Скачать 313.99 Kb.
|
"ЕВРОПА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ" (Социокультурные аспекты европейской цивилизации) ©2005г. Б.Орлов ЕВРОПЕЙЦЫ: КТО ТАКИЕ? Несколько лет назад мне довелось принять участие в конференции, которую проводила Евангелическая академия в Гёрлице и где обсуждались перспективы Европейской цивилизации в момент объединения ее двух половин - Западной и Восточной Европы. Уже само название конференции - "Европа с человеческим лицом" указывало, что тема конференции будет трактоваться в ключе ценностных установок. Не случайно один из предложенных докладов носил название "Европа без ценностей - это Европа, лишенная ценности". В этой связи я хотел бы изложить свое понимание ценностных установок при рассмотрении сути и перспектив Европейской цивилизации. Передо мной международный альманах "Синтез цивилизации и культуры", посвященный фактически той же проблеме . Хотелось бы уточнить название - на самом деле речь идет не просто о синтезе двух самостоятельных понятий. Культура лежит в основе всякой цивилизации. Причем культура не в распространенном понимании как сфера духовной жизни - образование, литература, музыка, живопись и т.д., но как совокупность всех областей деятельности и духовного бытия человека. Все эти области регулируются соответствующими ценностными установками. При анализе специфики любой цивилизации, идет ли речь о царстве ацтеков или об одной из цивилизаций современности, мы рано или поздно выходим на главное - на специфику ее ценностных установок. Я нахожу подтверждение своей точке зрения в суждении А.Н. Чумакова, изложенной в упомянутом мною альманахе. Он считает, что любую культуру целесообразно определять как "творческую деятельность, направленную на осмысление и преобразование действительности, а также результаты такой деятельности, которые находят всевозможное выражение в обычаях, традиции, вероисповеданиях, в философии, науке, искусстве, в быту, производстве, технологиях и т.д."-. Полагаю, что такое понимание культуры вполне возможно дополнить понятием "ценностные установки", ибо именно они позволяют понять, в каком направлении осуществляется такого рода деятельность, с учетом каких нравственных категорий. Все это согласуется с выводом, который далее делает А.Н. Чумаков: "Цивилизация характеризуется не только моделью общественного развития с соответствующими условиями и временем жизни людей, но и совокупностью норм, правил, запретов, предписаний, табу, регламентирующих общественные отношения". Какими же ценностными установками руководствуется человек, принадлежащий Европейской цивилизации? На мой взгляд, это своеобразное сочетание таких понятий, как трезвое, рациональное осмысление действительности и одновременно - ориентация на духовную суть бытия. В основе этого подхода - человек как главный субъект всего сущего, воспринимающий себя как существо, созданное "по образу и подобию божьему". Эта главная установка находит отражение в таких ценностях, как справедливость, законность, милосердие, терпимость к инакомыслию, склонность к компромиссу. Все эти основные ценности формировались на протяжении веков; в соответствии с возникающими обстоятельствами одни из них выходили на передний план, другие как бы отходили в тень, но удивительным образом в любом случае тема индивида всегда оставалась в поле зрения общества. И это при том, что Европа представляла собой пестрый цветник различных национальных культур. И по сей день испанец отличается от англичанина, тот, в свою очередь, от немца, а немец - от француза. Объединять их общим понятием "европеец" позволяет принадлежность к христианству, к ценностным установкам этой религии. И хотя католик, представитель англиканской церкви, православный верующий обнаруживают между собой определенные, порой существенные различия в трактовке религиозных догматов, все они - приверженцы христианской веры с ее ценностными установками, сформулированными в Нагорной проповеди Христа, а до него - в Ветхом Завете. Особо хочется подчеркнуть, что европейское христианство возникло не на пустом месте, оно восприняло ценностные установки предшествовавших цивилизаций - прежде всего Древней Греции и Древнего Рима, вычленив все то, что органично вписывалось в христианскую картину мира и представление о человеке. Подтверждение этому находим в статье немецкого аналитика Х.А. Винклера "Что значит быть европейцем?". Он, в частности, пишет: «Европейская самоидентификация дана нам в наших ощущениях. Ее можно чувствовать, видеть, слышать. Достаточно вспомнить о выдающихся образцах архитектуры, изобразительного искусства или музыки, об истории развития... Но общность европейцев не ограничивается только искусством. Есть общие правовые, судебные традиции: от церковных законов, интерпретации Римского права до "jus publicum europaeum", согласно Вестфальскому миру, заключенному в 1648 г. Есть аналогичный опыт, связанный с процессами раскрепощения, освобождения, эмансипации: от Реформации и Просвещения до совершенствования правового государства в эпоху демократии. Наконец, существует интегрирующая сила преодоления конфликтов, которые в экстремальной форме проявились в двух мировых войнах двадцатого столетия. Суждения Винклера в какой-то степени подтверждают мнение историка, обратившего внимание на указанную преемственность еще в середине XIX в. Это Иоганн Шерр. Его книга "История цивилизации Германии" была переведена в России и выдержала к 1868 г. третье издание на русском языке (перевод осуществили, кстати, известный литературный критик того времени Д. Писарев и его коллега А. Неведомский). Вот что говорит И. Шерр, описывая завоевательные походы римлян на территории нынешней Германии: "Уже Цезарь во время своего управления Галлиею составлял планы против Германии и начал приводить их в исполнение посредством неоднократных переходов через Рейн... Римский топор начал расчищать девственные леса Германии. Военные дороги пролегли через болота и непроходимые заросли и связали между собой римские поселения..., длинные линии валов были проведены через горы и долины; возникали города, и в стране были введены римская администрация, римская юстиция, римский язык, германские владыки вступали в союзы с завоевателями и в качестве римских вассалов помогали вносить иго Рима в недра своего отечества; сыновья самых значительных фамилий поступали на римскую военную службу и смотрели на права римского гражданства и на звание римского всадника как на блестящую цель честолюбивых устремлений". Чуть ниже Шерр описывает деяния полководца Арминия, который сумел объединить германские племена и в битве в Тевтобургском лесу победил римлян. Это своего рода дань германскому патриотизму второй половины XIX в., но в контексте наших размышлений важно уяснить, в каком виде римская цивилизация проникала в быт германских племен. Да и не только германских. Можно даже сказать: здание христианской Европы строилось на развалинах Древнего Рима с одновременным сохранением административных и правовых навыков предшествовавшей эпохи. ^ Совершив краткий экскурс в прошлое Европы, остановимся на тех проблемах, с которыми европейская цивилизация сталкивается сегодня, и на том, что ее может ожидать в будущем. События XX в. поставили народы Европы перед необходимостью пережить и переосмыслить такие явления, с которыми они не встречались в прошлом. Это, прежде всего, мировые войны, следовавшие одна за другой с коротким перерывом. В этих войнах были введены в действие новые средства массового уничтожения людей, включая применение отравляющих газов. Многие страны были вовлечены в процессы становления тоталитарных или протототалитарных режимов. В Германии подобный режим обернулся массовым уничтожением людей в фабриках смерти. Холокост представлял собой ценностную катастрофу в "стране поэтов и философов". Примерно такая же катастрофа произошла в стране, где пришедшие к власти большевики вроде бы руководствовались гуманистическими установками марксизма. Была создана система концлагерей, в которой находились в нечеловеческих условиях миллионы людей. Все вместе означало, что гуманистические, ценностные традиции Европы оказались в глубочайшем кризисе. Последующие события создали условия, которые долго не позволяли спокойно осмыслить пережитое. Сразу же после двух "горячих" войн в Европе началась война "холодная". Советский Союз, вместе с демократическими странами Запада разгромивший гитлеровский фашизм, стал распространять свое тоталитарное влияние на страны Восточной Европы, устанавливая в них так называемые режимы народной демократии. Запад отреагировал понятным образом. И как результат - Европа разделилась между двумя противоборствующими идеологическими и военными блоками, с соответствующими последствиями для стран, оказавшихся в каждом из них. В странах Западной Европы стали осуществляться демократические преобразования, и к окончанию "холодной войны" практически весь этот регион представлял собой единое демократическое пространство. Сходство демократических ценностных установок позволяло этим странам успешно развивать экономическое сотрудничество в рамках интеграционных процессов. Постепенно формировались наднациональные органы, и к концу XX в. Западная Европа предстала перед мировым сообществом как Европейский союз со своим парламентом, прообразом правительства в виде Европейской комиссии и единой валютой - евро. После 1945 г. между западноевропейскими, демократическими, странами не возникали военные конфликты и это был, пожалуй, самый длительный период состояния мира во всей европейской истории. Страны Восточной Европы начали освобождаться от влияния Советского Союза лишь в конце 80-х годов. Став свободными в политическом плане, они оказались ослабленными экономически. Ослаблены были и навыки к партийной деятельности в условиях плюралистической демократии. При этом определенная часть населения продолжала оставаться под влиянием посткоммунистической идеологии с ее ориентацией на социальную защиту населения. Однако, пережив периоды "бархатных революций", страны Восточной Европы восстановили плюралистические механизмы чередования у власти и активно осваивали механизмы рыночной экономики. Как результат этих усилий, в Европейский союз смогли войти Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, три страны Балтии. Как отмечает Ю.А. Борко, "...позиции ЕС в мире заметно изменились. Если в конце 80-х годов Европейское сообщество воспринималось на международной арене прежде всего как торгово-экономический блок, то теперь Европейский союз добивается признания его претензий на самостоятельную роль в решении ключевых вопросов мировой политики". Эта самостоятельность проявилась в первую очередь в отношениях с Соединенными Штатами Америки. Весь период "холодной войны" страны Западной Европы чувствовали себя защищенными от возможного давления со стороны Советского Союза, находясь под военно-политическим прикрытием своего американского союзника. Теперь эта необходимость отпала. Более того, встал вопрос: а не следует ли быть Европе самостоятельной и в военном плане, создавая собственные вооруженные силы - в рамках НАТО или рядом с этой организацией. Данная тенденция проявилась особенно наглядно, когда США развернули боевые действия в Ираке под предлогом борьбы против международного терроризма. Франция и Германия не поддержали эту акцию, прямо или косвенно осудили ее. Некоторые страны Восточной Европы, напротив, поддержали американцев и даже послали в Ирак свои небольшие соединения в знак солидарности с США. В реакции стран Западной Европы на политику США давали о себе знать европейские ценностные подходы к соблюдению норм международного права. Ведь американцы развернули свои действия в Ираке, так и не получив окончательного согласия от международных организаций и в первую очередь от Совета Безопасности ООН. Таким образом, был нарушен тот самый принцип нерушимости суверенитета отдельных стран, который выстрадала Европа после изнурительной 30-летней войны, заключив в 1648 г. Вестфальский мир. Согласно данному документу, каждый в своем доме-стране хозяин, и никто не вправе вмешиваться в его дела извне. На этом и держится мировое сообщество по сей день. Упомянув Вестфальский мир, отметим, что именно он явился наглядным примером политической культуры европейской цивилизации с ее способностью к компромиссу. Ведь в ходе 30-летней войны договаривались не просто о заключении мира, но о мирном сосуществовании двух ветвей христианства - католиков и протестантов. Религиозным войнам в Европе пришел конец. Вспомним для сравнения, сколь враждебными были отношения между официальной Церковью в России и так называемыми раскольниками после известных реформ патриарха Никона. Вражда длилась три с лишним века. Перебрасывая мостик к сегодняшним дням, укажем также на чрезвычайно важную способность европейцев к компромиссу в области производственных, трудовых и социальных отношений. Развитие капитализма с его высоким динамизмом и одновременным обострением отношений между предпринимателями и наемными работниками, между бедными и богатыми поставило Европу перед необходимостью искать и находить разумный подход к этим явлениям. Попытки разрешить сопутствующие капитализму противоречия революционным путем, за счет обобществления средств производства, в подавляющем большинстве европейский стран не нашли у общества достаточной поддержки. Верх взяла ориентация на компромиссный подход, нашедшая отражение в механизмах социального партнерства, в политике социального государства. В Европе по сей день то в одной, то в другой стране происходят массовые забастовки, демонстрации, но после Второй мировой войны ни в одной из этих стран не наблюдалось массовых социальных битв революционного характера с целью свержения "власти буржуазии". Но почему же не достигли такого компромисса представители "старой" и "новой" Европы (как порой аналитики характеризуют восточноевропейские страны) в отношении действий американцев в Ираке? Западноевропейцы по-своему отреагировали на возникшую ситуацию. Видный немецкий философ Ю. Хабермас и его французский коллега Ж. Деррида в этой связи опубликовали "Европейский манифест", который поддержали ряд ученых в других странах . Авторы манифеста призывали сохранять европейские ценности и полагали, что главными хранителями будут те, кто составляет "европейское ядро" -Франция и Германия. Однако восточноевропейские страны, пережив опыт существования в условиях тоталитаризма, взглянули на происходящее в Ираке по-иному. Для них было важно, что американцы борются против тоталитарного режима Саддама Хусейна. Имело значение, видимо, и то обстоятельство, что в годы "холодной войны" восточно-европейцы именно в американцах видели главных поборников свободы. Определенную роль играла и возможность получения экономической поддержки от США. Так или иначе, "большая европейская семья", в которую входит уже 25 стран, и о приеме просят также Румыния, Болгария, Турция, а в самое последнее время и Украина, будет еще долго переживать период привыкания друг к другу. В том числе и в вопросе единого подхода к ценностным установкам. ^ Сближение "старой" и "новой" Европы - трудная задача. Но еще более сложная проблема сохранение европейской идентичности. Как не утратить свое лицо, свою культуру, свою ментальность в условиях, когда в Европу с азиатского и африканского континентов устремляются потоки носителей иных цивилизационных традиций, и прежде всего представители ислама? Причем эти люди приезжают в европейские страны не только затем, чтобы заработать денег и вернуться к себе домой, что европейцы бы только приветствовали. Многие из вновь прибывших предпочитают остаться на Западе и со временем начинают требовать официального признания стожившихся у них на родине привычек и традиций. Так произошло во Франции, когда приверженцы ислама, поселившиеся в этой стране, потребовали, чтобы женщинам-мусульманкам разрешалось носить традиционные головные платки - хиджабы повсюду, в том числе в официальных государственных учреждениях. Страсти, разгоревшиеся вокруг этих платков, не утихли и сегодня. А между тем возникают явления более серьезного характера. Журналист Ю. Коваленко сообщает из Парижа, ссылаясь на конфиденциальный доклад, подготовленный французской тайной полицией, что во Франции вокруг крупных городов возникло примерно 300 пригородов, где проживают 1.8 млн. человек, главным образом иммигрантов, выходцев из мусульманских стран. Эти пригороды становятся рассадниками воинствующего фундаментализма и подпитывают террористические организации . Исламский фактор, отмечает Ю. Коваленко, плохо изучен во Франции, где пропорционально общему числу жителей мусульман вдвое больше, чем в Германии или в Великобритании. Если сейчас они составляют примерно 10% французского населения, то к 2020 г., по некоторым расчетам, их будет 20%. С учетом в том числе и этих обстоятельств в политических кругах Европы по-разному воспринимают желание Турции вступить в Европейский Союз. По мнению таких видных политиков, как В. Жискар д'Эстен и X. Шмидт, это будет способствовать размыванию европейской идентичности: ведь культура Турции держится на других ценностных основаниях. Германские политики в лице А. Меркель и других видных деятелей Христианско-демократического союза полагают, что с Турцией надо устанавливать режим "особо привилегированных отношений", и не более того. Но так или иначе было принято решение о начале между Турцией и ЕС переговорного процесса, который продлится примерно 10 лет. В течение этого периода чиновники из ЕС будут по всем позициям сравнивать достигнутые Турцией результаты с требованиями Европейского союза. При всем том Европа остается верной своему компромиссному подходу, что нашло подтверждение в разработке и приеме Европейской конституции. Как известно, текст подготовленной конституции был подписан странами - членами ЕС 29 октября 2004 г. в Риме. При этом не было удовлетворено требование представителей ряда стран об упоминании в преамбуле "христианских корней" как основы европейской цивилизации. Составители Конституции ссылались на то, что духовные основания Европы куда более разнообразны. Это, в частности, признает итальянский политолог Дж. Бенси в статье с красноречивым названием «У Европы "подрубают" корни». Он, в частности, пишет: "Никто не оспаривает тот факт, что без христианства не было бы Европы как особой цивилизации. Но откуда произошло само христианство? Многие полагают, что от иудаизма, и потому предпочитают говорить не просто о "христианских", но и об "иудео-христианских корнях"... Но как быть с классическим греко-римским наследием? Чем была бы Европа без Аристотеля и Платона, без Цицерона и Тацита? Без этого наследия и само христианство было бы беднее. В конце концов, преемственность между христианским богословием и греческой философией (неоплатонизм) нашла свое отражение в Евангелии от Иоанна, а средневековые схоластики облекали свои теологические размышления в философские термины аристотелизма. Не забудем и о том, что именно в Древней Греции в Афинах родилась демократия. Следовательно, о греко-римском мире следует упомянуть в преамбуле Конституции Европы наряду с иудаизмом и христианством". Характер источников европейской цивилизации, которые назвал в своей статье Дж. Бенси, подтверждает вышесказанное: они так или иначе сфокусированы на проблеме человека и на поиске им своего места в мироздании. Европейская цивилизация тем и неповторима, что ее духовный, ценностный фундамент выстраивался тысячелетиями и, пожалуй, это самое главное достояние, которое принадлежит не только европейцам. ^ Тем не менее, несмотря на такое богатое прошлое, в Европе были и продолжают существовать те, кто ставит будущее европейской цивилизации под сомнение. Сошлемся на наиболее известный пример. В 1918 г. немецкий философ О. Шпенглер опубликовал книгу "Гибель Абендланда". У нас ее перевели под другим названием: "Закат Европы". Хотя Шпенглер под Абендландом понимал не только Европу, но и всю западную цивилизацию в том виде, в каком она представала перед ним в начале XX в., речь в книге шла прежде всего о европейской цивилизации. Для пессимистического прогноза у Шпенглера были основания. Только что закончилась невиданная по масштабам в истории человечества война, которую назвали мировой и где проявились наиболее совершенные по тому времени методы уничтожения человека. В такой обстановке говорить о традициях европейского гуманизма не представлялось возможным. Наиболее плачевными выглядели дела на родине философа - в Германии. Подписав Версальский договор и согласившись на выдвинутые в нем требования, Германия на долгие годы оказывалась частично оккупированной страной одновременно с необходимостью выплаты ею обременительных репараций. Книга Шпенглера вышла в том самом году, когда в Германии разразилась Ноябрьская революция (1918 г.); ее ход и последствия историк предвидеть не мог, но у него присутствовало ощущение нараставшей смуты, хаоса. Рушились традиции имперского государства. На смену шла демократия с неясными перспективами и расстановкой сил. В этом одна из причин, по которым Шпенглер, будучи свидетелем падения Веймарской республики, первоначально приветствовал приход нацистов к власти как фактор стабилизации политического и, соответственно, культурного процесса в стране. Именно по этой причине "многие его идеи с энтузиазмом воспринимались идеологами фашизма. Однако сам Шпенглер отказался сотрудничать с национал-социалистами, и власти в ответ на критику их деятельности вообще запретили упоминать имя Шпенглера в политической печати. Через три года после смерти Шпенглера разразилась вторая по счету мировая война. Мир со временем узнал о масштабных злодеяниях фашистского и коммунистического тоталитарных режимов. После 1945 г. политическая и военная напряженность на европейском континенте возрастала. Европа с двух сторон ощетинилась ракетами, начиненными ядерными боеголовками, и не исключалась возможность, что они могут быть приведены в действие со всеми роковыми последствиями для европейской цивилизации. Но инстинкт самосохранения победил и в той и в другой части Европы. Встреча в Хельсинки в 1975 г. с подписанием соответствующего компромиссного документа в какой-то степени повторила то, что три столетия с лишним назад было отражено в Вестфальском договоре, и европейская, или, как ее характеризовал Шпенглер, "фаустовская" цивилизация обрела новое дыхание. В Западной Европе прекратились межстрановые войны. Развивался интеграционный процесс. Страны региона одна за другой вставали на путь демократии. Наконец удалось создать наднациональные органы, сначала в виде Европейского Сообщества, а затем в виде Европейского Союза. Все эти шаги вряд ли можно характеризовать как проявление усталости, упадка, а тем более склероза. Уже в новом веке в ЕС вступили новые государства. После подписания европейской Конституции в Риме в октябре 2004 г. X. Солана, в то время верховный представитель ЕС по вопросам политики безопасности и внешней политики, писал: "На Европейском союзе лежит большая ответственность. Это один из ведущих международных игроков: 25 государств-членов, более 450 миллионов жителей, четверть мирового ВВП, около 40% мирового экспорта и полный набор инструментов - хозяйственных, законотворческих, дипломатических, военных. Все это - в нашем распоряжении". Тем не менее голоса скептиков продолжают раздаваться. Они принадлежат, в первую очередь, аналитикам, ученым. Свидетельство тому - размышления французского ученого, профессора Сорбонны М. Лефевра. Суть его позиции сводится к следующему: Европа находится в поиске собственного пути и цели между "Европой — великой державой" и своего рода "большой Швейцарией", между "мультиполярным миром" (Ж. Ширак) и "евроатлантической однополярностью" (Т. Блэр), между желанием цивилизовать глобализацию и стремлением к совместной обороне. Проблемы обороны, военного статуса Европы интересуют Лефевра в первую очередь. Он исходит из того, что по окончании "холодной войны" Европа оказалась в стратегическом вакууме. При этом в мире возникли новые угрозы - конфликт на Ближнем Востоке, усиление роли ислама, распространение оружия массового уничтожения, терроризм. Между тем доля европейцев в мировом населении в XX в. снизилась Лефевр особо обращает внимание на отсутствие у Европы однородности культуры и языка -типичных черт Древней Греции. "Существует опасность, что Европа вместо действенной федерации окажется в состоянии строительства Вавилонской башни". И приходит к окончательному выводу: "Шанс реализовать идею политической Европы сегодня не выше, чем в прошлом". Будем иметь в виду: у французских исследователей, как правило, особый взгляд на происходящее в Европе, на характер отношений между Европой и США. Здесь больше евроскептиков, чем в любой другой стране Европы, что, помимо прочего, свидетельствует об особом складе французского ума. Но и в других странах региона евроскептиков хватает. Взять ту же Германию. На вопрос о будущем Европы немецкий режиссер Т. Остермайер отвечает: "Мы — только маленький европейский аппендикс Азии. У нас уже нет жизненных сил. Первый признак - в Германии почти не рождаются дети. Сила движения теперь у других стран: у России, у Китая... Я думаю, что на наших глазах роль Европы будет постепенно сходить на нет". Однако с такой позицией не согласен человек, которого прежде никак нельзя было заподозрить в особых симпатиях к Европе: американский аналитик номер один 3. Бжезинский. В 2001 г., анализируя ситуацию, сложившуюся в Старом Свете, он писал: "Западная Европа не способна преодолеть кризис политической легитимности и экономической жизнеспособности", а ее бюрократически организованная интеграция попросту не в силах "сформировать общую политическую волю, необходимую для политического единства". Это высказывание - почти в том же духе, что и упоминавшегося выше М. Лефевра. Но спустя всего три года, в 2004 г., после того, как Европа, пусть и "политически нелегитимная", торпедировала иракские планы США в ООН, а евро начал превращаться в мировую валюту, потеснив при этом доллар, Бжезинский приходит к прямо противоположному выводу: "Только Европа, все более самоорганизующаяся в форме Европейского союза, обладает потенциальными политическими, военными и экономическими возможностями совместно с Америкой решать задачу углубления и расширения транс-евразийского сотрудничества". Данная точка зрения изложена и в последней книге Бжезинского "Выбор: доминирование или лидерство". Вообще-то столь резкое изменение позиции за столь короткий период несколько неожиданно для такого маститого аналитика, как Бжезинский. Но события в мире, в том числе и в Европе, развиваются настолько стремительно и в столь непредсказуемых вариантах (приведем в пример политическую активность граждан Украины во время президентских выборов 2004 г.), что исследователи бывают вынуждены, как говорится, "на ходу" пересматривать сложившиеся представления. Так и Бжезинский, который отныне считает, что США должны перейти от одностороннего доминирования к тому, что он называет "консенсусным лидерством". ^ Вопрос, в какой роли будет отныне выступать США по отношению к Европе, не в последнюю очередь волнует российского читателя. В том числе и в цивилизационном плане. Является ли Россия частью Европы? Дискуссия на эту тему идет в нашей стране с XIX в. Она началась еще со споров между западниками и славянофилами, настаивавшими на особом пути России. Историк Н.Я. Данилевский разработал даже типы культур и противопоставил русско-славянский тип германо-романскому, утверждая при этом, что будущее принадлежит первому из них. В эмигрантских кругах разрабатывалась концепция "евразийства", которую позже стал развивать Л. Гумилев, а в наши дни пытается адаптировать к современным реалиям А. Дугин. Между тем политическая жизнь страны развивается по собственному сценарию, а ее ведущие политики стремятся приспособить теоретические взгляды аналитиков к собственным представлениям о будущем России. Если в период правления М. Горбачева разрабатывалась концепция "Европы - большого общего дома"; в годы президентства Б. Ельцина Европа рассматривалась как ближайший партнер, чьи ценностные установки совпадают с российскими, то во время пребывания у власти В. Путина постепенно обнаружилось несовпадение политики экономической и технологической модернизации, ориентированной на Европу, и собственного взгляда на ценностные установки, которые, по мнению многих аналитиков, носят авторитарный характер. На это в последнее время обращают внимание европейские исследователи, в том числе и в Германии, стране, канцлер которой находится в тесных дружеских отношениях с президентом РФ. Так, давний знаток советских и российских дел политолог X. Тиммерман высказывает озабоченность нынешним состоянием отношений между Европой и Россией. В статье, посвященной анализу перспектив европейско-российских отношений, Тиммерман задается вопросом: должен ли ЕС в своем партнерстве с Россией принимать авторитарную модернизацию, пока экономика (и экономическое сотрудничество) развиваются успешно? Или ему следует и в дальнейшем настаивать на том, что Россия как партнер должна согласовывать свои действия с европейскими ценностями и демократическими принципами? Не грядет ли поворотный пункт в отношениях ЕС и России, не наступит ли между ними "холодный мир"? Вывод Тиммермана таков: с учетом этих и других неясностей всеобъемлющее сотрудничество между Россией и ЕС пока нереально. Тем не менее, подчеркивает немецкий исследователь, при всех противоречиях и неопределенности Россия в силу своей величины, своей региональной и глобальной роли, своей географической близости, а также своего и положительного и отрицательного потенциала незаменима как партнер по разностороннему функциональному сотрудничеству. Так полагают не только в Германии, но и в других странах Европы. И не только в среде аналитиков. После распада СССР европейское общественное мнение в основном сходилось на том, что лидером новых демократических преобразований на постсоветском пространстве является Россия; именно на нее возлагались надежды, что она поможет другим бывшим советским республикам, особенно среднеазиатским, встать на путь демократии. Но после событий в Грузии и на Украине, в ходе которых руководство России практически не поддержало демократические круги этих стран, отношение к ней изменилось. Российским политикам, ориентированным на сугубо прагматический подход в отношениях с Европой, придется уяснить, что "нестыковка" в ценностных установках, особенно в вопросах соблюдения прав человека и демократии, существенно осложнит развитие едва ли не всех видов сотрудничества - экономического, научного, культурного. Казалось бы, абстрактный вопрос о значении ценностных установок в цивилизации оборачивается реалиями, на которые придется искать ответ, если Россия не захочет снова оказаться в изоляции. ^ В начале XXI в. Европа вышла на новый виток развития, в том числе и в цивилизационном плане. Аналитики по праву указывают на множество сложностей, которые ей придется испытать в новом качестве как объединенной Европы. Но важно при этом иметь в виду: дом строится, а не разрушается, число его жильцов увеличивается, а не сокращается, авторитет этого сооружения не падает, а возрастает. Европейцы сами себе бросили вызов: выжить в новых условиях, не превратиться в большой музей, активно участвовать в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом. Если XX век проходил под знаком мировых войн и жестокой конфронтации двух противоположных идеологий - тоталитарной и демократической, то нынешнее столетие, судя по всему, станет веком глобализации. Придать этому процессу разумное направление, не допустить нарушения сложившихся норм и правил, установить разумный диалог между различными цивилизациями -в этом видят европейцы свое предназначение. Так можно в общем виде выразить суть дискуссии, которая ведется в европейском сообществе уже несколько десятилетий. Под глобализацией обычно понимают лишь втягивание всего мира в определенные экономические процессы, носящие во многом неуправляемый характер. Особенность европейской цивилизации заключается в том, что она пытается связывать в единый пакет экономические, социальные и нравственные проблемы, находящие выражение в ее ценностных установках. Уйти от столкновения цивилизаций, которое предрекал американский ученый С. Хантингтон, установить между ними диалог - об этом европейцы стали задумываться сразу же после Второй мировой войны. К примеру, теоретик германской социал-демократии В. Айхлер, один из авторов Годесбергской программы СДПГ, исходил из того, что ценностные установки многих религий перекликаются. Это обстоятельство, полагал Айхлер, открывает возможность для установления экуменического диалога и вовлечения в него на данной основе общественных сил. Сам процесс немецкий ученый называл "этической революцией", и конференции, которые он проводил в разных странах мира в 70-е годы, рассматривались им как начало этой революции. Необходимость борьбы с международным терроризмом, который во весь голос заявил о себе 11 сентября 2001 г., казалось, отодвинула на задний план проблемы этического характера. Однако жизнь показывает, что именно на такой основе, через согласование этических норм различных цивилизаций, только и возможно преодоление того опасного разрыва, который наблюдается уже столетие, - разрыва между техническими и экономическими возможностями человека и их нравственным осмыслением и обоснованием. В решении этой ключевой для мирового сообщества проблемы заметное место по праву принадлежит европейской цивилизации. Перед Россией стоит выбор - либо она присоединится без оговорок к этому процессу, либо останется в роли православно-державной цивилизации, как ее определил С. Хантингтон. Россия все еще играет роль гоголевской птицы-тройки, направление движения которой угадать невозможно. Между тем это направление вполне предсказуемо – сохранение своеобразия культуры и вместе с тем осмысления практики европейского рационализма. * * * К моменту выхода в печать этого материала Европе произошли важные события. Континент живет насыщенной жизнью, и претендовать на полноту охвата всего потока происходящего не приходится. Но два события следует упомянуть непременно, ибо они привносят принципиально новое в европейский уклад жизни и предполагавшийся сценарий действий в рамках Европейского союза. ^ Европейские страны приступили к рассмотрению проекта общеевропейской Конституции. Она может вступить в силу лишь том случае, если все 25 стран - членов ЕС одобрили ее. И вот первый звонок тревоги - французы бельгийцы большинством участвовавших в референдумах не дали добро на данный проект. Но это означает, что оптимистические прогнозы относительно быстрого строительства европейского дома не подтвердились реакцией населения ряда европейских стран. Существуют разные объяснения такой реакции. Одно из них - граждане стран Европы не желают оказаться в зависимости от власти европейского чиновничества, уже скомпрометировавшего себя излишней регламентацией и формализацией сложившегося порядка в ней. Чисто интуитивно многие граждане своим голосованием подтверждают непреложную истину - демократия может быть действенной лишь том случае, если деятельность властей находит под контролем общества. Всякие попытки ввести "управляемость" выхолащивают саму суть демократии. ^ волна террористическиактов, захлестнувшая Европу. Сначала в мае 2004 в Мадриде, затем в июле 2005 г. - в Лондоне. И в том и в другом случае за спиной исполнителей террористических актов, обернувшихся десятками и сотнями человеческих жертв, — руководители исламистских террористических организаций. Европу террором не удивишь. В свое время западных немцев будоражили действия террористической группировки "Фракция Красной Армии", итальянцев - действия "Красных бригад", ухитрившихся даже похитить премьер-министра Альдо Моро. По сей день напоминают о себе террористическими акциями экстремистская организация Страны Басков в Испании и экстремисты в Ирландии. Но во всех этих случаях мотивация бы разной, да и методы другие. Европейские террористы не превращали исполнителей в "живые бомбы", взрывающие себя в многолюдных местах - в метро, в автобусах. Об угрозе исламского фундаментализма в Европе поговаривали давно по мере того, как в различных странах возрастало число приезжих мусульман, предпочитавших при этом жить обособленной жизнью. Серьезную тревогу вызывала ситуация в Англии, где увеличивалось число исламистских группировок, открыто проповедовавших идеи "всемирного исламского халифата". Определенная часть ведущих европейских политиков не желала вникать в подоплеку происходящего, ссылаясь на так называемую политкорректность. Теперь, когда беда постучалась в дверь и вошла в европейский дом, настала пора всерьез осмыслить происходящее. Уже обозначились контуры дискуссии по этой проблеме. В отличие от некоторых политиков, предпочитающих говорить о злых кознях абстрактно формулируемого "международного терроризма", европейские интеллектуалы задаются вопросом - не являемся ли мы свидетелями "столкновения цивилизаций", в свое время предсказанного С. Хантингтоном, если иметь в виду, что за готовностью исламистских террористов жертвовать собственной жизнью стоят иные ценностные установки, принципиально отличающиеся от европейских, в центре которых человеческая личность и ее самоценность. Можно вопрос поставить и так: не имеет ли человечество дело с новым вариантом фундаментализма - исламским? В начале XXI в. он идет на смену фундаменталистской убежденности в правоте коммунистических идей, которая имела место в XX в, и проявилась в деятельности ряда стран с тоталитарной идеологией. Так или иначе Европа столкнулась с принципиально новым вызовом. Как, с одной стороны, сохранять традиции толерантности, плюрализма, лежащие в основе европейской политической культуры, а с другой - не просто решительно пресекать деятельность всевозможных террористических организаций, но и влиять на мировосприятие растущего в Европе числа приверженцев ислама? Начавшийся XXI век не обещает легких решений в этом вопросе. |
![]() | ![]() | Помимо того, что они не любят "цветных", они еще очень сильно не любят рэпперов, а при случае могут избить любого, кто им не понравится.... | |
![]() | В этой очаровательной цветной книге содержится информация о том, кто такие феи и как войти с ними в контакт | ![]() | Никогда не открывайте дверь, не спросив «Кто там?» (забудьте о «неудобно» — опять настали такие времена!) Не должно быть никаких... |
![]() | Аллаху и встречающиеся в своём призыве с тем, с чем встречались и встречаются те, кто решал и решает такие же задачи в прошлом и... | ![]() | Только в анекдотах можно найти ответы на такие животрепещущие вопросы, как "кто виноват?" и "что делать?" на все вопросы, которые... |
![]() | Но "к чему такие излишества?" скажет кто-то, "я и сам знаю, в каком интерьере мне будет комфортно!". В этой статье мы попробуем объяснить,... | ![]() | Вич. Мир, где пол или сексуальность перестанут быть источником неравенства или клеймления |
![]() | В такие дни и рождаются такие сильные статьи и песни. Статья Сергея предлагается Вашему вниманию | ![]() | А, следовательно, мы можем сформулировать теорему: "За ночь орлапаны спят не более двух часов". Вроде все ясно и логично, но, заметьте,... |