Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт




НазваниеПредмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт
страница1/14
Дата публикации22.06.2013
Размер2 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  1. Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории ЭТ.

Общая экономическая теория раскрывает сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом, независимо от отраслей и сфер деятельности.

В сложном многообразии экономических отношений и процессов получения благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Именно их изучает экономическая теория.

Существуют три подхода к определению предмета экономической теории:

• разрешение вопросов: что производить, как, сколько и для кого;

• использование редких или ограниченных ресурсов; выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;

• изучение законов развития экономических процессов..

Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества.

Первой ступенью познания экономики является выде­ление экономических категорий. ^ Экономические категории представляют собой абстрактное выражение общественно-производственных отношений, производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее существенные, причинно-след­ственные сущностные признаки и черты явлений и процессов. Основные категории рыночной экономики — экономические законы (объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости причинно-следственного характера, присущие экономическим явлениям и процессам) , товар, день­ги, экономические блага, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит, инфляция, безработица, экспорт, импорт и др .

Функции экономической теории

• познавательная - изучает экономические явления и процессов в системе категорий и законов;

• теоретическая (мировоззренческая) - выясняет суть процессов и явлений, экономической жизни общества;

• критическая - рассматривает явления, выявляет их пре­имущества, недостатки, целесообразность использования;

• прогностическая - разрабатывает научные прогнозы, вы­являет перспективу общественного развития;

• практическая - анализирует создавшиеся проблемы в экономической политике и де­лает выводы для их решения.

.В числе главных задач экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить:

1 выявление особенностей перехода общества от централизованно управляемой рыночной системе;

2 формирование механизма хозяйствования, сочетающего различные подходы и обоснования экономической по­литики для смешанной экономики;

3 дос­тижение стабилизации экономического развития по достижении выхода из социально-экономического кризиса;

4 становление национальной экономики смешанного типа.

Метод науки (или методология)- принципы, подходы, формы и способы позна­ния.

Общенаучными методами познания, а следовательно, и методами экономической теории являются методы: диалектический, научной абстракции; анализа и синтеза; единства исторического и логического; индукции и дедукции, метод количественных и качественных изменений, системный подход и др.

1) Диалектический метод изучает экономические явления и отношения в процессе развития и изменения; он предполагает, что развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему; движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей, внутренние противоречивые явления.

2) Метод научной абстракции - обобщение сущности экономических явлений и процессов одновременно в абстрактных (по форме выражения) и реальных (по связи с практикой) категориях и законах, принципах и методах, выражающих глубинные причинно-следственные связи и закономерности экономического развития. Важная ступень познания — движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. При этом наблюдение явлений экономической жизни обобщается в абстрактных понятиях и проверяется на практике.

3) Метод анализа и синтеза - предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого: при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения.

4) Метод исторического и логического — происхождение явлений, этапы и тенденции его развития.

5) Метод индукции и дедукции — при первом — движение мысли от частного к общему, при втором — от общего к частному.

6) Метод количественных и качественных изменений - анализ экономических явлений требует большого количества статистических данных, методов математики, моделирования и т. д.; качественная сторона выражает сущность явления.

7) Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система. Экономические явления исследуются системно, т. е. по (составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

8) Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). На базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

9) Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков —графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.

Экономическая теория использует и другие методы: статистические, ма­тематические, сравнительного анализа; экономический эксперимент, научно поставленный опыт с целью проверки эффективности намеченного хозяйственного мероприятия т.


  1. Эволюция ЭТ и ее современные направления.

Развитие ЭТ прошло долгий путь. Первые законы государств Древнего Востока относятся к ХХ веку до н.э. Первыми экономистами можно считать греческих ученых Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Экономическая теория как наука зарождается с того мо­мента, когда она выступает как система знаний о развитии экономики и общества со своими законами и закономер­ностями, принципами и методами. По мнению историков это произошло в XVII—XVIII вв. — в период становления капитализма.

Первые школы в истории экономической мысли связаны с мер­кантилистами и физиократами. Поня­тие меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец) в научный оборот ввел А. Монкретьен, автор «Трактата политической экономии», Его представители (А. Монкретьен, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер) считали торговлю, сферу обращения источником богатства, которое отождествлялось тогда с деньгами, золотом. Они советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Меркантилизм выражал интересы торго­вой буржуазии.

Фи­зиократы (Ф. Кенэ. А. Тюрго, П Буагильберт) (от греч. physis – природа и kratos – сила, власть) видели богатство в продуктах земли, а его источник - в сельском хозяйстве. Положили начало схемы воспроизводства.

Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Ее заслуга состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в мате­риальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости. В их исследованиях раскрывалось содержание товаров, денег, заработной платы, прибыли, ренты.

Следующий значительный этап в развитии экономической теории -утопический социализм и марксизм. ^ Утопический социализм (Т. Мор, К.А. Сен-Симон. Р. Оуэн) - это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.

Марксизм опирался на немецкую философию, английскую классическую политиче­скую экономию и французский утопический социализм, продолжил раз­работку теории трудовой стоимости и основных принципов коммуни­стического общества.

Ко второй половине XIX —началу XX в. из классичес­кой школы выделяется несколько разных направлений, которые и составляют основу современных направлений экономики:

1) неоклассиче­ское, изучающее закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции. представлено работами К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В рамках это­го направления выделяется историческая школа (В. Зомбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт) –экономика страны как система взаимоотношений хозяйствующих субъектов, складывающихся под влиянием экономических, политических и социально-психологических факторов; маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, ,Ф. Хайек). Неоклассики считают, что госу­дарство должно стимулировать развитие рынка и конку­ренции, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность.

^ 2) неоклассиче­ского синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон), т.е. сочетание регулирования и свободного стимулирования производства, что характерно для смешанной экономики.

3) ^ Монетаризм (М. Фридмен) считают денежную массу определяющим фактором хозяйственной коньюнктуры и устанавливают причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового продукта.

^ 4) неолиберализм (в. Ойкен) считают, что экономика может развиваться путем саморегулирования и должна быть свободной от излишней регламентации. Государству отводят определенную роль в создании условий конкуренции.

Также к современным направлениям относят ^ Кейнсианство (30-е гг XX в) – одна из наиболее известных и признанных теорий, названная по имени ее основателя Дж. Кейнса. Обосновали теорию совокупного спроса как сумму совокупного потребления и совокупного сбережения, влияющую на уровень безработицы, инфляции и совокупный объем производства; и неокейисианское (Н. Калдор, 50-е гг. XX в) - воплощения в жизнь идей кейнсианства о мак­роэкономическом государственном регулировании экономики с целью приспособления экономических отношений к новым условиям;



  1. Производственные ресурсы, их классификация Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки.

Любое производство, независимо от того, в какой бы эконо­мической системе оно ни совершалось, состоит в потребле­нии производственных, экономических ресурсов, называе­мых иногда факторами производства. Однако следует отме­тить, что ресурсы производства — более широкое понятие, чем факторы производства.

Ресурсы — это потенциаль­ные природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.

^ Факторы производства — эко­номическая категория, обозначающая уже реально вовле­ченные в процесс производства ресурсы.

То есть, факторы производства — это производящие ресурсы.

Таких факторов очень много. Поэтому возникает необходимость в их группировке и классифика­ции.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу, средства труда и предметы труда.

Все ресурсы с точки зрения их роли в процессе про­изводства современные экономисты делят на три вида: при­родные, человеческие и инвестиционные.

С точки зрения неоклассической экономической теории ресурсы (факторы производства) подразделяются на мате­риальные и человеческие. В рамках данной концепции вы­деляют следующие ресурсы: труд, земля, капитал.

Труд здесь выступает как любая физическая и интеллектуальная дея­тельность человека, направленная на изготовление благ и оказание услуг. Человеческий ка­питал - совокупность способностей личности, обус­ловленная образованием, профессиональным обучением, на­выками, здоровьем, представляет собой. Инвестиционные вложения в человеческий капитал в настоящее время являются самыми эффективными и быс­тро окупающимися для общества.

Земля — естественный фактор природы, который ис­пользуется в производственном процессе. Сюда относятся пахотные земли, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых, территории для постройки жилья, производ­ственных и торговых объектов, дорог и т.д. Таким образом, земля в широком смысле слова означает все используемые в производстве естественные ресурсы.

Капитал как фактор производства выступает в виде со­вокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это материальные и финансовые ресурсы: денежные активы, акции, оборудование, здания, транспорт и сред­ства связи, сырье и т.д.

Дополнительно выделяют предпринимательские способности, на­уку, информацию.

^ Предпринимательские способности — это особый вид человеческих ресурсов, связанный с инициативной деятель­ностью по соединению ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги; приняти­ем основных решений в процессе ведения бизнеса; риском, новаторством, вводом новых продуктов, производственных технологий и новых форм организации производства.

Наука как фактор производства представляет собой сфе­ру человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о дей­ствительности.

Информация как фактор производства обеспечивает сис­тематизацию знаний, материализованных в систему меха­низмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и мар­кетинга.

Все факторы производства,

во-первых, неразрывно свя­заны и являются взаимозаменяемыми.

Во-вторых, каждое благо для своего производства требует определенного набо­ра факторов.

В-третьих, любое благо может быть произведено путем использования различных факторов в разнооб­разных сочетаниях и пропорциях.

В-четвертых, хозяйству­ющий субъект, организующий производство, соединяет все его факторы таким образом, чтобы получить больше про­дукта при возможно меньших затратах.

В-пятых, все эко­номические ресурсы, или факторы производства, имеются в ограниченном количестве. Это ставит перед обществом проблему их эффективного использования.

Ограниченность ресурсов и производственные возможности.

Факторы производства всегда ограничены по отноше­нию к потребностям.

Ограниченность ресурсов бывает:

- аб­солютной (используемые ресурсы вообще невозможно уве­личить) и

- относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного населения каждой страны.

Количество средств производ­ства ограничивается производственными возможностями экономики в конкретный период времени.

Ограничителем использования земли и полезных ископаемых является их фактическая площадь, сегодня осталось очень мало неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяй­ственного производства. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к сильному истощению их месторождений во многих регионах планеты.

Под производственными возможностями подразумевает­ся наибольший объем выпуска продукции, который может быть достигнут при полном использовании доступных ре­сурсов.

Обычно производственных возможностей экономи­ки не хватает для полного удовлетворения всех потребнос­тей, поэтому необходимо выбирать между альтернативами са­мих потребностей.

Необходимо принимать ре­шения о том, какие товары и услуги следует производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться.

Следствием ограниченности ресурсов является ограни­ченность выпуска продукции. Так, если все финансовые, материальные и трудовые ресурсы направить в сферу про­изводства товара А, то люди оста­нутся без товара Б. Увеличение про­изводства товара Б поставит общество перед фактом уменьшения выпуска товара А. И наоборот, всякое увеличение производства продукта А пот­ребует переключения части ресурсов с производства про­дукта Б.

Таким образом, в экономике действует закон за­мещения или альтернативного выбора:

согласно которому расширение производства одних благ объективно ограни­чивает возможности выпуска других благ.
Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать закон замещения (альтернативного выбора), представим экономику, в которой сделаем допущения.

Допущения закона:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconДополнительные вопросы
Понятие экономической теории. Предмет экономической теории и ее основные функции

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconПредмет и метод экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук
Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconКонтрольные вопросы для текущего контроля и промежуточной аттестации...
Предмет и метод экономической теории. Исторический процесс ее становления экономической теории. Научные взгляды на предмет экономической...

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconЭкзаменационные билеты по курсу экономической теории Экзаменационный билет №1
Понятие экономики и система экономических наук. Предмет экономи­ческой теории и её основные функции

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Основы экономической теории»
Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория в системе других наук

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт icon1: Предмет и метод экономической теории. Направления и школы экономической теории
Тема 1: Предмет и метод экономической теории. Направления и школы экономической теории

Предмет экономической теории (ЭТ). Основные категории эт iconЗакономерности потребления благ. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
Методы экономической теории. Основные направления и школы в экономической теории

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов