Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а)




Скачать 254.5 Kb.
НазваниеОбразовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а)
Дата публикации09.03.2014
Размер254.5 Kb.
ТипОбразовательная программа
zadocs.ru > Культура > Образовательная программа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» 2012

Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а)

15-17 марта 2012

16 МАРТА

Алгоритм подготовки и проведения гастролей. Практика обменных гастролей

Ведущие:

Стансилав Дубков / директор Омского театр куклы, актера, маски «Арлекин»

Соня Дурова / программный директор Творческого объединения «КультПроект»

Надежда Конорева / генеральный директор Творческого объединения «КультПроект»

Владимир Грибанов / директор «Театра на Спасской», Киров;

Ольга Гудова / главный специалист-эксперт отдела театрального искусства Министерства культуры Российской Федерации 

^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Нам очень приятно, что пришло столько слушателей. Мы очень рады видеть здесь наших друзей, коллег, с которыми мы уже работали, проводили интересные проекты, и новых людей, с которыми, я надеюсь, мы когда-нибудь поработаем вместе.

Для начала мы хотим сказать два слова о нашей компании. Об этом расскажет моя коллега, Соня Дурова, программный директор Творческого объединения «КультПроект».
^ СОНЯ ДУРОВА

Творческое объединение существует с 2008 года, и мы занимаемся проектами в области культуры и искусства. Наши два основные приоритетных направления: театр кукол и современная драматургия. И в этих двух областях мы проводим наши авторские проекты. То есть мы их придумываем, инициируем. Проходят они при поддержке Министерства культуры РФ. И, согласно приоритетной политике Министерства культуры, мы придумали программу обменных гастролей «Траектория», которая проходит с 2010 года. Она включает в себя разные направления гастрольной деятельности: это и прямые гастроли театров, которые не имеют государственной поддержки и не могут сами выезжать на гастроли, или могут выезжать на гастроли только в рамках фестивалей, а для проведения масштабных гастролей у них нет возможностей. К примеру, мы провели в прошлом году гастроли московского «Театра.doc» в Костроме. Это были их первые большие гастроли, где они представили пять названий спектаклей.

Сегодня мы будем говорить об обменных гастролях. Мы сегодня не будем затрагиваем гастроли прямые, когда театр работает за гонорар, или гастроли, когда театр выезжает на фестиваль.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Когда мы готовили программу «Траектория», нас заинтересовало два основных вопроса, которые интересуют все театры, которые сейчас здесь находятся: как театр ездит на гастроли – как он решает это финансово и административно – и зачем он ездит, с какой целью, зачем театру это нужно.

Чтобы не быть голословными, мы решили обратиться к нашим коллегам, с которыми мы работали на разных проектах, чтобы они нам рассказали о том, как проходят обменные гастроли по такому принципу:

1. когда театр самостоятельно организует эти гастроли, не прибегая к дополнительной финансовой поддержке, помощи продюсера, когда он все организовывает самостоятельно, как он рассчитывает свои риски, какие основные его цели и задачи в подобных гастролях;

2. когда театр работает с продюсером, получает дополнительное финансирование, какие при этом у него появляются дополнительные возможности и дополнительные обязанности, потому что в данном случае он является уже не просто самостоятельным организатором, но и в какой-то степени исполнителем.
^ ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Я думаю, что все сидящие в зале, кто каким-то образом занимался организацией обменных гастролей, со мной согласятся, что наиболее оптимальный, выгодный, простой и эффективный во всех смыслах способ проведения гастролей – это обменные гастроли, когда две площадки меняются одновременно.

В каждом регионе есть своя специфика.

До определенного момента, когда мы пытались организовывать гастроли, наш учредитель – Департамент культуры Кировской области, куда мы предоставляли предварительную смету, говорил: «Вы поезжайте. А если будут убытки, мы вам их покроем». Я сразу отказался от такого способа осуществления гастролей. В затратную часть гастролей закладывались только прямые расходы: проживание, проезд, реклама, - и не учитывался доход, который нужно направить на развитие театра, вознаграждение работников и т.д.

Через какое-то время удалось сломить позицию Департамента, который понял, что таким образом наш театр на гастроли ездить не будет. И уже оказывал государственную поддержку – так это раньше называлось, а с этого года – «субсидия на иные цели». Мы перешли в Автономное учреждение. И теперь, когда создается предварительная смета, мы туда вкладываем все. Естественно, между статьями дохода и расходной частью всегда есть дефицит. И дальше торгуемся с Департаментом о той сумме, которую они в качестве субсидии нам выделят на поездку в тот или иной регион. Так как мы государственное учреждение, все это делается сильно заранее. Например, начиная с весны 2011 года, мы изучили для себя ситуацию в России и определили для себя, куда бы мы хотели поехать, договорились с другой площадкой, у которой есть желание поменяться с нами, прикинули сметы. В июне месяце эти сметы были поданы учредителю, то есть в Департамент, где долго рассматривались. В конечном итоге нам выделили деньги – обмен планировался с Пермским театром юного зрителя – а им денег не дали. И вот, когда окончательно бюджеты уже сверстали, в конце года мы об этом узнали.

Таким образом Правительство Пермского края поставило под угрозу срыва наши гастроли, которые планировались на сентябрь этого года. Вот такой механизм у нас в государственных учреждениях.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Владимир Иванович, расскажите, зачем ваш театр ездит на гастроли? У вас же нет разнарядки по выезду и по показу спектаклей в других регионах.
^ ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Эта разнарядка появляется с того момента, как мы изъявляем желание. Нам это сразу включают в госзадание. Да, мы имеем право это не делать. Но все в реальной жизни понимают, допустим, в Кировской области лучшим театром считается театр «На Спасской». Вот мы такие замечательные, талантливые, нас хвалят, про нас пишут. Но желание поехать в другое место, проверить себя на другом зрителе – это естественный мощный стимул для всего коллектива, который поедет на гастроли, прежде всего творческого характера. Это инструмент обратной связи – услышать от другого зрителя про себя что-то важное, понять что-то новое.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

По какому принципу вы выбираете регион, в который вы едете?
ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Театральный мир тесен. Все прекрасно понимают, где какие театры существуют, как они существуют, какие у них достоинства, недостатки, какой у них репертуар. Естественно, приглашая на свою площадку другой театр, мы хотим видеть интересный, талантливый коллектив, который удивил бы город, привез нечто новое, отличное от нас и чтобы нам, грубо говоря, не было за них стыдно. Соответственно, они таким же образом оценивают нас. Это одна из составляющих.

Другая – надо же продать. Чем еще хороши обменные гастроли: приезжает к нам другой театр и мы организовываем продажу. Им не надо в нашем городе ничего искать, устанавливать новые связи. У нас наработано все, что касается блока рекламы, есть партнеры, с которыми мы постоянно работаем, наработаны все каналы продаж. Это очень эффективно.

Есть разные варианты получения и деления доходов. Например, Пермский ТЮЗ – площадка значительно меньше нашей. Значит, приехав к нам, они имеют возможность получить больший доход, чем мы у них. Директор театра нам говорит: все, что вы продаете на нас, вы оставляете у себя, все, что мы продаем на ваши спектакли в своем городе, мы оставляем у себя. Хорошая модель? Хорошая. Мы ж хотим побольше заработать? Значит, мы будем интенсивно и классно их продавать. Они в свою очередь тоже. Это определенная гарантия того, что гастроли пройдут в финансовом смысле успешно.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Вопрос по поводу сроков проведения гастролей. В каждом регионе это своя ситуация. Есть какие-то месяцы, когда билеты плохо продаются, а в соседнем регионе это самое ходовое время?


^ ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Безусловно, работа в театре носит сезонный характер. К маю интерес зрителей, как правило, спадает. Но когда появляется новый манок, незнакомый театр, новые пьесы и это время для проведения гастролей – апрель, май – оно очень удобное.

Пробовали мы проводить гастроли в осеннее время и сильно об этом жалели. Потому упускали те доходы, которые мы могли бы получить в октябре-ноябре-декабре у себя на стационаре. Ведь за лето публика по нам соскучилась и ждет встречи с нами, поэтому интенсивная работа на стационаре дает в это время гораздо больший эффект.

Поэтому при обменных гастролях театр перед собой ставить две цели: либо поехать заработать денег, либо поехать с целью творческого обмена и налаживания культурных связей, то есть «других посмотреть и себя показать», получить творческую и эмоциональную оценку, осмыслить какие-то вещи, услышав это от других людей. При второй цели финансовой результат уже может быть на втором месте.

Еще какая история хорошая с тем же самым Нижегородским театром «Комедия». Мы первый раз обмен сделали, и наш город этот театр полюбил. И пошел разговор «а когда они еще раз приедут?» У нас уже несколько раз обмены были. И нам просто легко их продавать, потому что их ждут, там новые талантливые актеры, новые спектакли, репертуар, которого нет ни в нашем, ни в драматическом театре. Таким образом, постепенно можно налаживать такие связи с городами.

Плюс мощный экономический эффект: не надо платить за аренду площадки, у принимающей стороны налаженные связи с гостиницами в своем городе. Мы на своей площадке организовываем максимально комфортные условия и микроклимат в самом театре, работу с обслуживающими цехами – начиная от уборщицы заканчивая администраторами. Все понимают, что это здорово, приехали хорошие люди, нам не будет стыдно, мы их продадим и отношение нашего же кировского зрителя за счет их успехов «аукнется» и нам: мы пригласили талантливых людей, это положительно скажется на имидже нашего театра.
^ СОНЯ ДУРОВА

Бывает обратная ситуация, когда наоборот приезжающий на обменные гастроли театр, производит такое чудовищное впечатление на публику в городе, что они начинают ценить свой театр сильнее.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

В том и другом случае ситуация все равно выгодная.
Рассматривая модели самостоятельный гастролей, когда театр собирается в дорогу сам, без посторонней помощи, все мы понимаем, что основная задача все равно – решение ряда финансовых вопросов. И во вторую очередь идет творческий аспект, хотя, он тоже важен и нужен.
Сейчас мы рассмотрим вторую модель, когда театр едет в обменные гастроли с продюсером. Какой здесь возникает нюанс. Когда мы подбираем театры для обмена, нашу программу «Траектория» в первую очередь интересует, что именно мы будем показывать, о чем будем рассказывать, чем гастроли сопровождать. Нас тоже интересуют финансы. Но для нас они вторичны. В этом проекте важнее творческий результат.

Репертуар мы подбираем по разным принципам. Например, если в городе нет современной драматургии, то мы пытаемся инициировать там показ спектаклей по новым пьесам, если мы везем театр кукол в город, где нет спектаклей для взрослых в театре кукол, мы стараемся, чтобы в гастрольном репертуаре их было больше. Даже понимая, что это может быть будет тяжело продать и негативно скажется на сборах

Театр готов идти на эти условия в том случае, если уверен, что не пострадает финансово. Это очень важно. Чтобы это должно быть взаимовыгодно и для нас, и для театра.
^ СОНЯ ДУРОВА

Важен также географический фактор. Мы очень редко беремся за гастроли театров двух соседних регионов, кроме случаев, когда такие гастроли несут в себе какую-то идейную, концептуальную мысль. А так мы проводили обменные гастроли, к примеру, театров кукол Иркутска и Владикавказа, а Омский театр куклы «Арлекин», который представляет Станислав Маркович Дубков, участвовал в обменных гастролях с театром их Южно-Сахалинска.
^ СТАНИСЛАВ ДУБКОВ

У меня будет скоро 37 лет, как я работаю в нашем театре. За эти 37 лет мы переживали разные времена гастрольной деятельности. Были времена, когда нам все давали: был план гастрольной деятельности, Министерство культуры строго его отслеживало, мы знали, когда и куда мы едем, мы знали, сколько денег мы получим. Волновались, конечно, сколько мы заработаем, но сколько нам чего дадут, мы знали заранее. Потом настали времена, когда мы стали думать, что гастрольная жизнь умерла и ничего не будет, никто нам ничего не дает. Если когда нам давали деньги, то мы считали, что нулевой результат – это уже положительный результат, потом пришли времена, когда мы понимали, что если мы едем, мы должны обязательно зарабатывать. Как заработать в чужом регионе? Как там пройдут гастроли? Мы ничего не знали.
Сразу хочу оговориться: все, что я буду говорить, я буду говорить про театр кукол. Театр кукол в особенном положении. Все-таки это более мобильный театр. Сейчас руководители музыкальных или драматических театров, наверное, скажут: «Легко тебе говорить! Ты взял 10-12 человек в грузопассажирскую газель или в багажный вагон положил 5 ящиков и поехал с одним спектаклем. А мне нужно вывезти 45-50 человек, два вагона декораций и тогда будут полноценные гастроли». Но я все равно говорю про театр кукол. Может быть, кому-то этот опыт будет чем-то интересен. А ездит наш театр очень много, на разные гастроли. И за все это время мы только один раз ездили с продюсером как раз в Южно-Сахалинск. Но сейчас мы планируем еще подобные проекты, потому что такая организация гастролей положительно сказывается на всем спектре гастрольных вопросов.

Если останется время в конце и вам будет интересно, я могу рассказать также про Товарищество театров кукол Сибирского региона, в которое входит 7 из 19 регионов, где есть театры кукол. У нас есть своя программа и своя методика проведения гастролей, есть свои наработанные моменты.
Что касается нашей поездки в Южно-Сахалинск: мне бы лично, как руководителю театра, в голову бы не пришло ехать в Южно-Сахалинск из Омска на обменные гастроли без какой-либо поддержки. Во-первых, это очень большие транспортные расходы, в том числе по провозу багажа, так как на Сахалин возможен только авиаперелет. Но «КультПроект» спросил: «А не хотите ли вы?» А на все интересное, новое, не изведанное доселе, мы говорим: «Хотим». Результаты мы оцениваем потом. В данном случае они были очень положительные.

На каких условиях мы поехали? На хороших. Нам полностью оплатили перелет и провоз багажа. Это были очень большие деньги даже для небольшого театра кукол в количестве всего 12 человек. Условия были такие - нам сказали: «В Южно-Сахалинске проблема: там нет вечернего репертуара, и организаторы хотели, чтобы мы туда отвезли также и вечерние спектакли». Мы согласились. Везут они и платят они. И мы повезли три спектакля. Мы все условия, которые были оговорены по договору, выполнили.

Что платим мы: мы расселяли у себя коллектив Южно-Сахалинска и кормили их – трехразовое питание на все время проведения гастролей. Они – то же самое. Самые большие затратные статьи – это перелет и провоз багажа – наш продюсер, то есть «КультПроект», берет на себя. По сборам: деньги за проданные билеты Южно-Сахалинского театра, которые мы продали у себя в Омске, оставались у нас. Те деньги, которые заработал Южно-Сахалинский театр, продавая билеты на наши спектакли, оставались у них.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Одна ремарка: это касается только театра кукол. С драматическими театрами при этой схеме работы иные условия.
СТАНИСЛАВ ДУБКОВ

То есть, практически, мы ничего не теряем. Мы из этих заработанных денег должны их поселить и накормить. Все остальное оплачивает продюсер.

Безусловно, были проблемы. Но проблемы не глобальные. Ничего не сорвалось, все получилось. И сейчас мы планируем новые гастроли с «КультПроектом» - обменные гастроли с Иркутским театром кукол.

В этом году у нас будут другие гастроли. В нашем регионе при поддержке нашего губернатора, который очень поддерживает театральное искусство в регионе вообще, разработана государственная программа поддержки гастрольной деятельности. Каждому театру предложено уже в этом году при поддержке местного бюджета выехать на гастроли за пределы региона.
Гастроли дают многое. Как и фестивали, помимо профессионального общения дают городу, региону возможность увидеть массу интересного. Ведь, как правило, на фестивали привозится лучшее, что есть в том или ином театре.

Гастроли – это свежая кровь для театров, для коллективов, это смена дислокации, места действия и это дает возможность другому региону познакомиться с нами.

Как Соня сказала, что бывает театр такое привезет, что публика в городе начинает больше ценить собственный театр. Мы все-таки отбираем, что театр к нам привезет, стараемся смотреть видеозаписи. Потому что зрители идут-то в наш театр и оценивают нас с точки зрения, что мы привезли. Это дает свежую крови и зрителям, и самому коллективу. Поэтому мы за гастроли разного вида, разных форм проведения.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Поскольку у нас речь зашла о финансировании, о том, как в театр приходят деньги, чтобы он смог провести гастроли, мы посмотрели, как это делается, когда театр имеет поддержку местного Департамента культуры. В каждом регионе это по-разному. Нет смысла рассказывать здесь систему, так как в каждом регионе есть свои нюансы, и они везде будут очень разные.

Но сейчас уже третий год как у театров есть возможность путешествовать по России не только за счет Департамента и средств, заработанных самим театров, без продюсера, то есть без сторонней организации, которая диктует свои условия,
Сейчас вы услышали красивую картину нашей работы с Омским театром. Но у нас также есть и негативный опыт работы с театрами. Это связано, в основном, с драматическими театрами. И связано это с репертуаром – что театр хочет везти, на чем он хочет заработать. Это часто не совпадает с нашей позицией. И возникает определенный конфликт. Театр принимает на себя обязательства участвовать в продюсерской программе, он готов, он подписывает контракт. И когда дело продвигается уже к гастролям, выясняется, что у театра совершенно иные позиции, что его интересует только заработок, несмотря на то, что ему выделены средства на покрытие определенных статей расходов, И складывается не очень красивая ситуация. Теперь театр может решать ее за счет собственных способностей и возможностей. Он может обратиться в Министерство культуры и, имея деньги своего Департамента, получить грант - дополнительные деньги для этих гастролей, и провести их самостоятельно, без продюсера, если этот гастрольный проект прошел отбор в Министерстве культуры.
Ольга Гудова нам в двух словах расскажет об этой программе, как это работает, как это отбирается. Я думаю, многие из тех, кто здесь находится, с этой программой уже знакомы. Такой возможностью нужно пользоваться и, не отдаваться в цепкие лапки продюсера, получать при этом дополнительное финансирование.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Не буду углубляться в подробности того, насколько гастроли важны для театральной жизни России, насколько это важно непосредственно для самих коллективов и для зрителя, для которого мы, собственно, и работаем. Я остановлюсь на нюансах работы с федеральными средствами.
Уже было сказано, что в советское время принцип работы Министерства Культуры с театрами был построен совсем иначе. Были гастрольные графики, и все точно знали, кто куда поедет. Но время поменялось, законодательство тоже. Сформировались рыночные условия. Полномочия МинКультуры поменялись в этом смысле тоже. Что касается той политики – не касаясь вопроса прямых гастролей или поездок на фестивали – остановлюсь на кусочке обменных. Для нас очень важно, что все возможные усилия направляют на создание условий, чтобы театры между собой налаживали взаимоотношения, чтобы возникали постоянные или разовые гастрольные туры. И, конечно, институт таких продюсерских компаний, которые очень активно занимаются вывозом на гастроли коллективов, для нас очень важен.

Есть несомненный минус, вне зависимости от того обращается к нам непосредственно театр или продюсерская компания, - нюансы работы с федеральным бюджетом. Мы работаем не посезонно, мы работаем по бюджетным годам. И тут нужно понимать, что планировать необходимо очень сильно заранее. И не всегда именно в тот момент, когда вы хотите услышать от нас: «Да, мы вас поддерживаем», - мы можем это сказать. Это связано с особенностями той системы и структуры, с которой мы работаем. И бывает, что гастроли вот уже должны начаться, а ответа нет. А иногда, как было уже сказано, гастроли срываются. Но механизм работы с федеральным бюджетом таков.

То, что ежегодно мы поддерживаем большое количество гастролей, я говорить не буду. Многие, кто присутствует в этом зале, при нашей поддержке гастроли осуществляли.

Есть огромное количество проектов, что для нас очень важно, которые несколько лет подряд подают проекты, где участвует сразу целый ряд регионов. Это становится хорошей традицией и это прекрасно.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Наша компания входит в состав экспертного совета Министерства Культуры. И важно сказать, что происходит не механическая обработка заявок. А группа профессиональных людей, творческих – независимых экспертов, включая театральных критиков – просматривает все материалы в заявках, поданных театрами, на предмет финансовой составляющей – несколько это объективный, адекватный бюджет, насколько театр, подающий этот документ, может за него отвечать. И второе – что именно везется.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Тут я бы поставила приоритеты чуть иначе. В первую очередь для нас творческая составляющая является более важной, чем финансовая. Но что касается нашего внимания к гастрольной деятельности, то вы знаете, что не так давно был ряд поручений руководства нашей страны по поводу развития гастрольной деятельности. Что в свою очередь как раз дало нам возможность увеличить бюджет и осуществить дополнительные программы, и провести в свою очередь мониторинг по России о ситуации, как в субъектах федерации строится гастрольная деятельность, какие проблемы являются ключевыми. Выяснилось, что не так все плохо, по крайней мере, если судить по документам, которые к нам приходят.

Но выявились какие-то проблемные зоны, с которыми нужно наиболее активно работать. Отсюда как раз после работы с этими документами возник наш документ – это циркулярное письмо. Я очень надеюсь, что многие из вас с ним знакомы.

Это циркулярное письмо Минкультуры России от 21 декабря 2010 года №109-01-39/02-АА «О принципах финансовой поддержки гастрольной деятельности российских театров и театральных организаций, осуществляемых в рамках программ и проектов Минкультуры России». Этот документ является основной бумагой для театров, которые хотят нам подавать заявки на проведение гастролей. Для этого мы собрали независимых экспертов. Ежегодно мы в несколько этапов собираем заявки. И не просто заявки, как мы собираем на Федеральную целевую программу, а очень важно становится наличие видеозаписей спектаклей. Наши эксперты от начала до конца их просматривают, и мы уже совместно принимаем решение о том, в каком объеме мы поддерживаем тот или иной проект. Вам тоже всем известно, что, например, вам необходима одна сумма, а мы даем ее не всегда в том объеме, в котором вы запрашиваете. Это тоже нюансы работы с бюджетами, потому что у нас лимиты такие, какие они есть.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Я могу прокомментировать как эксперт этой программы. Я смотрю записи и анализирую бюджеты. С записями, конечно, именно я работаю в меньшей степени. Есть очень интересные особенности театров – некоторые театры сдают заявки просто потому, что они их просто сдают. Есть некий срок, до которого подаются такие документы. И театр, чтобы успеть, просто так при возможности, в надежде на то, что «получим бюджет, потом разберемся – куда и зачем ехать». Главное – успеть в срок и в последнюю ночь сдать заявку. Бывает, что Министерство их заявку поддерживает, и они начинают с этим жить. У программы «Траектория» был такой опыт: мы взяли такую пару драматических театров, которые подали заявку, красиво ее оформили, то есть понимали, что делали. И эти гастроли чуть не закончились полнейшим провалом, потому что один театр передумал, второй театр собирался, но у них ушел актер и оставил существенную брешь в репертуаре. А мы взяли эту пару именно по причине набора очень определенных, конкретных спектаклей. Вот, пожалуйста, ситуация: государственный контракт, подписаны договора, наши обязательства перед Министерством Культуры, обязательства театров перед нами. И получается совершенно «детская» история, когда театры говорят: «Ну, мы не можем, у нас не получается». И львиная доля заявок, подаваемых в Министерство культуры, - это именно такая ситуация. Мы просто прозванивали театры, которые подавали красивейшие заявки с прекрасной географией с очень понятными осознанными бюджетами. Но в ходе первичных переговоров выяснялось, что театр подал заявку просто так, что весь этот географический список не освоен, договоренностей не существует. Люди, вполне понимая, что они делают, подают в Министерство вот такой документ, который обрабатывает большая группа людей, в ходе работы выясняющая, что ничего за этим документом нет и это просто пустая бумажка.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Это, правда, большая проблема. Я надеюсь, что это со временем решится. Нужно понимать, что федеральный бюджет не выдается просто так. Существуют открытые конкурсы, аукционы на то, чтобы эти средства получить. О конкурсе и аукционе есть довольно четкая часть, которая регулируется 94-м ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») – это техническое задание и там прописано все довольно четко. И, как ни странно, многие театры говорят: «Да, у вас написано. Но мы решили сделать иначе». То есть это же очень большая ответственность, в том числе и финансовая. Театры ставят на этих документах свои печати, подписи руководства. И очень важно – что касается договоренностей – одной из важных бумаг, которую мы сейчас просим от театров, что вы едете не просто в театр, а вы едете в конкретный театр и этот театр вас ждет в определенный период, что у вас есть те самые договоренности. Ведь наиболее важные контакты между вами, когда уже сделан проект: сроки, программа.

К нам обращаются иногда коллективы и говорят: «У нас - совершенно прекрасный проект, нам не хватает часть финансирования на проезд». В таком ключе разговор с Министерством и местными органами гораздо проще. Потому что абстрактное «а мы хотим» или «направьте нас» мы не рассматриваем. Для нас это очень большое риск.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

В нашем разговоре мы не затрагиваем очень важную тему. Мы все-таки говорим о состоянии в регионах. Потому что наша компания работает в регионах. И она не работает с крупными театрами, которые все могут организовать сами. Имея имя театра, известных художественных руководителей, они могут найти себе спонсорскую финансовую поддержку. Речь идет о таких больших театрах, как Большой, Мариинский, МХТ им. Чехова и т.п.

Я хотела бы попросить прокомментировать ситуацию гастролей в своем театре и использование практики обменных гастролей Игоря Павловича Попова, заместителя директора Московского Художественного театра им. Чехова о своем театре. Получается, что в этой беседе мы совсем не освещаем вопрос гастролей больших театров, а это неправильно.
^ ИГОРЬ ПОПОВ

Если говорить о МХТ им. Чехова, то, наверное, мы играем около 50 спектаклей в течение сезона на гастролях или на выезде в Москве. Наверное, этот показатель для нашего театра большой. Для более мелких театров этот показатель - очень большой. Обменным гастролями мы занимаемся крайне редко. Провинциальному театру гораздо сложнее поразить московскую публику, чем нам, приехав в провинцию, поразить публику там. Был период обменных гастролей с Большим драматическим театром им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Была программа, которую мы пытались развить в течение пяти лет: МХТ им. Чехова ездил в Питер в сентябре месяце и мы таким образом открывали свой сезон в Петербурге. Идея в конечном итоге предполагала под собой цель – показывать в начале сезона в Питере то, что театр сделал за предыдущий сезон. Это был своего рода наш отчет перед культурной столицей.

БДТ не был в той степени готов к обмену, в какой степени были готовы мы. И все это немного свелось к просто гастролям, нашему выезду туда.

Говорить о том, как и где искать деньги на обменные гастроли… Если МинКульт готов помогать, надо этим пользоваться. Вопрос изучения регионов – кто с кем собирается меняться. Каждый театр должен для себя понять, куда он хочет съездить, для чего он едет на гастроли что хочет получить в конечном итоге.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Ваша информация очень важна, чтобы понять, что гастрольная ситуация для разных театров очень разнообразна. Мы сейчас говорим про регионы. Ситуация столичных театров, чьи гастроли очень дорогостоящи иная. Сумма, которую им нужно для того, чтобы подняться с места с их объемом декораций и актеров, занятых в постановке, в том числе звезд с определенным гонораром, весьма велика. Это совсем иная смета. Поэтому мы этот вопрос подробно не обсуждаем. Это отдельная сложная тема, для анализа которой необходим отдельный семинар, но обозначить ее было важно.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Хочу добавить, что очень важно не только от федерального бюджета средства получить – притом, что мы поддерживаем тоже не все статьи расходов, в гастролях это обычно перелет, провоз декораций и иногда частично проживание. Сталкиваемся с тем, что не все театры правильно тратят эти деньги. И как раз в этом смысле театры сильно отличаются. Умение в эту сумму денег организовать как можно больше всего благодаря договоренностям это тоже очень и очень важно.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Некорректная работа с бюджетом портит репутацию – и нашу, и вашу, - и губит очень хорошие начинания.
СТАНИСЛАВ ДУБКОВ

Тот, кто хочет ездить на гастроли, он ездит. Как он это делает – у каждого своя история. Но театр, который хочет ездить, ездит.

Хочу подчеркнуть – эта тема была затронута – важна ответственность договаривающихся сторон. А в случае, если мы говорим про организацию обменных гастролей с компанией-продюсером, то это три стороны: два театра и продюсер. Здесь важно, чтобы и партнерские отношения, и юридическая, и моральная ответственность были соблюдены.

^ ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Мы часто произносим слова: «Спонсоры помогут, надо искать». Надежды на это нет. Ни федеральное, ни региональное законодательство не способствует тому, чтобы какие-то толстосумы расставались со своими средствами, вкладывали их в культуру - они не понимают, зачем. Компаниям не понятно, почему они должны показать свою истинную прибыль, а потом из этой прибыли кому-то что-то дать. И это будет продолжаться очень долго, пока государство не займется вплотную этим вопросом, чтобы их как-то там стимулировать.

И если у кого-то в регионах есть проблемы с выделением субсидий на гастрольную деятельность, то нужно настойчиво и постоянно работать со своим учредителем, приводя живые примеры других регионов, убеждать их, что это необходимо и почему это необходимо. Конечно, в чиновном мире есть достаточное количество людей, которые понимают, зачем театр существует и что ему надо, а есть совершенно иные люди.

Я и по себе знаю, мне пришлось в свое время сосредоточить все свои силы, чтобы переломить ситуацию. В результате у нас пошли средства и на осуществление гастрольной деятельности, и на поездки на фестивали. Понятно, что денег никогда не бывает много. Но сколько есть, на столько мы свою деятельность и осуществляем.
ВОПРОС

Вопрос к «КультПроекту» и к Министерству культуры: каким образом происходит отбор спектаклей? Это всегда только видеоматериалы или мы можем пригласить экспертов к себе, чтобы они отсмотрели все в живую?
^ ОЛЬГА ГУДОВА

В Министерстве нет статьи расходов и соответственно средств, чтобы направлять наших экспертов в театры. Поэтому максимально доступный вариант – это видеозаписи. Это что касается наших программ.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

В экспертный совет Министерства культуры входят два известных критика – Александр Вислов и Павел Руднев, которые очень много времени проводят в региональных театрах. Существует, насколько мне известно, программа у Союза театральных деятелей, когда критик высылается в театр и отсматривает репертуар. Театр так составляет программу, чтобы показать за краткий период все, что он хочет продемонстрировать.
^ СОНЯ ДУРОВА

Постольку, поскольку программа «Траектория» - это авторская программа нашей компании, то мы, естественно, тоже привлекаем в качестве экспертов критиков. Изначально мы составляли проект программы при большой идейной поддержке Александра Вислова и Елены Ковальской. В случае, когда мы делаем обменные гастроли по географическому признаку, мы выбираем спектакли на основе отсмотра видеозаписей. В том случае, если это какая-то тематическая история или это прямые гастроли, как, например, гастроли «Театра.doc» в Кострому – пример гастролей театра, специализирующегося на новой драматургии, в регион, где это направление не очень развито. И это просто точечный выбор материала без отсмотра дисков, потому что критикам изначально понятно, что за материал у театра и в какой регион он едет.
ВОПРОС

Работаете ли вы с такими жанрами, как современная хореография, которая имеет весьма узкую целевую аудиторию? Фестивальная деятельность у нас очень обширная, а гастрольного обмена нет.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Мы работаем с современным танцем. В этом году в рамках «Траектории» мы планируем поездку в Калининград с «Диалог-данс» (Кострома), это будут прямые гастроли.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

У нас в программах поддержки тоже нет никаких жанровых ограничений для театров.
ВОПРОС

У меня есть опыт не только обменных, но и прямых гастролей. Причем, я никогда не пользовался бюджетной поддержкой. Но кроме как «выйти в ноль» ни разу не получалось.

Я услышал сегодня, что необходим какой-то документ, что нас ждет принимающий театр. Но у меня есть опыт работы не только с театром. Я работал с филармонией в КавМинВодах. Мы там гастроли провели в четырех городах. Филармония имеет приличные сценические площадки. Если у меня будет подтверждение от федеральной филармонии может ли быть удовлетворена такая заявка? Это не театр, и это уже не обменные гастроли.
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Безусловно, это может быть любая площадка. Помимо обменных гастролей мы поддерживаем и прямые гастроли.
ВОПРОС

Распространяется ли действие этих программ на негосударственные, частные театры?
^ ОЛЬГА ГУДОВА

Да, на театры и театральные организации вне зависимости от учредителя, вне зависимости от организационно-правовой формы.
ВОПРОС

Спасибо большое за эту программу! Хотела рассказать, что в рамках нее у нас был беспрецедентный случай, когда в программе участвовало четыре обменных города. Это «Гастрольная карта Сибири»: Кемерово, Новокузнецк, Томск и Барнаул. Какие формы контроля «КульТпроект» применяет в реализации этой программы как продюсерская компания и как проходит оценка эффективности?
^ СОНЯ ДУРОВА

Мы, прежде всего, ездим на гастроли, и все наши проекты проходят с нашим непосредственным участием.
НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Мы очень сильно следим за нашими проектами и ничего не пускаем на самотек. Есть такие форматы взаимодействия, которые тоже хорошо работают, когда продюсер просто перечисляет деньги, заключает договор на какую-то схему и дальше театр все решает самостоятельно. Мы же стараемся – потому что и мы можем что-то привнести в проект из своего опыта, и чему-то новому научиться у театров – все эти гастроли проходят под нашим бдительным контролем, начиная от рекламной кампании, заканчивая приходом зрителей и тем, как театры-партнеры между собой общаются.
ВОПРОС

Исходя из вашего опыта, с административной точки зрения, к чему иногда оказывается не готова принимающая сторона? Проект запущен, театр приехал и выясняется, что принимающий театр к каким-то обстоятельствам не готов.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Любой театр, как бы хорошо или плохо он ни был административно организован, всегда сможет выехать: собрать свои декорации, забыть их фрагмент, потом довезти, поменять списки расселения, два часа заселяться в гостиницу. Красота и гармония любого мероприятия – это очень четкий и налаженный механизм. И начинается он задолго до начала гастролей. То, как мы обслужим театр, как мы его примем, и как пройдут гастроли, в первую очередь зависит от самого театра, потому что связано с подачей информации на начальном уровне (кто едет, как расселяется, как едут декорации, технические параметры спектакли). Бывает, что театры привозят спектакли, которые неожиданно не лезут на площадку. Выясняется некомпетентная работа технического директора, завпоста, потому что театр не готовится, театру все равно. А есть театры, которые очень скрупулезно к этому относятся и с ними все проходит гладко и красиво. Это вопрос больной. Я могу сказать по своему опыту, что многие театры не умеют готовиться ни к гастролям, ни к поездкам, но хотят ездить и готовы учиться. Хотя пока что их административный ресурс с этими задачами не всегда справляется.

В этом одна из причин, почему мы так плотно работаем с коллективами, почему ездим на все свои проекты. Для нас есть понятные наши партнеры, мы знаем, что нас ждет, когда мы туда едем, как нас примут, как они будут решать какие-то административные вопросы, которые все равно возникнут. А есть незнакомые театры, с которыми мы хотим подружиться и наладить работу. Но до определенного момента они для нас - «темная лошадка».

Поэтому мы за всем очень бдительно следим, чтобы театры, которые приезжают к нам, чувствовали себя хорошо.
Многие подводные камни выходят на уровне первичной договоренности. Имея достаточный опыт, вы в разговоре со своим предполагаемым и будущим партнером можете понять, какие у него моменты слабые. И к ним можно подготовиться.
^ ВЛАДИМИР ГРИБАНОВ

Если говорить о стороне, которая мобилизует свои силы для поездки, то еще одна из целей – проверить свой коллектив, его способности. Это квинтэссенция всех знаний, умений, пониманий. И тогда вся твоя административная, творческая и техническая часть мобилизует свои силы, и в этих экстремальных условиях проведения гастролей на чужой площадке, ты понимаешь, кто на что способен, у кого какая мера ответственности, профессионализма и т.д. Если ты являешься принимающей стороной и на своей площадке принимаешь чужой коллектив, то здесь очень важно на самом начальном уровне ознакомить коллектив, с какой целью все это происходит, чтобы не было чисто по жизни «а чего они приехали сюда? Зачем они мне нужны? Почему я должен на них работать: убирать, светить, дежурить?» Это очень распространенная проблема.

Поэтому на начальном этапе руководителю, который принимает на своей площадке, нужно четко расставлять все точки над «и», чтобы было четкое взаимопонимание людей, которые будут работать с чужим коллективом. Тогда можно минимизировать все эти риски, притирки с гостями.
^ НАДЕЖДА КОНОРЕВА

Логистика подготовки понятная: проводятся переговоры. Обычно это делается заранее. Даже полгода это уже маловато. Нужно определить даты и придерживаться их. Театры должны составить репертуары и графики, по которым они приезжают, по которым приезжающая сторона должна им помочь, чтобы им было хорошо: чтобы их встретили, прошла грамотная монтировка, были все необходимые специалисты.

Для ваших коллег будет важно и приятно, насколько хорошо оформлены ваши документы. Вы должны помочь хорошо вас принять. И требовать от них того же самого.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconОбразовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва,...
Организация работы билетного стола театра, театрального фестиваля: структура продаж, специализированное программное и техническое...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconФестиваль «коляда-театр «на страстном» 18 27 января 2013 года с 18...
В их числе знаменитые «Борис Годунов», «Вишневый сад», «Трамвай “Желание”», «Гамлет», «Король Лир», «Женитьба»; последние премьеры...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconОтношений человека и современности
...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconСтандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа...
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители — член-корреспондент рао а....

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconПрограмма учебной дисциплины туризм основная образовательная программа...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности 28 июня 2012 года, протокол №12

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconКнига С. В. Жарниковой «Золотая нить»
...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconКнига С. В. Жарниковой «Золотая нить»
...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconКруглый стол «теория и практика новой драмы» в рамках программы «Новая...
«Теория») выступила Татьяна Могилевская – знаток русской новой драмы, доктор искусствоведения, автор диссертации о российском документальном...

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconПрограмма фестиваля 23-27 мая, Москва, 2013 Основные площадки Фестиваля...
Торжественная церемония «Университи» и конкурса «Вместе радио» в цфо пройдут 25 мая в банкетном зале вц «Русское Зарубежье»

Образовательная программа фестиваля «золотая маска» 2012 Москва, Театральный центр «На Страстном» (Страстной бул., 8а) iconОбразовательная программа на 2009 2012 годы Председатель Управляющего совета
Краткая характеристика социального окружения и характер его влияния на образовательное учреждение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов