проведения законодательных мер в области экологии.

Примеры усадеб, построенных в петровскую эпоху вдоль южного берега Финского залива.
^ 5. 3. Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне.

Роль Петра I в его формировании. Деревянный дворец Петра I, его реставрация и музеефикация. Парк в Стрельне, созданный по проекту Ж.-Б. Леблона. Дворец в Стрельне: первоначальный проект Леблона, новый проект Н. Микетти и его осуществление. Последующая судьба дворца и парка.
^ 5. 4. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа в петровскую эпоху.

Роль Петра I в его формировании, собственноручные эскизы и проекты Петра и их сопоставление с осуществленной композицией ансамбля. Роль иностранных архитекторов, художников, скульпторов, мастеров «фонтанного дела» и садово-паркового искусства в создании ансамбля Петергофа. Система гидротехнических сооружений и роль русских специалистов в ее создании.

Дворец «Монплезир». Объемно-пространственная композиция дворца и стилистика его интерьеров. Использование опыта и приемов разных западноевропейских архитектурных школ и их соединение и «сплавление» в архитектуре Монплезира как характерная иллюстрация методологии и стилистики архитектуры петровской эпохи.

«Верхние палаты». Этапы их строительства. Роль И.-Ф. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона и Н. Микетти в их создании.

Фонтаны, каскады и «фонтанные горки» в композиции Петергофского парка. Парковые павильоны петровской эпохи: «Эрмитаж», «Марли», Оранжерея и др.

Торжественное открытие резиденции 15 августа 1723 года. Значение дворцово-паркового ансамбля Петергофа в истории русской художественной культуры. Разрушение ансамбля в годы Великой Отечественной войны и его восстановление.
^ 5. 5. Дворцово-парковый ансамбль резиденции А. Д. Меншикова в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов).

Этапы создания ансамбля в 1710 – 1727 гг. Роль архитекторов Ф. Фонтана и И.-Г. Шеделя. Особенности объемно-пространственной композиции ансамбля, отражение в них эстетических принципов барокко. Оригинальное архитектурное решение подпорных стен, маскирующих склон холма и создающих иллюзию большой высоты здания. Последующая судьба ансамбля и дворца. Проблема его реставрации.
^ 5. 6. Другие примеры загородных резиденций, созданных на территории Российской империи в петровскую эпоху.

Дворцово-парковый ансамбль в Кадриорге (около Ревеля — Таллинна). Роль архитекторов Н. Микетти и М. Г. Земцова в его создании. Использование и преломление приемов и стилистики итальянского барокко в его объемно-пространственной композиции и отделке интерьеров.

Дворцы петровской эпохи на Украине и на Урале. Устойчивость местных архитектурных традиций и стилевых приемов регионального барокко XVII века в их архитектуре. Характерные примеры: дом полковника Лизогуба в Полтаве, палаты Строгановых в Усолье и др.

§ 6. Значение Петербурга в том «качественном скачке», который произошел в развитии русской культуры, русского градостроительства и русской архитектуры в петровскую эпоху. Методологические и стилевые особенности петровского барокко.
Новый город на берегах Невы строился в очень трудных природных условиях, но чрезвычайно быстрыми темпами. Современники, особенно приезжавшие в Петербург иностранцы, были поражены зрелищем новой столицы, стремительно возносящейся «из тьмы лесов, из топи блат». «Он теперь может быть расценен как чудо света», — так писал о Петербурге ганноверский дипломат Вебер в своей книге «Преображенная Россия», изданной в 1721 году.

Планировка Петербурга, осуществлявшаяся по указаниям Петра I, отразила процесс последовательного укрепления и развития принципов «регулярного» градостроительства. Но в том, как при этом учитывались природные условия и ландшафт Невской дельты, можно увидеть и использование определенных традиций русского зодчества — в частности, в размещении и композиционном «обыгрывании» в ландшафте дельты градообразующих архитектурных доминант (но при этом они были воплощены в новой «европеизированной» стилевой трактовке — башни и колокольни со шпилями и т. д.). Определенную традиционность можно увидеть и в том, как активно использовался в архитектуре зданий цвет (нарядная двухцветная окраска фасадов с выделением деталей), что отвечало и климатическим условиям Петербурга, и задаче создания репрезентативного образа новой столицы Российского государства.

Архитектура петровского Петербурга и в типологии зданий, и в их планировке, и в стилистике их фасадов и интерьеров отразила те качественные сдвиги в развитии русской культуры, которые произошли в итоге осуществления петровских преобразований.

В свою очередь, и сам факт строительства новой столицы Российского государства как «окна в Европу», и художественный язык ее новой «европеизированной» архитектуры становились мощнейшими факторами, активно влияющими на развитие просвещения и культуры, на процесс органичного вхождения Российского государства в общую систему европейской политики, европейской культуры и цивилизации. Мысль академика Д. С. Лихачева о том, что Летний сад Петра I приобрел значение своего рода «академии» новой культуры, может быть соотнесена и с многими другими аспектами и памятниками зодчества петровской эпохи.

Историческая иконография петровского Петербурга и сохранившиеся памятники архитектуры той эпохи в Петербурге и в его окрестностях позволяют осмыслить и сформулировать основные особенности и закономерности сложившегося в те годы нового архитектурного стиля — стиля петровского барокко. В числе возникающих при этом задач, встающих перед историко-архитектурной наукой — исследование того, как в специфической стилистике петровского барокко осваивались, использовались, преломлялись и «сплавлялись» принципы и приемы западноевропейской «архитектуры цивилис и милитарис», изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как они соединялись с опытом и традициями русских специалистов и мастеров-исполнителей. Многообразие стилевых оттенков и модификаций петровского барокко было следствием стремительного освоения опыта и приемов зарубежной архитектуры, персонифицированного в творчестве архитекторов и мастеров разных «художеств», приглашенных из многих стран западной Европы. Выявляющиеся в стилевой системе петровского барокко «голландизмы», «германизмы», «англицизмы», «итальянизмы», «галлицизмы» и т. д. иллюстрируют не только широкий диапазон заимствований, но и ту «творческую жадность», с которой архитектура молодой русской столицы стремилась впитать и освоить зарубежный градостроительный, архитектурный и художественный опыт. В условиях того времени это было естественно и закономерно.

Однако, с другой стороны, на формирование специфического стиля петровского барокко активно влияли и многочисленные местные факторы, Условия строительства города на фактически пустом месте создавали немалые трудности, но, в то же время, открывали и огромные возможности, которых не знала западноевропейская архитектура начала XVIII века. Это определяло и общую направленность градостроительной деятельности, и масштаб композиционных решений, и стилистику архитектурных форм.

Образно говоря — ^ Петербург строился «на европейский манир», но с истинно русским размахом.

И это во многом определяло специфику архитектурно-художественного языка стиля петровского барокко.

Однако значение данного периода в истории города не только в этом Именно тогда, в петровскую эпоху, были не только закреплены основные компоненты пространственного «каркаса» города, но и заложены те принципиальнее основы его архитектуры, которые получили дальнейшее развитие в творчестве архитекторов последующих поколений.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса и методические указания для его изучения iconОбразован в 1953 году Кафедра физики Дистанционное обучение
В пособии даны общие методические указания по работе над курсом физики, список литературы, рекомендуемой для изучения курса, рабочая...

Программа курса и методические указания для его изучения iconЛитература народов СНГ методические указания для студентов V курса...
Данные методические указания знакомят студента со структурой курса «Литература народов снг», его предметом, целями и задачами, со...

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические указания и контрольные задания для студентов экономического...
Методические указания написаны в соответствии с программой курса «Математические методы решения задач» и предназначены для самостоятельного...

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов первого курса
Методические указания предназначены для студентов первого курса технологического факультета дневной и заочной формы обучения. Данные...

Программа курса и методические указания для его изучения iconКниту каи
Методические указания предназначены в помощь студентам специальности 120100. Рассмотрены цели и задачи изучения дисциплины, приведены...

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ Барнаул
Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочной формы обучения экономических и инженерных специальностей

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 31 Общие указания 31
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа спецкурса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделений олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика,...

Программа курса и методические указания для его изучения iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для студентов специальностей факультета тампт первого курса дневной формы обучения

Программа курса и методические указания для его изучения iconПрограмма дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов