Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения




Скачать 230.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения
Дата публикации24.08.2013
Размер230.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Культура > Методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)



Кафедра философии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Методические рекомендации по самостоятельной работе

студентов очного отделения

«Педиатрия»

ТЮМЕНЬ – 2009






Одобрены центральным координационным
методическим советом


^ Автор – преподаватель Е.С. Шорикова.
Рецензент – кандидат исторических наук, доцент

М.К.Бросалина

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Н.А. Заболоцкий
«Продукт природы – то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности».

Г. Риккерт
«Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

З. Фрейд
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния культурологии. Особое внимание уделяется основным культурологическим учениям, творчеству представителей искусства и культуры, их идеям которые сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем культурологии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории культурологии в различных культурах и исторических эпохах.


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цели гуманитаризации медицинского образования определяются динамикой жизни, возрастанием мощности информационных потоков и развитием самого социо-культурологического дискурса как особого типа общения и духовного взаимодействия. Сегодня формирование социо-культурных комплексов часто ориентируется на низкие нужды. Например, СМИ, обладающие мощнейшим потенциалом, заполняют сознание людей рекламой, развлекательными фильмами, почти не уделяя внимание проблемам творчества, вопросам истории, этики, воспитания, психологии, литературы, в то время, когда человечество сталкивается с серьёзными трудностями, для определения которых нужны мобилизация воли и разума. Сегодня поэтому речь идёт о соединении образования с наукой, сознательном формировании культуры.
^ Цель преподавания дисциплины:

Дать студентам ясные и систематические представления о сущности культурологии как науки и способствовать формированию у них гуманистического мировоззрения и высокой общей культуры.
^ Задачи изучения дисциплины:

  • Дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, составе, структуре, функциях, закономерностях, исторических типах культуры, а также об основных, культурных центрах и регионах,

  • Обеспечить органическое сочетание естественнонаучных и гуманитарных знаний, способствовать выработке норм врачебной этики и деонтологии,

  • Выработать у студентов умения к творческому, критически осознанному восприятию различных этно - культурных и этно - конфессиональных явлений и процессов,

  • Сформировать у студентов умения ориентироваться в мире культурных символов, направлений в литературе, музыке, архитектуре, живописи, кино.


По окончания курса студент должен знать:

1.Основные понятия культурологи и тенденции развития мировой культуры.

2.Важнейшие вехи развития культуры, современные концепции культуры.

3.Взаимосвязь культуры и истории, исторические типы культур.

4.Основы духовной культуры.

5.Взаимодействие личности и культуры, связь культуры и душевного здоровья человечества.

6.Принципы ведения политических и культурологических дискуссий в условиях плюрализма мнений.


Студент должен уметь:

1.Самостоятельно и компетентно оценивать исторические вехи развития культуры.

2.Определять ценность явлений и предметов материальной и духовной культуры.

3.Работать с гуманитарными текстами.

4.Формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
^ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к зачету, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – это значит уже в значительной степени знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться словарями и учебными пособиями по культурологии, которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА: «Культурология: её предмет, этапы становления, структура. Определение культуры её функции»

Занятие№1.

1.Культурология, её предмет и методы.

2.Основные этапы становления культурологии как науки и её структура.

3.Основные направления культурологии.

4.Понятие и сущность культуры.

5.Функции культуры.
Вопросы для самоконтроля.

1.Что является предметом культурологии?

2.Какой метод в культурологии является основным элементом?

3.Каковы этапы становления культурологии как науки?

4.Что является внутренним и внешним аспектами в структуре культурологии?

5.Какие направления культурологии вы знаете?

6.Какие определения культуры вам известны?

7.В чём заключается многозначность термина ,,культура”?

8.Каковы функции культуры?

9.Объясните, в чём сходство и различие между «субкультурой» и «контркультурой»?

10.Ф.Боас: «Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу». Объясните, как вы понимаете это определение.
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Культурология. 2.Культура. 3.Структура. 4.Сравнение. 5.Этимология. 6.Трансляция. 7.Феноменология. 8.Теоцентризм. 9.Антропоцентризм. 10.Натуроцентризм. 11.Социоцентризм. 12.Культ. 13.Субкультура. 14.Контркультура.
ТЕСТЫ:

1.Какое понятие занимает центральное место в культурологии?

А) общество Б) человек В) культура.

2.Что является предпосылкой становления культурологии как науки?

А) выделение в самостоятельную реальность «культуры» Б)

формирование предметной и методологической основ изучения

культуры В) выработка специального языка.

3.Какой метод является основным элементом в системе

научных методов любой науки, в том числе – культурологии.

А) метод анализа Б) метод обобщения В) метод сравнения.

4.Относительно научное изучение культуры нашло свое выражение в

работе Э.Б.Тайлора, с которой принято вести историю развития

культурологии как «науки о культуре»?

А) «Первобытная культура» Б) «Антропология» В) «Введение к

изучению человека и цивилизации».

5.В рамках какого направления культурологии – культура трактуется

как реализация сверхъестественных, божественных сил?

А) социоцентризм Б) теоцентризм В) антропоцентризм.
Литература основная

1.Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Библионика, 2005.

2.Культурология: Уч. пособие/ Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
Литература дополнительная

4.Ларин Ю. В. Пролегомены к культурологии: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002.

5.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань». – М, 2006.

6.Культурология/ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004.

7.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова.-М;Владос,2003.

8.Культурология: Учебник / под ред.Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М: Высшее образование – 2005.
ТЕМА: «Различные концепции происхождения культуры. Культура и цивилизация. Виды культуры».

Занятие№1.

1.Различные концепции происхождения культуры.

2.Культура и цивилизация (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, К.П.Сорокин, Й. Хёйзинга, А. Тойнби, Ф. Ницше, Э.Б. Тайлор).

3.Народная, массовая и элитарная культура.

4. Инкультурация.
Вопросы для самоконтроля.

1.Какие концепции происхождения культуры вам известны?

2.В чём сходство и различие между культурой и цивилизацией?

3.Какие критерии, отделяющие одну цивилизацию от другой, вам известны?

4.Назовите основные характеристики народной, массовой и элитарной культуры? Приведите примеры.

5.В чём сильные и слабые стороны идеи изолированности национальных культур в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского?

6.В чём заключается роль культуры в развитии человечества в концепции Ф. Ницше?

7.Каково бытие культурных организмов и циклы культурного развития в концепции О. Шпенглера?

8.Какова роль игры в концепции культуры Й. Хёйзинга?

9.Концепция цивилизации А. Тойнби.

10.Концепция цивилизации П. Сорокина.

11.Соотношение культуры и цивилизации в теории Э.Б. Тайлора.

12.Что является основой инкультурации?

13.Сравните концепции О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского?
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Цивилизация. 2.Элита. 3.Кич. 4.Прогресс. 5.Этнос. 6.Инкультурация.
ТЕСТЫ:

1.Как называется процесс освоения индивидом социокультурного

пространства, вхождение его в общество и культуру?

А) секуляризация. Б) инкультурация. В) этногенез.

2.Как называется культура, для которой характерно производство

культурных ценностей, образцов, которые в силу своей

исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу

людей, элите?

А) технологическая. Б) элитарная. В) маргинальная.

3.Научный труд - «Первобытная культура» написал?

А) П. Сорокин. Б) Э.Б. Тайлор. В) Дж. Фрезер.

4.Кто из представителей считает, что основой культуры является -

игра?

А) Н.Я. Данилевский. Б) П. Сорокин. В) Й. Хёйзинга.

5.Кто является автором концепции социокультурной динамики?

А) П. Сорокин. Б) З. Фрейд. В) Ж.-Ж. Руссо.
Литература основная

1.Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / под ред. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2004.

2.Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
Литература дополнительная

4.Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. Изд. 6. СПб., 1995.

5.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

6.Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

7.Хёйзинга Й. Ноmo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

8.Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

9.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

10.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань» - М, 2006.
ТЕМА: «Структура культуры: материальная и духовная культура»

Занятие№1.

1.Структура культуры: материальная и духовная культура.

2.Материальная культура. Её основные элементы:

А)Культура производства.

Б)Культура быта.

В)Культура досуга.

Г)Телесная культура.

Д)Экологическая культура.

Занятие№2.

1.Духовная культура. Её основные элементы:

А)Миф как форма культуры.

Б)Религия в системе культуры. (Ранние формы религиозных представлений.

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.)

В)Наука - важнейший элемент культуры.

Г)Нравственность и культура.

Д)Искусство как один из элементов культуры.

Е)Политическая культура.

Ж)Правовая культура.
Вопросы для самоконтроля.

1.В чём различие в понимании культуры у материалистов и идеалистов?

2.Существует ли чёткое различие между материальной и духовной культурой? Если да (нет) – почему?

3.Каково место науки в структуре культуры?

4.Какую функцию выполняет миф, являясь первой формой культуры?

5.Какая роль отведена религии в структуре культуры?

6.Как происходило развитие религиозных представлений?

7.Каковы ранние формы религии? Их значение для первобытного человека?

8.Что такое политеизм и монотеизм? Какие политеистические и монотеистические религии вы знаете?

9.В чём сходство и различие мировых религий?

10.Назовите и охарактеризуйте основные черты нравственной культуры личности?

11.Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания.

12.С.Н. Булгаков писал: «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создаёт как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту – он творит культуру». Дайте интерпретацию этой мысли.

13.В современной литературе можно найти немало работ, где говориться о том, что происходит оскудение культуры под напором коммерциализации, торгашества, низменных инстинктов, нравов преступного мира. Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ.
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Артефакты. 2.Топос. 3.Мифология. 4.Религия. 5.Тотемизм. 6.Фетишизм. 7.Магия. 8.Анимизм. 9.Нравственность. 10.Искусство. 11.Наука. 12. Политеизм. 13.Монотеизм.
ТЕСТЫ:

1.Анимизм – это?

А) ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и

обрядами Б) вера в кровнородственные связи между родом и

определённым растением или животным В) наделение природных

явлений человеческими качествами.

2.К мировым религиям относят?

А) христианство, конфуцианство, иудаизм Б) христианство, буддизм,

ислам В) христианство, синтоизм, ислам.

3.Какое название получило нечто, возникшее вне природных

процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры?

А) архаизм. Б) артефакт. В) архетип.

4.Что такое – трансляция социального опыта?

А) накопление социального опыта. Б) передача из поколения в

поколение социального опыта. В) регулирование социальным опытом.

5.Какой из элементов культуры выполняет функцию описания,

объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности

на основе объективных законов?

А) религия. Б) мифология. В) наука.
Литература основная

1.Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Библионика, 2005.

2.Культурология: Уч. пособие/ Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
Литература дополнительная

5.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань». – М, 2006.

Культурология/ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004.

7.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова.-М;Владос,2003.

8.Культурология: Учебник / под ред.Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М: Высшее образование – 2005.

9.Шемякин Я.Г. История мировых религий. – М, 2005.

ТЕМА: «Культура древнего мира».

Занятие№1.

1.Культура первобытной эпохи.

2.Культура Древних цивилизаций:

А)Древний Египет: «протест против смерти»-важнейшая черта культуры.

Своеобразие египетского искусства.

Б)Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Ирак - государственные

образования сменявшие друг друга на территории Древней Месопотамии.

Развитие письменности, образования и религиозные представления.

В)Брахманизм и буддизм - как основные религии Древней Индии.

Кастовый строй - как отражение господства и подчинения.

Г)Морально – этические учения, проблема иерархии общества,

изолированность культуры – основные особенности культуры Древнего

Китая.

Занятие№2.

1.Общая характеристика античной культуры.

2.Культура Древней Греции: основные исторические периоды развития, достижения, представители.

3.Культура Древнего Рима: основные исторические периоды развития, достижения, представители.

4. Значение античной культуры для мировой.
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Иероглифы. 2.Сфинкс. 3.Клинопись. 4.Зиккурат. 5.Язычество. 6.Веды. 7.Санскрит.8.Варна. 9.Каста. 10.Нирвана. 11.Карма. 12.Сансара. 13.Дао. 14.Пагода. 15.Монотеизм. 16.Политеизм. 17.Эклектизм. 18.Пантеон. 19.Космологизм.
ТЕСТЫ:

1.Каменный век делится на эпохи. Отметьте верную

последовательность развития каменного века?

А) мезолит, неолит, палеолит, энеолит. Б) палеолит, мезолит,

неолит, энеолит. В) палеолит, неолит, энеолит, мезолит.

2.Кто является основателем буддизма?

А) Лао Цзы. Б) Гаутама. В) Конфуций.

3.К какой из великих культур относится ведическая культура?

А) китайской. Б) индийской. В) египетской.

4.В какой из культур возник термин «агон», означающий

состязание, спор, соревнование, нередко со смертельным

исходом?

А) греческой. Б) римской. В) индийской.

5.Для какой культуры наиболее важной чертой является

заупокойный культ?

А) византийской. Б) египетской. В) римской.
Вопросы для самоконтроля.

1.В чём заключается синкретизм первобытной культуры?

2.Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

3.Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенностях.

4.Расскажите об особенностях религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти и бессмертию? Основные культы Древнего Египта.

5.В чём особенность архитектуры Двуречья?

6.Каковы наиважнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья?

7.Расскажите о философии индуизма и как религия использовалась для оправдания общественного неравенства.

8.Объясните суть варно-кастового строя и его влияния на социально-культурное развитие Индии.

9.Охарактеризуйте особенности материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.

10.Каковы основные религиозно-философские системы и их влияние на жизнь древнекитайского общества?

11.В чём заключалась регламентация быта древних китайцев?

12.Назовите основные достижения культуры Древнего Китая.

13.Назовите крупнейших представителей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.

14.Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

15.Охарактеризуйте достижения науки в античных государствах.

16.Что переняли римляне у греков?

17.Каково значение античной культуры для мировой?

18. «Я в этот мир пришёл, - богаче стал ли он?

Уйду, - великий ли потерпит он урон?

О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,

Из праха вызванный, вновь стать им обречён?»

Омар Хайям.

Дайте интерпретацию этого четверостишия.
Литература основная.

1.Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / под ред. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2004.

2.Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
Литература дополнительная.

4.Шемякин Я.Г. История мировых религий. – М, 2005.

5.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань» - М, 2006.

6.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова.-М;Владос,2003.

7.Культурология: Учебник / под ред.Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М: Высшее образование – 2005.
ТЕМА: «Культура Западной Европы».

Занятие№1.

1.Общая характеристика культуры Средневековья.

2.Средневековье как синтез античной, варварской и христианской культур.

3.Теоцентризм средневековой культуры. Влияние христианской церкви на все сферы жизни в эпоху Средневековья.

4.Гуманизм эпохи Возрождения.

Занятие№2.

1.Общая характеристика культуры эпохи Просвещения.

2.Плюрализм стилей в искусства 19 века: неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модернизм. Зарождение массовой культуры.

3.Кризис культуры 20 века.

4.Глобальные проблемы современности.
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Теоцентризм. 2.Готика. 3.Гуманизм. 4.Сентиментализм. 5.Рококо. 6.Неоклассицизм. 7.Романтизм. 8.Реализм. 9.Импрессионизм. 10.Модернизм. 11.Экзистенциализм. 12.Гелиоцентризм. 13.Рационализм. 14. Плюрализм. 15.Просвещение.
ТЕСТЫ:

1.Как в мировой культуре называют людей – разрушителей

культурных ценностей?

А) варвары. Б) варяги. В) вандалы.

2.Как называется живописное изображение Бога или святого,

являющееся предметом религиозного поклонения?

А) портрет. Б) парсуна. В) икона.

3.Как называется процесс обращения государством церковной

собственности в светскую, освобождение общественного и

индивидуального сознания от влияния церкви?

А) приватизация. Б) сакрализация. В) секуляризация.

4.Какие характерные черты присущи эпохе Возрождения

Западной Европы?

А)Теоцентризм и варварство. Б)Антропоцентризм и гуманизм.

В)Социоцентризм и плюрализм.

5.В какой период времени противоречия между знанием и верой,

наукой и религией были разрешены в пользу науки?

А)в эпоху Средневековья. Б)в эпоху Возрождения. В)в эпоху

Просвещения.
Вопросы для самоконтроля.

1.Какой процесс стоит у истоков эпохи Средневековья?

2.Чем характеризуется: раннее, высокое и позднее Средневековье?

3.Какие два основных вида в искусстве эпохи Средневековья вам известны?

4.Как взаимодействуют античная, варварская и христианская культура в эпоху Средневековья?

5.Как повлияла христианская церковь на разные сферы жизни средневекового европейца?

6.Расскажите о двух направлениях в философии эпохи Средневековья.

7.Расскажите об основных особенностях западноевропейской литературы Средневековья.

8.Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Расскажите об особенностях её архитектуры.

9.В чём сходство и различие эпохи Средневековья и эпохи Возрождения?

10.Чем характеризуются: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение?

11.Раскройте гуманизм как характерную черту культуры и искусства эпохи Возрождения.

12.Назовите художников – титанов Возрождения, расскажите кратко об их творчестве.

13.Чем характеризуется эпоха Просвещения?

14.Кого из представителей эпохи Просвещения вы знаете? Чем можно объяснить отличие взглядов представителей Просвещения европейских стран?

15.Какая реформа была проведена Лютером в Новое время?

16.Какой ряд важных тенденций характеризует культуру 19 века Западной Европы?

17.Назовите и охарактеризуйте основные художественные стили 19 века.

18.Чем характеризуется культура 20 века Западной Европы?

19.Как понималась красота в различные эпохи в культуре Западной Европы.

20. «Интеллигентам нашенским уже

Ни Беранже не нужен, ни Леже.

У них теперь лежат на стеллаже

Лишь Библия да девки в неглиже».

К. Соколов

В этом четверостишии автор высказал своё мнение по поводу «нового», современного искусства (постмодернизм). Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ.

Литература основная.

1.Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / под ред. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2004.

2.Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
Литература дополнительная.

4.Шемякин Я.Г. История мировых религий. – М, 2005.

5.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань» - М, 2006.

6.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. и перер. Изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

7.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова.-М;Владос,2003.

8.Культурология: Учебник / под ред.Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М: Высшее образование – 2005.
ТЕМА: «История культуры России».

Занятие№1.

1.Допетровская Русь.

А)Языческая Русь: мифы, культы, обряды, нравы, быт, искусство.

Б)Древнерусская литература как форма общественного сознания.

В)Культура Киевской Руси. Крещение Руси.

Г)Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие Руси. Культура

Московской Руси.

Д)Культура Руси в 17 веке.

Занятие№2.

2.Петровская эпоха и после-петровский период.

А)Петровские реформы и их культурное значение.

Б)Русские просветители и их влияние на культуру России.

В) «Серебряный век»: символизм, акмеизм, футуризм.

Занятие№3.

3.Советский период в культуре.

А)Советский период в развитии культуры России.

Б)Культура русского зарубежья.

В)Россия – Запад или Восток?

4.Особенности современной культуры.

А)Современное общество как информационное.

Б)Образование в современном мире.

В)Формирование мировой культуры.

Г)Влияние науки на современное общество.

Д)Современное искусство.
Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Коляда. 2.Капище. 3.Идолы. 4.Гардарика. 5.Аскетизм. 6.Часослов. 7.Псалтырь. 8.Барокко. 9.Скоморохи. 10.Символизм. 11.Акмеизм. 12.Футуризм. 13.Контркультура.
ТЕСТЫ:

1.Кто является ярким представителем иконописи древней Руси?

А)Симон Ушаков. Б)Андрей Рублёв. В)протопоп Аввакум.

2.Кто является «крестителем» Руси?

А)Владимир 1. Б)Святослав. В)Ярослав Мудрый.

3.Ведущий стиль в искусстве 17 века.

А)Московское барокко. Б)готика. В)классицизм.

4.Ярким представителем «Серебряного века» был?

А)В.Брюсов. Б)И.Бродский. В)М.Ломоносов.

5.Кто из представителей русской литературы 20 века был признан

лауреатом Нобелевской премии?

А)Н.А.Бердяев. Б)И.А.Ильин. В)А.И.Солженицын.

Вопросы для самоконтроля.

1.Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения восточных славян.

2.Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

3.Какие стороны древнейшего языческого сознания претерпели коренное изменение под влиянием христианства, а какие – в меньшей степени и почему?

4.Расскажите, как развивалась культура Киевской Руси.

5.Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси.

6.Каковы основные памятники культуры славянской древности?

7.Какое отражение в письменных памятниках и искусстве получила борьба русского народа против монголо-татарского ига?

8.Какие черты присущи русскому искусству периода 14-15 вв.? Назовите виднейших представителей искусства этой эпохи.

9.Как проявился процесс образования единого русского государства в развитии культурной жизни страны в 15-16 вв. (грамотности, просвещении, книгопечатании)? Какие новшества проявились в искусстве?

10.В чём проявились новые черты в российской культуре 17 в., как отразились в искусстве, литературе, образовании процессы разрушения религиозного мировоззрения и обмирщения культуры?

11.Покажите взаимосвязь процесса завершения формирования русской нации к концу 18 века, появления новых сфер культуры (науки, художественной литературы, светской живописи, театра), развития образования?

12.В чём заключалась самобытность Русского Просвещения?

13.Расскажите о представителях русского искусства и литературы 19 века.

14.Охарактеризуйте творчество ведущих архитекторов России 19 века.

15.Россия – Запад или Восток?

16.В чём заключается роль образования в современном мире?

17.Как влияет наука на современное творчество?

18.Какое место занимает искусство в современном мире?
Литература основная.

1.Культурология: Учеб. для студ. техн. Вузов / под ред. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2004.

2.Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.Н.Марковой – М: Юнити – 2005.

3.Культурология/ Под ред. В.Г. Драча. – Ростов н/Д, 2005.

Литература дополнительная.

4.Шемякин Я.Г. История мировых религий. – М, 2005.

5.Кармин А.С. Культурология: Учебник / Издательство «Лань» - М, 2006.

6.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. и перер. Изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

7.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Шаповалова.-М;Владос,2003.

8.Культурология: Учебник / под ред.Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М: Высшее образование – 2005.
Вопросы к зачёту.
1.Культурология как наука: становление, предмет, задачи.

2.Сущность и предназначение культуры.

3.Культура как система: её элементы и структура.

4.Различные концепции происхождения культуры.

5.Культура и цивилизация.

6.Народная, массовая и элитарная культура.

7.Миф как форма культуры.

8.Религия в системе культуры.

9.Наука – важнейший элемент культуры.

10.Нравственность и культура.

11.Искусство как один из элементов культуры.

12.Основные направления культурологии.

13.Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

14.Культура первобытной эпохи.

15.Культура древних цивилизаций: Египет, Двуречье (Месопотамия), Индия, Китай.

16.Античная культура и её значение для мировой.

17.Культура средневековой Европы.

18.Культура Европейского Возрождения.

19.Культура эпохи Просвещения.

20.Культура Нового времени.

21.Западноевропейская культура 19-20 вв.

22.Языческая культура древних славян.

23.Культура Киевской и Московской Руси.

24.Формирование русской национальной культуры 18-19 вв.

25. «Серебряный век» русской культуры.

26.Место и роль современной России в диалоге культур.

Темы рефератов по всем занятиям.
1.Культура как совокупность материальных и духовных ценностей.

2.Религия как культурное явление.

3.Искусство как культурное явление.

4.Первобытная культура.

5.Первобытные религиозные представления.

6.Первобытное искусство.

7.Культура Древней Месопотамии.

8.Загадки египетских пирамид.

9.Основные культы Древнего Египта.

10.Медицина и её значение в культуре Древнего Египта.

11.Основные религиозные течения Древней Индии.

12.Своеобразие искусства Древней Индии.

13.Морально-этические учения Древнего Китая и их влияние на духовную культуру.

14.Искусство Древнего Китая.

15. Иерархия общества в культуре Древнего Китая.

16.Культура Древней Греции.

17.Культура Древнего Рима.

18.Буддизм, христианство и ислам – мировые религии.

19.Роль христианской церкви в эпоху Средневековья.

20.Гуманизм эпохи Возрождения.

21.Искусство эпохи Просвещения.

22.Французское просвещение.

23.Культура 19 века Западной Европы.

24.Культура дохристианской Руси.

25.Приход на Русь христианства.

26.Древнерусская литература.

27.Русская средневековая культура.

28.Культура Московской Руси.

29.Роль Петра 1 в развитии России.

30. «Серебряный век» в русской культуре.

31.Россия – Запад или Восток?

32.Основные направления культурологии.

33.Россия и Америка: диалог культур.

34.Преемственность в развитии культуры.

35.Мода как явление культуры.

36.Менталитет как социально – психологический уровень культуры.

37.Духовность человека и её критерии.

38.Многообразие концепций культурно-исторического развития.

39.Массовая и элитарная культура.

40.Культура, контркультура, субкультура: их взаимосвязь.

41.Современная молодёжная субкультура.

42.Экологическая культура.

43.Культура делового общения.

44.Этикет в культуре общения.

45.Функции культуры.

46.Правовая культура.

47.Культура быта.

48.Нравственная культура личности.

49.Непопулярность современного искусства.

50.Культура и цивилизация.

51.Мифы древности и их значение в современности.

52.Искусство и религия.

53.Культура и личность.

54.Традиция и новация в культуре.

55.Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения
«Тюменская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации к семинарам по учебному курсу и самостоятельной работе студентов
Засядко А. А. Защита интеллектуальной собственности: Методические рекомендации к семинарам по учебному курсу и самостоятельной работе...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов заочного...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по подготовке к экзамену по «отечественной истории»
Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения, изучающих курс «Отечественной истории» в соответствии с федеральным...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ...
Методические рекомендации предназначены для студентов IV и V курсов очного и V и VI курсов заочного отделения обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические указания практикум к самостоятельной работе студентов...
Методические указания – практикум (практические задания) к самостоятельной работе студентов составлены в соответствии госо, типовой...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
Гбоу впо «сургутский государственный университет ханты-мансийского автономного округа-югры»

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов очного отделения iconМетодические рекомендации для студентов по самостоятельной внеаудиторной работе
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов