Скачать 3.14 Mb.
|
Содержание Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 7 Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ 7 Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия и логотерапия. 14 Практические методы: педагогический эксперимент, ситуация свободной деятельности, самоорганизация времени, педагогическое проектирование, ситуация выбора.. 14 Тема 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15 Содержание развития человека 16 Индивид 16 Индивидуальность 16 Личность 16 ^ Период 22 Ведущая деятельность 22 Тема 3. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 26 Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 36 Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процесса можно обнаружить определенные этапы, демонстрирующие последовательность этого развития: подготовительный, основной, заключительный . 41 Раздел II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 43 Тема 5. ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 43 Тема 6. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 50 Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 57 Тема 8. КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 65 Тема 9. ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 76 Тема 10. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 86 Тема 11. ТРУДОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 95 Тема 12. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 104 Тема 13. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 113 Тема 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 122 Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ 133 Тема 15. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 133 Досуг 139 Отдых 139 Тема 16. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 144 Тема 17. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 151 Тема 18. ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 158 Тема 19. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ 173 Литература 181 ^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 183 ПРИЛОЖЕНИЕ А 185 ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ 185 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 186 ТЕСТ « МОТИВЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА» 186 ^ ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА 187 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 188 КАРТА ИЗУЧЕНИЯ НЕУСПЕВАЮЩЕГО ШКОЛЬНИКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ 188 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 189 ^ ПРИЛОЖЕНИЕ Е 190 ТЕСТ-АНКЕТА ФОНДА СПАСЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ 190 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 192 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 192 ^ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 194 ПРИЛОЖЕНИЕ К 195 МЫСЛИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 195 ^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОРТРЕТ МОЕГО РЕБЕНКА» 196 ПРИЛОЖЕНИЕ М 197 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 197 ПРИЛОЖЕНИЕ Н 198 ЗАПОВЕДИ-СОВЕТЫ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 198 ^ ПРИЛОЖЕНИЕ П 199 ЖУРНАЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 199 ПРИЛОЖЕНИЕ Р 200 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ ПО И.П. ИВАНОВУ 200 ^ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ 202 ПРИЛОЖЕНИЕ Т 203 АНКЕТА 203 ПРИЛОЖЕНИЕ У 205 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 205 Организация и проведение диспута 205 ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………… 207 Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 207 208 воспитании……………………………………...… 209 И.В. Журлова ПЕДАГОГИКА ![]() ^ ![]() ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ![]() ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ ![]() ^ ![]() Мозырь 2007 УДК 371 (075.8) ББК 74.20я73 Ж 91 Автор: И.В. Журлова, кандидат педагогических наук, доцент Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе Учреждения «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь» Л.А. Худенко кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» И.Г. Матыцина кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального обучения Учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина» С.Н. Галенко Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций для студентов днев. и заоч. от-ний пед. ун-та / И.В. Журлова. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2008. – 202 с. Предлагаемый курс лекций позволяет осуществлять подготовку студентов педагогического университета к воспитательной работе с учащимися на основе учета возросшей требовательности к организации коллективных дел, обучать молодых педагогов профессионально содействовать рациональной организации свободного времени подрастающего поколения. Этому способствует лекционный материал, представленный в девятнадцати темах, а также семнадцать приложений, в числе которых рекомендации по методике организации и проведения воспитательных мероприятий; анкета «Мое свободное время», карта изучения условий и проблем семейного воспитания школьников, тест «Мотивы нравственного выбора» и другие. Курс лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений педагогических университетов, магистрантов, аспирантов, а также учителей, осуществляющих воспитательную работу в условиях образовательно-воспитательных учреждений. ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время система образования Беларуси характеризуется рядом позитивных изменений, предусмотренных реформой средней и высшей школы. Создаваемые новые типы учебных заведений, новые учебные планы и воспитательные программы являются следствием реализации новой педагогической парадигмы, в центре которой – концепция всестороннего развития самобытной творческой личности в современном педагогическом процессе. Все вышесказанное обосновывает актуальность и необходимость изучения будущими учителями вопросов общей педагогики, а также теоретических и методических основ современного процесса воспитания, ибо именно воспитание формирует человека как личность. Круг вопросов, представленных в данном курсе лекций, определяется сегодня повышенными требованиями динамично меняющегося общества к степени образованности специалиста высшей и средней школы, уровню его психолого-педагогической культуры, личностного и профессионального развития и самосовершенствования. Среди таких требований на первый план выходят:
Курс лекций «Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся» позволяет сформировать у будущих учителей систему следующих знаний и умений:
Содержание представленного в пособии лекционного материала направлено на овладение студентами сущностью обозначенных выше вопросов. Наряду с традиционными для педагогических пособий темами («Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики», «Развитие личности как педагогическая проблема», «Детский коллектив как фактор воспитания личности», «Общая характеристика педагогического процесса» и др.) в него включены темы, не имеющие в других пособиях и учебниках по педагогике подробного освещения, материал которых является результатом обобщения педагогического опыта автора в сфере внешкольной воспитательной деятельности, а также опыта по преподаванию курса педагогики в университете, учитывая современную школьную практику («Свободное время как социально-педагогическая категория», «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа на современном этапе», «Коррекция отклоняющегося поведения и неуспеваемости школьников», «Детские и молодежные объединения как институт воспитания личности школьника», «Формирование национального самосознания учащихся в педагогическом процессе» и др.). Общее количество представленных в пособии учебных тем превосходит возможное число часов, которое предусмотрено для их изучения учебными планами разных факультетов. Однако, имея в виду не только студентов, но и читателей повышенного уровня подготовки по педагогике (магистранты, аспиранты, методисты), автор посчитал возможным включить расширенный блок материала, раскрывающий проблемы организации свободного времени учащихся. В пособии использованы современные материалы по педагогике, педагогической психологии, а также философии и социологии. Также использовались авторские публикации научного и методического характера, которые внесены в список рекомендуемой для изучения литературы. Раздел I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ «Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения». ^ И Этапы становления педагогики стория жизни многих поколений свидетельствует, что нет более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека и воспитание личности, а также организация совместной деятельности и общения людей. Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. В становлении педагогики как науки принято выделять следующие этапы: 1) зарождение педагогической деятельности (2-ое тысячелетие до н. э.). Появилась общественная функция педагога: род выделял старейшину, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений. До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики в целом мы находим сегодня в сказках, былинах, песнях, частушках, заговорах, считалках, колядках, исторических преданиях, песнях-хороводах. 2) возникновение педагогической теории (5 век до н. э.). Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В работах философов Древней Греции впервые рассматриваются идеи воспитания и обучения подрастающего поколения. Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в трудах великих мыслителей – Сократа, Платона (трактаты «Государство», «Законы», «Диалоги» и др.), Аристотеля (трактаты «Никомахова этика», «Политика» и др.), Демокрита и др. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации развития личности (Аристотель) и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека. Появляются термины, дошедшие до наших дней: педагог (греч. «пайдагогос» – детоводитель), гимназия (греч. «гимнасий» – учебное заведение, дающее спортивную и военную подготовку), школа (греч. «школа» – досуг) и др. 3. ^ (17 век). Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.) выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением» В 17 в. большой вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов»). В своих книгах он особое внимание уделяет личности педагога. Его фраза «Никто не может сделать людей мудрыми кроме мудрого, никто красноречивыми кроме красноречивого, никто нравственными и благочестивыми кроме нравственного и благочестивого» как нельзя лучше подтверждает это. Вслед за Коменским в историю развития западноевропейской педагогики вошли имена таких виднейших педагогов как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег. Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого. В России развитие педагогической науки связано с именами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, И.И. Бецкого (ХVIII век), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого (ХIХ век), П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского (начало ХХ в.) и др. Вторая половина ХХ в. знаменательна в русской и белорусской педагогике такими именами ученых как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Ф. Харламов, в том числе и именами педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. В своих трудах ученые и педагоги-практики разрабатывали теории активизации обучения; проблемного, развивающего и личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества, технологизации образовательного процесса и т.д. Таким образом, в качестве источников развития педагогики можно назвать многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях. В Основные направления развития педагогики в начале ХХ века начале ХХ века развиваются новые педагогические направления. Одни из них были разработаны зарубежными учеными, затем успешно адаптированы в отечественной педагогике. Другие являются результатом реализации новых педагогических идей славянских просветителей и педагогов-практиков. Так в этот период получают широкое распространение следующие направления в педагогике:
Таким образом, в педагогике начала ХХ века начинают осмысливаться сущность, пути и условия гуманного становления человеческой индивидуальности и личности в процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, в разных возрастах жизни человека, в разных культурных, социальных, религиозных, природно-общественных пространствах ее самореализации. Н ^ а современном этапе актуальными являются идеи гуманистической педагогики, социальное назначение которой – практическая помощь в наиболее полном раскрытии человеком его духовно-творческого, физического, психического и социального потенциала. Рассмотрим ее основные направления и отрасли. ^ Педагогика мира Немилитаризированное воспитание и образование в духе миролюбия и взаимопонимания людей, миротворческой деятельности, устранение конфронтационных отношений между людьми и народами. ^ Вера в доброе начало и способности ребенка, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека, воспитание ненасильственного отношения к природе и всему живому, развитие гуманного принятия и взаимопонимания людей. ^ Осознание человека как творческой целостности объективного и субъективного мира, вера и знания, познание и самоосознание деятельности и самодеятельности, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, личности и индивидуальности, коллективного и индивидуального, бессознательного и сознательного, духовного и физического, земного и космического. ^ Семейная педагогика – поддерживающая, понимающая, нерепрессивная, эгалитарная (равноответственная со стороны воспитателя и воспитанника). ^ ) – развивающая, сотрудничества, сотворчества, самоактуализации личности. Дефектология (педагогика здоровья физического и духовного, сурдопедагогика, тифло-педагогика, олигофренопедагогика) – специальная, адаптивная к ребенку с отклонениями в развитии, коррекционно-развивающая самосознание ребенка. ^ Социальная педагогика – филантропическая (милосердие и благотворительность по отношению к социально обездоленным и незащищенным людям), педагогика среды (изучение путей организации культурно-образовательного пространства личности), педагогика досуга (помощь развитию культуры использования свободного времени), лечебно-коррекционная (изучение путей развития и воспитательно-образовательной помощи физически и психологически неблагополучным людям), превентивная (изучение путей и условий воспитательного влияния на социально-деструктивное поведение молодежи). ^ Педагогика- наука о воспитании человека на всех этапах его развития. Педагогика – область культуры, которая исторически сохраняет, а также информационно воспроизводит опыт ценностно-смыслового и практического влияния старших поколений на младшие в процессе воспитания, образования, просвещения и самосовершенствования человека в контексте жизни его как члена рода, семьи, нации, государства [3, с.5]. Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни [1, с.37]. Педагогика как наука оперирует обобщенной информацией и представляет собой систематизированное знание об опыте воспитания и образования человека. При этом педагогика как наука выполняет следующие функции: 1) описательную, 2) объяснительную, 3) прогнозо-предсказательную. Многими исследователями педагогика рассматривается и как искусство. Обоснование этой позиции сделал в своих работах еще немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776 –1841). Педагогика как искусство базируется на следующих положениях:
По определению известного белорусского ученого И.Ф. Харламова, предмет педагогики – это исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса [5, с. 26]. Московский профессор В.А. Сластенин и представители его научной школы в качестве предмета педагогики называют образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) [4, с.61]. Проблемы, исследуемые педагогикой:
Структура предметной области педагогики включает следующие компоненты: История педагогики Теория образования
– школоведение Дидактика Теория воспитания – прикладные методики – теория и методика воспитательной – методика самообразования работы – теория и методика самовоспитания Понятийный аппарат педагогики включает основные понятия, характеризующие представленные выше структурные компоненты:
·Научение ·Педагогическая система ·Педагогический процесс ·Педагогические технологии ^ Педагогика является сложной гуманитарной наукой, интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о личности, о законах развития общественных воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения [2, с.72]. Синтез различных наук о человеке позволяет педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. Современная педагогика, как правило, тесно связана с науками разного плана, в числе которых следующие:
|
![]() | Умк “Общая химия” ч. 1 /Е. В. Молоток, В. Н. Линник, А. Г. Назин, С. Ф. Якубовский. – Новополоцк, 2009. 128с | ![]() | В конце работы приведен список использованной литературы, в котором содержится наименований. Основная часть работы состоит из 2 глав... |
![]() | Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература | ![]() | Интенсивность 6,9 балла по шкале Рихтера, полностью уничтожен г. Спитак; разрушены гг. Ле-нинакан, Степанаван, Кировакан |
![]() | Понзин В. Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. Спб., 2001 – 115 с | ![]() | Андреева В. И. Делопроизводство: организация и ведение: учебно-практическое пособие. М.: Кнорус, 2013 |
![]() | Основная задача курса «Литература народов снг» состоит в ознакомлении выпускников факультета с развитием литератур народов, входящих... | ![]() | В 2002—2003 годах я выпустил три книги под общим названием «Мутанты живут в Болоте» |
![]() | Русская литература 60-90-х годов XIX века. Общая характеристика литературного процесса | ![]() | Зарубежная детская литература. Специфика этапов литературного развития: Средневековье и эпоха Возрождения |