Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие




НазваниеЛубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие
страница1/24
Дата публикации05.03.2016
Размер3.79 Mb.
ТипИзложение
zadocs.ru > Культура > Изложение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24












УДК 796.29:062.4(075.8) ББК 75.4 Л 82

ОТ АВТОРА

Издательская программа «Физическая культура и спорт»

Руководитель программы — доктор педагогических наук,

профессор Ю. Д. Железняк

Рецензенты:

доктор биологических наук, профессор В. К. Балъсевич;

доктор философских наук, профессор В. И. Столяров

Лубышева Л. И.

Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб. посо­бие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0804-3

В учебном пособии раскрываются методологические основы науки «Со­циология физической культуры и спорта»: цель и задачи, структура и функ­ции, а также проблемы развития физической культуры и спорта как самостоя­тельного социального института. В книге предлагаются новые подходы и концепции физической культуры и спорта как ключевых социальных явле­ний, рассмотренных с позиции современного социологического знания.

Изложение алгоритма конкретно-социологического исследования и мето­дологии прикладной социологии делает эту книгу полезной как для студен­тов, так и для аспирантов, научных работников, преподавателей высших физкультурных учебных заведений и факультетов педагогических вузов.

УДК 796.29:062.4(075.8) ББК 75.4

©Лубышева Л. И., 2001
ISBN 5-7695-0804-3 © Издательский центр «Академия», 2001

Социология физической культуры и спорта — составная часть социологической науки и строится на методологии общей социо­логии. Суть ее заключается в том, что социальная жизнь, к кото­рой относятся и физическая культура, и спорт, — результат совме­стной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено прежде всего тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя современными благами ци­вилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура и спорт, являясь неотъемлемой частью со­циальной жизни, — результат целостного общественного разви­тия. Социология физической культуры и спорта обеспечивает воз­можность исследования социальной сущности данного процесса.

В самом общем виде социология физической культуры и спорта отвечает на вопросы: почему возникли физическая культура и спорт, зачем люди разных возрастов, различных социально-демографи­ческих групп занимаются физкультурно-спортивной деятельнос­тью, что в результате этих занятий получают каждый человек и общество в целом, чего люди ожидают, к чему стремятся в ходе занятий, чему отдают предпочтение и чем они недовольны? Очень важно, что именно наука дает ответы на вопросы о том, как заин­тересовать и вовлечь людей в физкультурно-спортивные занятия.

Велика роль социологии физической культуры и спорта в ис­следовании противоречий в развитии современного спорта и обо­сновании путей их преодоления. Спортивная карьера, социализа­ция спортсмена, формирование у него социальной ответственно­сти в интересах общества и личности спортсмена — вот лишь не­большой круг проблем, которые исследует наука «социология фи­зической культуры и спорта». При определении ее предмета пони­мается, что физическая культура и спорт являют собой два полно­ценных самостоятельных феномена. Возможно, в будущем возник­нет необходимость их раздельного социологического изучения. Признавая обоснованность этой точки зрения, тем не менее на данном этапе развития этой науки целесообразно объединить со­циальные проблемы физической культуры и спорта в рамках од­ного учебного курса.

Изучение социологии физической культуры и спорта составля­ет необходимый компонент подготовки специалиста в этой облас­ти. Данный учебный предмет призван формировать профессиональ-

3

ную культуру специалиста, его мировоззренческие позиции в от­ношении социальной значимости будущей профессиональной де­ятельности. Знакомясь с основами прикладной социологии и ме­тодологией конкретного социологического исследования (КСИ), будущий специалист получает важный инструмент для более глу­бокого познания физической культуры и спорта.

Предложенный учебный курс социологии физической культу­ры и спорта состоит из шести глав и приложений.

^ Первая глава дает представление о социологии как науке об обществе, как основной категории социологического знания.

Вторая глава посвящена главным методологическим основам становления и развития социологии физической культуры и спорта в качестве прикладной науки.

В третьей главе представлен анализ современной концепции физической культуры и спорта.

Четвертая и пятая главы представляют содержательные харак­теристики физической культуры и спорта как самостоятельных социальных феноменов, а также показывают пути их интеграции в современном обществе.

Очень важной для освоения процедуры и техники проведения социологических исследований является шестая глава, посвящен­ная методологии и организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта.

В приложении даются примерная программа КСИ, набор учеб­ных тестов и краткий словарик по социологии физической культу­ры и спорта.

Глава I

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Определение социологии как науки. Социология в системе соци­альных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и мето­ды. Структура социологии. Функции социологии. Что такое обще­ство. Понятие общества. Социальные и социетальные системы. Об­щество как социетальная система. Общество и индивид. Государ­ство. Гражданское общество. Типология обществ. Эволюция, изме­нение, развитие общества

^ Определение социологии как науки

Когда во второй трети XIX в. О. Конт и Г. Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — одна из ведущих научных дисциплин.

Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед челове­ком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разде­лять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить ком­промиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изо­билует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке.

Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится се­мья, студенческая группа, общество, мировое сообщество.

Социология помогает разобраться в сложных социальных сис­темах и структурах, понять, как живет и функционирует соци­альный мир.

В России и на Западе долгое время существовало мнение, что социальные знания нужны только тем, кто занимается полити­кой, культурой. Однако социальный мир исключительно сложен.

5

Он полон кризисов, конфликтов, противоречий. Кому из нас не нужно взаимопонимание, добрая воля? Легче не допустить конф­ликта, чем его разрешать. Это будет возможно тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего мира. Социо­логия как раз и является наукой, позволяющей понять социальный мир, социальное взаимодействие личности.

Социологический анализ отражает решение трех главных воп­росов:

  1. Как формируются социальные структуры, каковы причины и условия образования различных форм социальной организации?

  2. Каким образом эти социальные структуры и образцы поведе­ния приобретают устойчивость и стабильность?

  3. Как изменяются и разрушаются социальные структуры, како­вы причины социальной дезорганизации?

Ответы на поставленные вопросы выдвигают основные пробле­мы социологии: насколько возможен социальный порядок и ка­кими способами его добиться.

Социология — это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей, социальных ин­ститутов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей.

Главная цель социологии — объяснение и рациональное пони-» мание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем.

^ Социология в системе социальных наук

Достаточно конкретное осмысление проблем социальной жиз­ни характерно для многих наук, к которым относятся философия, юриспруденция, антропология, психология, экономика. Все они родственны социологии и, более того, используют социологичес­кие методы для решения своих проблем. Социология занимается рассмотрением процессов современного общества. При изучении закономерностей его развития социология пользуется теми же ме­тодами, что и естественные и гуманитарные науки. Имея с ними общую методологию, она использует, как правило, математичес­кие методы, моделирование, эксперимент. Как и многие другие науки, социология имеет прикладной, практический характер.

Рассмотрим особенности перечисленных наук и их связь с со­циологией.

Антропология, применяя социологические методы, изучает глав­ным образом небольшие племенные общества. В то время как со­циология в основном изучает крупные современные общества Ев­ропы и Америки.

6

Экономика исследует производство, распределение и потребле­ние наличных ресурсов, уделяя главное внимание изучению таких проблем, как безработица, инфляция, торговля.

Политология изучает, как люди приходят к власти на основе распределения ресурсов, исследует деятельность правительств, по­литических партий, специфику поведения избирателей и т.п.

Вопрос о соотношении социологии и философии был актуален в XIX в., когда социологию отождествляли с философией истории. Однако это далеко не так, хотя бы потому, что работа философа сводится в основном к теоретическим изысканиям. Современный же социолог — это исследователь, который строит собственную научную программу, формирует гипотезы, организует выход на исследовательскую среду. Вместе с тем жестких и однозначных гра­ниц между философским и социальным знанием не существует. В то же время для философского постижения мира и философского знания характерны всеобщность, целостность, концептуальность. Однако философия имеет свои границы в научном понимании мира — это наука умозрительная, созерцательная. Когда же требу­ется познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то умозрительный метод малоэффективен и ограничен. Так рожда­ются утопии.

Наконец, психология — это научное исследование индивиду­ального поведения. Например, психологи анализируют, как люди овладевают навыками чтения и речи, как формируется личность, каковы ее. потребности, интересы, мотивы поведения.

Чем же отличается социология от родственных социальных наук? Прежде всего и главным образом тем, что социология изучает об­щество в целом как единую целостную систему, как единый и особый организм.

  1. Для социологии нет специально отведенной области, которая присуща конкретной сфере общественной жизни. Речь идет об изу­чении «первокирпичиков» социальной жизни, из которых затем составляются общественные строения, имеющие свои функции.

  2. Изучая конкретную сферу жизни общества, социолог стре­мится взглянуть на процессы, происходящие в политике, эконо­мике, семье или образовании, сквозь призму социальных отноше­ний, социальных институтов, общественных ценностей.

  3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений. Это касается и такой области жизни общества, как спорт.

Таким образом, социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное, т.е. через призму социальных явлений, про­цессов, отношений, составляющих сущность социальной реаль­ности — социума как объекта социологии. Следовательно, социо­логия — наука о целостности общественного организма, обще­ственной жизни, о целостности общественных отношений.

7

Ключевое определение: социология — это наука об об­щих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и мето­дах их реализации в действиях людей, их общностей и общества в целом.

^ Научный статус социологам: объект, предмет и методы

Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конк­ретной наукой. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, система категорий законов, отражающих объект. Со­ответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятий­ная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исто­рического развития, плод усилий многих поколений ученых, каж­дое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а зна­чит, расширило предмет этой науки. Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выя­вить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль. Первое дает статичес­кую, а второе — динамическую картину общества. Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духов­ные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как на­уку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных от­ношений, взаимосвязей.

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первич­ный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, кол­лектив крупной организации, объединения); общность (рабо­чие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, об­щество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и зако­номерности.

Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

  • групповое взаимодействие (например, классы);

  • социальные институты: семья, образование, культура;

  • основные структуры человеческого общества;

  • социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).

Методы социологии. На каждом уровне социологических иссле­дований существует своя методика. На эмпирическом уровне про­водятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методи­ческих и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пыта­ются осмыслить социальную реальность как единое целое, исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (сим­волический интеракционизм).

^ Теоретические методы. Значительное место в социологии зани­мает структурно-функциональный метод, с позиций которого об­щество рассматривается как функциональная система, характери­зующаяся своей устойчивостью. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элемен­тов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход имеет следующие черты:

  • в центре внимания оказываются проблемы, связанные с фун­кционированием и воспроизводством социальной структуры;

  • структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

  • функции социальных институтов определяются в соответ­ствии с состоянием интеграции, приводящей к равновесию соци­альной структуры;

  • динамика социальной структуры объясняется исходя из принципа консенсуса — принципа сохранения социального рав­новесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод, который опирается на определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политичес­кой сфере различных народов много общего. Сравнительный ме­тод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, формы се-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconШляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб...
Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, канд ист наук Е. Н. Мастеница

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconПрограмма книгоиздания России Издательская программа «Учебники и...
Коррекционная педагогика: Основы обучения и вос-К68 питания детей с отклонениями в развитии: Учеб посо­бие для студ сред пед учеб,...

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconВопросы к экзамены по ифк общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconРасписание занятий факультета физической культуры и спорта 1 курс
Методика обучения и воспитания физической культуры (добор баллов.), доц. Горлова Ю. И

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconСпорт в жизни молодёжи
Роль спорта и физической культуры в современном обществе. Положение и соотношение друг с другом спорта высших достижений и массового...

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconВопросы экзамена по теории и методике физической культуры и спорта
Характеристика теории и методики физической культуры как научной и учебной дисциплины

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconВопросы к экзамену по «Физиологии спорта»
Физиология спорта, ее содержание и задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение для теории и практики физической...

Лубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие iconПлан мероприятий управления физической культуры, спорта и туризма...
План мероприятий управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов