Скачать 5.36 Mb.
|
Культурология Под редакцией доктора технических наук, профессора А.С. Неверова Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования Минск «Вышэйшая школа» 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………………………………………….…….. 5 Введение………………………………………………………………………………….…… 6 Глава 1. Понятие культуры 1.1. Культура: слово, понятие, проблема (3. А. Неверова)……………………………..…. 6 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний (Т. А. Юрис)……….... 6 Вопросы для самопроверки ^ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии (3. А. Неверова) 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья…………………….. 7 2.2. Культурологическая мысль Нового времени………………………………………….. 8 Вопросы для самопроверки Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше (С. Л. Семенова)…………………. 11 3.2. Психоаналитические концепции культуры (3. А. Неверова………………………… 12 3.3. Марксистское понимание культуры (Е. П. Нарижная)………………………………. 14 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера…………. 16 Вопросы для самопроверки Глава 4. Русская культурологическая мысль 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников (Е. П. Нарижная)………... 19 4.2. Проблемы культуры в трудах Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева (С. Л. Семенова)…………………………………………………………….………………... 20 4.3. Советская культурологическая мысль (Е. П. Нарижная)……………………………. 22 Вопросы для самопроверки Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии (3. А. Неверов)……. 23 5.2. Герменевтика (В. Э. Нарижный)………………………………………………………. 26 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры (3. А. Неверова)………………….. 27 5.4. Постмодернизм (3. А. Неверова)………………………………………………………. 29 Вопросы для самопроверки ^ МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Глава 6. Структура культуры 6.1. Артефакт культуры……………………………………………………………………… 31 6.2. Семантика культуры…………………………………………………………………….. 33 6.3. Ценности и нормы культуры……………………………………………………………. 38 6.4. Основные функции культуры…………………………………………………………… 42 Вопросы для самопроверки Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики……………………………… 44 Вопросы для самопроверки ^ ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Глава 8. Теоретические модели типологии культуры 8.1. Критерии типологизации культуры…………………………………………………..… 48 8.2. Основные типы культуры……………………………………………………………….. 48 Вопросы для самопроверки Глава 9. Культура первобытного общества (Л. М. Хроменкова) 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры………………………………… 51 9.2. Миф и его роль в культуре………………………………………………………………. 53 9.3. Древние верования и культы……………………………………………………………. 55 Вопросы для самопроверки Глава 10. Культура древних цивилизаций Востока 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций (3. А. Неверова).. 56 10.2. Культура Древнего Египта (С. А. Садовннкова)……………………………………… 57 10.3. Культура Древней Месопотамии (С. А. Садовникова)……………………………….. 61 10.4. Культура Индии (3. А. Неверова)………………………………………………………. 63 10.5. Культура Китая (3. А. Неверова)……………………………………………………….. 67 Вопросы для самопроверки Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова) 11.1. Культура Древней Греции……………………………………………………………… 72 11.2. Культура Древнего Рима……………………………………………………………….. 82 Вопросы для самопроверки Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья 12.1. Культура Византии (3. А. Неверова)……………………………………………..…… 86 12.2. Культура западноевропейского средневековья (Л. М. Хроменкова) ………….…… 90 Вопросы для самопроверки Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова) 13.1. Истоки Ренессанса……………………………………………………………………… 95. 13.2. Ренессанс и Античность………………………………………………………………… 96 13.3. Гуманизм и личность…………………………………………………………………… 98. 13.4. Ренессансная модель мира……………………………………………………………… 101 13.5. Ренессанс и Реформация………………………………………………………………… 104 13.6. Художественная культура Ренессанса…………………………………………………. 107 Вопросы для самопроверки Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова) 14 1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII века……………………. 116 14.2. Культура XVIII в. Просвещение………………………………………………………. 119 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы………………………………………………… 123 Вопросы для самопроверки Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова) 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века……………………………………. 127 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия…………………………………….. 129 15.3. Феномен массовой культуры……………………………………………………………. 131 Вопросы для самопроверки Глава 16. Культура России 16.1. Эволюция древнерусской культуры (С. Л. Семенова)………………………………… 134 16.2. Культура России XVIII века (3. А. Неверова)………………………………………….. 139 16.3. Культура России XIX века (3. А. Неверова)……………………………………………. 142 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры (3. А. Неверова)………………… 144 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры (3. А. Неверова, Р. В. Шестакова)…………………………………………………………………………. 147 Вопросы для самопроверки Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси (Е. П. Нарижная)152 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях (Е. П. Нарижная)…………………………………………………………………………… 156 17.3. Белорусский Ренессанс и христианский гуманизм……………………………………... 156 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII-XVIII вв. (Е. П. Нарижная)…………………………………………………………… 159 17.5. Белорусская культура XIX — начала XX века (В. В. Кривоносова, Е. П. Нарижная) 164 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции (В. В. Кривоносова, ( Е. П. Нарижная)………………………………………………………………… 171 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве (В. В. Кривоносова) 174 Вопросы для самопроверки Заключение (А. С. Неверов)…………………………………………… 180 Цитируемая литература………………………………………………………………… 181 Литература……………………………………………………………………………... 185 ПРЕДИСЛОВИЕ Приоритет в формировании мировоззрения современного студента принадлежит гуманитарным дисциплинам: истории, философии, политологии, этике, эстетике и др. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетрадиционные решения социальных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики, которая складывается в нашей республике. Быстрота, нестандартность мышления специалистов будут определяться не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора. Общее культурное развитие, широкая гуманитарная подготовка — это катализатор познания. Среди гуманитарных дисциплин, которые активно влияют на подготовку будущих специалистов, важную роль играет новая дисциплина — культурология, которая в настоящее время преподается во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь. Именно она должна восполнить тот пробел в области изучения и понимания культуры, который еще недавно был характерен для республиканской системы высшего образования в целом и общественных наук в частности. Обществоведами игнорировался тот очевидный факт, что многие социальные изменения опосредованы культуросо-зидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, норм и идеалов, изменением мировоззренческих ориентиров, выработкой новых духовных практик, перестройкой мировидения и менталитета. Поэтому наша республика оказалась во многом неподготовленной к переменам во всех сферах общественной жизни, что привело к системному кризису культуры в целом, подлинному духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации. Восстановлению гуманистических общественных идеалов должна предшествовать мыслительная деятельность по пониманию и осознанию значения и ценности культуры. Вследствие этого представляется вполне оправданным и необходимым введение в систему высшего образования общеобразовательной дисциплины «Культурология». Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и Программой для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 24.01.2000 г., и включает в себя всю необходимую тематику по курсу «Культурология». Основные задачи пособия: дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, источниках и механизмах культурной динамики, типологии культуры, проблемах ее исторической эволюции (первые две части пособия); познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры (третья часть пособия). Знакомство с исторической динамикой культуры позволит студентам уяснить причины ее взлетов и падений, глубже осознать фундаментальную роль культуры в жизни человека; способствовать обогащению внутреннего духовного мира студентов как части молодежной субкультуры, развитию их нравственных эстетических чувств, пробуждению интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мировой и отечественной культуры. Авторы пособия оставляют за собой право отдельные темы курса освещать конспективно, а некоторые, не имеющие существенного значения для специалистов негуманитарного профиля, исключать вообще. Это не противоречит учебной Программе, которая предусматривает вариативность преподавания культурологии в различных вузах. Авторы |
![]() | «Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит, а также бакалавров... |
![]() | Предназначено для студентов ин-ститутов искусств и культуры, педагогических институтов искусств, кол-леджей культуры, режиссеров... | ![]() | Магниторазведка: Программа, методические указания, вопросы для самопроверки, контрольные работы, лабораторные работы и план прохождения... |
![]() | Поэзия в первые послеоктябрьские годы (А. Ахматова, Д. Бедный, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин) | ![]() | Автор: Александров Е. П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин филиала... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»... | ![]() | Вопросы для подготовки к экзамену для очного обучения в Волгоградской академии мвд россии. Факультет экспертов-криминалистов и оперативных... |
![]() | Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для... | ![]() | ... |