Скачать 0.77 Mb.
|
Раздел 1. Инновационный процесс как объект менеджментаТема 1.1. Основы инновационного менеджментаИнновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Можно выделить следующие наиболее характерные черты инновационного менеджмента:
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. С целью сохранения конкурентоспособности и стабильного получения прибыли предприятие должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие1. Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТП, берущем начало во второй половине 70-х годов, и обусловлено:
Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту. Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке. Инновационная среда - сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. Основные элементы инновационной среды:
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности, приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке. Основные подходы к инновационной деятельности: 1. Системный подход – философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики. Системный подход – методология исследования объектов как систем. 2. Воспроизводственно-эволюционный подход как элемент бенчмаркинга ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшим по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. 3. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. 4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. 5. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Основные приемы в инновационном менеджменте: 1. Маркетинговый прием управления. Маркетинг инноваций – процесс, включающий в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса. 2. Бенчмаркинг (англ. bench– место, marking - отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. 3. Инжиниринг инноваций. Инжиниринг – означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. 4. Реинжиниринг инноваций. Реинжиниринг как прием инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Реинжиниринг инноваций представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. 5. Брэнд-стратегия инновации в широком понимании означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В более упрощенном виде брэнд-стратегия фигурирует в отечественной экономической литературе как брэндинг, под которым авторы понимают только рыночный инструмент продвижения товаров. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Классификация инноваций:
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.). 2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.
Функции инноваций выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Выделяют следующие три функции инноваций: 1. Воспроизводственная, содержанием которой является получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов. 2. Инвестиционную, содержанием которой является использование прибыли от инноваций для инвестирования. 3. Стимулирующая, содержанием которой является побуждение предпринимателя к изучению спроса, применение более совершенных приемов управления, т.е. к внедрению новых инноваций. |
![]() | Преподавание дисциплины «Теоретические основы менеджмента» ставит своей целью формирование у студентов знаний, а также приобретение... | ![]() | Основные понятия инновационного менеджмента. Факторы влияющие на внедрение инноваций |
![]() | Эффективно управлять организацией или её подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания... | ![]() | В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются нтп, новшество,... |
![]() | Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета | ![]() | История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды... |
![]() | Настоящее положение регламентирует статус и порядок проведения Молодежного инновационного конвента Республики Мордовия | ![]() | Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями... |
![]() | Уважаемые одногруппники, желаем удачи в подготовке к гос экзаменам. Здесь вы найдете практически весь материал для успешных ответов... | ![]() | Охарактеризуйте три уровня систем качества, используемые сегодня в развитых странах |