Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция




Скачать 455.44 Kb.
НазваниеКонкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция
страница1/4
Дата публикации03.07.2013
Размер455.44 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4




Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция………………3

1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………...3

1.2 Особенности ценовой и неценовой конкуренции……………………...8

1.3 Модели ценовой и неценовой конкуренции……………………………11

Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция в отрасли сотовой связи в

России………………………………………………………………………….12

2.1 Ценовая конкуренция на рынке мобильных операторов в России…..13

2.2 Неценовая конкуренция на рынке мобильных операторов в

России…………………………………………………………………………..15

Глава 3. Перспективы развития………………………………………………20

3.1 Государственное регулирование………………………………………...20

3.2 Ценовая конкуренция……………………………………………………..25

3.3 Неценовая конкуренция…………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………………...32

Введение

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли

и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.

Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под

экономической конкуренцией понимается соревнование экономических

агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за

«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на

этом основано функционирование фирм в современных условиях, в

условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом

рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на

различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно

влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии

решений относительно цен, объема производства продукции и других

параметров хозяйственной деятельности.

КОНКУРЕНЦИЯ - определяющий признак рынка, который обобщенно так и называется - конкурентный рынок. Это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям, т. е. в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели.

В данной работе мы рассмотрим 2 метода конкуренции ценовую и неценовую.

На рынке продавцов выигрывает тот, кто предлагает товар по цене более низкой, чем конкуренты, товар более высокого качества создает разного рода преимущества и привилегии для покупателей, чтобы побудить их приобретать товар, эффективнее использует рекламу. Применяются разные методы изучения рынка и приспособления к нему. В результате конкуренции продавцов уровень цен на рынке снижается. Напротив, в результате конкуренции покупателей (если количество товаров не покрывает спрос по предлагаемой на рынке цене), уровень цен (при отсутствии регулирующих мер и прочих равных условиях) получает тенденцию к росту.

1. Конкуренция. Ценовая и неценовая.

    1. Понятия и виды конкуренции.

Конкуренция (происходит от лат concurrere – сталкиваться, сбегаться; con — вместе, curro — бежать). 1)экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ; 2) регулятор рыночных отношений, стимулятор ускорения НТП и эффективности общественного производства .

Функции конкуренции:

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется ( инновация под давлением конкуренции) ;

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей )( адаптация под давлением конкуренции ).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро приемущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции , напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики .

Состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

На рынке фирма сталкивается с соперничеством других фирм, которые производят и продают однородные товары. Каждая таких фирм стремится занять лидирующее положение, продать больше товаров, захватить максимальную долю рынка. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от некоторых факторов: тип рынка, степень насыщенности рынка, число и мощность конкурирующих фирм, финансовых, технологических и торгово-организационных возможностей как самой фирмы, так и ее конкурентов.

Конкуренция стимулирует производителей повышать эффективность производства, повышать качество производимых товаров (услуг), снижать производственные затраты, внедрять достижения науки и техники, проводить организационные и структурные изменения в ходе предпринимательской деятельности.

Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Существует несколько видов конкуренции.

По методам конкурентной борьбы:

  • Добросовестная

  • Недобросовестная

  • Ценовая

  • Неценовая

По сфере распространения:

  • Внутриотраслевая

  • Межотраслевая

  • Международная

По количеству субъектов рынка и степенью их конкурентной силы:

  • Совершенная

  • Несовершенная (олигополия, монополистическая конкуренция, монополия)

Совершенная конкуренция.

Выделяют следующие условия совершенной конкуренции:

1) бесконечное множество продавцов и покупателей данного товара (услуги);

2) отсутствие монополистического сговора;

3) полная, доступная информация о рынке данного товара;

4) качественная однородность производимого товара (услуги), отсутствие его дифференциации;

5) отсутствие входных барьеров в отрасль;

6) отсутствие выходных барьеров из отрасли.

Достоинства совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = MC = AC = P (Рис. 1.1). Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы.

Производить продукцию с минимальными средними издержками и,

продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи-

чески это означает, что кривая средних издержек только касается

кривой/спроса. Если бы издержки на производство единицы продукций были

выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы

экономически убыточной и фирмы, вынуждены были бы покинуть

данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая

средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий

объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм

рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.



Рис. 1.1 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Несовершенная конкуренция.

Несовершенной конкуренцией называют рынки, на которых действует монополия, монополистическая конкуренция или олигополия.

Монополия - 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, Монополия — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги;2) Монополия - искусственно созданная ситуация заинтересованным лицом (группой лиц), с целью ограничения потребителей получить аналогичное благо от конкурентов.

Виды монополии:

  • Государственная монополия

  • Естественная монополия

  • Синдикат

Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства олигополии:

  1. Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

  2. Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме - олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

  1. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма -олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

  2. Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

  3. Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

  4. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенная конкуренция.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

1.2 Особенности ценовой и неценовой конкуренции.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

1. ценовые;

2. неценовые;

1) Ценовая конкуренция – это борьба конкурентов с помощью установления более низких цен.

Восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к нему внимание и, в конечном счете, завоевал себе желаемую долю рынка.

Ценовая конкуренция часто используется фирмами для вытеснения из рынка более слабых конкурентов или для проникновения в отрасль. Этот способ целесообразно применять в случае, если доля покрытия постоянных затрат и прибыли окупается большим количеством товара, продаж.

Различают два вида ценовой конкуренции прямую и скрытую.

прямая ценовая конкуренция отличается широким оповещением о снижении цены. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар со значительно улучшенными потребительными свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Потребители при цене Р1 готовы покупать количество товара Q1. Фирма может увеличить сбыт товара, снизив свою цену до P2, что приведет к увеличению спроса до Q2. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта (рис. 1.1).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconНесовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция – всегда отклонение от чистой конкуренции, характеризующееся различной степенью ограничения экономической...

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция icon8. совершенная конкуренция
Существуют следующие виды рыночных структур (форм организации рынка): монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная...

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconТема 4 Конкуренция. Вопрос Конкуренция и ее виды. Вопрос Типы рыночных...
В самом общем виде смысл конкуренции сводится к тому, что каждый из участников рыночных отношений стремится максимизировать свои...

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconВопросы для 1 группы
Характеристика основных моделей рынка (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconКонкуренция и монополия
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренция в переводе с латинского...

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconМодуль 1 Стартап-проекты
Три этапа конкуренции: ценовая, неценовая, маркетинг (стимулирование сбыта). Роль предпринимательства в рыночной экономике. Понятия:...

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconПроизводства
Одна из причин конкуренция, производство товаров-субститутов, бурное развитие науки и техники, совершенствование технологий

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconЭл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны
Десять лет назад еще не существовало понятия "глобальная конкуренция". Все технологии, которые мы

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция icon«Экономика организации»
Основы рыночной системы. Конкуренция. Экономика предприятия подсистема экономической науки

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция iconВ каких рыночных ситуациях имеет место сильная конкуренция продавцов?
Печатная реклама, содержащая перечень товаров и цен на них, не содержит иллюстраций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов