Скачать 156.11 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЕТСЯ: Зам. директора по УПР __________ А.Н. Конев «___» ________ 2013__ г. Профессия: Автомеханик Код профессии: ___190631.01___ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ Тема: Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя ![]() автомобиля ВАЗ 2105 Выпускник Иванов Василий Петрович Группа № 5 Работа выполнена «15» апреля 2013 г. ИВАНОВ (дата) (подпись выпускника) Руководитель работы Ахмеров В.Р.16.о4.20 АХМЕРОВ (Фамилия, инициалы) (дата) (подпись руководителя) Консультант Ахмеров В.Р 16.04.20 АХМЕРОВ (Фамилия, инициалы) (дата) (подпись) Мастер п. о. Ахмеров В,Р.16.04.20 АХМЕРОВ (Фамилия, инициалы) (дата) (подпись) Чебоксары-2013 г. УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР __________ А.Н. Конев «___» ________ 20 __ г. З А Д А Н И Е на выполнение письменной экзаменационной работы Выпускника ^ а Группа № __5___ (фамилия, имя, отчество) Профессия Автомеханик Код190631.01 Тема задания Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя ![]() автомобиля ВАЗ 2105 Дата выдачи задания «___» _________ 20 __ г. Дата сдачи работы «___» _________ 20 __ г. ^ I.Пояснительная записка ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ^ 1 ______________________________________________________________________________________ 2 ______________________________________________________________________________________ III.Использование ИКТ технологии _____________________________________________________________________________________ ^ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание выдал руководитель работы _____________________________ Ахмеров В.Р (подпись, Ф. И. О.) Задание получил выпускник ___________________________________________________________ (подпись) ![]() Введение……………………………………….…….…………………4
Заключение……………………………………………………… ……..13 Список использованных источников………………………………….14 Приложение А…………………………………………………………..16 Приложение Б…………………………………………………………..17 Приложение В……………………………………………………….18-19 Приложение Г…………………………………………………………...20 ![]() Цель работы - разработать предложения по повышению качества ремонта и технического обслуживания системы смазки двигателя. Она заключается в систематизации научных и практических знаний в области ремонта системы смазки двигателя, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности. Для достижения данной цели поставлены следующие основные задачи: - ознакомиться с устройством системы смазки двигателя ; - рассмотреть основные неисправности системы смазки двигателя и способы устранения; - рассмотреть дефекты деталей системы смазки двигателя и методы их ремонта; - ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для системы смазки двигателя ; - разработать мероприятия по повышению эффективности и безопасности эксплуатации автомобилей и рекомендации к использованию при разработке технологии обслуживания автомобилей и в практической деятельности предприятий автосервиса. - закрепить основные нормативы безопасности. Письменная экзаменационная работа была написана на основе научных трудов отечественных и зарубежных специалистов по проблемам эффективности эксплуатации и ремонта системы смазки двигателя, повышения качества обслуживания и диагностирования системы смазки двигателя. ![]() Таблица 1.1 - Технические характеристики
2 НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2105Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2105 служит для уменьшения трения и износа деталей двигателя, охлаждения от коррозии трущихся деталей, а также удаления с их поверхностей продуктов износа. Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2105 комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры и кулачки распределительного вала, подшипники валика и шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. При падении давления масла ниже допустимого загорается контрольная лампа недостаточного давления масла. В смазочную систему входят масляный насос; приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой стороне двигателя; наливная горловина с крышкой; указатель уровня масла в картере; датчик недостаточного давления масла, соединенный с контрольной лампой. (Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2105 см. рис. 2.1 Приложение В) ![]() ![]() Перечень основных неисправностей системы смазки автомобиля ВАЗ 2105: - износ или повреждение масляного насоса; - повреждение прокладки масляного насоса; - засорение масляного фильтра; - слабое закрепление масляного фильтра; - неисправность датчика давления масла; - заедание редукционного клапана; - низкий уровень масла. ![]() ЕТО – внешний осмотр, проверка подтёков масла, проверка и корректировка уровня масла. Проверка уровня масла в картере двигателя проводится через 4-5 мин после останова двигателя. Для этого надо установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень масла контролируется по меткам указателя масла, находящегося с правой стороны двигателя рядом с маслозаливной горловиной. Перед измерением щуп протереть. Уровень должен быть около метки В, что соответствует требуемому количеству масла в двигателе. ТО 1 – ЕТО + замена масляного фильтра и масла ТО 2 – ТО 1 + проверка давления масла в главной масляной магистрали и подтяжка крепления масляного насоса и поддона двигателя. СТО – переход с зимнего масла на летнее и наоборот ![]() 5.1 Снятие и установка 1 Ставим автомобиль на смотровую канаву или подъемник, отсоединяем провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя. 2 Снимаем брызговик двигателя. 3 Отвинчиваем гайки, крепящие подушки передней подвески двигателя к поперечине, и слегка приподнимаем двигатель домкратом или талью, чтобы шпильки подушек вышли из отверстий поперечины. 4 Снимаем картер двигателя. 5 Снимаем масляный насос вместе с приемным патрубком. 6 Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняем в последовательности, обратной снятию. 5.2 Разборка и сборка 1 Закрепляем масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус. 2 Отвинчиваем болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла. 3 Снимаем крышку 3 корпуса насоса и вынимаем из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню. 4 Для сборки осторожно закрепляем насос в тисках. 5 Устанавливаем в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а ведомую шестерню надеваем на ось в корпусе. 6 Устанавливаем крышку корпуса, редукционный клапан с пружиной и прикрепляем приемный патрубок к корпусу насоса. 5.3 Проверка деталей насоса. 1 После разборки все детали насоса промываем керосином или бензином, продуваем струей сжатого воздуха, а затем осматриваем корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали заменяем. 2 Проверяем набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11–0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). 3 Если зазоры превышают предельные значения, то заменяем шестерни, а при необходимости и корпус насоса. 4 Щупом и линейкой проверяем зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, заменяем шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу. 5 Проверяем зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот зазор должен быть 0,016–0,055 (предельно допустимый 0,1 мм). Если зазоры превышают предельные, заменяем изношенные детали. (Насос системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2105 см. рисунок 5 Приложение Г) ![]() ^ - Ключ для пробки выпуска масла из картера двигателя - Приспособление для снятия масляного фильтра - Оправка для выпрессовки из блока цилиндров втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания - Оправка для запрессовки и выпрессовки втулок вала привода масляного насоса - Развертка для втулок вала привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса - Оправка для центровки вала маслинного насоса при установке на двигатель ![]() ![]() Общие требования безопасности предписывают следующее: 1 Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении. 2 Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций (например, для питания переносных осветительных приборов желательно используем источники низкого напряжения – 12 или 36 В, а не 220 В). 3 Любые работы снизу автомобиля выполняем в защитных очках. 4 Работы, связанные со снятием и установкой тяжелых узлов и агрегатов автомобиля, выполняем с помощником. 5 Не допускаем попадания масел (особенно отработанных), антифриза и электролита на открытые участки кожи. В случае попадания смываем их как можно быстрее мыльным раствором и обильно промываем водой. 6 Не используем для очистки кожи рук бензин, дизельное топливо, растворители и т.п. 7 Инструменты и оборудование, применяемые при ремонте автомобиля, должны быть в исправном состоянии. Особое внимание необходимо уделять состоянию изоляции электрических проводов. ![]() ЗАКЛЮЧЕНИЕ В письменной экзаменационной работе были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта системы смазки двигателя. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности. В письменной экзаменационной работе рассмотрены основы обеспечения работоспособности масляного насоса; изучено устройство системы смазки. Мы ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для масляного насоса, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности масляного насоса. Также были разработаны мероприятия по повышению качества услуг, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения. ![]() 1 Герасименко А.И., Рассанов Б. Б., Чумаченко Ю. Т. Автослесарь.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 2 Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.- М.: Академия, 2007 3. http://www.catalog-vaz.ru/vaz2105.php ![]() Приложение А ![]() Рисунок 1 – Внешний вид автомобиля ВАЗ 2105 ![]() ![]() ![]() Рисунок 1.1 - Габаритные размеры автомобиля ВАЗ 2105 Приложение В ![]() ![]() Рисунок 2.1 - Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2105 1 – масляный насос; 2 – масляный картер; 3 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 – горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра масляную магистраль; 5 – канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 – канал в шейке коленчатого вала; 7 – сальник коленчатого вала; 8 – канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распрвделителя зажигания; 9 – втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 – валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 – канал для стока масла в картер двигателя; ![]() 13 – сальник распределительного вала; 14 – канал в кулачке распределительного вала; 15 – магистральный канал в распределительном вале; 16 – канал в опорной шейке распределительного вала; 17 – корпус подшипников распределительного вала; 18 – кольцевая выточка на средней опорной шейке; 19 – крышка маслоналивной горловины; 20 – наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму; 21 – вертикальный канал в блоке цилиндров; 22 – масляная магистраль; 23 – датчик контрольной лампы давления масла; 24 – канал подачи масла к коренному подшипнику; 25 – канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 26 – коленчатый вал; 27 – указатель уровня масла; 28 – масляный фильтр Приложение Г ![]() Рисунок 5.1 –Масляный насос двигателя автомобиля ВАЗ 2105 а- устройство ![]() б- принцип работы; 1- сетчатый фильтр; 2- маслоприёмник; 3- редукционный клапан; 4- пружина клапана; 5- крышка; 6- ведомая шестерня; 7- корпус; 8- ведущая шестерня; 9- ось ведомой шестерни; 10- вал привода; 11- шестерня привода вспомогательных механизмов; 12- шестерня вала привода насоса |
![]() | Министерство экономического развития, промышленности и торговли чувашской республики | ![]() | Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми |
![]() | Приглашаем Вас стать партнером Чемпионата Чувашской Республики по КроссФит 2013 года | ![]() | Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению... |
![]() | Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары Чувашской Республики Чебоксарско-Чувашской Епархии Русской Православной... | ![]() | Предметно-цикловая комиссия преподавателей естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин |
![]() | Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Байкальский базовый медицинский колледж... | ![]() | «Рождение республики. 1905-1933 гг.», посвященной 90-летию со дня образования республики. В экспозиции будут представлены около 200... |
![]() | «Рождение республики. 1905-1933 гг.», посвященной 90-летию со дня образования республики. В экспозиции будут представлены около 200... | ![]() | Удмуртской Республики, а также по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее договор... |