Конспект лекций «Экономика»




НазваниеКонспект лекций «Экономика»
страница1/7
Дата публикации05.07.2013
Размер1.02 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ростовский государственный строительный университет

Утверждаю

Зав. кафедрой «Экономическая теория и предпринимательство»»

_____________/____________________

«______»____________________201__г.

Конспект лекций

«Экономика»

для направления 270800 «Строительство»

профили подготовки: «Городское строительство и хозяйство», «Водоснабжение и водоотведение», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Механизация и автоматизация строительства», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Автодорожные мосты и тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Проектирование зданий».

Ростов-на-Дону

2012

Тема 1. Введение в экономику


  1. Экономика как отрасль знания

  2. Предмет экономики, функции экономики.

  3. Экономические блага и их кругооборот, потребности, ресурсы и факторы производства.

  4. Деньги и их функции




  1. Экономика как отрасль знания.

Слово "экономика" можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как род занятий (в переводе с греч. означает "умение вести хозяйство"); во-вторых, как науку.

Все науки, известные человеку делятся на естественные, объектом изучения которых является природа, техника, технологии и т.д. (физика, математика, химия, различные технические дисциплины), и общественные, которые изучают человеческое общество (экономика, право, социология, демография, история, политология). Среди них особое место занимают экономические науки, изучающие процессы производства. Во-первых, производство обеспечивает воспроизводство самого человека, обеспечивая его продовольственными товарами, жильем, услугами. Во-вторых, оно дает человеку средства производства, что усиливает власть человека над природой. В-третьих, оно создает предпосылки для развития непроизводственной сферы, возможности занятия человека медициной, спортом, искусством.

Все экон. науки тесно взаимосвязаны друг с другом. Выделяют 3 блока экон. наук:

1) фундаментальные (экономическая теория, эконометрика, история народного хозяйства);

2) прикладные (ценообразование, планирование, маркетинг, менеджмент)

3) отраслевые (экономика отраслей);

3) обслуживающие и дополняющие (статистика, бухучет, ЭММ).

Особое место занимают фундаментальные науки: открытые учеными законы, закономерности, сделанные выводы используются в прикладных исследованиях, а затем в разработках и при обосновании экон. политики.

Экономическая теория как наука состоит из трех частей:

- введение в ЭТ;

- микроэкономика – экономика отдельного хозяйствующего субъекта;

- макроэкономика – экономика региона, государства.


  1. ^ Предмет, функции экономики.

В настоящее время общепризнанного определения предмета ЭТ нет, хотя большинство экономистов признают, что ЭТ – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно.

Предметом ЭТ можно считать познание экон. законов и категорий. Всякий процесс познания представляет собой сбор, обработку и анализ полученной информации. Объемы такой информации имеют тенденцию к постоянному росту, поэтому возникает необходимость в определенной ее систематизации. Этого можно достигнуть с помощью обобщающих понятий – категорий, благодаря которым можно выявить общие характеристики того или иного явления. К экон. категориям относятся труд, земля, капитал, рабочая сила, деньги, рынок и т.д.

Изучение одной категории позволяет установить связь с другими категориями. Например, от изучения категории "товар" можно перейти к изучению категории "деньги", затем "рынок", "финансы".

^ Трактовка предмета экономической теории

п/п

Основные направления и школы экономической теории

Предмет

1

Меркантилизм

Физиократы

Классическая политическая экономия

Национальное богатство

2

Марксизм

Производственные отношения

3

Историческая школа

Национальное хозяйство в целом

4

Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика)

Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей

5

Кейнсианство (макроэкономика)

Механизмы функционирования нацио-нальной экономики как единого целого

6

Институционально-социологическое направление

Институты и институциональные изменения

7

Теория неоклассического синтеза (экономикс)

Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов

8

Современная экономическая теория

Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях


Изучение категорий углубляет и расширяет познание, что дает возможность открывать экон. законы. ^ Экон. закон – это отражение причинно-следственной связи между экон. явлениями. В итоге появляется возможность сформировать требования экон. законов, а именно: какое экон. явление будучи причиной вызывает обязательно определенное последствие. Всякое нарушение или пренебрежение этой связи отрицательно влияет на человека, коллектив, общество в целом.

Экон. законы отличаются от законов природы. Во-первых, законы природы действовали всегда. Во-вторых, своей деятельностью человек может воздействовать на сферу экон. законов.

Экон. законы можно классифицировать:

1) законы, действующие во всех способах производства (закон экономии времени, закон возрастания потребностей);

2) законы, присущие рыночной экономике (законы стоимости, спроса и предложения, количества денег в обращении).

3) специфические законы (действуют только при определенных условиях или в отдельных сферах).

Познавая экон. законы, фундаментальные экон. науки дают возможность человеку принимать научно-обоснованные решения при определении экон. политики, размещении производительных сил, организации производства и т.д.

Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов исследования. Методология основывается на методах. Метод – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – как исследуется. От правильного принятия методов зависит реальность и полнота полученных результатов.

Все методы исследования можно разделить на:

  1. всеобщие (метафизический, диалектический);

  2. общенаучные (нормативный, позитивный, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный подход);

  3. специфические методы (графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, эксперимент).

Метафизический метод рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Это необходимо когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных связей.

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в единое целое различные по своей природе явления.

Позитивный метод предполагает формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, наблюдений и т.п.

Нормативный метод познания предполагает изучение практической деятельности человека, базирующийся на принципах максимальной эффективности. Основной принцип этого метода состоит в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

Метод научной абстракции сводится к выделению наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного, второстепенного. Посредством его исследователю удается сосредоточиться на более существенных характеристиках явления.

Анализ – разделение исследуемого предмета на составные элементы, каждый из которых подвергается исследованию. Синтез предполагает соединение разрозненных и проанализированных элементов в единое целое.

Индукция – это движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция, напротив, представляет ход мысли от общего к частному.

Единство исторического и логического подходов необходимо при рассмотрении сложных экономических процессов в развитии. С одной стороны, при рассмотрении динамики экон. отношений необходимо учитывать историзм, а с другой, исследования должны вестись прежде всего логически., т.е. быть освобождены от исторических случайностей.

Суть системного подхода заключается в том, что исследуемый объект необходимо изучать всесторонне.

Специфика экономического эксперимента заключается в сложности его постановки, т.к. общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Экономический эксперимент тесно связан с проведением экономических реформ.

Выделяют 4 основные функции ЭТ:

- познавательная – с ее помощью происходит познание экон. законов и категорий;

- прогностическая (означает предвидение хода социально-экон. развития на обозримое будущее);

- практическая – состоит в том, чтобы научно обосновать экон. политику, выявить принципы и способы рационального хозяйствования;

- критическая – заключается в определении хода социально-экон. развития, выявлении ошибок и просчетов в прошлом и избежании их в будущем.

- методологическая (ЭТ вырабатывает собственные методы познания и использует их).

Перечисленные выше функции тесно взаимосвязаны и ими можно оперировать. Так, например, теоретическую и методологическую функции можно объединить, а прогностическую включить в состав практической.


  1. ^ Экономические блага и их кругооборот, потребности, ресурсы и факторы производства.

Человек всегда стремиться к тому, чтобы вся его жизнь была связана с наличием самых разнообразных благ. Блага могут существовать независимо от человека (природные блага – почва, климат, водные и лесные ресурсы и т.д.) и зависеть от его деятельности (экономические блага, количественное и качественное выражение которых определены усилием человека, его физической и умственной деятельностью, технической вооруженностью труда).

Экономические блага весьма многообразны. Во-первых, это связано с многообразием потребностей людей, которые формируются под действием различных факторов и ситуаций – экономических (уровень дохода), социальных (образ жизни), природных (различие в климатических поясах), которые могут действовать в условиях, когда страна переживает экономический рост, спад, кризис.

Во-вторых, множественность благ связана с влиянием демографического фактора (численность населения на земле к началу третьего тысячелетия составляет 6 млрд. чел. и продолжает расти).

Экономические блага могут выступать в материальной форме и в виде услуг. Если говорить о материальной форме, то имеются в виду создаваемые человеком средства производства и предметы потребления, между которыми должна существовать определенная пропорция.

Теперь рассмотрим вопрос о том, какое значение для общества имеет такое экономическое благо как услуга. Несмотря на множество трактовок термина "услуга" в экономической литературе, можно сказать, что услуга – действие, направленное на удовлетворение потребности человека, в процессе выполнения которого не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

В советской экономической науке роль и значение сферы услуг в течение длительного времени принижались. Это объяснялось тем, что труд в сфере услуг относился к непроизводственной деятельности. Производственной считалась только деятельность в сфере материального производства. Это нанесло отпечаток и на изложение экономической теории во многих учебниках, в которых рассматриваются проблемы создания материального продукта, а не оказания услуг.

В нашей стране сложилась такая классификация отраслей сферы услуг:

- услуги, включаемые в материальное производство (грузовой транспорт, связь для обслуживания производства, складское хозяйство и т.д.);

- услуги, относящиеся к нематериальному производству (образование, медицина, искусство, спорт и т.д.).

Экономические блага могут быть взаимозаменяемые (масло и маргарин, зубной порошок и зубная паста и т.д.) и взаимодополняемые (автомобиль и бензин, жилье и ЖКУ).

Экономические блага делятся на долговременные, предпола­гающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электро­приборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Экономические блага также могут быть разделены на на­стоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (про­изводственные).

В каждом из рассмотренных случаев должно быть обращено внимание на поддержание определенных пропорций между этими благами. В противном случае могут быть негативные экономические и социальные последствия.

Экономические блага постоянно находятся в движении и принимают форму кругооборота. Когда говорят о кругообороте благ, то понимается не только перемещение благ в пространстве и времени. Кругооборот благ – это их экономическое движение, начиная с фазы производства, предполагающее постоянное возвращение к исходной фазе. Но это возвращение должно отличаться от первоначального акта производства более высокими количественными и качественными характеристиками, как самого процесса производства, так и получаемого результата.

Необходимость повторения процесса производства вызвана тем, что происходит постепенное физическое исчезновение материального блага (станки изнашиваются, пищевые продукты потребляются и т.д.). Имеет место также и моральный износ ранее производимых материальных благ (производство требует более совершенных станков, материалов, машин, механизмов, а человек – новых предметов потребления).

Таким образом, кругооборот благ происходит по следующим фазам:

  1. производство (начальная фаза движения экономического блага);

  2. распределение (определяет движение продукта к фазе обмена);

  3. обмен (связывает производство и распределение с одной стороны и потребление – с другой);

  4. потребление (дает сигнал производству что надо производить и в каких объемах).

Весь процесс кругооборота связан с деятельностью различных субъектов эк. отношений – домохозяйств, предприятий и организаций и регулируется государством посредством цен, налогов, ставки процента. В интересах государства ускорять процесс кругооборота эк. благ, но таким образом, чтобы не подорвать стабильность экономической и социальной систем.

Эта модель может быть уточнена включением оборотов внут­ри секторов. Подчеркивая главное, простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и денежных ресурсов, а также то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокуп­ного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут в дальней­шем существенно модифицировать элементарную модель круго­оборота. Самым важным из их последствий является развитие кре­дитной системы.

Во-вторых, схема несколько абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, так как оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки про­дуктов, факторов производства, кредита и т.п. При этом государство использует различные методы: экономические, административные, политические и пр. Показать это на схеме не представляется возможным. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.


^ Кругооборот благ и денежных ресурсов

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Создание эк. благ важно не само по себе, они нужны для удовлетворения потребностей человека, т.к. это является целью функционирования экономики. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Систему потребностей можно рассматривать с разных точек зрения:

1. Потребности под­разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к кото­рым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

  1. Потребности в зависимости от их субъекта (потребности отдельного человека, коллектива, общества).

  2. В зависимости от формы эк. блага (потребности в материальных продуктах и услугах).

4. В зависимости от фактора времени (краткосрочные и долгосрочные).

5. В зависимости от объема удовлетворения:

- абсолютные, выражающие потребительную силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии);

- действительные (которые могут и должны быть потреблены при оптимальном ходе воспроизводства);

- подлежащие удовлетворению (которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума);

- фактически удовлетворяемые.

В рыночной экономике подлежащие удовлетворению эк. потребности выступают в форме платежеспособного спроса, а фактически удовлетворяемые – в форме удовлетворенного спроса.

(иерархия потребностей)

Историю эк. цивилизации можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институциональных потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, изменяется их структура, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из эк. истории. В течение каждых 10 лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в 2 раза. Эта историческая закономерность получила название – закон возвышения потребностей.

Структура потребностей во многом зависит от уровня доходов населения как в целом, так и отдельных его групп. Еще в 19 в. прусский статистик Э. Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода его доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается (и наоборот).

^ Потребности – это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому каждый предприниматель обязан знать, на удовлетворение какого объема и какой структуры потребностей он может направить свой бизнес. Необходимо всегда знать, где та ниша неудовлетворенных потребностей, которую он может заполнить продукцией своего предприятия.

Т.к. потребности меняются, важно не только рассчитывать текущие потребности, но и уметь прогнозировать потребности в будущем.

Экономические блага создаются в процессе производства. Производство представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически производство прошло длинный путь от создания простейших продуктов до изготовления сложных технических комплексов и вычислительных машин.

Одним из наиболее употребляемых терминов в учебной литературе общеэкономического профиля является термин «фактор производства» или просто «фактор». В экономике факторы производства (economic resources)это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги. Экономисты начала XIX в. выделяли три фактора производства – землю, труд и капитал.

Под землей понимается и собственно земля с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и вода со всеми их природными богатствами – словом, вся та нерукотворная среда, в которой обитает человек.

^ Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.

Капитал – это все, что используется в производстве, но не является ни землей, не трудом, т.е. созданные человеком средства производства, орудия труда, сырье материалы и т.д. Такой капитал часто называется реальным в отличие от капитала финансового (денег и близких к ним финансовых инструментов – таких, как акции, облигации и т.д.).

В конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства – предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства.

А уже в ХХ в. к ним добавили такие факторы как информацию и время.

Что же является ресурсами производства? Ресурс можно определить как конкретное воплощение данного фактора. Если термин «фактор» используется для обозначения агрегированных понятий (труд, капитал и др.), то термин «ресурс» применяется для обозначения более конкретных понятий (станок, один из работников и т.д.). Если же степень агрегирования не имеет значения, то оба термина применяются равнозначно, т.е. как синонимы.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные спо­собности человека, имеющиеся в его распоряжении средства про­изводства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как пра­вило, ограничены, во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще­ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относитель­на. С развитием общества, как правило, она частично преодолевается. Одна­ко на каждый данный момент времени ограниченность экономичес­ких ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и пол­ное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической нау­кой встает двойная задача – объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему эконо­мического выбора (economic choice) выбо­ра наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потреб­ностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого про­изводить, т.е. как определить условия и направления использова­ния ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилуч­шие варианты решения возникших проблем.


  1. ^ Деньги и их функции.

Вся история развития экономики представляет собой историю развития товарного производства и товарного обращения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег (бартер). Этому периоду соответствовала простая, случайная форма обмена, при которой один товар выражал свою стоимость в противостоящем ему другом товаре.

Трудности подбора товаров при обмене приводили к окольным операциям. Чтобы получить нужный товар, необходимо было найти товар, требуемый владельцу вещи. В результате складывалась целая цепочка вспомогательных обменов. Все это затрудняло и осложняло процесс торговли через обмен товарами.

По мере развития общественного производства возникла необходимость выделения какого-либо одного товара, который бы удовлетворял многих при совершении торговых операций. У разных народов в роли такого товара выступали меха, скот, ракушки и т.д. Однако и они не могли обладать всеобщностью, что препятствовало их распространению.

Развитие товарных отношений привело к тому, что роль всеобщего эквивалента закрепилась за деньгами, в качестве которых стали выступать драгоценные металлы – золото и серебро. Это сложилось благодаря их свойствам: однородность, делимость, портативность, сохранность в течение длительного времени, а единицей денег стал их вес. Позже появились денежные знаки государств, ценность которых обеспечивалась золотом, а в настоящее время успешно развиваются кредитные деньги (чековые депозиты, кредитные карточки, электронные переводы и т.д.).

Таким образом, исторически деньги имеют товарную природу, являются специфическим товаром, с которым постепенно срослась роль всеобщего обменного средства.

^ Функции денег:

1) как мера стоимости, т.е. деньги соизмеряют стоимость товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена.

2) как средство обращения. С появлением денег товарное обращение можно представить в виде формулы Т-Д-Т (при бартере – Т-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные и пространственные границы, которые присущи обмену товаров.

3) как средство образования сокровищ. Поскольку деньги – наиболее ликвидное средство, они являются удобной формой хранения богатства (хотя в период инфляции это связано с определенными потерями).

4) как средство платежа. Эта функция денег связана с предоставлением кредита, т.к. заемщик должен отдать не только взятые в кредит деньги, но и заплатить за их пользование (процент за кредит).

5) мировые деньги. Эта функция реализуется при международных расчетах и ее могут выполнять как драг. металлы, так и национальные денежные единицы, имеющие достаточную стабильность (доллар США, фунт стерлингов). С этой функцией денег тесно связано понятие "валюта", т.е. денежные знаки государств, применяемые в международных расчетах.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций для студентов сектора второго высшего образования...
Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного...

Конспект лекций «Экономика» iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве...
Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с

Конспект лекций «Экономика» iconИнституциональная экономика
Конспект лекций предназначен для студентов экономических специальностей

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций
Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов...

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Региональная экономика и управление»
Выявление современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Конспект лекций «Экономика» iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов