1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена




Название1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена
страница1/6
Дата публикации06.04.2014
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации

Основываясь на воззрениях Н.А. Бердяева (цивилизация – «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена к прошлому, дорожит своими традициями, своей историей. Цивилизация же по своей сути ориентирована на будущее, стремится к нему, она заинтересована в новшествах, инновациях, для неё характерна идея прогресса, линейности времени. Во-первых, для науки характерны инновации, что подразумевает наличие в обществе представлений о прогрессе и линейном времени. Во-вторых, существенной чертой научного знания является объективность. Однако понятие объективности в культурной жизни весьма условно. В культуре духовный опыт уникален, индивидуален и субъективен. В восприятии культурных традиций, обычаев, норм значительную роль играют установки, ценности, религиозные убеждения конкретного рода. Цивилизация же обращена к объективности.

Зарождение науки следует рассматривать не в контексте культурного развития, а в контексте становления цивилизации. Государство, утвердив законодательство в качестве принципа, организующего жизнь социального организма, обеспечило становление науки и её органичное вживание в государственную систему.(Объективность)

Подчинённость науки цивилизации свидетельствует о том, что наука хотя и может рассматриваться, выражаясь словами К. Поппера, третьим миром, но всё же органично включена в цивилизацию, обеспечивает её выживание и определяет характер отношений в обществе. В конечном же итоге её прогресс подавляет человеческое существо, которое, как правило, не в силах отразить в сознании бесчисленное множество законов, комбинаций материй, открытых наукой. Информационная волна научного знания настолько поглощает человека, что тот не в состоянии в нужной мере осмыслить её содержание. Так, в современном мире человечество получает 45 000 страниц новых инструкций, за анализом которых совсем не остаётся времени для рефлексивной деятельности. Соответственно, наука, найдя в цивилизации благодатную почву для своего развития, превращается в ту силу, которая, будучи порождённой человеком, при неумелом обращении, выходит из-под его контроля и становится для него враждебной.

2. Зарождение первых форм теоретического познания в античной культуре. Проблема соотношения чувственного и рационального познания

Характерная особенность др-грч. Ф. состоит прежде всего противопоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока. Многие греч. ф-фы получили образование именно там.

^ Учение Аристотеля о «видах знания»:

- З., основанное на чувственном восприятии, кот. дает З. конкретных индивидуальных предметов, но мудрости, так же как и науки в таком З. нет;

- эмпейрия – опытное З.; на основе чувственного восприятия- повторяемость чувственных впечатлений; ряд воспоминаний об одном и том же повторяющемся предмете;

- искусство- «технэ»; уровень познания. З. общего и неких принципов и причин, установление закономерности. Использование их на практике.

- уровень науки (делится на подуровни) существует только ради З.

познание общего и необходимого (законов)

1-ая Ф.- высшая наука, метафизика, Ф.

промежуточная стадия- математика

2-ая Ф.- физика, изучающая чувственные сущности бытия

Метафизика (термин введен Андронием Родосским)- «то, что после физики»), особый, недиалектический метод познания. Мир рассматривается в статике и в изолированности. Учение о первопричинах бытия: чувственные и сверхчувственные сущности, причины бытия. Метафизика изучает сверхчувственные сущности. Сверхчувственное бытие- мир идей (формальная причина- «что это такое?», целевая (телеологическая- учение о цели)- «то, ради чего; куда осуществляется движение?».

^ Теория познания (гносеология) Платона. Отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

3 разновидности науки (по Аристотелю): теорет. науки (З. ради З.), практич. науки (этика и политика), продуктивные науки (творч.).

Неоплатоники. Синтез идей Платона и Аристотеля. Категория первоединого. Космический ум и косм. душа. Методы познания: алогическое познание- эротическое познание. Платонич. любовь- любовь к идее. Диалектич. познание- «воспоминание кем мы были»; метод постепенного погружения внутрь себя: отвлечение от чувственных созерцаний, мыслей и идей.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении)

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления (процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности). Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

3. Роль христианской теологии в формировании философии науки средневекового общества. Проблема соотношения веры и разума.

В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов.

В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику.

Патристика — учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II—’! вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: (<‘Верую — потому что абсур дно.).). По его мнению, чистый разум не может объяснить полностью божественные истины, которые описаны в Библии. Эти истины постигаются верой. Другой видный представитель патристики А.Августин разработал учение о теодицее — это оправдание Бога за зло, которое существует в мире. По Августину, источником зла в мире является не Бог, а сам человек. Бог наделил человека свободой воли, и человек волен выбирать между добром и злом.

Схоластика, характерная для позднего Средневековья (ХII — Х’! вв.), стремилась к обновлению религиозных догматов. Схоласты приспосабливают античные научные и философские тексты, прежде всего труды Аристотеля, к потребностям христианской теологии. Схоласты развивают навыки интеллектуального мышления, считая, что постижение Бога возможно с помощью логики и логических рассуждений.

Вершиной схоластики является учение Фомы Аквинского. Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые религиозные догматы не могут быть рационально доказаны, например, догмат о непорочном зачатии девы Марии. Он полагал, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они доступны лишь сверхразуму, то есть божественному разуму.

В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода — цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов — отцов церкви.

^ Постановка проблемы связана с именем Климента Александрийского. При всём разнообразии взглядов можно выделить несколько основных подходов:

- приммат (преобладание) В. над Р. (группа Тертулиана): вместо всякого иного З. человеку дано откровение, записанное в Библии и выраженное в жизни церкви. Следовательно, никакая наука, Ф. и религия не нужны. Нужно лишь читать и знать закон Божий. Лозунг: верую, потому что абсурдно. Августин Блаженный: верую, чтобы понимать (базир. на Платоне).

- примат Р. над В. (латинские авералисты).

Авероис ибн Рушт (Х11 в.)- крупн. философ и богослов. Прекрасно знал Аристотеля, за что получил прозвище «комментатор». Проявился конфликт «Р.- ислам». Выделил 3 группы людей: аподиктики (элита)- умные люди, люди Р.; диалектики (богословы)- дают видимость логичности, вероятность Р.; риторики- функционируют только на уровне В. Последователи Авероиса: философы- шизофреники (с одной стороны- верующие, с другой- философы). «В религии мы будем верующими людьми, а в Ф.- людьми Р.». И там, и там будет истина- концепция двойственной истины (Сигер Браванский, Иоанн Жоденский). В 1277 г. епископ Этьен Тампьер провел Собор, на котором были преданы анафеме 218 утверждений-истин.

- компромисс (примирение Р. и В.). Фома Аквинский. «Верить- принять некую информацию потому, что она дана нам Богом». «Знать- принимать нечто, как истинное потому, что логически доказано в свете естеств. Р.». Ф. Аквинский создал «Сумму теологии»- попытку проверить религиозные догматы. Оказалось, что некоторые догматы доказуемы (существование Бога), некоторые- недоказуемы (непорочное зачатие).

Принцип иерархии:

- религия (божественное откровение);

- философия ( «служанка богословия»);

- науки, исследующие мир;

Вывод: наука и В.- 2 разных типа знания, каждое из которых необходимо человеку.

4. Особые формы средневекового знания: астрология и алхимия

В период Средневековья формируются специфические формы знания:

1. Натуральная магия

2. Алхимия

3. Астрология

Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) — ХII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика — это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики.

Алхимики полагали, что любое вещество — это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества — мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

Астрология — учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака.


5. Идея создания «новой науки» в философии нового времени. Сенсуализм и рационализм. (Ф. Бэкон и Р. Декарт)

Ф. становится светской дисциплиной. Меняется отношение к жизни. Ч. вынужден разрабатывать новые познавательные модели мира. Философия стала ориентироваться на земное (что такое природа и космос?), внутр. законы природы. Все это привело к разработке методологической проблематики. Существовали 2 точки зрения: что в Ч. является более прочной основой- чувство (эмпиризм, сенсуализм) или Р. (рационализм).

Ф. Бекон- основатель экспериментальной науки. Пытался соединить теорию и практику в исследованиях. Скептицизм характерен для любого философа нового времени. Подвергались сомнению догмы и предыдущие учения. Учение об Идолах. 4 рода Идолов, мешающих человеку получить З. (“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты )

Учение о 3 видах познания:

1- путь паука (рационализм)-факты не нужны

2- путь муравья (эмпиризм и сенсуализм); сбор фактов и последующее их обобщение. Затем делаются выводы и создается теория.

3- путь пчелы. Теория создается на основе эмпирической реальности. Сбор фактов и их переосмысление

Ф. Бекон разработал индуктивный метод – от частного к общему (учитываются отрицательные факторы). Он ставит науку в центр культур. Сциентизм- мировоззренческая установка, утверждающая, что именно наука может решить все человеческие проблемы. «Остров Бенсалем»- утопическое произведение об обществе с центром в «доме Саломона», где ученые заведуют отраслями З. Мудрец- жрец. Ученые- священники.

Рене Декарт- рационалист. Рационализм пытается достичь абсолютной истины. Критерии рационализма: общезначимость З. (полная индукция), всеобщность и необходимость З. Дедуктивный метод- от общего к частному.

5 правил метода:

- я сомневаюсь, значит существую (сомнения тотального характера);

- простые и очевидные истины, признание врожденных идей. Врожд. идеи- первичные, максимально простые, ясные, отчетливые идеи, кот. познаются интуитивно.

- любой сложный предмет исследования необходимо анализировать. Анализ – разделение для того, чтобы найти первооснову;

- путь синтеза- создание теории

- исследование- учет всех обстоятельств и признаков.

Джон Локк. Эмпирическая модель познания.


6. Философия науки в немецкой классической философии (И. Кант и Г.В. Гегль)

И. Кант (18-19 в.)- синтез рационализма и эмпиризма. «Критика чистого разума»- критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. “Критика разума, рассуждающего априорно”. Априорно- то, что дано до всякого опыта, апостериорно- после опыта. Априорные структуры- априорные формы чувственного познания и априорные формы рассудочного познания (категории ума). Совершенное научное З.- априорно, эмпирическое- апостериорно. Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта. В науке, в процессе познания, человек имеет дело не с объективным, а с тем, что проходит через его априорные формы познания. Научное З. должно быть синтетическим. Смысл науки- приращивать информацию.

Гегель – вершина нем. классич. ф-фии. Создатель универсальной системы диалектического идеализма, впервые сформулировал 3 закона диалектики. Натурфилософ, объективный идеалист, диалектик идеалистический.

Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена icon1. исторические пути формирования украинской культуры. Понятие «культура»...
Культуру можно классифицировать по государственно-политическому принципу. Что характеризует данную классификацию?

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconПлан Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности....
Исторические пути формирования украинской культуры. Культура древнейшего населения на территории украины

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconКультура как общественное явление Культурология как интегративная...
Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества....

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconПримерные вопросы для подготовки к зачету
Соотношение понятий «природа» и«культура», «культура» и «цивилизация» (Ж. Ж. Руссо, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconПроцесс глобализации в наше время определяет все сферы общественного...
Можно сказать, что большие культуры создают свои глобализационные проекты, которые являются следствием сочетания генетической информации...

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconЧто такое культура?
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель....

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconМедиативной культура
...

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconОсновные периоды развития китайской культуры
Баньпо, Дахэцунь. Начало земледелия, производство керамики. Культура Мацзяяо. Расписная керамика. Древняя цивилизация нефрита Гуншань....

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconПрограмма по культурологии для вступительного экзамена в аспирантуру...
Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в...

1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация «смерть духа культуры») можно сказать, что культура обращена iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов