Скачать 2.89 Mb.
|
1. Культура и искусство первобытного общества. Современные концепции и различные теории происхождения искусства. Синкретизм первобытной культуры. Изобразительная деятельность и ее роль в становлении сознания человека древнейшей эпохи. Периодизация культуры первобытного человека. Основные памятники палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы и железа. Пещерные росписи, петроглифы, мегалитическая аритектура. Первобытная и традиционная культура Нового времени в Африке, Австралии и Евразии; их сходные черты. Первобытные верования (анимизм, тотемизм и др.), ритуалы и их воплощение в памятниках древнейшей цивилизации. ^ Культура и искусство Древнего Египта Мифологическая картина мира и искусство Древнего Египта. Космогонические воззрения. Канонический тип культуры. Эстетические категории. «Книга мертвых» . Концепция космоса древних египтян в памятниках архитектуры. Символика архитектурных форм. Заупокойный комплекс в Гизе – наиболее совершенное воплощение религиозных, астрологических, математических, художественных и др. воззрений древних египтян. Архитектурные памятники Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы Дейр - эль – Бахри. Карнак и Луксор. Реформы Эхнатона и искусство. Архитектура времени Рамессидов. Скульптура и ее назначение и специфика изобразительного языка древнеегипетского мастера. Элементы канона. Основные памятники искусства Древнего Египта, характеризующие этапы развития. 3. Культура и искусство Древней Греции. Определение понятия «античный мир». Греческая мифология как «почва» и «арсенал» античного искусства. Категории пространства и времени в художественной культуре античности. Основные этапы становления и развития искусства Древней Греции. Эгейское искусство, его значение для древнегреческой культуры. Античный «космос» и храм эпохи греческой классики. Греческий театр. Ансамбль Афинского акрополя как образец эллинского стиля, олицетворение развитой полисной культуры. Раскрытие в образной форме ценности человека как преобразователя окружающего мира, как носителя идей разума и гармонии. Калокагатия и воплощение этого понятия и его эволюция в скульптуре, керамической росписи. Образы прекрасно – доблестного героя и его эволюция в древнегреческом искусстве. Греческая керамика в контексте античной культуры. Великие мастера греческой пластики ранней, высокой и поздней классики. Образование эллинистических держав и главные центры культуры (Пергам, Александрия, Родос, Милеет IV – I вв. до н.э.) Взаимодействие греческой культуры с восточными культурами. Роль стилевых, жанровых и пластических тенденции, воплощающих мировоззренческую позицию людей эпохи эллинизма. ^ Культура и искусство этрусков и Древнего Рима Гипотеза о происхождении этрусков Учение этрусков о мироздании, черты сходства с греческими и вавилонскими сказаниями о мире. Заупокойные архитектурные комплексы. Идея регулярной планировки города, инженерные сооружения, культовая скульптура. Значение наследия этрусков для римского искусства. Хронологические и географические границы Древнего Рима. Специфические черты римской мифологии: от религии общины к мировой религии. Социальная структура древнеримского государства и его эволюция. Взаимодействие римской, этрусской, греческой культур: оригинальное и заимствованное. Завоевания римского зодчества. Формирование собственно римских типов сооружений и архитектурных форм, возникновение и развитие портрета в скульптуре. Римское искусство как заключительный этап античной культуры. Наследие античности и его влияние для Европы, средних веков и Нового времени 5 ^ скусство и культура Западной Европы в средние века Феодальная система и классовая структура общества. Христианство как идеологическая и нравственная основа художественной культуры и искусства европейского средневековья. Формирование и роль канона. Категории пространства и времени в художественной культуре средневековья. Дороманский период развития западноевропейского искусства V–X веков. Романское искусство, его корни, особенности эволюции. Своеобразие черт романского храма, конструктивно – образное содержание и его развитие. Основные памятники в Италии, Франции, Англии. Монастырская, городская и народная культура – черты общности и различия. Готическое искусство Европы, его идеи и содержание. Готический храм – конструкция – образная характеристика – синтез искусств. Скульптура и витраж как элемент художественного целостного храмового зодчества. Основные памятники готики, этапы развития. Книжная миниатюра. 6. Культура и искусство Византия. Раннехристианское искусство, его социальные корни. Изменение картины мира в период христианизации Европы, ее теоцентрический, канонический, символико – догматический характер. Духовно – нравственный потенциал христианского искусства. Храм как модель мира. Раннехристианская базилика, конструктивные особенности, внутреннее убранство. Формирование крестово – купольной системы. Сложение канона внутреннего убранства храма. Мозаика и фреска. Основные памятники. Византийская икона, ее особенности. Периодизация византийского искусства, особенности каждого из периодов его развития Периоды: сложение византийского искусства (4-5 вв.); правления Юстиниана или (первый расцвета культуры Византии); иконоборческий период, «Македонское Возрождение», эпоха правления Комнинов, «Палеологовский Ренессанс». 7. Культура и искусство Древней Руси X-XIV веков. Истоки культуры. Синтез искусств в христианском храме как модели Вселенной. Воплощение идеи соборности как единства мира в русском храме. Типы русских поселений. Город как модель теоцентрической Вселенной (мирград – детинец – храм – алтарь – престол). Основные этапы развития древнерусского искусства (X – XIV вв.) Архитектура и искусство Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, начала объединения земель вокруг Москвы. Феномен иконы. Наиболее значительные памятники русского зодчества, особенности архитектурных и иконописных школ и направлений. Искусство Владимиро- Суздальского княжества, Новгородской феодальной республики. Каменная резьба. Ворота в технике «золотой наводки» в Суздале. ^ Десятинная церковь в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве, офийский собор в Новгороде, церковь Николы на Ярославовом дворище, Георгиевский собор, церковь Ивана на Опоках в Новгороде, Георгиевский собор в Старой Ладоге, Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, церковь Спасо-Преображения в Переславе-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли, Боголюбово, Золотые ворота, Дмитриевский собор во Владимире, Рождественский собор в Суздале, церковь Св. Георгия в Юрьеве-Польском. ^ мозаики и фрески Софийского собора, собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, фрески Софийского собора в Новгороде, фрески церкви Спаса на Нередице , Рождества Богоматери Антониева монастыря, церковь Николы на Липне в Новгороде, Спасо- Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове, Дмитриевского собора во Владимире. ^ Дмитрий Солунский на троне, Устюжское Благовещение, «Богоматерь Великая Панагия (Оранта), Николай Чудотворец, Петр и Павел, Ангел Златые Власы и др. 8. Культура и искусство Древней Руси XV – XVII веков. Объединение земель вокруг Москвы. Новые тенденции в культуре. Новгородское и Псковское зодчество. Новгородская и псковская школа живописи (фрески и иконы). Феофан Грек. Мировидение, миропереживание, миропонимание русского человека начала 15 века в искусстве Рублева. «Золотой век» русского средневекового искусства (к. XIV – нач.XVI вв.) Церковное, крепостное и гражданское зодчество. Дионисий и его окружение. «Годуновская» и «Строгановские» школы живописи. Русское искусство XVII века как «перепутье от Руси к России». Смещение центра художественного образа на дольний мир и человека. Новое понимание пространства и времени, света и цвета. Значение Оружейной палаты как художественного центра. С.Ушаков. Парсуны. Библия Пискатора. Значение духовного опыта средневековой Руси для современного человека. ^ Новгород: церковь Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле,Спаса Преображения на Ильине улице, Федора Стратилата, оборонные сооружения; Псков:кремль, Троицкий собор, церковь Успения в Милетове; раннемосковская архитектура: церковь Успения на Городке, Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры, Спасо-Преображенский собор Андроникова монастыря; Московский кремль: Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата; шатровая архитектура: церковь Вознесения в селе Коломенском, «Дивная» церковь в Угличе; Покровский собор (Собор Василия Блаженного), церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове; Теремной дворец в Москве, Коломенские палаты, Ростовский кремль; Кирилло-Белозерский монастырь, Троицкая церковь в Останкине, Сухарева башня в Москве. ^ Ф.Грек, А. Рублев, Дионисий, П. Чирин, С.Ушаков, фрески ярославских храмов XVII века. 9. Культура и искусство эпохи Возрождения Понятие ренессансного типа культуры. Итальянское и «Северное» Возрождение – проблема соотнесенности и взаимопроникновения художественных концепций. Периодизация и основные художественные центры. Категории пространства и времени в художественной культуре Ренессанса. Главные черты искусства Возрождения – гуманизм, культ античности. Антропоцентизм, героический пафос монументальность образов. Христианское мировоззрение и освоение античного наследия, своеобразие трактовки библейской истории и античной мифологии в произведении мастеров Возрождения. Художественные открытия, стремление к раскрытию всего творческого потенциала художника и его реальный статус. Новые типы архитектурных сооружений и их образное решение. Выделение станкового искусства, иной характер архитектурно – художественной организации среды обитания человека. Пластическая концепция и теория гуманистов и художников эпохи Возрождения и их воздействие на культурные процессы XVII – XVIII вв. Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое и Позднее Возрождение в Италии. Маньеризм. Венецианская школа живописи. Ренессансное искусство и культура Нидерландов, Германии и Франции. Крупнейшие мастера, школы и направления. Школа Фонтенбло (Франческо Приматиччо, Россо Фьорентино). Архитекторы: Брунеллески, Альберти, Микелоццо, Браманте, Сангалло Младший, Микеланджело, Виньола, Палладио, Вазари. Живописцы: Италия: Джотто, Дуччо, Мартини, Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Фра Филиппо Липпи, Учелло, Андреа дель Кастаньо ди Бартоло, Антонелло де Мессина, Мазаччо, Пизанелло, Перуджино, Мантенья, Пьеро дела Франческа, Пентуриккьо, Венециано, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Дж. Беллини, Карпаччо, Джорджоне, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто; Нидерланды: Ян ванн Эйк, Рогир ванн дер Вейден, Робер Кампен, Петрус Кристус, Гуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг, Иероним Босх, Питер Брейгель, Лукас ван Лейден; Германия: Лукас Кранах Старший, Альтдорфер, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Матис Готхард; Франция:Жан Фуке, Жан Клуэ Старший; Испания: Эль Греко. Скульпторы: Италия: Гиберти, Донателло, Веррокио, Микеланджело, Бенвенуто Челлини; Франция: Жан Гужон. 10. Культура и искусство Западной Европы XVII Социокультурная ситуация, сложившаяся в XVII веке в странах Западной Европы. Буржуазные революции в Голландии и Англии, укрепление абсолютизма во Франции. Государственно – политическое устройство Европы, противоборство католицизма и Реформации. Формирование новой картины мира и подрыв антропоцентризма эпохи Возрождения. Сложение т.н. «больших стилей» - барокко и классицизма. Реализм в искусстве XVII века, выражающий мировосприятие бюргерства или «третьего сословия». Главные художественные центры – Италия (Бернини, Караваджо), Испания (Рибера, Сурбаран, Веласкес), Фландрия (Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс), Франция (графика Калло, классицизм Пуссена, Лоррена, реализм братьев Ленен, Де Латура), Голландии («малые голландцы». «Делфтская школа», Хальс, Рембрандт). Архитектура барокко Италии: Джакомо дела Порто, Д.Виньола, Г. Гварини, Бернини, Модерна, Барромини. Архитектура Франции: Л.Лево, Ф.Мансар, Ж.- А. Мансар, ансамбль Версаля, К. Перро Образная система барокко и синтез искусств в художественном ансамбле по т.н. принципу субординации. Категории пространства и времени в художественной культуре барокко и классицизма. Классицизм как антитеза барокко. Особенности методов и трактаты художников. ^ Культура и искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века. Характер взаимоотношений художественных направлений и стилей (барокко, классицизм, рококо, реализм, просветительский реализм, сентиментализм) и их эволюция. Рококо (Ватто, Фрагонар, Буше) Просвещение и значение его основных идей в развитии западноевропейского искусства. Век Разума и Чувства и характер творческой практики и теории искусства (Дидро, Винкельман, Хогарт, Лессинг, Менгс, Рейнольдс). Шарден, Грез. Театр и изобразительное искусство – своеобразие «диалога». Градостроительные идеи, архитектурные утопии, фантазии и ведуты (Каналетто, Белотто, Гварди) как воплощение просветительских взглядов. Развитие портретного и жанров (Гейнсборо, Рейнольдс). Новаторство Констебла. Тьеполо как график и художник монументально-декоративного искусства. Социокультурная ситуация в Западной Европе первой половины XIX века. Художественные и культурные центры – общеевропейское и национальное. Основные стили и направления и их соотношения. Архитектура Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века. Этапы развития классицизма. Ведущие мастера и характерные строения. Перепланировка Парижа в середине века. Строгий классицизм. Ампир – стиль империи. Романтизм как тип творчества: разлад между идеалом и действительностью. Основные направления романтических поисков идеала: история, этнография, естественная жизнь поселян, мистический мир, поэтический вымысел, сказка. Изобразительный язык романтиков. Принцип жизненной правды – главная черта реализма, критика социальной действительности. Ф.Гойя – живописец и график. Культура и искусство французского «революционного» классицизма: Давид. Французский романтизм: Жерико, Делакруа. Неоклассицизм Энгра. Особенности немецкого романтизма: Отто Рунге, К.Д.Фридрих, назарейцы. Особенности английского романтизма. Визионеры Фюсли и Блейк. Хогарт – график и живописец. Новаторство Тернера. Прерафаэлиты. Идеи Рескина. У. Моррис и Движение «Искусства и ремесла». Французский реализм. Домье – живописец и график. Курбе, Милле. Архитекторы: Англия: К. Рэн, Д.Ванброу, Р. Адам, Ч. Бэрри,; Франция: Ж.-А. Габриэль, К.- Н. Леду; Германия: Д. Пёппельман, Г. Бер. Скульпторы: Франция: А-П. Пигаль, Г. Кусту, Ж.- А, Гудон: Германия и Австрия: А. Шлютер, братья Азам, Б. Пермозер. ^ Культура и искусство России XVIII века. Интеграция России в европейский художественный процесс, этапы и последствия этой интеграции. Особенности и периодизация. Искусство Петровской эпохи – формирование нового типа города, развитие национального варианта стиля барокко в архитектуре. «Государственный человек» петровского времени в живописном и скульптурном портрете. Подъем русской художественной культуры в середине века. М.В. Ломоносов и его влияние на развитие культуры. Ведущие мастера архитектуры барокко. Формирование пригородных парковых ансамблей, типы дворцовых строений, принципы композиции и декора, особенности синтеза искусств. Живописный портрет середины века, его репрезентативность, связь с парсуной. Значение искусства крепостных художников для русского искусства. Расцвет просветительских идей в России во второй половине XVIII века, их отражение в системе жанров живописи. Академия Художеств, ее роль в развитии русского искусства. Концепция классицизма в русской архитектуре: ведущие мастера и основные памятники. Скульптура второй половины XVIII века, воплощение патриотических и гражданских идей. |
![]() | ... | ![]() | Исторические пути формирования украинской культуры. Культура древнейшего населения на территории украины |
![]() | Социальная власть как объективная потребность общества в саморегуляции. Особенности потестарной власти. Понятие и виды социальных... | ![]() | Признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытного общества, являются |
![]() | Характеристика экономической основы социальной власти и норм первобытного общества | ![]() | Материал дающий главную информацию по истории первобытного общества: каменные орудия |
![]() | Материал дающий главную информацию по истории первобытного общества: каменные орудия | ![]() | Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества.... |
![]() | Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель.... | ![]() | Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры |