Скачать 211 Kb.
|
Тема 2. Образовательный стандарт по специальности «культурология», специализация «менеджмент социальной и культурной сферы». Основные вопросы:
Цель – изучить требования к специалисту, определить задачи, стоящие перед студентами на время обучения специальности. 1. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Это вызвано прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения Республики Беларусь в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания образования в международной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества. Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно. В Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» (июль 2007 г.), в статье 7 «Образовательные стандарты высшего образования» содержатся общие требования к уровню высшего образования, срокам обучения, типам высших учебных заведений, классификации специальностей и квалификациям, уровню подготовки выпускников, документам о высшем образовании, обязательный минимум содержания высшего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, критерии оценки качества образования и предназначены для обеспечения качества высшего образования. Устанавливается, что образовательные стандарты высшего образования разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь с участием учебно-методических объединений по закрепленным за ними профилям (направлениям образования, специальностям) подготовки специалистов, заинтересованных государственных органов (организаций), в подчинении которых находятся высшие учебные заведения и (или) для которых осуществляется подготовка кадров, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества. Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. Утвержден и действует образовательный стандарт высшее образование на первой ступени для цикла социально-гуманитарных дисциплин, который устанавливает цели, принципы и требования к общей социально-гуманитарной подготовке выпускников высших учебных заведений всех специальностей. Это образовательная область, которая включает систему учебных дисциплин и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач. Стандарт определяет требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника, минимум содержания типовой учебной программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, требования к обеспечению качества образовательного процесса. Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций1, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе. Социально-личностные компетенции направлены на: – развитие у студентов гражданственности и патриотизма; – совершенствование нравственно-ценностных, интеллектуальных и физических качеств личности; – развитие социально-профессионального мышления и культуры социальной коммуникации, адаптации и мобильности выпускника вуза в изменяющихся социально-экономических условиях. Цикл социально-гуманитарных дисциплин составляют следующие учебные дисциплины, каждая из которых имеет свой предмет изучения. ^ – система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять непосредственное общение (говорение, аудирование) и опосредованное иноязычное общение (чтение, письмо) на базе языковых и страноведческих знаний. ^ (включая курс “Великая Отечественная война советского народа” в контексте Второй мировой войны) – система закономерностей и особенностей процесса государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и европейской истории. Культурология – система знаний о сущности и типах культуры, межкультурных коммуникациях; основных тенденциях современного культурного процесса. ^ – совокупность форм мышления и наиболее общих закономерностей его движения к истине. Основы идеологии белорусского государства – совокупность знаний о сущности и роли идеологических процессов в развитии общества, особенностях идеологии белорусского государства и ее составляющих. ^ – основы действующего законодательства Республики Беларусь, регулирующие общественные отношения с участием граждан и государства. Основы психологии и педагогики – система базовых психолого-педагогических знаний и умений, способствующих формированию социально-профессиональной компетентности и психолого-педагогической культуры, психосоциальной адаптивности выпускника вуза. Политология – политика и власть, структура и функционирование политических систем, способы политической деятельности. ^ – система знаний о сущности прав личности, их диалектической взаимосвязи с правами и обязанностями гражданина и социальных общностей. Религиоведение – совокупность религиозных явлений и их роли в социальном и духовном бытии человека, в развитии общества. Социология – общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп и общностей; отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей. ^ –совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижения ею жизненных и профессиональных целей. Философия – система знаний о фундаментальных основах и принципах бытия человека в природе, обществе, культуре. ^ – система экономических отношений между людьми, направленных на использование ресурсов для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах. Эстетика – природа художественного творчества и специфика восприятия художественного объекта; тенденции и особенности развития художественных знаний и практик. ^ – система знаний о морали и принципах нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности. 2. Общая характеристика специальности. Подготовка выпускника по направлению культурология (прикладная) обеспечивает получение профессиональной квалификации «культуролог-менеджер». Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Б – гуманитарные науки – подготовка специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 21 04 01. ^
^ - обладать и использовать базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практичных задач; - обладать системным и сравнительным анализом; исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; - быть способным порождать новые идеи (креативность); - обладать междисциплинарным подходам при решении проблем; - иметь навыки, связанные с использованием технических средств, вправлением информацией и работой с компьютером; - иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация); - уметь учиться, повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни; -уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий; - беспрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономичной и социальной жизни общества. ^ - обладать качествами гражданственности; - быть способным к социальному взаимодействию; - обладать способностью к межличностным коммуникациям; - обладать навыками сохранения здоровья; - быть способным к критике и самокритике (критическое мышление); - уметь работать в команде. ^ в организационно-руководящей деятельности: - работать с юридической литературой и рабочим законодательством; - организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты работы; - контролировать и поддерживать рабочую и производственную дисциплину; - составлять документацию (графики работ, инструкцию, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам; - разрабатывать, представлять и согласовывать служебные материалы; - эффективно использовать вычислительную, множительную, аудио-видео записывающую и воспроизводящую технику, современные средства коммуникации. В научно-исследовательской деятельности (в области фундаментальной и прикладной культурологии, информационных технологий, менеджмента, маркетинга, финансирования, рекламы в социокультурной сфере): - анализировать и оценивать используемые сведения; - на научной основе организовывать свою работу, обладать компьютерными методами сбора, сохранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности. В инновационно-методической деятельности: - оценивать состояние, тенденции и перспективы развития культуры; - прогнозировать, планировать и осуществлять инновационно-методическую и художественно-творческую деятельность учреждений культуры и искусства; - выявлять интересы населения в разных видах досуга и разрабатывать социально-культурные программы по его организации в конкретном микросоциуме. В коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности: - пользоваться имеющимися законодательными актами, качественно составлять необходимые служебные документы; - осуществлять финансово-экономичное обеспечение учреждений культуры; - осуществлять перевод учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования, содействовать их работе в условиях рыночных отношений, организовывать внешнекультурную деятельность с зарубежными странами. В маркетинговой и рекламно-информационной деятельности: - проводить маркетинговые социологические исследования, разрабатывать и осуществлять региональные и целевые культурно-досуговые программы, находить для их осуществления разные источники финансирования; - обладать современными средствами телекоммуникаций, маркетинга и рекламы; - вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками. 3. В Европе сформировалась и развивается новая доктрина в области содержания образования — «ключевых компетенций». В 1998 г. были сформированы пять групп ключевых компетенций: социально-гражданские; поликультурные; коммуникативные (в т.ч. общение на иностранных языках); информационные (в т.ч. критическое мышление); самообразовательные (способность учиться в течение всей жизни). На конференции, посвященной определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24—27 сентября 1997 г.) подчеркивалось, что будущие специалисты в области промышленного производства, наряду с академическими успехами, обладали целым рядом других качеств, а именно: — имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации; — понимали основы математики и естественных наук; — владели навыками работы с информационными технологиями; — критически мыслили; — ощущали потребность в непрерывном образовании; — умели работать в группах; — были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий; — получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции; — демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне; — были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения. Для вхождения в Общество знания нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, включенных в философию непрерывного образования. Из доклада Всемирного Банка (ВБ) (2001 г.): «Процесс обучения в настоящее время должен все больше основываться на способности находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные предложения — все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации. В этой новой парадигме самое главное место отводится аналитическим навыкам, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи. Новые способности, которые ценятся работодателями в условиях экономики, основанной на знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости, умения адаптироваться к переменам. Многие из этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в ходе обучения по научно-техническим дисциплинам. Отсюда вытекает необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук». В 1996 г. ЮНЕСКО принял документ «Обучение — сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI в.», в нем декларируется, что «к настоящему времени уже складывается принципиально новая концепция современного образования, включающая … более тесное участие университетов в жизни своих регионов … В качестве центров исследовательской работы и получения знаний университеты могут оказать помощь в решении ряда актуальных проблем общественного развития». ^ (принята на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.) подчеркивает в «Статье 8. Диверсификация в целях обеспечения равенства возможностей: (a) Диверсификация моделей высшего образования, форм и критериев набора необходима … также для расширения доступа для все более широких слоев населения в перспективе образования на протяжении всей жизни, что подразумевает наличие постоянных открытых возможностей начала и завершения высшего образования. (b) Учебные заведения должны располагать потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в сфере образования и подготовки кадров, таких, как традиционные степени, краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание, модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т.д.». «Новая политика и новая парадигма высшего образования должны обрести свою концептуальную основу в образовании на протяжении всей жизни человека. Для этого предстоит научиться обновлять свою работу, обеспечивать дополнительную подготовку, обучать новым профессиям, а также предлагать, наряду с фундаментальной подготовкой по основным дисциплинам, широкий и многообразный круг программ, предусмотрев и выдачу промежуточных дипломов и создание «образовательных цепочек» между разными учебными курсами и дисциплинами. Вузы должны определить связи и отношения звеньев такой «образовательной цепи», чтобы любой человек независимо от ступени обучения мог самостоятельно управлять ходом своей подготовки. Это требование предполагает развитие нового подхода к разработке учебных программ, с учетом многодисциплинарных направлений и междисциплинарных связей, в целях достижения большей гибкости выбора, но, по-прежнему, в рамках единой системы. Программы должны стимулировать учащихся к занятию предпринимательством». 4. Президент поручил Министру образования Александру Радькову начать процедуру присоединения Беларуси к Болонскому процессу. Как известно, основной целью Болонского процесса является создание Европейского пространства высшего образования и его дальнейшее совершенствование. Это позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность европейского образования в современном мире. Вступление Беларуси в Болонский процесс будет способствовать сближению национальных и европейских стандартов высшего образования, развитию интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств, проведению международной аккредитации белорусских университетов и участию национальной высшей школы в аккредитации систем образования иных государств. Кроме того, участие в Болонском процессе позволит внедрять национальные механизмы оценки, гарантий и подтверждения качества образования, совместимые с общеевропейскими; обеспечивать совместимость на европейском уровне разных образовательных институтов и программ; расширить доступ к европейским программам академического и научного сотрудничества; повысить привлекательность национальной системы высшего образования для иностранных абитуриентов. Министры образования 29 европейских стран в июне 1999 года в итальянской Болонье подписали Болонскую декларацию в сфере высшего образования - "Европейская Территория Высшего Образования" Болонский процесс официально поддерживают 47 государств, в том числе из стран бывшего СССР - Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан, который присоединился совершенно недавно. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене, Бельгия (2009). ^
Декларация содержит семь ключевых положений:
Система кредитов - это систематический способ описания образовательной программы, состоящий в присуждении кредитов ее компонентам. Определение кредитов в системе высшего образования может базироваться на различных параметрах, таких как трудозатраты студента, требования к выпускнику и контактные часы. ^ и накопления кредитов (ECTS). Это ориентированная на студента система учета трудозатрат учебной работы (студента), необходимых для освоения образовательной программы; система должна быть сформулирована в терминах требований к результатам обучения (включая компетенции). ECTS была предложена в 1989 г. в рамках программы Эразмус (сегодня это часть программы Сократос). Это единственная система кредитов, которая прошла успешное тестирование и в дальнейшем использовалась в Европе. ECTS была специально разработана и использовалась для перевода кредитов. Эта система упрощает признание периодов обучения за рубежом и тем самым способствует расширению студенческой мобильности в пределах Европы. В последнее время ECTS развивается как накопительная система, и предполагается ее внедрение как накопительной на университетском, национальном и общеевропейском уровнях. Эта задача является одной из главных, установленных Болонской декларацией (июнь 1999 г.). ECTS позволяет структурировать образовательные программы и сделать их «легко читаемыми» и сравнимыми для всех студентов - местных и зарубежных. ECTS упрощает мобильность и академическое признание. ECTS помогает университетам организовать новые и пересмотреть существующие учебные программы. ECTS может быть применена для самого широкого круга программ, не зависимо от профиля и методов преподавания. ECTS делает европейскую систему высшего образования более привлекательной для студентов других регионов и континентов. ^
Успеваемость студента определяется с помощью местной (национальной) шкалы оценок. Весьма желательна практика дополнительного использования шкалы оценок ECTS, особенно в случая перевода кредитов. Шкала ECTS оценивает успеваемость студента на статистической основе. Это означает, что для определения оценки по шкале ECTS, необходимо вести рейтинг успеваемости по каждой дисциплине (и другим видам учебной работы). По месту студента в рейтинге (по дисциплине или другому виду учебной работы) он получает следующие положительные оценки: А - лучшие 10% В - следующие 25% С - следующие 30% D - следующие 25% Е - следующие 10% Подразделяются на два вида только оценки FX и F, которые выставляются неуспевающим студентам. FX означает: «плохо - требуется небольшая дополнительная работа для прохождения курса». F означает: «плохо, требуется значительная дополнительная работа». Включение неудовлетворительных оценок в Лист успеваемости возможно. ^
^
наличие Информационного пакета/Каталога курсов (в онлайновом режиме или в печатной форме) на двух языках (или только на английском, если программа изучается на английском языке), использование системы кредитов ECTS, наличие образцов Договора на обучение, Листа успеваемости, доказательство академического признания. Приложение к диплому - это документ, прилагаемый к диплому о высшем образовании и стандартным образом описывающий направление (профиль), уровень, объем, содержание и статус образования, которое осваивал и успешно завершил выпускник образовательного учреждения. Приложение к диплому обеспечивает прозрачность и упрощает академическое и профессиональное признание квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов). Марка Приложения к диплому присуждается образовательным учреждениям, которые выдают всем выпускникам первого и второго уровней обучения приложение к диплому, имеющее структуру, соответствующую рекомендациям на веб-сайте http: //europa.eu.int /comm /education Национальные системы высшего образования, по Болонскому процессу, должны быть совместимы и сравнимы. Например, за счет одинаковых образовательных циклов – бакалавриат и магистратура, введения системы кредитов, поддающихся пересчету, одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академической квалификации. Подписание Болонской декларации дает действительные в любой стране, подписавшей Болонскую декларацию, дипломы специалистов; возможность стажировки, учебы в других странах, обмена специалистами, трудоустройства в любой стране. Студенты в процессе обучения могут выбирать изучаемые дисциплины. Сопоставимые учебные программы позволяют перезачитывать курсы, пройденные в другом вузе. Выставление оценок. В Беларуси учебные заведения перешли на десятибалльную систему. В Европе, как и в США используется шкала с пятью положительными оценками А = excellent = hevorragend (1,0) = отлично = 96,1–100 % усвоению материала, B = good = sehr gut (1,3) = очень хорошо = 90,7–96,1 %, C = satisfactory = gut (1,7; 2,0; 2,3) = хорошо = 77,2–82,6–86,6–90,7 %, D = poor = befriedigend (2,0; 3,0; 3,3) = удовлетворительно = 63,6–69,0–73,1–77,2, E = pass = ausreichend (3,3; 3,7) = достаточно = 46,0–59,6–63,6, которым соответствуют и балльные интервалы. Важная особенность зарубежной практики – нацеленность оценок на сравнительный анализ потока, создание атмосферы конкуренции на курсе. Обычно 10 % получают оценку А, 25 % – В, 30 % – С, 25 % – D, 10 % – Е (доли от студентов сдавших экзамен). 1 Компетенция - знания, умения и опыт, приобретенные и необходимые для решения теоретических и практических задач. Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения. |
![]() | Стандарт не может рассматриваться как статичный, раз и навсегда принятый и утвержденный канон. Следовательно, нуждается в соответствующем... | ![]() | Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «неврология» разработан сотрудниками... |
![]() | Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный... | ![]() | ... |
![]() | ОБразовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология» для студентов 4 курса специальности «Культурология (по направлениям)»... |
![]() | Государственный образовательный стандарт 2004 г о целях изучения истории в школах современной России | ![]() | Клиническая психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования, (высшими учебными заведениями, вузами)... |
![]() | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный... | ![]() | ... |