Скачать 488.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА КАФЕДРА «Общеобразовательные дисциплины» УтверждаюПроректор по академическим вопросам ____________Дуйсенгулова Н. С. «____»_______________20__ г. Образовательная программа бакалавриата Специальность 5В090800 «Оценка», 5В050800 «Учет и аудит», 5В051100 «Маркетинг» Рабочая программапо дисциплине «Социология» Алматы, 2012Составитель: к.ф.н. ___________________________ ^ подпись Ф.И.О. Рабочая программа составлена на основе: типовой программы дисциплины (для обязательного компонента) «Философия» для студентов специальности 5В090800 «Оценка», 5В050800 «Учет и аудит», 5В051100 «Маркетинг» Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «ООД» Протокол №1 от «28» августа 2012 г. Зав. Кафедрой «ООД» к.и.н. ___________________________ Осколков В.С.. подпись Ф.И.О. Рабочая программа одобрена на заседании УМС НОУ «МАБ» Протокол № 1 от «29» августа 2012 г. 1 Предисловие Данная дисциплина рассматривает и изучает процессы, которые происходят в обществе, предмет социологии, в котором учтены многообразные аспекты знания социальной структуры, позволяющие составить представление о специфике науки и провести разграничение между ней и другими социально-гуманитарными дисциплинами: философией, культурологией, психологией, историей, политологией. Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
Целью преподавания дисциплины является: ознакомление студентов с теориями и концепциями, которые имели и имеют место в социологии социальной структуры и с реальными социальными структурами современных стран мира. Особое внимание обращено на рассмотрение современной социальной структуры Казахстана. Задачи изучения данной дисциплины заключаются в: - систематизация знаний студентов о теориях по социальной структуре; - формировании наиболее целостного и систематического представления о сущности, структуре и механизмах функционирования социальной структуры; - формировании представления об основных социологических школах, направлениях и теориях; - показе места и роли социальной структуры Казахстана в социологических системах мировой цивилизации; Пререквизиты: «Философия», «История Казахстана», «Культурология». Постреквизиты: «Этика бизнеса», «Психология», «Философия бизнеса». ^ освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра Общие компетенции: знать: основные понятия, теории и концепции социологии социальной структуры, сущность, типы и виды социальной стратификации, основные проблемы социологии социальной структуры Казахстана; - уметь: раскрывать сущность социальной структуры, как весьма сложной, многоуровневой системы, анализировать взаимоотношения классов, партий и социальных групп, страт, применять социологические методы к анализу исследования региональных социальных структур; овладеть навыками: самостоятельной работы по овладению спецификой исследования разнообразных социальных структур. ^ знать: специальные термины предмета социологии и специфические направления социологических исследований - уметь: анализировать процесс развития теоретической мысли в социологии, начиная с первобытной эпохи и заканчивая современностью, обусловившей происходившие изменения в значении ведущего понятия «социальная структура» от эпохи к эпохе. овладеть навыками: активного усвоения научного наследия социологии, сформировать социологический взгляд на экономические взаимоотношения в обществе. Экономические и организационно-управленческие компетенции: (при их наличии) ^ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Культура как объект и предмет культурологии Смысл и назначение культурологии. Многообразие и многозначность подходов к исследованию культуры. Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о культуре. Понятие культуры в эпоху Возрождение. Просветительские концепции культуры. Отношение к культуре как к процессу постоянного усложнения общества, роста разумности и рациональности. Структурно-функциональный подход к культуре. Концепции А. Ратклифф – Брауна, Б. Малиновского, М. Мид. Основные положения функционализма Т. Парсонса. Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда. К. Юнга.Западн-европейские игровые концепции: И. Хейзинга, Х. Ортегга – и –Гассет, Г. Гессе. Специальные институты и организации культуры как способ стабильного существования общества. Культурология как философия культуры. Взаимодействие культурологии с психологией, социологией, юриспруденцией. Специфика и назначение курса «культурология» в экономической сфере. ^ Сущность культуры: культура как традиция. Сохранение культуры, ее базовых оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой. Трансляция культуры – опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума и развития культуры. Обновление культуры – институты обновления, инновационные воздействия на «код культуры». Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Духовная и материальная культура. Вещь – опосредующий фактор межличностного и межкультурного общения. Духовные ценности как отражение представление человека о мире, о обществе, о самом себе. Ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы. Функции культуры. Поле функциональности культуры. Ценностно-нормативная функция – выработка сохранения и ретрансляция норм, ценностей, обычаев, обрядов. Преемственность в культурном развитии и наследовании. Информационно-коммуникативная функция. Информация – гносеологический потенциал, информационное богатство культуры. Язык как важнейший и системный носитель коммуникативной функции. Игровая функция культуры. Природа и значение игры как функции культуры и явление культуры. Роль игры в жизни общества. Функция социализации – приобщение человека к миру культуры к миру других людей. Воспитание и самовоспитание. Организационно-регулятивная функция культуры. Динамика культуры. Причины и механизм культурной динамики. Место культуры: надстройка, традиция или самобытность. Понятие «прогресса» и «отставания» в культуре. Основные направленность социокультурного прогресса. Источники и факторы культурной динамики. Инновация – изобретение, ее социальные и культурные предпосылки. Наследование. Культурное наследие как общая сумма общества в сфере культуры, традиция как передача непосредственно используемых прошлых образов. Диффузия как распространение культуры в географическом, территориальном или социальном смысле. Динамика культур в современном мире. Роль субкультур, национальных меньшинств и социальных конфликтов динамики культуры. |
![]() | Междисциплинарные связи социологии (социология и социальная философия, социология и история, социология и психология, социология... | ![]() | Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде |
![]() | Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная... | ![]() | Социология – это наука об обществе. Термин «социология» впервые появился в 1839 г. В названии 6-го тома «Курса позитивной философии»... |
![]() | ![]() | ... | |
![]() | Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих... | ![]() | Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов |
![]() | Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальное и патологическое состояние и предлагать... | ![]() | Охватывают фундаментальные вопросы по базовым курсам, изученным за 5 летпоследующим разделам основной образовательной программы специальности... |