Скачать 1.3 Mb.
|
Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная машиностроительная академия КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо дисциплине "ИНВЕСТИРОВАНИЕ"(для студентов экономических специальностей всех форм обучения) Краматорск 2010 Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная машиностроительная академия Cоставитель: Гридасов В.М. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо дисциплине "ИНВЕСТИРОВАНИЕ"(для студентов экономических специальностей всех форм обучения ^ «Финансы» Протокол № от .В печать экз. Проректор по учебной работе Фесенко А.Н. Краматорск 2010УДК _____ Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения) Сост.: В.М. Гридасов – Краматорск: ДГМА, 2010. ‑ 72с. Конспект лекций подготовлен для студентов экономического направления дневной и заочной форм обучения, а также для студентов послевузовской подготовки. Конспект лекций раскрывает основные вопросы инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики. Составитель: Гридасов В.М., доц., к.т.н. Ответственный за выпуск Елецких С.Я., доц., к.э.н. ^ 1.1 Основные положения В государстве с командно-административной экономикой категории "инвестиции" не находилось места как в экономической теории, так и в практике. За последние годы это понятие прочно вошло в экономическую литературу в странах Восточной Европы, включая государства СНГ, что объясняется началом рыночного реформирования экономики этих государств. В прошлом большинство авторов трактовало это понятие как совокупность затрат, которые реализуются в форме долгосрочных вложений капитала в отрасли народного хозяйства (производственные фонды), т.е. инвестиции, по сути, отождествлялись с понятием "капитальные вложения". Зарубежные, а вслед за ними многие отечественные экономисты рассматривают инвестиции как долгосрочные вложения капитала в различные отрасли и сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану среды как внутри страны, так и за рубежом, с целью развития производства, социальной сферы, предпринимательства, получения прибыли. Законом Украины "Об инвестиционной деятельности" инвестиции определяются как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Это определение, в основном, соответствует международному подходу к представлениям об инвестиционной деятельности как процессу вложения ресурсов (благ, имущественных и интеллектуальных ценностей) с целью получения прибыли, дохода, дивиденда (социального эффекта) в будущем. Иными словами, инвестор отказывается от удовлетворения насущных потребностей в расчете на ожидаемое удовлетворение их в будущем, но уже в больших размерах. В соответствии с Законом, к имущественным и интеллектуальным ценностям, вкладываемым в предпринимательскую деятельность, относятся: – денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; – движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование) и другие материальные ценности; – имущественные права, вытекающие из авторского права, опыта и других интеллектуальных ценностей; – совокупность технологических, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау"); – права пользования землей, водой, ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности. Совокупность указанных ценностей, обращающихся на рынке, принято относить к объектам инвестиционной деятельности. Некоторые ученые-экономисты к этой совокупности относят также "финансовые права", которые вытекают из взаимосвязи инвестиций и государственного регулирования условий инвестиционной деятельности, прежде всего, налогово-амортизационной политики. Это имеет место при предоставлении государством налоговых льгот инвестору (снижение ставки налога на прибыль) или установлении льготных норм амортотчислений (ускорение амортизации). Такие налогово-амортизационные преференции дают экономический эффект, исходя из возврата средств в будущем, и поэтому государством (муниципальными органами) этот эффект должен оцениваться (дисконтироваться). На рис. 1 приведена схема классификации инвестиций по формам. Фонд накопления как сберегаемая часть национального дохода является основным источником инвестиций. Условно он может быть подразделен на фонд возмещения и фонд обновления. За счет этих фондов осуществляются соответственно валовые и чистые (в их составе) инвестиции. ![]() Рисунок 1 - Классификация инвестиций Валовые инвестиции характеризуют общий объем средств, направляемых в воспроизводство: новое строительство, реконструкцию и расширение, техническое перевооружение, а также поддержание действующих мощностей. Чистые инвестиции в таком контексте представляют собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. Они меньше валовых на величину средств, направляемых из фонда возмещения в виде амортизационных отчислений на полное восстановление. Средства, инвестируемые из фондов возмещения и обновления, характеризуют в конечном итоге соотношение между простым и расширенным воспроизводством. В экономической теории принципиальным классифицирующим признаком деления инвестиций по формам считается выделение финансовых и реальных инвестиций. Выделение из общего объема инновационной формы инвестиций и интеллектуальных инвестиций в ряде случаев условно, поскольку интеллектуальные инвестиции в большей части являются инновациями. Финансовые инвестиции – это вложения средств в различные финансовые инструменты: фондовые (инвестиционные) ценные бумаги, специальные (целевые) банковские вклады, депозиты, паи и т.д. Реальные инвестиции – это вложения в производственные фонды (основные и оборотные). В основном, это вложения в материальные активы – здания, сооружения, оборудование и другие товароматериальные ценности, а также нематериальные активы (патенты, лицензии, "ноу-хау", техническая, научно-практическая, инструктивная, технологическая, проектно-сметная и другая документация). Инновационная форма инвестиций (вложения в новшества) – это, в основном, вложения в нематериальные активы, обеспечивающие развитие НТП и успешное противодействие конкурентам на товарных рынках. В промышленно развитых странах с высоким уровнем техники и технологии инновации по своему содержанию и составу приближаются к реальным инвестициям. Однако в отдельные периоды приходится осуществлять инвестиции и в поддержание технически отсталых малопроизводительных отраслей и производств. Интеллектуальные инвестиции – это вложения в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы и полезные модели. В большей части по своему содержанию и направлениям интеллектуальные инвестиции одновременно являются инновациями. Кроме деления инвестиций по направлениям вложения средств (финансовые и реальные), в экономической теории существует множество признаков, по которым они выделяются в зависимости от целей исследования объекта инвестирования. Исходя из источников финансирования различают: собственные средства инвестора, заемные (государственный кредит, кредиты коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений), привлеченные средства (средства других инвесторов и вкладчиков). По формам собственности инвестиции делятся: – государственные – финансируемые из госбюджета, местных бюджетов, госпредприятиями; – частные – средства населения (индивидуальных инвесторов), коммерческих структур, коллективных предприятий; – иностранные – заемные и кредитные ресурсы международных инвестиционных институтов, зарубежных корпораций и фирм, совместных предприятий. В зависимости от сроков освоения инвестиции могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Основное правило инвестирования гласит, что инвестиции должны быть долгосрочными (в зарубежной практике – более 1 года). Однако из-за неблагоприятного инвестиционного климата, нестабильности политической обстановки и высоких темпов инфляции инвесторы вынуждены искать объекты среднесрочных или краткосрочных вложений. Важное значение имеет деление инвестиций на прямые и портфельные, особенно при экспорте капитала и создании транснациональных корпораций. Прямые инвестиции обычно осуществляются в форме кредита без инвестиционных посредников с целью овладения контрольным пакетом акций корпорации. Портфельные инвестиции, как правило, осуществляет пассивный инвестор, приобретая небольшую долю (пай) компании в надежде на получение пусть и небольших, но стабильных доходов. Такой инвестор обычно не стремится к управлению компанией, ее финансовое состояние интересует его только в момент выплаты дивидендов. К субъектам инвестиционной деятельности Закон "Об инвестиционной деятельности" относит инвесторов и участников. Ими без всяких ограничений могут быть как граждане и юридические лица Украины, так и иностранные граждане и юридические лица и сами государства. Таким образом, инвестор – субъект инвестиционной деятельности, который принимает решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Как предусматривает Закон, инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков, покупателей, кредиторов, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности, т.е. вкладывать капиталы, покупать ценные бумаги, а также выполнять функции товаропроизводителей, проектировщиков, подрядчиков, субподрядчиков, заказчиков и застройщиков. Отнесение к числу инвесторов кредиторов является спорным. Если инвестор – это лицо, которое вкладывает собственные и заемные средства, то по отношению к кредитору он должник. А кредитор, в свою очередь, как ссудодатель не может быть одновременно инвестором, поскольку предоставляемая им ссуда – это не вкладываемые средства, они подлежат возврату. В отдельных случаях банки и другие финансово-кредитные учреждения могут становиться инвесторами и осуществлять инвестиции, скажем, в составе финансово-промышленных групп, но тогда они не являются кредиторами. Инвесторам в условиях рынка предоставляются очень широкие полномочия в соответствии с их экономической самостоятельностью. Это определение целей, направлений, видов и объемов инвестиций, определение состава других участников инвестиционной деятельности. Не допускается за рамками Закона вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности реализуют свои экономические интересы, вступая в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках. Эти рынки регулируют процесс обмена инвестициями и инвестиционными объектами (товарами). Инвестиционная деятельность – это последовательная совокупность действий ее субъектов (инвесторов и участников) по осуществлению инвестиций с целью получения дохода или прибыли. Каждое государство как субъект инвестиционной деятельности определяет правовые, экономические и социальные условия этой деятельности в своем законодательстве. В более узкой трактовке этого понятия употребляют термин "инвестиционный процесс". Это понятие обычно связывается с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. с осуществлением реальных инвестиционных проектов. ^ благоприятного инвестиционного климата Инвестиционная сфера экономики – это комплекс отраслей и производств финансово-кредитных учреждений и других институциональных субъектов инвестиционной деятельности, где обращается долгосрочный инвестиционный капитал в целях расширенного воспроизводства основных фондов. В государстве с рыночной экономикой это не только материальное производство, но и те отрасли сферы обслуживания, инвестиции в которые дают реальный прирост национального дохода. Основная масса инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, – это инвестиции из фонда возмещения, направляемые на поддержание действующих мощностей. Большинство предприятий не имеет возможности создавать новые мощности, реконструировать и расширять производство, поскольку вся нераспределенная прибыль уходит в фонд потребления на оплату труда. Централизованные капитальные вложения – это, в основном, безвозвратное финансирование – средства из госбюджета на дотирование убыточных и малорентабельных производств, завершение строительства объектов социальной сферы. Незначительную часть в составе источников инвестиций занимают долгосрочный банковский кредит (около 2%) и средства иностранных инвесторов (0,2%). Отсутствуют такие важные источники инвестиций, как доходы от обращения ценных бумаг (государственных и корпоративных), средства, полученные в результате приватизации государственных предприятий. В настоящее время сложилась такая ситуация, когда предприятия не заинтересованы в накапливании инвестиционных ресурсов и вложении их, хотя бы на короткий срок, в инвестиционную сферу из-за сильных инфляционных ожиданий и отсутствия стимулирующей политики со стороны государства. По сути, до сих пор действует прежняя распределительная система капиталовложений, основанная на государственных контрактах, контролируемых министерствами и ведомствами, государственными корпорациями и холдингами. Финансируются эти контракты за счет централизованных капитальных вложений с незначительной долей долгосрочного кредита. Только закрытые акционерные общества (коллективные предприятия) изыскивают собственные инвестиционные ресурсы для развития производства, используют для этих целей банковский кредит, получаемый под огромные проценты. Таким образом, самая главная и жизненно необходимая проблема переходного периода – это создание действительных источников финансирования инвестиционной сферы и их эффективная структуризация. Во всех цивилизованных странах мира существуют отличные друг от друга модели финансового обеспечения инвестиционных процессов. Нигде не выработано четких инструкций относительно доли отдельных источников финансирования в общем объеме инвестиций. В каждой стране различную роль играют в этом процессе банки и другие финансово-кредитные институты. Индивидуальные и институциональные инвесторы при формировании структуры источников финансирования руководствуются только "золотым правилом инвестирования" – инвестиции должны быть долгосрочными и приносить как можно больший доход. В связи с усиливающимися кризисными явлениями в экономике Украины Кабинет Министров принял "Меры по решению кризиса неплатежей и поддержке отечественных производителей". Кризис неплатежей предполагается решить путем: – размещения среди субъектов предпринимательской деятельности населения государственных казначейских обязательств; – обязательного вексельного оформления задолженности за продукцию, отгруженную без предоплаты; – применения судебного разбирательства к должникам перед бюджетом, если задолженность превышает 90 дней; – создания рабочих групп для анализа деятельности госпредприятий и акционерных обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, с целью выработки рекомендаций относительно плохо работающих предприятий, их консервации или приватизации; – отмены существующих ограничений на инвестиции банков и их долевое участие в уставных фондах субъектов предпринимательской деятельности; – упразднения льгот по налогам и другим обязательным платежам, которыми пользуются отдельные предприятия; – замещения кредиторской задолженности предприятий их акциями. Меры по поддержке отечественных производителей сводятся к следующему: – отмене всех льгот, касающихся налога на добавленную стоимость, акцизных сборов, ввозной пошлины при импорте товаров и их реализации за иностранную валюту; – оказанию кредитной поддержки отдельным предприятиям в связи с их санацией; – введению лизинговой торговли сельскохозяйственной техникой; – снятию ограничений на допуск к торгам на межбанковской валютной бирже субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют предоплату импортных контрактов, погашают кредиты, выданные в иностранной валюте. Предполагается также отменить обязательную продажу иностранной валюты на межбанковской валютной бирже, разработать механизм конвертации мягких валют и пр. Создание в Украине благоприятного инвестиционного климата будет способствовать преодолению кризисных явлений в инвестиционной сфере. Инвестиционный климат государства – это совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих инвестиционную деятельность отечественных и зарубежных инвесторов и способствующих ей. Благоприятный инвестиционный климат призван обеспечить защиту инвестора от инвестиционных рисков (непредвиденных финансовых потерь капитала и доходов). Совокупность инвестиционных рисков всесторонне характеризует инвестиционный климат от самого неблагоприятного до наиболее благоприятного. Факторы, обеспечивающие преодоление или снижение рисков, формируют инвестиционный климат. В Законе "О предпринимательстве" провозглашается свобода предпринимательской деятельности, однако ограничиваются некоторые ее виды, в частности те, которые являются прерогативой государства, и те, которые требуют лицензирования (в том числе и в инвестиционной деятельности). Закон "О предприятиях" закрепляет виды предприятий, функционирующих в Украине: индивидуальные, частные, коллективные, государственные, муниципальные и совместные. Разрешаются предприятия других форм собственности с наймом рабочей силы. Закон "О собственности" направлен на обеспечение свободного экономического самоопределения юридических и физических лиц, в нем декларируется право на частную собственность, на использование наемного труда, ограничивается вмешательство государства в предпринимательскую деятельность. Он гарантирует равные права собственности инвесторам: частным, коллективным и государственным. Закон "О хозяйственных обществах" регулирует деятельность акционерных обществ (открытого и закрытого типа), обществ с ограниченной ответственностью, полной и дополнительной, коммандитных обществ, определяет права и обязанности учредителей и участников. Однако закон защищает права акционеров в том случае, если они участвуют в управлении предприятиями. На практике существуют преимущественно только некоторые виды обществ, в большинстве это акционерные общества закрытого типа и общества с ограниченной ответственностью. Закон "О внешнеэкономической деятельности" определяет равенство всех субъектов этой деятельности – отечественных и иностранных, гарантии прав собственности, право на представительство, регистрационный порядок организации деятельности. В законе предусмотрены налоговые, таможенные нормы регулирования, экспортно-импортные квоты. Впоследствии по вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в части налогов, пошлин, квот и льгот принимались другие нормативные акты, что существенно усложнило внешнеэкономическую деятельность. В Законе "Об инвестиционной деятельности" зафиксированы государственные гарантии прав инвестора. В частности, предусмотрены стабильные условия деятельности инвесторов при возможных изменениях законодательства в течение 10 лет, возмещение убытков, причиненных инвестору государственными организациями, и пр. Закон "О системе налогообложения" определяет для инвестора виды налоговых платежей и сборов, направления их использования. Основными из них являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход), отчисления во внебюджетные фонды. В Законе "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" ограничивается доля предлагаемого на рынке товара предпринимателя 35%. Антимонопольный комитет, на который возложено исполнение этого закона, может в отдельных случаях устанавливать и более низкую норму. Закон "О банках и банковской деятельности" определяет разрешенные банкам виды операций, связанных с инвестиционной деятельностью: финансирование реальных инвестиций по поручению их собственников или распорядителей; выпуск ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и пр.; покупка, продажа и хранение платежных документов и ценных бумаг; лизинговые, факторинговые операции; доверительные операции. Законом запрещается деятельность банка как инвестора в среде производства и торговли материальными ценностями. В соответствии с Законом "О ценных бумагах и фондовой бирже" в Украине могут выпускаться: акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации предприятий, государственные казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, векселя. В законе определяются основные характеристики ценных бумаг, порядок их выпуска и обращения, права и обязанности комитентов, порядок создания, правовое положение, требования к уставу, условия прекращения деятельности фондовой биржи. Законом обусловлены имущественные права инвесторов, их защита и государственный контроль за выпуском и обращением ценных бумаг. Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет финансово-кредитная система государства. Очевидно, что в течение более или менее длительного времени в экономике Украины будет существовать достаточно мощный государственный сектор, где управление инвестициями при пассивной роли банков является неэффективным. Речь идет о придании собственным средствам предприятий и бюджетным ассигнованиям функций, свойственных инвестициям рыночного механизма. Активизации управляющей роли в области инвестиций требуют и другие секторы экономики, особенно в части долгосрочного кредитования. Активная инвестиционная деятельность банков должна проявляться кроме долгосрочного кредитования: – в управлении эмиссией ценных бумаг предприятий, покупке пакетов этих бумаг; – в управлении собственными средствами предприятий через участие в работе наблюдательных советов корпораций; – в развитии различного рода доверительной деятельности, операций страхования и перестрахования инвестиций. Банки должны участвовать в финансовом обеспечении инвестиционных проектов, осуществлять их мониторинг, входить в состав финансово-промышленных групп. Очевидно, что банки в Украине должны быть превращены в ключевое звено инвестиционного механизма, необходимо преодолеть их нежелание заниматься инвестиционной деятельностью. Для этого можно рекомендовать следующие стимулирующие меры: – создание системы страхования и перестрахования инвестиций с участием государства; – выделение проектного финансирования в отдельный вид деятельности банков и предоставление для них банкам ряда льгот; – конкурсное размещение инвестиционных проектов и бюджетное финансирование их разработки; – применение льготных ставок налогообложения инвестиционных активов, резервирования и рефинансирования для банков, занимающихся проектным финансированием; – выделение наиболее приспособленных к инвестиционной деятельности банков, развитие их филиальной сети и их поддержка; – стимулирование участия банков в разработке и осуществлении проектов с иностранными инвестициями. Существенное влияние на улучшение инвестиционного климата, особенно в период массовой приватизации, должна оказать парабанковская система (инвестиционные фонды и компании, доверительные компании, кредитные союзы, пенсионные фонды и пр.). Действующая под контролем государства эта система должна аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы и направить их на финансирование инвестиционных проектов, в первую очередь социально значимых. Ключевым фактором инвестиционной привлекательности Украины является уровень развития производительных сил. В этой связи можно выделить несколько главных задач: – изучение структуры промышленного потенциала, группировка предприятий по размерам и условиям инвестиционной привлекательности; – рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и регионов, выработка рекомендаций и разработка государственной программы по повышению этих рейтингов; – создание условий для формирования различных национальных и транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Немаловажным фактором, влияющим на инвестиционный климат, является уровень развития инвестиционной сферы, особенно активных ее элементов – предприятий и организаций строительного комплекса (промышленности строительных материалов, деталей и конструкций, строительных машин, баз механизации). Процесс создания благоприятного инвестиционного климата в Украине начался. Будет ли он ускоренно развиваться, зависит, в первую очередь, от политической воли исполнительной власти и способности к переменам в сторону либерализации правового поля государства. ^ |
![]() | Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное... | ![]() | Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001 |
![]() | Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02) | ![]() | Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02) |
![]() | Тема №1 (4 часа) Назначение, основные параметры и состав каналообразующих устройств 5 | ![]() | Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,... |
![]() | К-64 Конспект лекций по дисциплине «Цветоводство с основами селекции и семеноводства» Тюмень, 2007 | ![]() | Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту |
![]() | Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с | ![]() | Конспект лекций по дисциплине «Транспортные узлы» (для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Организация перевозок... |