Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с




НазваниеСовременные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с
страница1/6
Дата публикации09.07.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с инженерной деятельностью, с решением технических проблем, которые в основном предопределяют экономический результат и поэтому делают актуальным для инженеров знание основ экономического анализа.

Непрерывная экономическая подготовка инженеров машиностроительных специальностей включает изучение курсов по экономике, маркетингу, менеджменту и выполнение по ним практических работ и курсовых проектов. Дипломное проектирование, являясь самостоятельной заключительной работой студента, характеризует уровень его технических знаний, практических навыков и выясняет степень подготовленности выпускников к инженерной деятельности, а экономический раздел, кроме того, позволяет судить о целесообразности внедрения результатов проекта в производство.

В современных условиях дальнейшее развитие и унификация методов оценки эффективности инвестиционных проектов основано на методологии, широко применяемой в международной практике ориентированной на рыночную среду. Поэтому особенностью данного учебного пособия является представление экономического раздела дипломного проекта в концепции бизнес-планирования, направленной на потребителя, учитывающей неопределенность конкурентной среды и представляющей дипломный проект как инвестиционное предложение на рынке капиталов.

Повышение уровня экономической подготовки будущих инженеров, обусловливает необходимость наличия методических, нормативных и справочных материалов, непрерывного их обновления и улучшения. Большое значение имеет наличие у специалистов в области сварочного производства необходимых знаний и умений в области оценки экономической эффективности проектируемых изделий, оборудования и технологий.

Настоящее учебное пособие составлено на основе многолетнего опыта работы кафедры «Экономика и финансы» в области руководства экономической частью дипломных проектов, предназначено для студентов-дипломников специальности 150202 − «Оборудование и технология сварочного производства» и является дополнением к руководству по дипломному проектированию [19].
^ 1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА
Экономический раздел в дипломном проекте выполняется в тесной связи с другими разделами проекта и направлен на обоснование принимаемых инженерных решений и оценку состоятельности проекта в целом. Объективная необходимость экономического обоснования проектов обусловлена, с одной стороны, ограниченностью ресурсов, направляемых на реализацию проектов, с другой – научно-техническим прогрессом, обеспечивающим многовариантность решения различных инженерных задач.

Дипломное проектирование является важнейшей, завершающей стадией непрерывной экономической подготовки специалиста. Работа над экономической частью дипломного проекта включает в себя следующие основные задачи:

систематизировать, углубить и расширить теоретические знания и умения студента в области экономики, менеджмента и маркетинга;

закрепить и продемонстрировать навыки самостоятельной творческой проработки экономического обоснования инженерно-технических решений проекта.

Вопросы организации производства и экономики органически вытекают из темы дипломного проекта и задания на проектирование, определяющих объект разработки, дополняют технические разделы, усиливая их доказательность, и укрепляют позиции дипломника при защите проектных решений. Экономические обоснования привлекаются не только по частным, локальным проектным решениям (проблемы выбора конструкции, технологии, оборудования, оснастки, организации производства и реализации продукции), но и для объединения всех достижений проекта в единое целое с учетом объемов выпуска продукции, её цены, издержек производства, капитальных затрат, сроков их окупаемости, ожидаемой прибыли и рентабельности. В результате по итогам проектных решений формируется инвестиционное предложение для рынка капиталов, что является одной из главных задач реализации дипломного проекта.

Работа по экономическому обоснованию проектных решений проводится параллельно на всех этапах дипломного проектирования, включая прохождение преддипломной практики, уточнение и согласование темы дипломного проекта и задания на проектирование, собственно дипломное проектирование, подготовку к защите проекта и его защиту в ГАК.

На этапе преддипломной практики (предварительный этап) наряду с изучением общих вопросов экономики и менеджмента действующего предприятия (организации) выполняется сбор необходимых исходных и нормативно-справочных данных [18]. Для экономического раздела проекта этот этап представляет исключительно важное значение, так как полная и достоверная информация по вопросам экономики во многом предопределяет качество экономического раздела проекта. В конце преддипломной практики составляется отчет, окончательно формулируется тема проекта и разрабатывается задание на проектирование. На этом этапе необходимо провести консультацию с преподавателем кафедры экономики по постановке концепции экономического обоснования дипломного проекта.

На этапе дипломного проектирования (основной этап) выполняется проработка экономических вопросов проекта, как локальных, связанных с выбором конкретных технических решений, так и всего проекта в целом.

В соответствии с методическими указаниями данного пособия и пособий более ранних изданий [6, 7, 20] выполняется маркетинговый анализ, составляется сетевой план проектных работ по технической подготовке производства (при необходимости), выполняется расчетное обоснование экономической эффективности проекта на основе сопоставления затрат, результатов, прибыли, притоков и оттоков денежных средств. Выполненные расчеты оформляются в отдельный раздел пояснительной записки. На этом этапе проводятся консультации с преподавателем кафедры экономики. Полностью законченный дипломный проект студент подписывает у консультанта по экономической части.

На этапе защиты дипломного проекта экономические показатели используются для аргументации принятых проектных решений и обоснования целесообразности проекта в целом.

Убедительные результаты и хороший подбор представленных на демонстрационных листах графической части проекта технико-экономических показателей являются важными факторами успешной защиты дипломного проекта.
^ 2. ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Преддипломная практика является важной составляющей учебного процесса и начальным этапом дипломного проектирования. Экономическая часть преддипломной практики решает две группы задач [18].

1. Задачи учебно-познавательные, ознакомительные:

расширение и закрепление теоретических знаний в области экономики, маркетинга и менеджмента;

изучение действующих на предприятии структур управления и систем организации проектных работ;

анализ технико-экономических показателей и характеристик существующих конструкторско-технологических решений и методов исследования;

изучение применяемых на предприятии (в организации) методов учета затрат и оценки эффективности проектных решений.
2. Практические (прагматические) задачи, связанные непосредственно с выполнением дипломного проекта:

формирование, выбор и утверждение темы дипломного проекта и задания на проектирование, а также выбор руководителя и консультантов проекта;

сбор исходных и нормативных данных для экономического раздела проекта;

составление и защита отчета по преддипломной практике.
Для решения первой группы задач необходимо изучить характеристику предприятия (организации), организационную структуру служб предприятия, уделяя внимание составу технологических, конструкторских и исследовательских подразделений, их функциям, особенностям взаимодействия. Далее следует изучить содержание технической подготовки производства по всем стадиям (этапам) начиная с разработки технического задания. При этом особое внимание надо обратить на используемые при планировании нормативы трудоемкости проектных работ, организацию оплаты труда разработчиков проектов.

Для анализа технико-экономических показателей проектируемых и выпускаемых на предприятии изделий необходимо определить круг рассматриваемых в будущем проекте конструкций, применяемых технологий, оснастки и оборудования, изучить используемые для их оценки качественные показатели и технико-экономические характеристики. Особенно те показатели, которые являются определяющими для потребителей данных изделий.

Изучение методик, используемых предприятиями для расчета затрат и экономического эффекта, непосредственно соответствует целям дипломного проектирования. Освоение методов расчета единовременных (капитальных) затрат позволит достоверно рассчитать затраты при проектировании и изготовлении машины, станка, устройства или системы, рассматриваемых в проекте. При этом необходимо выяснить используемые источники покрытия этих затрат. Для расчета текущих затрат (себестоимости) необходимо изучить применяемую отраслевую номенклатуру статей затрат, а также их примерный структурный состав. При изучении методик расчета экономической эффективности необходимо обратить внимание на отраслевые особенности используемых экономических показателей и выделить важнейшие показатели, применительно к будущей теме дипломного проекта.

При решении второй группы задач следует помнить, что многие необходимые сведения могут быть получены только при прохождении преддипломной практики. При выборе темы дипломного проекта важно правильно оценить не только актуальность и реальность выполнения технической части задания, но и ожидаемую прогрессивность, и экономическую эффективность проекта в целом. По этим вопросам при необходимости следует проконсультироваться со специалистами предприятия, где проходит практика, руководителем преддипломной практики и дипломного проектирования, с консультантом по экономической части.

Наиболее важным и трудоемким этапом преддипломной практики, с точки зрения экономической части, является сбор исходных и нормативных данных. Для осуществления целенаправленного сбора данных, прежде всего, следует четко определиться с объектом будущего проектирования, сферой (отраслью) его эксплуатации, использования или потребления и размерами участка производства, рассматриваемыми в проекте.
Характеристика объекта проектирования (для изделия) включает в себя:

назначение и область применения изделия;

основные потребительские свойства;

наиболее важные показатели качества (производительность, надежность, технологичность, унифицированность и т. д.);

затраты на проектирование и изготовление изделия;

основные потребители и возможные объёмы продаж.
Характеристика объекта проектирования (для участка производства) включает в себя:

необходимые объёмы и номенклатура производства;

количество и состав используемого оборудования;

размер производственной площади;

используемые технологии изготовления;

сопряженные участки производства (поставка заготовок и сдача готовой продукции).
Для оценки существующего рынка сбыта и конкуренции в определенной специфической отрасли необходимы следующие данные:

тип рынка для данных изделий;

основные потребители, их количество и краткая характеристика;

общий объем рынка для изделий данного вида и доля рынка, занимаемая конкретными изделиями;

действующие цены и объемы продаж конкурирующих производителей;

сравнительные характеристики потребительских свойств рассматриваемого круга изделий.

При сборе данной информации желательно получить не только качественные характеристики, но и количественные показатели. Необходимо уяснить основную экономическую политику и стратегию действующего предприятия в отношении рынка сбыта (методы проникновения или защиты рыночного сектора, политику цен, методы рекламирования продукции, организацию продаж и послепродажного обслуживания и другие особенности маркетинговой деятельности).

Наибольший объем исходных данных необходим для разработки финансового плана экономического раздела дипломного проекта. Здесь прежде всего нужны исходные данные для расчета текущих и капитальных затрат на стадиях исследования, проектирования, изготовления и эксплуатации изделий, а также отраслевые особенности методик расчета затрат. Объем и характер собираемой информации зависит от темы дипломного проекта, однако во всех случаях минимально необходимыми данными следует считать:

применяемые материалы и комплектующие полуфабрикаты, их нормы расхода, величина отходов, цены на материалы и комплектующие;

трудоемкость изготовления (монтажа, ремонта, обслуживания) важнейших узлов и деталей изделия;

применяемые на предприятии формы и системы оплаты труда, тарифные ставки, должностные оклады, размеры премий, доплат и других начислений на заработную плату;

абсолютные или относительные данные о структуре себестоимости производства и эксплуатации по всем статьям калькуляции или сметы затрат;

данные о составе и соотношении косвенных накладных расходов (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые и общезаводские расходы, прочие затраты);

структура основных средств действующего предприятия, цеха и нормы их амортизационных отчислений;

общие показатели экономической среды предприятия, уровень и виды налогов, налоговые ставки и налогооблагаемые базы, ставки платежей в бюджет, суммы дивидендных выплат, стоимость коммерческого кредита, ставка рефинансирования Центробанка и другие показатели.

Собранные материалы должны удовлетворять требованиям достоверности и сопоставимости как по нормативно-справочным данным, так и по методикам расчета и иметь соответствующее обоснование или ссылки на источник информации. Исходные данные и материалы можно получить в экономических и инженерных службах предприятия, в бухгалтерии цеха, планово-экономическом отделе, отделе труда и заработной платы, отделе материально-технического снабжения, конструкторско-технологических службах, отделе главного механика, энергетика и других подразделениях, а также в литературных источниках и официальных материалах. Собранные материалы являются составной частью отчета по преддипломной практике.

По окончании практики необходимо согласовать и оценить собранные данные с консультантом по экономической части дипломного проекта с целью выработки концепции экономического обоснования дипломного проекта, учитывая индивидуальные особенности темы проекта.

^ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕАЛИЗУЕМОСТИ


ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Независимо от конкретного содержания технических решений их экономическое обоснование проводится на единой методологической основе. Экономическое обоснование любого проектного предложения требует решения трех задач

определение капитальных и текущих затрат, необходимых для проекта;

определение производственно-экономического результата от проекта;

сопоставление результата и затрат с расчетом показателей эффекта и эффективности проекта и сравнение этих показателей с допустимыми, критериальными значениями.

Современный подход к оценке экономической и финансовой (коммерческой) эффективности инвестиционных проектов ориентирован на унификацию методов оценки в условиях рыночных отношений, опирается на официальные методические рекомендации 16, 17 и согласуется с методами оценки эффективности, применяемыми в международной практике, предложенными Международным центром промышленных исследований при ЮНИДО 1 .

Общая концепция современного подхода к оценке экономической эффективности проектов состоит в определении эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и приведении разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде.

Другими словами, инвестиционные затраты, вложенные в проект в начальный период в соответствии со сценарием развития проекта, должны быть покрыты будущими поступлениями от реализации проекта с учетом фактора времени за расчетный период времени (рис. 1).

Продолжительность расчетного периода (горизонт расчета) принимается с учетом: времени разработки, создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта; среднего нормативного срока службы основного оборудования;

прекращения потребности рынка в продукции; исчерпания сырьевых запасов и других ресурсов; достижения заданных характеристик проекта; требований инвестора.

Для оценки экономической и коммерческой эффективности проекта в соответствии с методикой 16, 17 необходимо рассчитать следующие основные показатели.

1. Интегральный экономический эффект (Эинт), или чистый дисконтированный доход (ЧДД) – определяемый как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу расчета, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.


Рис. 1. Финансовый профиль проекта
При расчете в текущих (базисных) ценах без учета инфляции или прогнозных ценах величина ЧДД для постоянной нормы дисконта Е в общем, виде вычисляется по формуле
Эинт = (1)
где Т – горизонт расчета, расчетный период, охватывающий временной интервал от начала проекта до его прекращения (равный шагу расчета, на котором производится ликвидация объекта); Rt – результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (выручка от реализации, доходы от внереализационных операций и прочие операционные доходы); Ct – денежные текущие затраты, осуществляемые на том же шаге расчета (производственные издержки и налоги, исключая амортизационные отчисления); Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме доходности на капитал; К – инвестиционные затраты, приведенные к концу нулевого шага расчета, равные общим капиталовложениям в проект, включающим затраты на предынвестиционной стадии (исследования, проектирование, лицензии, патенты и др.), на стадии создания и строительства в основные фонды (здания, рабочие машины и др.) и в оборотные средства (запасы, незавершенное производство и др.) за вычетом доходов от реализации выбывающих активов с учетом налогов на ликвидационной стадии проекта.

В этом случае разность Rt – С представляет собой денежный поток от операционной (производственной) деятельности в t-м периоде и при практических расчетах равна сумме чистой прибыли Пt, и амортизационных отчислений Аt, полученных в t-м периоде, т.е.
Rt – Сt = Пt + Аt . (2)
Для расчета суммы дисконтированных капиталовложений пользуются формулой

(3)
где дополнительно Kt обозначает суммарный денежный поток от инвестиционной деятельности на t-м шаге расчета, учитывающий вложения в основные средства, вложения в нематериальные активы, в оборотные средства и их прирост, а также ликвидационную стоимость капиталовложений на момент окончания срока жизни проекта Т.
Так как первоначальная стоимость оборудования и зданий к моменту окончания проекта может быть не амортизирована полностью, то ликвидационную стоимость можно учесть как дополнительную выручку предприятия в момент времени t = Т по рыночной (с учетом дополнительного налога на прибыль) или остаточной (не амортизированной) стоимости за вычетом затрат на демонтаж и реализацию. Остаточная стоимость определяется по формуле
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconПроекта программы партии новой формации, они неразрывно связаны между...
Три статьи предваряют сегодняшнюю публикацию проекта программы партии новой формации, они неразрывно связаны между собой, раскрывая...

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconМетодические указания для подготовки к экзамену Учебная дисциплина «теория бухгалтерского учета»
Современные условия экономического развития страны обуславливают необходимость изучения бухгалтерского учета, который является основным...

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconРабочая программа производственной практики направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Программа производственной практики подготовлена доцентом кафедры экономики и финансового права, к т н., доцентом Белышевым Б. Е

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconЗакономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на...
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по экономической теории для всех специальностей, кроме 08. 00. 01

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconВопросы для подготовки к Государственному экзамену по специальности
Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью, его роль в условиях рыночной экономики

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconАнализ совершенствования бухгалтерского учёта в секторе государственного управления
Анализ совершенствования видов и структуры бухгалтерских служб государственных (муниципальных) учреждений

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с icon1. теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров
Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconВопросы к итоговому государственному экзамену «государственное и муниципальное управление»
Организация совершенствования систем государственного и муниципального управления

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconЦель информатизации в области образования
Информатизация в сфере материального производства, в социальной и непроизводственной сферах становится более эффективной в случае,...

Современные условия в производственной сфере требуют совершенствования экономической подготовки инженеров. Вопросы экономики и управления неразрывно связаны с iconАмоу впо «Самарская академия государственного и муниципального управления»...
«Актуальные вопросы экономической психологии. Практическая психология в управлении и бизнесе»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов