4. Прикладная культурология




Скачать 185.15 Kb.
Название4. Прикладная культурология
Дата публикации23.08.2013
Размер185.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Тема 4. Прикладная культурология

Основные вопросы

  1. Предпосылки формирования прикладной культурологии

  2. Объект и предмет прикладной культурологии

  3. Научные основания прикладной культурологии

  4. Практическая деятельность специалистов прикладной культурологии



1. В предыдущей лекции мы рассмотрели положение культурологии в системе наук о человеческой жизнедеятельности. Выявили цель культурологии  – реконструкцию картины мира, изучение ментальной конструкции (имеющей отношение к совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов), разворачивание которой во всех видах деятельности и есть культурная жизнь социума.


Системные научно-теоретические исследования культуры, целенаправленное раскрытие всеобщих закономерностей функционирования культуротворчества подвели к необходимости и позволили применять результаты фундаментальных наук в практике для решения социально-практических проблем, комплекса вопросов прогнозирования, проектирования и управленческого регулирования определенных параметров социокультурных процессов. Прикладной уровень культурологического познания, который формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии, логично привел к возникновению прикладной культурологии как научной отрасли.

Расширение потребностей специалистов и управленческого персонала в знании и применении на практике результатов культурологического анализа вызвано не только необходимостью осуществления государственной социальной и культурной политики, проводимой специализированными культурными институтами и общественными организациями, но и существованием глобальных факторов: интенсивным расширением межкультурные контактов и развитием международного туризма; усилением во многих странах процессов аккулыпурации и внедрением социокультурных инноваций; актуализацией явлений модернизации и постмодернизации во многих традиционных обществах, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменением соотношения между городской и сельской культурой; трансформацией традиционного типа личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; появлением во многих странах мира проблемы социокультурной реадаптации1 общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно-антропологическим фактором.

В научной и социальной практике советского периода прикладной уровень культурологического познания развивался долгое время в рамках культурно-отраслевого подхода. Это было связано с теоретическими постулатами марксизма, отводившего культуре вспомогательную роль на уровне надстройки. Культура сводилась к таким областям практики, как духовная, художественная, образовательная, научная деятельность, где могли находить применение рекомендации культурологов, разработки социологии художественной культуры и искусства, социологии культурной деятельности (в широком понятии духовной активности — деятельности работников науки, образования, учреждений культуры). Исследовались также социальные перемещения в сфере труда, обращение людей к разным информационно-пропагандистским источникам, выявлялись масштабы групп верующих и атеистов, а значит затрагивались культурологические аспекты этих проблем: мотивы, установки действий людей, ценностные ориентации разных групп и слоев, уровень конфронтационности или согласованности таких ориентации и др. В 80-е годы в советском обществоведении стали появляться работы, обосновывающие необходимость применения культурологического познания как самостоятельного, междисциплинарного направления, которое включает в себя теоретический и прикладной уровни. Сейчас уже можно говорить о достижении определенного уровня развития теоретической культурологии, ее же практическое направление значительно отстает. В наиболее полном объеме используются те аспекты прикладной культурологии, которые развивались в советский период в рамках таких отраслей знания, как социология художественной культуры и искусствознания (музееведение, худож. воспитание молодежи и др.), управление отраслью культуры (библиотековедение, охрана памятников культуры, подготовка специалистов в сфере художественного творчества и организации досуга, организация концертной деятельности, деятельности театра, кино и т.п.). Российская культурология в условиях модернизации общества, выработки адекватной современным требованиям культурной политики преодолевает узковедомственный подхода и формирует ее практическую, прикладную сферу на широкой социокультурной основе. Культурологическая экспертиза, социокультурное проектирование и соответствующие технологии становятся неотъемлемыми компонентами при выработке решений в самых разных областях практики. Мировой опыт свидетельствует, что прикладное культурологическое знание успешно находит практическое применение в следующих областях: регулирование социальных отношений при взаимодействии разных социальных и культурных групп, слоев; регулирование этнонациональных взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми разными факторами; устранение или минимизация причин отклоняющегося поведения (пьянства, алкоголизма, наркомании и др.); в процессах социализации личности, социальной и культурной адаптации человека к модернизационным переменам, в ходе психологического консультирования по разным жизненным проблемам; в повышении социальной эффективности деятельности СМИ, а также в ходе регулирования любых процессов коммуникации между группами и слоями, между социальными институтами и личностью, между производителями и потребителями (напр., в рекламной деятельности, в деятельности public relations). Особо остро стоит вопрос об организации и проведении исследований по прикладной культурологи в Республике Беларусь. Например, существует комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в развитии культуры общества, социокультурным формированием личности, с организацией в сфере свободного времени разнообразных видов культурной деятельности и культурного общения.

2.^ Прикладная культурологи – область культурологии, которая раскрывает средства, методы и формы привлечения человека в мир культуры, определяет механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывает технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических, интеллектуальных, художественно-творческих потенций людей, проявление их социально-культурной активности.

^ Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации (процесс приобщения к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, эле­ментарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды); социализации (процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация де­терминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональ­ных, общественных, семейных и иных социально значимых функций); инкультурации (вовлечение человека в мир культуры; в систему зна­ний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности); самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика во­влечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество.

Предметом прикладной культурологии выступаю объективные реалии современного мира и его культурных процес­сов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры.

Прикладная культурология исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке повседневной, практической культуры, которая обеспечивает самоконтроль социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения.

^ Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

- приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах дея­тельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нрав­ственной и эстетической позиции;

- формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, сти­мулирование развития творческих потенций личности;

- создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизве­дение ценностей культуры;

- усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

- удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

- регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

^ Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм со­здания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях

формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физи­ческом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функциональ­но содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональ­ных кадров социально-культурной сферы.

Одна из узловых и наиболее сложных задач прикладной культурологии связана с формированием у разных групп населения, и в первую очередь молодежи, системы ценностных ориентаций.

^ Сверхзадача прикладной культурологии — превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать созидающий потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку. Средствами решения этой задачи выступают система непрерывного образования; просветительная деятельность теле¬видения, радио, периодической печати, учреждений культуры; различные формы любительского творчества.

3. ^ В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими ryманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Области научного знания, составляющие прикладную культурологию, это, в первую очередь:

1) общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы;

2) аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культур­ные механизмы формирования ценностных ориентации и приоритетов соци­ального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры;

3) теория, методика и организация институциональных форм социаль­но-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);

4) теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирова­ния неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокуль­турной жизни;

5) методика формирования обыденной (повседневной) культуры; осо­бенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; фор­мирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, обра­зовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности;

6) проективная культурология: социокультурное проектирование; прин­ципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культур­ных процессов;

7) социокультурная адаптация; формирование благоприятной культур­ной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, при­ведение ее в сответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокуль­турных контактов;

8) культура общения; формирование коммуникативной культуры инфор­мационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования сложившихся технических возможностей общения;

9) культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура обществен­ного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и при­кладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;

10) функциональная культура: информационно-методическое обеспе­чение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.

Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:

- профессионально-трудовая деятельность;

- системы непрерывного образования;

- область семейно-бытовых отношений;

- сфера социально-культурной жизни.

Прикладная культурология строится на обоснованной фундаментальной культурологией классификации функций культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э. В. Соколов) и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур (С. Н. Артановский, С. Н. Иконникова, Э. А. Орлова), на концепции эволюционизма (Э.Тайлор, Л.Морган), диффузионизма (Ф.Ратцель, Т.Хейердал и др.), на принципах социодинамики культуры (М.Вебер, П.Сорокин), на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, В.Шубарт) как методологической базе дифференциации и интеграции современных технологий вовлечения разных групп населения в мир культуры. Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просветительной деятельности и методика стимулирования социально-культурного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н. Я. Чаадаев, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, П. Н. Милюков. Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социаль¬но-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С. Л. Франк, В. В. Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Л.Уайт, Ю. М. Лотман).

Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено потребностью общества обеспечить:

- научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности;

- осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере;

- эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов;

- разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций;

- передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта;

- обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.

Функции2 прикладной культурологии проявляются:

- в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;

- в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;

- в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций;

- в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

^ Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки. Это:

- витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;

- социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;

- политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;

- моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;

- эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

- научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

- религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.


4. Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие социально-культурная деятельность. Субъектами ее могут быть государ­ственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общно­сти, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

Направления деятельности субъектов:

создание ценностей культуры, осуществляемое как профессиональными специалистами (учены­ми, конструкторами, писателями, художниками, композиторами, актерами, музыкантами, архитекторами, дизайнерами, модельерами, ювелирами и т. п.), так и любителями социального, художественного и научно-технического творчества;

освоения цен­ностей культуры, практически объединяющее все население планеты, каждый представитель которого становится субъектом последовательного овладения различными компонентами культуры - от санитарно-гигиенической, комму­никативной, семейно-бытовой до художественной, нравственной, правовой, экономической, политической, экологической, физической;

обеспечение связи эпох, преемственности куль­туры и передачи ее достижений из поколения в поколение, выражаемое в дея­тельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия;

распространение ценностей культуры, относящееся к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств мас­совой информации и различных форм культурно-просветительной деятельно­сти, руководящих процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры; педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, сред­них специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации;

социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспект­ных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде;

дальнейшее развитие куль­туры, обогащение ее содержания, расширение форм ее проявления пред­ставлено менеджерами социально-культурной сферы, выполняющими организационно-посреднические, административно-управленческие и психолого-педагогические функции стимулирования познаватель­но-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Специалисты прикладной культурологи в своей научной и практической деятельности обеспечивают:

- выявление, удовлетворение и последовательное возвышение соци­ально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;

- разработку культурных программ и социальных технологий их осуществления;

- стимулирование инновационных движений в сфере культуры;

- управление экономическими и правовыми механизмами создания куль­турной среды и организации социально-культурной деятельности;

- внедрение эффективных культурологических и социально-педагогиче­ских методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество;

- правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения;

- использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

Предполагается, что у выпускников ВУЗов культуры будут выработаны:

  1. философская, культурологическая и социально-педагогическая эрудиция;

  1. фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков;

  2. профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах;

  3. способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;

  4. открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного.

ВУЗы культуры приняли и осуществляют Концепцию развития лидерских качеств специалиста социально-культурной деятельности, ориентированную на раскрытие и актуализацию личностного потенциала студентов, позволяющую оптимизировать учебный процесс и воспитательную работу в соответствии с современными требованиями.

Сущность и специфика формирования личностных качеств специалистов социально-культурной деятельности заключаются в:

- осознании аксиологической детерминанты социокультурного лидерства как специфического вида интеллектуального, нравственного, эмоционального влияния специалиста социально-культурной сферы на личность с целью вовлечения её в мир культуры, стимулирования её развития в процессе «педагогически организуемой и педагогически направляемой» деятельности;

- развитии лидерских качеств личности, являющихся индивидуальным ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность специалиста социально-культурной сферы;

- опоре на деятельностно-этические принципы лидерской позиции специалиста социально-культурной деятельности, определяющие его стремление к культуротворческой, преобразующей деятельности, приоритетность общественно-значимых целей, нравственно-гуманистическую направленность на Другого, непрерывное самосовершенствование;

- актуализации личностно-творческого потенциала будущего специалиста, который в современной образовательной концепции рассматривается как основополагающий ресурс освоения профессии и успешности на рынке труда.

1 Реадаптация — это возврат к состоянию нормальной адаптированности организма, это не простое восстановление, а новое приобретение утраченной адаптированности.

2 Гносеологическая (познавательная) общая для науки в целом; объединяет различные принципы и методы в познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии. Эвристическая (творческая функция, состоящая в организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач; содействующая приросту научных знаний, созданию предпосылок для научных открытий) - задается, исходя из понимания культуры как диалога, сопровождается сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. Воспитательная - воспитание индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. Ее элементы - эстетическая, этическая и правовая функции, ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека (культуры поведения). Мировоззренческая - выявление «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной, научной картины мира.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Прикладная культурология iconПрикладная культурология
Рекомендовано к изданию редакционными советами Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Ассоциации...

4. Прикладная культурология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология» для студентов 4 курса специальности «Культурология (по направлениям)»...

4. Прикладная культурология icon«Культурология»
Культурология изучает множество проблем прошлого и настоящего. Эта наука исследует мировые, этнические, региональные и индивидуальные...

4. Прикладная культурология icon1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания II
Культурология: Учеб пособие/С. В. Лапина, Е. М. Бабосов, К90 А. А. Жарикова и др. Под общ ред. С. В. Лапиной. Мн.: Тет-раСистемс,...

4. Прикладная культурология icon«Культурология»
Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению...

4. Прикладная культурология iconВыполнение танцевальных и общаразв. Упражнений под музыку Направления:...
Прикладная аэробика – доп средство подготовки спортсменов и других видов спорта, а также произв гимнастики

4. Прикладная культурология iconПрикладная этика код
Прикладная этика сегодня – это целый комплекс исследовательских направлений на грани этики, права и экономики, изучающий сложившиеся...

4. Прикладная культурология iconОбразовательный стандарт по специальности «культурология»
Тема Образовательный стандарт по специальности «культурология», специализация «менеджмент социальной и культурной сферы»

4. Прикладная культурология iconКурсовая работа по дисциплине «Прикладная экономика»
Задания к курсовой работе по дисциплине «Прикладная экономика» и методические указания для их выполнения. Екатеринбург, фгаоу впо...

4. Прикладная культурология iconПрикладная математика в экономике
Д69 Менеджмент: Учебник для студентов, обуч по спец. «Математика», «Механика», «Прикладная математика в экономике». – Саратов: Изд-во...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов