Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания




НазваниеВопросы де n1. Культурология в системе научного знания
страница1/18
Дата публикации06.04.2014
Размер1.89 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Культура > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Вопросы

ДЕ N1. Культурология в системе научного знания.

1. Культурология как наука и учебная дисциплина

2. Структура культурологии

3. Культура как объект исследования в культурологии

ДЕ N2. Основные понятия культурологии.

4. Ценности и нормы культуры

5. Культура как система знаков

6. Динамика культуры

ДЕ N3. Типология культуры.

7. Основания типологии культуры. Восточный и западный типы культуры

8. Исторические типы культуры

9. Место и роль России в мировой культуре

ДЕ N4. История культурологической мысли.

10. Ранние этапы становления культурологического знания

11. Культурологические концепции XIX - первой половины ХХ века

12. Культурологические концепции ХХ - начала ХХI вв.

ДЕ N5. История мировой и отечественной культуры.

13. Традиционная культура первобытности

14. Культура Востока

15. Основные этапы развития западноевропейской культуры

16. Культура России

 
^

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Культурология: краткое пособие: http://ndo.sibsutis.ru/bakalavr/sem2/course30_2/main.htm

  2. Лекции по культурологии: http://phpo.ru/kulturologiya/lekcii-po-kulturologii/

  3. ^

    Конспект курса лекций по культурологии. Шахты, 2008 (на странице группы Вконтакте)


Лекция 1. Культурология как наука
1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Культурология является одной из самых молодых наук. Она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина в 50-е гг. 20 века. Термин “культурология” впервые появляется в работах американского антрополога Лесли Олвина Уайта (1900—1975), который с середины XX в. начал активно применять его для обозначения новой научной дисциплины, родившейся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Он обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы.

В западной науке название “культурология” не привилось, но за последние несколько десятилетия прочно закрепилось в России. Это связано, в первую очередь, с тем, что, в отличие от российской традиции, связывающей понятие культуры, прежде всего, с художественной и просветительской практикой и проблематикой, западная научная традиция феномен культуры понимает преимущественно в социально-этнографическом смысле. Отсюда основными науками о культуре в Европе и Америке являются культурная антропология, новая культурная история, постструктурная лингвистика. Наиболее близка к культурологии культурная антропология, но она носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Она не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и науки и т.д.

Появление специальной науки, изучающей культуру, сравнительно недавно отнюдь не означает то, что культура начала изучаться только в прошлом столетии. Исследование феномена человеческой культуры уходит своими корнями в античную цивилизацию. Сложно представить такую эпоху в истории человечества (за исключением, разве что, первобытного общества), когда бы не происходило осмысление культуры как ведущего фактора в развитии нашего вида. Культура изучалась и продолжает изучаться в рамках философии, истории, антропологии, социологии, искусствознания, этнологии, археологии и многих других наук.

Тем не менее 20 век привнес понимание того факта, что ни одна из этих наук не способна составить целостное представление о культуре. Каждая из них, ограничивая объект своего исследования, проблематику и методы, изучает лишь одну из сторон многогранного феномена человеческой культуры. Именно поэтому в 20 веке возникло понимание необходимости в комплексной науке, изучающей феномен культуры в самом широком смысле этого слова. Культурология – это комплексная наука о культуре в самом широком понимании этого слова, наука о закономерностях, формах бытия и социальных институтах культуры.

Появление культурологии было обусловлено следующими причинами:
- необходимостью выработки такого понимания культуры, которое может способствовать связи теоретических представлений о ней и практического ее воплощения во всех сферах человеческой деятельности;

- стремлением к выработке наиболее объективного понимания культуры, основывающегося не на особенном, а на общем, которое может способствовать диалогу культур;

- необходимостью целостного анализа культуры как объекта государственной политики;

- необходимостью формирования культурных потребностей человека.

Предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них: история культурологии, культуроведение, социология культуры, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие культуры, история культуры, художественная культура, философия культуры. Таким образом, культурология предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру.

Предметная область культурологи может быть определена по-разному и зависит от целей культурологического познания. В ней можно выделить теоретический, фундаментальный и прикладной уровни.

^ 2. Методы культурологии.

Методами изучения культуры и культурологии являются:

  1. Исторический - предполагает особое внимание к изучению генезиса, развития и угасания культурных явлений во времени.

  2. Диахронический – рассматривает в хронологической последовательности возникновение, развитие, проявление фактов, явлений, событий мировой и отечественной культуры

  3. Синхронический – предусматривает совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении времени их развития с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий

  4. Семиотический – изучает культуру как знаковую систему

  5. Психологический – изучает психологические особенности национальной культуры – и её носителя

  6. Биографический – включает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, отраженного в его культурной деятельности

  7. Моделирования – предусматривает создание модели определенного периода в развитии культуры. Для выявления его наиболее существенных черт

  8. Сравнительно-исторический – использует сравнение как средство для сопоставления исторических срезов ряда явлений культурного комплекса и проникновение в их сущности

  9. Структурно- функциональный – раскладывает исследуемый объект культуры на составные части и выявляет их внутренние связи, обусловленности взаимоотношений. На базе данного метода была разработана методология исследования культурно-генетических процессов, получившая название – герменевтика – учение и искусство истолкования текстов.

^ 3. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе

Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания icon1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II
Культурология: Учеб пособие/С. В. Лапина, Е. М. Бабосов, К90 А. А. Жарикова и др. Под общ ред. С. В. Лапиной. Мн.: Тет-раСистемс,...

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconЛекция 1 08. 02. 2011 Тема 1 Введение в культурологию Культурология...
До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии...

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconЭкзамен Общая психология Сравнительный анализ житейского и научного...
Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания icon8. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
Она включает как деятельность по получению нового знания, ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, а также...

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconВопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология» для студентов 4 курса специальности «Культурология (по направлениям)»...

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconКультурология в системе социально-гуманитарного знания. Культура....
Понятие культурогенеза. Проблема происхождения человека и происхождения культуры

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания icon1. Место социальной психологии в системе научного знания
С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и...

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconМесто социальной психологии в системе научного знания
СΨ возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconОсновные этапы развития управленческой мысли
Становление школы научного управления как специфической отрасли научного знания в конце XIX – начале XX вв

Вопросы де n1. Культурология в системе научного знания iconВопросы по курсу
Социальная философия как область философского знания. Проблема возможности научного изучения социальных явлений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов