Скачать 2 Mb.
|
Общая экономическая теория раскрывает сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом, независимо от отраслей и сфер деятельности. В сложном многообразии экономических отношений и процессов получения благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Именно их изучает экономическая теория. Существуют три подхода к определению предмета экономической теории: • разрешение вопросов: что производить, как, сколько и для кого; • использование редких или ограниченных ресурсов; выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования; • изучение законов развития экономических процессов.. Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Первой ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. ^ представляют собой абстрактное выражение общественно-производственных отношений, производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее существенные, причинно-следственные сущностные признаки и черты явлений и процессов. Основные категории рыночной экономики — экономические законы (объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости причинно-следственного характера, присущие экономическим явлениям и процессам) , товар, деньги, экономические блага, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит, инфляция, безработица, экспорт, импорт и др . Функции экономической теории • познавательная - изучает экономические явления и процессов в системе категорий и законов; • теоретическая (мировоззренческая) - выясняет суть процессов и явлений, экономической жизни общества; • критическая - рассматривает явления, выявляет их преимущества, недостатки, целесообразность использования; • прогностическая - разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективу общественного развития; • практическая - анализирует создавшиеся проблемы в экономической политике и делает выводы для их решения. .В числе главных задач экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить: 1 выявление особенностей перехода общества от централизованно управляемой рыночной системе; 2 формирование механизма хозяйствования, сочетающего различные подходы и обоснования экономической политики для смешанной экономики; 3 достижение стабилизации экономического развития по достижении выхода из социально-экономического кризиса; 4 становление национальной экономики смешанного типа. Метод науки (или методология)- принципы, подходы, формы и способы познания. Общенаучными методами познания, а следовательно, и методами экономической теории являются методы: диалектический, научной абстракции; анализа и синтеза; единства исторического и логического; индукции и дедукции, метод количественных и качественных изменений, системный подход и др. 1) Диалектический метод изучает экономические явления и отношения в процессе развития и изменения; он предполагает, что развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему; движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей, внутренние противоречивые явления. 2) Метод научной абстракции - обобщение сущности экономических явлений и процессов одновременно в абстрактных (по форме выражения) и реальных (по связи с практикой) категориях и законах, принципах и методах, выражающих глубинные причинно-следственные связи и закономерности экономического развития. Важная ступень познания — движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. При этом наблюдение явлений экономической жизни обобщается в абстрактных понятиях и проверяется на практике. 3) Метод анализа и синтеза - предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого: при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения. 4) Метод исторического и логического — происхождение явлений, этапы и тенденции его развития. 5) Метод индукции и дедукции — при первом — движение мысли от частного к общему, при втором — от общего к частному. 6) Метод количественных и качественных изменений - анализ экономических явлений требует большого количества статистических данных, методов математики, моделирования и т. д.; качественная сторона выражает сущность явления. 7) Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система. Экономические явления исследуются системно, т. е. по (составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. 8) Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). На базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные). 9) Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков —графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными. Экономическая теория использует и другие методы: статистические, математические, сравнительного анализа; экономический эксперимент, научно поставленный опыт с целью проверки эффективности намеченного хозяйственного мероприятия т.
Развитие ЭТ прошло долгий путь. Первые законы государств Древнего Востока относятся к ХХ веку до н.э. Первыми экономистами можно считать греческих ученых Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая теория как наука зарождается с того момента, когда она выступает как система знаний о развитии экономики и общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По мнению историков это произошло в XVII—XVIII вв. — в период становления капитализма. Первые школы в истории экономической мысли связаны с меркантилистами и физиократами. Понятие меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец) в научный оборот ввел А. Монкретьен, автор «Трактата политической экономии», Его представители (А. Монкретьен, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер) считали торговлю, сферу обращения источником богатства, которое отождествлялось тогда с деньгами, золотом. Они советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Физиократы (Ф. Кенэ. А. Тюрго, П Буагильберт) (от греч. physis – природа и kratos – сила, власть) видели богатство в продуктах земли, а его источник - в сельском хозяйстве. Положили начало схемы воспроизводства. Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Ее заслуга состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в материальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости. В их исследованиях раскрывалось содержание товаров, денег, заработной платы, прибыли, ренты. Следующий значительный этап в развитии экономической теории -утопический социализм и марксизм. ^ (Т. Мор, К.А. Сен-Симон. Р. Оуэн) - это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах. Марксизм опирался на немецкую философию, английскую классическую политическую экономию и французский утопический социализм, продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества. Ко второй половине XIX —началу XX в. из классической школы выделяется несколько разных направлений, которые и составляют основу современных направлений экономики: 1) неоклассическое, изучающее закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции. представлено работами К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В рамках этого направления выделяется историческая школа (В. Зомбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт) –экономика страны как система взаимоотношений хозяйствующих субъектов, складывающихся под влиянием экономических, политических и социально-психологических факторов; маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, ,Ф. Хайек). Неоклассики считают, что государство должно стимулировать развитие рынка и конкуренции, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность. ^ , т.е. сочетание регулирования и свободного стимулирования производства, что характерно для смешанной экономики. 3) ^ считают денежную массу определяющим фактором хозяйственной коньюнктуры и устанавливают причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового продукта. ^ считают, что экономика может развиваться путем саморегулирования и должна быть свободной от излишней регламентации. Государству отводят определенную роль в создании условий конкуренции. Также к современным направлениям относят ^ – одна из наиболее известных и признанных теорий, названная по имени ее основателя Дж. Кейнса. Обосновали теорию совокупного спроса как сумму совокупного потребления и совокупного сбережения, влияющую на уровень безработицы, инфляции и совокупный объем производства; и неокейисианское (Н. Калдор, 50-е гг. XX в) - воплощения в жизнь идей кейнсианства о макроэкономическом государственном регулировании экономики с целью приспособления экономических отношений к новым условиям;
Любое производство, независимо от того, в какой бы экономической системе оно ни совершалось, состоит в потреблении производственных, экономических ресурсов, называемых иногда факторами производства. Однако следует отметить, что ресурсы производства — более широкое понятие, чем факторы производства. Ресурсы — это потенциальные природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. ^ экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. То есть, факторы производства — это производящие ресурсы. Таких факторов очень много. Поэтому возникает необходимость в их группировке и классификации. Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу, средства труда и предметы труда. Все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства современные экономисты делят на три вида: природные, человеческие и инвестиционные. С точки зрения неоклассической экономической теории ресурсы (факторы производства) подразделяются на материальные и человеческие. В рамках данной концепции выделяют следующие ресурсы: труд, земля, капитал. Труд здесь выступает как любая физическая и интеллектуальная деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказание услуг. Человеческий капитал - совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем, представляет собой. Инвестиционные вложения в человеческий капитал в настоящее время являются самыми эффективными и быстро окупающимися для общества. Земля — естественный фактор природы, который используется в производственном процессе. Сюда относятся пахотные земли, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых, территории для постройки жилья, производственных и торговых объектов, дорог и т.д. Таким образом, земля в широком смысле слова означает все используемые в производстве естественные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это материальные и финансовые ресурсы: денежные активы, акции, оборудование, здания, транспорт и средства связи, сырье и т.д. Дополнительно выделяют предпринимательские способности, науку, информацию. ^ — это особый вид человеческих ресурсов, связанный с инициативной деятельностью по соединению ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги; принятием основных решений в процессе ведения бизнеса; риском, новаторством, вводом новых продуктов, производственных технологий и новых форм организации производства. Наука как фактор производства представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Информация как фактор производства обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга. Все факторы производства, во-первых, неразрывно связаны и являются взаимозаменяемыми. Во-вторых, каждое благо для своего производства требует определенного набора факторов. В-третьих, любое благо может быть произведено путем использования различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. В-четвертых, хозяйствующий субъект, организующий производство, соединяет все его факторы таким образом, чтобы получить больше продукта при возможно меньших затратах. В-пятых, все экономические ресурсы, или факторы производства, имеются в ограниченном количестве. Это ставит перед обществом проблему их эффективного использования. Ограниченность ресурсов и производственные возможности. Факторы производства всегда ограничены по отношению к потребностям. Ограниченность ресурсов бывает: - абсолютной (используемые ресурсы вообще невозможно увеличить) и - относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей). Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного населения каждой страны. Количество средств производства ограничивается производственными возможностями экономики в конкретный период времени. Ограничителем использования земли и полезных ископаемых является их фактическая площадь, сегодня осталось очень мало неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к сильному истощению их месторождений во многих регионах планеты. Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который может быть достигнут при полном использовании доступных ресурсов. Обычно производственных возможностей экономики не хватает для полного удовлетворения всех потребностей, поэтому необходимо выбирать между альтернативами самих потребностей. Необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться. Следствием ограниченности ресурсов является ограниченность выпуска продукции. Так, если все финансовые, материальные и трудовые ресурсы направить в сферу производства товара А, то люди останутся без товара Б. Увеличение производства товара Б поставит общество перед фактом уменьшения выпуска товара А. И наоборот, всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б. Таким образом, в экономике действует закон замещения или альтернативного выбора: согласно которому расширение производства одних благ объективно ограничивает возможности выпуска других благ. Чтобы наилучшим образом проиллюстрировать закон замещения (альтернативного выбора), представим экономику, в которой сделаем допущения. Допущения закона: |
![]() | Понятие экономической теории. Предмет экономической теории и ее основные функции | ![]() | Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики |
![]() | Предмет и метод экономической теории. Исторический процесс ее становления экономической теории. Научные взгляды на предмет экономической... | ![]() | Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки |
![]() | Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки | ![]() | Понятие экономики и система экономических наук. Предмет экономической теории и её основные функции |
![]() | Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире | ![]() | Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория в системе других наук |
![]() | Тема 1: Предмет и метод экономической теории. Направления и школы экономической теории | ![]() | Методы экономической теории. Основные направления и школы в экономической теории |