Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший




НазваниеМарта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший
страница1/7
Дата публикации26.08.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший

«Ребенок как личность. Становление культуры справедливости и воспитание совести». – М.-СПб, 1994.
ОТ АВТОРОВ

Эта книга — для тех, кто хочет помочь детям глу­боко любить других и жить в полную силу, как это подсказывают внутренние чувства и значения. Она предлагает пути понимания и методы, позволяющие помочь ребенку осознать себя как личность. В ней также говорится о методах коррекции и помощи замк­нутым и склонным к враждебности детям. Эти теории и методы порождены жизнью детского сада. Но они так же хороши и в домашнем воспитании.

Эта книга — о реальных детях. Некоторые из них — с черной кожей, некоторые — с белой, некото­рые — восточного происхождения. Многие дети счаст­ливы и хорошо приспособлены к жизни, другие стра­дают от эмоциональных травм, которые заставили их замкнуться, чтобы избежать повторных обид. Некото­рые полны враждебности, оборачивающейся горечью, и хотят отомстить тому миру, который причинил им страдания. Есть и такие, которые живут так, будто туман первого дня творения еще не рассеялся, и инди­видуальные различия еще не возникли.

Каждому ребенку присуща жажда актуализировать свои потенциальные возможности и жить, будучи включенным во взаимоотношения с другими людьми. Этот потенциал может либо свободно развиваться и

питать созидательные силы жизни, либо быть нарушен­ным, подавленным и тогда личностно разрушительным. В наших взаимоотношениях с детьми мы в сущности говорим каждому ребенку: «Твое предназначение — свободно выражать себя, воплощая твои жизненные планы и созидая вместе с другими, и ты предназначен любить себя за это.»

Наш метод бытия с детьми основан на нашем пони­мании сущности личности, здоровой совести и того, как культура справедливости создает условия для них.

Каждая глава книги содержит одну из основных частей этой теории вместе с реальным диалогом, кото­рый происходил в детском саду. Читатель может при­сутствовать при настоящей жизни и видеть действие теории. Важно, чтобы читатель обратил внимание как на содержание основных идей книги, так и на непос­редственный метод взаимодействия с детьми, представ­ленный многими иллюстративными ситуациями.

Многие из наших находок и поддерживающих при­емов основаны на экзистенциальной феноменологии. Экзистенциалист исходит из того, что ребенок реали­зует себя как личностный центр. Феноменология помо­гает нам показать, как важно помочь детям переводить опыт в значения и научить их делать это самостоятельно.

Важное понятие, организующее наш стиль воспита­ния детей, это понятие Жизненного Мира. Каждый ребенок стоит перед задачей сопоставления значимого для него мира с тем реальным миром, в котором он пытается жить. Как только воспитатели начинают по­нимать, что ребенок в каждый момент живет в особом Жизненном Мире и занят созданием будущего возмож­ного Жизненного Мира, они обретают силу изменить свою жизнь с детьми.

Основной способ помощи ребенку в его развитии — это понимание его личностного существования, Пони­мание, подтверждает ребёнку, что_ он существует, и помогает не чувствовать себя отвергнутым или одино­ким. Ребенок чувствует себя частью главного жизнен­ного потока в детском саду, в котором все учатся играть и веселиться вместе. Понимание развивает чувства и преобразует их в значения, благодаря которым ребенок живет. По мере роста понимания дети становятся строителями их собственной жизни. Они начинают прини-
мать во внимание внутренний мир других, Они подго­
товлены, чтобы принять участие в становлении культу­
ры.

Мы используем многие находки Карла Роджерса в трактовке процесса понимания. Понимание — это го­раздо более многоуровневый процесс, чем мы прежде думали. Мы развили два уровня понимания, которые очень полезны при работе с детьми -понимание ситу-ации существования ребенка и восстановление определённого эпизода включающего чувства.

Одна из глав этой книги посвящена развитию сове­сти. В мире, который сегодня кажется настолько ли­шенным совести, определяющей совместную жизнь, в котором слишком многие люди переживают гнев, по­давлены разъедающей и обвиняющей совестью, т. е. постоянно сковывают и разрушают себя, — в этом мире здоровая совесть становится главной заботой человеческого развития. Эриксон указывал, что возраст от трех до пяти лет является чрезвычайно важным в формиро­вании совести. Развитие ребенка должно выходить за пределы задачи единственно развития индивидуальной инициативы.

Мы верим, что формирование совести является главной задачей детского сада. Важные аспекты про-цесса формирования совести — опыт принимающей любви, понимающий способ ведения беседы, участие в формировании культуры справедливости, честность или «работа с правдой», а также взаимное личностное присутствие и осознание самого высокого и лучшего.

^ Детский сад как культура справедливости является той почвой, на которой развивается совесть. Джордж Герберт Мид в своей социальной теории личностного роста указывал, что мы становимся «личностью» и со­здаем общество через всеобщее понимание опыта, лич­ностей и инициатив. Они становятся «значимыми сим­волами», частью всеобщего словаря, с помощью кото­рого мы чувствуем, думаем и решаем свои проблемы. С их помощью мы можем организовать мир нашей жизни. Дети в детском саду не используют таких слов, как «культура справедливости». Но «культура справед­ливости» становится реальным символом их жизни в результате совместного опыта и разрешения проблем в моральной атмосфере детского сада.

Наше понимание совести включает понимание со­вести ^ Хайдеггером как «зова возможности» и точку зрений Фрейда на совесть, как интериоризацию ценностей значимых взрослых. Оно основано на подходе Джона Дьюи, согласно которому ценности формируются через стили организации и управления школой.

Мы также думаем, что совесть основана на понима­нии личностью себя и других. Это значение себя-в-ми-ре, которое определяет как личность интерпретирует события и действует. Поэтому развитие здоровой сове-сти способствует увеличению самоуважения и компе­тентности, пониманию и признанию других, развитию точной картины мира, научению эффективным навыкам общения и разрешения проблем.

Следовательно, развитие совести — это больше, чем уяснение ценностей, интериоризация родительских разрешений и запретов, запоминание расхожих правил, словесные упражнения на темы морали, корректировка проблемного и поддержание приемлемого поведения. Важно, чтобы при чтении описания стадий когнитив­ных и моральных рассуждений, мы не пришли к выводу о развитии совести как линейном процессе постепен­ного осведомления или о том, что маленькие дети не­способны к настоящему моральному поведению по той лишь причине, Что им недостает умений высокоразви­того или абстрактного рассуждения. Маленькие дети без всякого обучения заботятся о других. Они также ведут себя согласно этическим принципам, даже если не могут их выразить.

Многим советам, которые сегодня даются по поводу воспитания, дисциплины, морального развития малень­ких детей, недостает понимания главного — что же есть личность, какой тип и содержание совести необ­ходимо поддерживать и какие функции выполняет культура. В результате рекомендуемые методы чаще всего частично или полностью вводят в заблуждение — они не могут в равной мере помочь становлению лич­ности, социализации, полноте общественного и частно­го, восприимчивости и самостоятельности, глубокой за­боте и силе для формирования внутреннего мира.

Что воспринимается прежде всего — это одухотво­ренность жизни. Ребенок научается личностному суще­ствованию в ходе целостного взаимодействия.

^ Экзистенциальная феноменология Уильяма Джёймса делает понятным и некоторые основания такой це­лостности. Согласно его мысли, для маленьких детей хороша та школа, в которой много живых и «прямых взаимоотношений». Дети в своем собственном темпе совершают жизненные выборы, которые увеличивают их силы. Они затевают что-то интересное и приглаша­ют других присоединиться к ним. По мере того, как это происходит, они обговаривают, понимают и концепту­ально оформляют свои переживания. При поддержке чего-то основательного и надежного внутри себя они освобождаются от тяжелых сторон жизни и противо­действуют осквернению их бытия. Возникает главная способность — верить людям. Такие дети не отбрасы­ваются назад проблемными ситуациями, наоборот, со­циальная стабильность и блеск становятся их жизнен­ным стилем.

^ При демократии каждый ребенок становится способным к саморазвивающейся моральной жизни. Как это может происходить — в самое последнее время стало основной темой обсуждения в американском обществе. Это книга о том, как вырабатывать общие с людьми взгляды в той или иной ситуации, как оцени­вать единство с другими, как переживать значения вме­сто эгоизма и команд, как порождать инициативы и наполненные воображением жизненные миры, как со­здавать культуру и совесть, которые позволят детям пройти через трудные времена, не просто выживая, а создавая новое.

Она написана для людей сферы образования, кото­рые имеют дело с развивающейся историей жизни, и для тех, кто готовит воспитателей для работы с маленькими детьми. Эта книга может быть использована для обучения персонала детских садов и дневных центров по мере того, как в течение года они работают, опира­ясь на идеи и стратегии, на которых развиваются их программы. Она предназначена и для родителей. Она может быть памятной книжкой для тех родителей, же­лающих достигнуть таких точек зрения и способов жизни с детьми, которые делают родительство профес­сией доверия, удовлетворения и единственного смысла жизни.

Чтобы не прерывать поток жизни изолированными подстрочными замечаниями, объясняющими термино­логию и ее происхождение, мы поместили краткий обзор основных понятий в конце книги. В этом обзоре определяются важнейшие компоненты каждого базово­го понятия, с тем чтобы оно могло быть понято во всей целостности. Она поможет тем, кто будет использовать изложенную в книге теорию для последующего объяс­нения слушателям.

Эта книга — документированный отчет доверия к детям и определенного способа жизни по мере их взросления. Здесь изложены взгляды, глубокие спосо- бы понимания, пути построения вместе с детьми мира, который делает из них нечто другое, чем препятствия и нервирующие проблемы на пути, осуществляемом взрослыми.

Дети — это великолепие, которое мы не можем вообразить, но не сверх нашей возможности участво­вать в их росте. Каждый ребенок — сгусток потенций, которые жаждут достигнуть цели и быть частью чело­вечества. Они хотят участвовать в удовольствиях. Каж­дое утро они приходят оживленными, принося все свои надежды и сомнения. На воспитателя детского сада, родителя возложена привилегия доверять этому стре­мящемуся к реализации потенциалу.
ЧАСТЬ 1

^ К ДУХОВНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О РЕБЕНКЕ


1.КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ. 2.КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТ­НОШЕНИИ.

^ 3. ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ.

Эти три представления являются основными для работы с детьми. Здоровый рост ребенка возможен с некоторой помощью и при поддерживающем окруже­нии. В хорошем детском саду часто повторяются собы­тия подобные этому:

Однажды утром четырехлетний Денни, надев шапку по­жарника, выходит навстречу четырехлетнему Сэму, кото­рый только что пришел. Лицо Денни оживлено ожидани­ем.

Денни: «Хочешь играть в спасателей?»

Они улыбаются друг другу. Энергично и непосредственно обмениваются рукопожатиями. Сэм берет шапку пожар­ника, и они запрыгивают на зеленый ящик, который слу­жит им вертолетом. Они «улетают» спасать воображае-

мых пострадавших. Другие дети присоединяются к игре. Они жмут друг другу руки после каждой важной победы.

Потенциальное встречается с потенциальным — каждое обогащается встречей с другим. Равные по воз­можностям вместе совершают великое. Мир наполнен возможностями.

1.^ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ.

Каждый ребенок стремится актуализировать свои потенциальные возможности, которые всегда наготове и стремятся к выражению. Когда ребенок видит, что другим детям интересно, он хочет пережить это тоже.

Сьюзен наблюдает за мальчиками, играющими в суперме­нов. Они прыгают с зеленого ящика. Двое из них держат­ся за концы короткой веревки и прыгают вместе. Сьюзен это кажется интересным. Она очень старается вскараб­каться на ящик.

Сэм: «Ты не можешь быть суперменом. Ты — девочка». Сьюзен: «Я — супердевочка».

Сэм соглашается. Когда мальчики прыгают, Сьюзен пры­гать не решается, ей кажется, что слишком высоко. Я мягко обращаюсь к ней.

Мис-с С: «Сьюзен, если ты ляжешь на живот, то сможешь спуститься».

(Она делает это.)

Сьюзен: «Я спустилась так, миссис Снайдер».

Мис-с С: «Да, теперь ты знаешь, как забираться и как спускаться».

Мальчики так заняты игрой, что не замечают как Сьюзен забирается и спускается. Через некоторое время она тоже прыгает с ящика. Это важное утро для Сьюзен. Она уз­нала, что она может рисковать, принимая вызов, и что ей интересно играть с сильными мальчиками.

Анализ: Потенциальное было богато представлено в Сьюзен. Для его пробуждения она нуждалась в стимуляции чем-то захватывающим. Ей нужна была небольшая по­мощь, которая подтолкнула бы ее успеху.

Некоторым детям прошлый опыт мешает актуали­зировать их потенциальные возможности.

Карл — привлекательный и хорошо физически развитый мальчик. Он без конца говорит о своей силе, расхаживает в бейсбольной шапочке и демонстрирует мускулы. Если игра становится грубой, он уходит в более спокойный угол комнаты. Джону нравится Карл и ему хотелось бы поиграть с ним, поэтому Джон подходит к Карлу и зате­вает с ним дружескую потасовку. Карл пятится от него.

Мис-с С: «Джон, ты хочешь поиграть с Карлом. Ты не хочешь сделать ему больно. Карл, если ты немного оттолкнешь Джона назад, вот так, вы поборетесь, и тебе будет интерес­но».

Карл: «Посмотрите на мои мускулы.»

(Обращаясь ко мне, а не к Джону, он сгибает руку и «играет» мускулами).

Мис-с С: «Если игра станет слишком грубой, ты всегда сможешь сказать: «Стой, я больше не хочу играть», и ты остановишься, не так ли, Джон?»

Джон: «Да.»

Но Карл уходит, демонстрируя мускулы девочкам и рас­сказывая им, какой он сильный.

Карл очень любит быть сильным. Он старается уго­ворить себя поверить этому, но он боится. В этом есть и потенциальные возможности и желание. Через свои прошлые чувства он знает, что неудачная попытка бу­дет катастрофой. Он боится, что его ударят, хотя он так же силен, как Джон. Он не станет пробовать, чтобы не потерпеть неудачу. Он не осознает потенциальное в себе. Ему нужен опыт успеха, чтобы пережить чув­ство полноценности, прежде чем он будет готов пол­учить удовольствие в борьбе с Джоном.

В некоторых детях потенциальное прекрасно готово к использованию.

Осень. Самая младшая девочка, Бекки, наблюдает за мальчиками, карабкающимися на дерево во дворе. Джон лазает очень ловко и забирается высоко. Мелвин старает­ся подражать ему. Он поднялся на самый верх алюмини­евой лестницы, но боится перебраться на дерево. Он по­ворачивается и начинает спускаться.

Мис-с С: «Через некоторое время ты поймешь, как это сделать, не так ли, Мелвин?»

Бекки внимательно наблюдает. Она подходит к лестнице и поднимается на дерево. Она кажется слишком малень­кой и хрупкой, чтобы карабкаться по деревьям, но она делает это очень уверенно. Ее темные глаза сверкают от волнения и удовлетворения.

В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают про­тив него.

Рано утром Джон приходит с Беллой, одной из ухажива­ющих за ним женщин. Она говорит, что вчера дома Джон испачкал штанишки. Я вижу, что Джону тяжело слышать, как Белла говорит мне это. Он опускает голову. (В начале учебного года я говорю родителям, что я всегда рада гово­рить с ними об их детях, но только, если ребенка нет рядом).

Мис-с С. (когда Белла ушла): «Тебе не нравится, когда Белла говорит мне такое о тебе, не так ли, Джон?» Джон не отвечает. Мис-с С: «Ты всегда оправляешься в туалете. Это было случайно, правда?» Джон: (полным голосом) «Да.»

Джон никогда не пачкал штанишки в детском саду. Зная это, я могу быть уверена, что эпизод дома был лишь случайностью.

Позднее утро. Джон все еще поглощен своими пережива­ниями. Он играет, запуская в раковине маленькую крас­ную подводную лодку.

Джон: «Миссис Уивер, это моторист. Он очень сильный. Никто не может обидеть его.» (Так, будто таким он и хотел бы быть).

Мис-с Уивер: «Ты действительно очень сильный, Джон».

Джон: «Да.»

Он не хочет чувствовать себя обиженным Беллой. Он стре­мится избавиться от чувств, которые она навязывает ему.

Ребенку трудно использовать свои потенциальные возможности без самоуважения. Белла вторглась в мир детского сада, в котором он чувствует себя уверенно и где у него есть возможность реализовать воображение и силы. Мы были вынуждены помочь Джону вернуть самоуважение и постоять за себя. Образование — это помощь детям в том, чтобы соответствовать требовани­ям жизни. Мы старались помочь Джону так, чтобы он имел возможность справиться с любой ситуацией, в которой он может оказаться.

2. ^ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ.

Отчуждение, т. е. бытие вне взаимоотношения — это ад. Это то состояние, которое влияет фактически на каждый аспект жизни личности. Каждый ребенок хочет быть «во взаимоотношении», быть самими взаи­моотношениями, а не просто выжить или справиться с проблемой. Когда дети «находятся во взаимоотноше­нии» — это тот вид существования, при котором, об­щаясь с другими, с миром природы и идей, они могут быть самими собой. Они свободны создавать и быть созданными. Когда в этой книге мы говорим о взаимо­отношении в единственном числе, мы обращаемся к тому самому основному, что жаждет воплощения в человеческой реальности.

^ Дети хотят быть во взаимоотношении как со значи­мыми взрослыми своего мира, так и со сверстниками. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне вза­имоотношения. Тогда они склонны прибегать к таким старым поведенческим реациям, как нападение, плач, избегание, которые не срабатывают. Дети хотят таких взрослых, которые сделали бы для них возможным пребывать во взаимоотношении.

Джон и Сэм — энергичные мальчики. Они нравятся друг другу и очень хотят играть вместе. Но иногда ситуация становится бурной. Однажды Сэм катается на двухколес­ном велосипеде, а Джон — на трехколесном. Они попада­ют в беду. Джон начинает сильно плакать. Я никогда прежде не видела, чтобы он плакал так сильно. Когда Сэм уезжает прочь, он держится за лицо.

Мис-с С: «Джон, Сэм что-то сделал, что доставляет тебе страдания?» Джон: (сильно рыдая) «Да.» (Я даю ему время прийти в себя). Мис-с С: «Подумай, что бы ты мог сказать, чтобы остановить его?» Джон: «Я не знаю». Мис-с С: «Ты мог бы сказать: «Эй, больно. Остано­вись!»

(Сэм подъезжает на двухколесном вело­сипеде) Мис-с С: «Сэм, Джон говорит, что ты ударил его по лицу». Сэм: «Он стрелял в меня пальцем», Мис-с С: «Джон, Сэм говорит, что ты стрелял в него, а ему не нравится, когда в него стре­ляют. Вот почему он ударил тебя». Джон: «Да.»

И все закончено. Джон думал, что он играл, но сейчас он понимает, почему Сэм ударил его. Они опять могут играть вместе.

^ Получить удар в лицо — плохо, но еще хуже — быть выключенным из взаимоотношения. Для Джона очень значимо играть со сверстником. Дома он вынуж­ден договариваться с более старшими братьями, а в Сэме он нашел ровню.1 Сэм дает ему возможность чувствовать себя сильным и энергичным. Угроза разры­ва взаимоотношений с ним была опытом дезинтегра­ции. Это было похоже на разрушение его нового Я.

Терри — четырехлетка с большими задатками. Она при­влекательна и физически хорошо развита, у нее красивый певучий голос. Но она не знает, как играть со сверстни­ками. Ее частые отсутствия отчасти стимулируют разры­вы взаимоотношений, но весной она начинает чувствовать себя крепкой и сильной. Однажды она стоит на гимнасти­ческом снаряде.

Терри: «Я больше, чем Джон. Я могу побить его». Мис-с С: «Ты чувствуешь себя сильной сейчас, Терри?» Терри: «Да, я больше, чем все другие дети. Я могу побить их всех». Мис-с С: «Ты действительно очень сильная. Но иг­рать с ними интереснее». Терри: (с сильным желанием) «Знаете, это так».

Никому из детей не нравится быть цветком на сте­не. Потенциальное остро нуждается в росте. Но в то же самое время ребенок хочет актуализироваться во взаимоотношении с другими. Потенциальное, которому за счет взаимоотношений с другими все дозволено, разрушительно для личности. Для ребенка научиться актуализировать воображение и планы и в то же время быть во взаимоотношении с людьми — это достиже­ние, которое сказывается на протяжении всей жизни.
_____________________________________________________1.Это очень сильная, связанная отнюдь не только с возрастом или слабостью, потребность; ср. у А. Вознесенского: «Пошли мне, Господь, второго, чтоб был он такой, как я». У детей ее сохранность — один из признаков нормального развития (В. К.)

3.^ ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реальный мир волнует больше любой сказочной

страны. Он полон неожиданностей и препятствий, по­зволяющих детям пробовать свои силы. Он включает самых разных людей в мир природы. Из контактов с реальностью маленький ребенок строит жизненный мир, который он проживает. Реальный мир и потенциал ребенка идут рука об руку. Игра в детском саду зара­зительна. У одного ребенка появляется идея, а творче­ское начало других позволяет ей развиваться.

Диана собирает палочки во дворе. Она приносит их мне.

Диана: (вручая мне одну палку за другой) «Это — акула. Это — дельфин». Мис-с С: «Это самые большие рыбы, которых ты можешь поймать».

Другие дети присоединяются к игре и приносят много «рыбы».

Диана: «Сейчас я собираюсь добыть гремучую змею». Мис-с С: «Если ты добываешь гремучую змею, будь осторожна, когда ее берешь, чтобы она тебя не укусила, — они ядовитые». Диана: «Я знаю, как обращаться с гремучей змеей».

(Через некоторое время она возвращается с куском виноградной лозы): «Это мерт­вая гремучая змея». Мис-с С: «Тогда мне неопасно держать ее». Она уходит в поисках еще более интересных вещей. Анализ: Воображение может вторгаться в реальный мир и вовлекать ребёнка во взаимоотношения. Мир становит­ся волнующим для некоторых детей через игры других с воображением. Тогда вещи — не просто вещи.

В начале года Терри просит меня помочь ей построить дом из больших кубиков. Я начинаю помогать ей, и другие дети присоединяются к игре. После того, как дом постро­ен, они берут кукол и начинают играть. Я остаюсь в игре, чтобы помочь новичкам научиться играть вместе со всеми. Мы купаем кукол и посыпаем их воображаемым тальком.

Терри: «Это не настоящий дом, правда?» Мис-с С: «Да, но мы воображаем, что он настоя­щий». Терри: «Это не настоящая ванночка, правда?» Мис-с С: «Да, это воображаемая ванночка».

Терри: «Это не настоящий ребенок, правда?» Мис-с С: «Но мы так играем с куклами, что они кажутся настоящими?» Терри: «Да».

Она присоединяется к игре и начинает мыть и одевать куклу.

Терри: «Это настоящий дом. Это внутри настоя­щего дома, миссис Снайдер».

Она уловила дух игры, и ситуация кажется ей очень реальной. Она поглощена значимым миром.

Реальный мир не весь хорош, в нем есть жуткие и разрушительные вещи. Детские страхи часто выража­ются через игру и проигрываются до тех пор, пока напряжение не спадает.

Аннабел — яркая четырехлетняя блондинка, которая уже читала, когда пришла в детский сад. Однажды утром Ан­набел играет в игровом домике в середине детского сада.

Аннабел: (взволнованно) «Грабитель пытается до­браться до меня!» Мис-с С: «Что ты собираешься делать с этим?» Аннабел: «Я собираюсь постучать в окно и заста­вить его уйти». (Она стучит.) «Сейчас он ушел».(Через некоторое время.) «Теперь он мертв».

Мис-с С: «Ты так постучала, что он ушел. Сейчас он мертв. Другое, что ты всегда можешь сделать — это подойти к телефону и вы­звать полицию. Ты можешь сказать им, что снаружи дома грабитель и что он пы­тается проникнуть внутрь».

Аннабел: «Я сделаю это».

(Она делает вид, что звонит в полицию). «Приезжайте, заберите грабителя снару­жи».

(Через несколько секунд). «Они забрали его».

В группе детей, которые любят друг друга, возмож­ности каждого могут служить решению проблем.

Весной Карл уронил свой драгоценный ковбойский ре­мень в вентилятор во дворе детского сада. Вентилятор — это полутораметровая квадратная цементированная дыра глубиной около двух метров, закрытая толстой железной решеткой. Карл очень огорчен потерей пояса и начинает навзрыд плакать. Дети собрались вокруг и смотрят вниз на пояс. По собственному опыту они знают, что верх слишком тяжел и его не открыть.

Мис-с С: «Ой, Карл, твой замечательный ковбой­ский ремень упал. Нам придется приду­мать что-то, чтобы его достать». Билли: «Неси лозу, Диана, и мы достанем его».

Они отдирают сухую виноградную лозу от стены и осто­рожно проталкивают ее через одно из небольших отвер­стий решетки. Но лоза коротковата.

Билли: «Если бы у нас было две лозы».

В мгновение ока они вместе бегут за другой лозой и скручивают их вместе. На этот раз лоза достает до пояса, но не зацепляет его. Диана: «Надо что-то на конец».

Она отстегивает от своей шотландской юбки большую булавку и пытается прикрепить ее к лозе, но булавка падает и тоже проваливается в вентилятор. Дети идут за мной. С неподдельным огорчением они показывают мне ремень и булавку. Но наступило время идти домой — начинают приходить мамы.

Мис-с С: «О, Карл, там внизу твой красивый ре­мень и твоя золотая булавка, Диана. Мо­жет быть, когда завтра придет доктор Снайдер, то он сможет придумать, как помочь достать их.»

На следующее утро как только доктор Снайдер входит в детский сад, они ведут его взглянуть на ремень Карла.

Доктор С: «Я думаю, мы можем придумать, как до­стать их. Может быть мы сможем что-ни­будь найти в шкафу, и это нам поможет». (Они идут к шкафу, и он достает один из наших круглых сильных магнитов). «Вы знаете, что делают магниты?» Карл: «Они подбирают гвозди и металлические вещи».

Доктор С: «Можете вы придумать, как использовать магнит, чтобы достать ремень?» Билли: «Мы можем привязать его к веревке».

(Он начинает подпрыгивать. Тоже самое делает Карл. Как только остальные пони­мают идею, они тоже начинают подпры­гивать).

Доктор С: «Нам понадобится что-нибудь тверже, чем веревка. Давайте попробуем эту про­волоку».

Он прикрепляет к магниту длинную проволоку. Все дети хотят помогать. Доктор Снайдер позволяет Карлу выужи­вать ремень, раскачивая магнит над пряжкой. Когда Карл вынимает ремень и булавку, он едва может контролиро­вать свое возбуждение. Все дети возбуждены. Магниты теперь уже не просто игрушки для подбирания гвоздей, они могут быть использованы для настоящего дела, с помощью взрослого группа детей объединилась вместе для решения проблемы.

Настоящий мир, как и потенциал ребенка, неисто­щим. Маленький ребенок приветствует помощь, кото­рая даст ему возможность

ДЕЙСТВОВАТЬ

^ ПРЕБЫВАТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ

ИЗУЧАТЬ ВОЛНУЮЩИЙ МИР ЛЮДЕЙ И ОБЪЕКТОВ.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconДи снайдер
Всех, кто соприкасается с человеком в самый трудный, самый противоречивый, самый беззащитный период его жизни

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconКнига по кинодраматургии, которую Вам стоит купить. Блейк Снайдер...
«Одно из наиболее понятных и проницательных изданий. «Спасти кошку» руководство как для новичков, так и для профессионалов сценаристов,»...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconБиография Дженсен Эклс родился 1 марта 1978 года в Далласе (штат...
Дже́нсен Росс Эклс (англ. Jensen Ross Ackles; род. 1 марта 1978, Даллас, Техас) — американский актёр. Наиболее известные роли сыграл...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconА. К. Анохин, носивший псевдоним Б. Росс, был доктором и атлетом....
А. К. Анохин, носивший псевдоним Б. Росс, был доктором и атлетом. Эти упражнения использовал русский атлет Самсон, разработавший...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconДженсен Росс Эклз ( англ. Jensen Ross Ackles). Досье
Телосложение: сногсшибательное, ноги вопреки всем утверждениям идеальные, а походка тоже

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconКэмпбелл Росс "Как любить своего подростка"
Это очень серьезная книга, но и помощь подросткам в переходный период их жизни — тоже серьезное и непростое дело, особенно в наше...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconДэвид Росс Эти странные шотландцы Эгмонт Россия Лтд;
Испробуй". Гавриил посмаковал виски, похвалил Господа и сказал: "Прекрасно! Но не кажется ли Тебе, что Ты слишком расщедрился? Не...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconРосс Кэмпбелл Как любить своего подростка Предисловие Введение Переходный возраст > Семья
Это очень серьезная книга, но и помощь подросткам в переходный период их жизни тоже серьезное и непростое дело, особенно в наше время....

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший iconDe Profundis «Собрние сочинений в 3-х томах. Том 3»
Редингской тюрьме. В том же году он передал рукопись своему преданному другу и почитателю Роберту Россу, с тем, чтобы он снял копию...

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-младший icon«Восстановление»: Часть II авторы сценария : Мартин Росс и Бет
Аннотация: Доггет и Рейс ищут похищенных людей с удивительными способностями, разоблачая темный заговор, в то время как Малдер и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов