План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика




Скачать 65.59 Kb.
НазваниеПлан Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика
Дата публикации06.07.2013
Размер65.59 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы




Основные тенденции

социально-экономического и политического развития России

во второй половине XVII в.

План


  1. Социально-экономическое развитие.

  2. Социально-политическое развитие.

  3. Соборное уложение 1649 г. и его значение.

  4. Внешняя политика.

  5. Восстания.

  6. Церковь и духовное развитие российского общества.



1. Социально-экономическое развитие.

Смута нанесла России страшный хозяйственный и демографический урон. До сер.XVII в. экономика страны изживала ее последствия. Постепенно восстанавливались города и аграрное производство. Становление крепостного права затормозилось на несколько десятилетий, но объективные причины для закрепощения сохранялись.

В 1-й пол. XVII в. продолжалась борьба между феодалами за рабочие руки крестьян. Богатейшие земельные собственники создавали крупные хозяйства, сманивая при этом работников у мелких феодалов. Дворяне требовали закрепить за ними имеющихся у них крестьян, выступая последовательно, организованно и сплоченно. Эти противоречия были причиной определенной социально-политической неустойчивости в правящем классе, сохранявшейся до сер. XVII в. Впрочем, в отличие от времен Смуты, конфликт между дворянством и боярством теперь не выходил за рамки законности.

В XVII в. заявила о себе новая социальная группа – казачество. Самоуправляющееся военное сообщество утвердилось на р.Дон и пополнялось за счет беглых крестьян из крепостнического Центра. Действовало правило: «С Дону выдачи нет». Казачье Войско Донское вело постоянную борьбу с татарами и турками, обороняясь и нападая, совершая морские походы «за зипунами». Оно принимало царское жалованье и военную помощь, но противилось присылке воевод и отказывалось приносить царю присягу. Государство вынуждено было мириться с существованием казачества: во-первых, казаки защищали южные границы, во-вторых, феодальная колонизация Дона в любом случае была в то время невозможна.

В экономике следует отметить новые явления. К концу XVII в. установилась хозяйственная специализация регионов, сложились центры металлургии, металлообработки, текстильного производства, солеварения, открылись крупные ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.), обозначились тенденции к складыванию всероссийского рынка. Появились первые мануфактуры. Их число было невелико – от 15 до 30, наиболее важными были казенные – Пушкарский двор, Монетный двор.

Торговля с Западной Европой находилась в руках иностранных купцов, преимущественно английских и голландских, и велась через Архангельск. Государство принимало протекционистские меры – Торговый устав 1653 г. установил повышенные пошлины на иностранные товары, Новоторговый устав 1667 г. запретил иностранным купцам вести оптовую торговлю в пределах России, кроме пограничных городов. Самостоятельно выйти на внешний рынок русские купцы не могли – Россия не имела флота и выхода к морю.
2. Социально-политическое развитие.

До середины XVII в. государство не могло оправиться от последствий Смуты: его финансовые возможности были ограничены, аппарат управления ослаблен. Поэтому все важные вопросы внешней и внутренней политики власть должна была согласовывать с обществом («землей») и выносила их на рассмотрение Земских соборов. В дальнейшем царская власть и окрепла и уже не нуждалась в сотрудничестве с «землей». Последний Земский собор был созван в 1653 г.

Боярская дума выросла численно, но постепенно теряла прежнее значение. Все чаще боярский чин получали представители неродовитого дворянства, выдвинувшиеся благодаря личным качествам и заслугам (А.Л.Ордин-Нащекин, А.С.Матвеев).

Система приказов росла и ветвилась, приказы создавались как постоянные учреждения и как временные комиссии. Их число одновременно достигало 60, даже 80, функции не были строго разграничены; решения по всем вопросам, подготовленным в приказах, выносила Боярская дума. Это обусловило недостаточную эффективность и медлительность работы управленческого механизма. В середине XVII в. был создан приказ Тайных дел, который рассматривал важнейшие государственные дела без участия Боярской думы. Его работу контролировал лично царь.

В вооруженных силах произошли некоторые изменения. Поражения в войнах со Швецией и Польшей (в Смуту, в 1632 – 1634 гг.) привели к созданию полков нового строя, набранных по вольному найму, вооруженных и обученных по-европейски. Они были наиболее боеспособными частями войска, но основу вооруженных сил по-прежнему составляло устаревшее феодальное ополчение – дворянская конница, терявшая боевые качества.

Государство нуждалось в налоговых поступлениях. Между тем «белые» (феодально зависимые) жители городов повинностей в пользу государства не несли. Ради увеличения государственных доходов необходимо было упразднить «белые слободы» в городах и сделать владельческих горожан налогоплательщиками.
3. Соборное уложение 1649 г. и его значение.

В 1649 г. Земский собор принял Соборное уложение – свод законов. Это было не обновление законодательства, подобно изданию нового Судебника, а коренное его реформирование. Задача Уложения – урегулировать противоречия между различными социальными группами и укрепить государственный строй.

а) Соборное уложение упразднило «белые слободы» в городах. Таким образом, исчезли частновладельческие горожане, не платящие государственных налогов, городское сословие стало единым в правовом отношении.

б) Уложение объявило бессрочный сыск беглых крестьян. Крепостное состояние частновладельческих крестьян стало пожизненным и наследственным. Окончательно оформилось крепостное право.

в) Уложение подтвердило право помещиков передавать поместья по наследству, позволило обменивать их на вотчины. Таким образом, владельческие права помещиков расширялись, но их владения все же оставались условными, и условием было несение военной службы.

Закрепощение крестьян было объективным процессом, совпадало по времени с аналогичными процессами в странах Центральной Европы («Второе издание крепостничества» в XVI в.) и отвечало не только интересам феодалов, но и интересам Российского государства в целом.
4. Внешняя политика.

Главной внешнеполитической задачей России во 2-й четверти XVII в. был реванш над Польшей за Деулинское перемирие и возвращение Смоленска. Первая попытка – русско-польская война 1632 – 1634 гг. – не увенчалась успехом.

В 1654 г. Украина после Освободительной войны Б.Хмельницкого приняла русское подданство, но чтобы удержать ее, потребовалась новая война с Польшей (1654 – 1667), завершившаяся Андрусовским перемирием, по которому к России отходили Смоленск и Левобережная (Восточная) Украина с Киевом.

Претензии на Украину предъявила и Турция. Следствием стали русско-турецкие войны 1677 – 1681 и 1686 – 1700 гг., которые Россия вела в союзе с Польшей, и которые окончились вничью. Единственное приобретение после второй из них – Азов; при этом удалось отстоять Украину и положить конец набегам крымских татар. Османская империя надолго стала одним из главных геополитических противников России, Польша же перестала быть таковым.
5. Восстания.

Ужесточение налогового пресса и злоупотребления администрации вызвали ряд городских восстаний («Соляной бунт» 1648 г. в Москве, восстания в Новгороде и Пскове в 1650 г., «Медный бунт» 1662 г. в Москве). В 1670 – 1671 гг. Дон и Волгу охватила крестьянская война С.Разина (участники – казачество, городские низы, «гулящие люди», бежавшие на окраины от закрепощения). Эта мощная вспышка социального протеста была жестоко подавлена государством. Все эти события дали основание называть XVII в. «бунташным».
6. Церковь и духовное развитие российского общества.

а) Церковная реформа и раскол.

На идейное состояние московского общества повлияли церковная реформа патриарха Никона и раскол. В середине XVII в. патриарх Никон приказал приведение русской православной обрядности и церковных текстов в соответствие с греческими (троеперстие вместо двоеперстия при крестном знамении и т.д.). Это было шагом к преодолению национально-религиозной изоляции страны, к большей культурной открытости: представление о Московском царстве как о единственном носителе «истинного» христианства сменилось представлением о нем, как об оплоте мирового православия, как о ведущей, но не единственной православной стране. Это отвечало международным задачам России: при воссоединении с Украиной и необходимо было сблизить позиции московского и киевского православия; укрепление международного престижа страны было невозможно без налаживания связей с европейским христианством. Проводимая без каких-либо объяснений, реформа обрядности была непонятна многим русским людям, воспитанным на тезисе «Москва – третий Рим». Церковные разногласия привели к расколу. Движение за старый обряд (старообрядчество) распространилось в социальных низах, искавших объяснения ухудшению своего положения. Лидер его протопоп Аввакум осуждал церковь, впавшую в «никонианскую ересь», государство, покровительствующее этой церкви, предрекал скорый конец света и пришествие антихриста, призывал к неповиновению власти. Чтобы не попасть под власть антихриста, раскольники шли на групповые самоубийства – самосожжения (в кон.XVII в. – ок.20 тыс. «гарей»). Власть отвечала репрессиями – Аввакум был сослан и в 1682 г. сожжен. Крайний фанатизм раскольников, их ксенофобия, неприятие светского знания, архаическое требование единства религиозной и светской жизни вели в идейный и политический тупик.

б) Дело патриарха Никона.

Патриарх Никон (1652 – 1667) предъявил претензии на главенство «священства» над «царством», церковной власти над государственной. Эти притязания ни в коей мере не были обусловлены политическими традициями Московской Руси (всегда было как раз наоборот), они были основаны на личных амбициях властолюбивого Никона и его влиянии на царя Алексея. Большой Московский собор (1666 – 1667) лишил Никона сана и провозгласил верховенство патриарха в церковных делах, а царя – в гражданских. Но тот же собор утвердил для Русской православной церкви греческую («никонианскую») обрядность.

Таким образом, церковная реформа, раскол и дело Никона повлияли на мировоззрение русских людей XVII в.: было отвергнуто представление о религиозной исключительности России, светское отделено от духовного, пошатнулись прежде незыблемые церковные авторитеты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconБилеты по Истории Росии в XX веке
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века: основные показатели, характер социально-экономических и...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История России»
Социально-экономическое и политическое развитие восточнославянского общества в VII-IX вв

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconНа социально-экономическое развитие российских территорий «моя страна...
Участникам и победителям Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconПланы семинарских занятий семинар Русь феодальная IX-XV в в. Учебные...
Для того чтобы проанализировать становление и развитие социально-экономической структуры русского государства в IX – XV века ответьте...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconЗабайкальский край закон устав забайкальского края
Забайкальского края и основ образования его органов государственной власти, сознавая свою ответственность за единство, социально-экономическое,...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса молодежных...
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов,...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconКонкурс 2013 Положение о Всероссийском конкурсе молодежных авторских...
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconО проведении регионального этапа Всероссийского конкурса молодежных...
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов,...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса молодежных...
Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских регионов «моя...

План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие. Соборное уложение 1649 г и его значение. Внешняя политика iconВсероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов