1 Основы инновационного менеджмента




Название1 Основы инновационного менеджмента
страница1/9
Дата публикации11.07.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Раздел 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

Тема 1.1. Основы инновационного менеджмента


Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Можно выделить следующие наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

  • Инновационные процессы имеют вероятностный характер и по своей сути слабо детерминированы;

  • Инновационные процессы носят творческий характер и требуют применение методов креативного менеджмента;

  • Центральным субъектом инновационных систем является инноватор;

  • Личность новатора или инновационного менеджера как субъектов ИМ должна рассматриваться как сложная социальная система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия;

  • Для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные, морально-этические и индивидуальные подходы.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

С целью сохранения конкурентоспособности и стабильного получения прибыли предприятие должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие1.

Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТП, берущем начало во второй половине 70-х годов, и обусловлено:

  • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;

  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;

  • необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;

  • повышением технического уровня производства;

  • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

  • спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);

  • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

  • быстрым моральным старением техники и технологии;

  • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Инновационная среда - сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

Основные элементы инновационной среды:

  • собственно инновации;

  • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

  • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

  • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности, приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Основные подходы к инновационной деятельности:

1. Системный подход – философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики. Системный подход – методология исследования объектов как систем.

2. Воспроизводственно-эволюционный подход как элемент бенчмаркинга ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшим по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

3. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

5. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Основные приемы в инновационном менеджменте:

1. Маркетинговый прием управления. Маркетинг инноваций – процесс, включающий в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса.

2. Бенчмаркинг (англ. bench– место, marking - отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

3. Инжиниринг инноваций. Инжиниринг – означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

4. Реинжиниринг инноваций. Реинжиниринг как прием инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Реинжиниринг инноваций представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций.

5. Брэнд-стратегия инновации в широком понимании означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В более упрощенном виде брэнд-стратегия фигурирует в отечественной экономической литературе как брэндинг, под которым авторы понимают только рыночный инструмент продвижения товаров.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Классификация инноваций:

  1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

  1. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;ретровведения.

  2. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

  3. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

  4. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

  5. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Функции инноваций выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Выделяют следующие три функции инноваций:

1. Воспроизводственная, содержанием которой является получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

2. Инвестиционную, содержанием которой является использование прибыли от инноваций для инвестирования.

3. Стимулирующая, содержанием которой является побуждение предпринимателя к изучению спроса, применение более совершенных приемов управления, т.е. к внедрению новых инноваций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Основы инновационного менеджмента iconСодержание учебной программы по дисциплине «Теоретические основы менеджмента» I
Преподавание дисциплины «Теоретические основы менеджмента» ставит своей целью формирование у студентов знаний, а также приобретение...

1 Основы инновационного менеджмента iconВопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»
Основные понятия инновационного менеджмента. Факторы влияющие на внедрение инноваций

1 Основы инновационного менеджмента icon1 Теоретические и организационные основы финансового менеджмента
Эффективно управлять организацией или её подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания...

1 Основы инновационного менеджмента iconТема: Ключевые понятия инновационного менеджмента
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются нтп, новшество,...

1 Основы инновационного менеджмента iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Основы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

1 Основы инновационного менеджмента iconПрограмма вступительного испытания утверждено
История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды...

1 Основы инновационного менеджмента iconО проведении Молодежного инновационного конвента
Настоящее положение регламентирует статус и порядок проведения Молодежного инновационного конвента Республики Мордовия

1 Основы инновационного менеджмента iconОсновные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании
Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями...

1 Основы инновационного менеджмента iconОсновные понятия инновационного менеджмента. Современные подходы...
Уважаемые одногруппники, желаем удачи в подготовке к гос экзаменам. Здесь вы найдете практически весь материал для успешных ответов...

1 Основы инновационного менеджмента iconДисциплина основы менеджмента
Охарактеризуйте три уровня систем качества, используемые сегодня в развитых странах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов