Экономика




НазваниеЭкономика
страница1/54
Дата публикации24.06.2013
Размер4.89 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Экономика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54




ЭКОНОМИКА




Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и национальной экономики


ЭКОНОМИКА




Учебник для студентов


естественно-научных специальностей

Саратов
2008



УДК 330.1(075.8)

ББК 65.01я73

Э

Экономика: Учебник для студентов естественно-научных специальностей. – Э Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.- 223с.: ил.

ISBN 978 5-9758-0827-1

В учебнике раскрываются основные характеристики экономики на макро и микроуровнях. Проблемы экономики адаптированы к стандартам обучения на естественнонаучных специальностях СГУ.


Р е к о м е н д о в а н о к п е ч а т и:
Доктор эконом. наук, профессор Суханова И.Ф.

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Экспертный совет ИОП СГУ

УДК 330.1(075.8)

ББК 65.01я73

ISBN 978-5-9758-0827-1 © Саратовский государственный университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ:


ЭКОНОМИКА 3

Учебник для студентов 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

Глава 1. Основы экономического развития общества. 11

1.1. Потребности человека. Блага. Ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор в обществе. 11

1.2. Методология и методы изучения экономики. Экономические категории и экономические законы. 16

1.3. Современная структура экономики как системы 22

1.4. Базовые характеристики экономики: отношения собственности, формы организации экономики. 28

1.5. Товарно-денежная организация экономики. 37

^ Глава 2. Рынок и рыночный механизм. 48

2.1. Рынок: сущность, функции, структура 48

2.2. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. 50

Поэтому на реальную величину спроса влияют многие факторы рынка.
1) По мере роста цены покупатель переводит свой спрос на другие товары, заменяющие первый, то есть товары-субституты. Такими товарами являются изделия, имеющие примерно одинаковое потребительское значение, удовлетворяющие примерно одинаковые потребности. 2) Изменение доходов покупателей: при росте доходов происходит изменение спроса на приобретение более качественных и дорогих товаров. Тогда изменение цены на данный конкретный товар не имеет для покупателя значения. 3) Наличие большого количества покупателей при небольшом количестве продавцов определенного товара может привести к тому, что величина цены в сделке купли-продажи потеряет свое значение. И при росте цен эти сделки будут осуществляться. При малом же количестве покупателей даже снижение цен на товар не всегда приведут к увеличению спроса на этот товар в реальности. 4) Изменение ожиданий покупателя, в частности, возникновение и увеличение инфляционных ожиданий, что обусловливает стремление защитить собственные доходы от обесценения. Это проявляется, кроме всего прочего, в покупке большего количества товаров, материализации доходов, в том, что при росте цен будет не снижаться, а расти покупательский спрос. 5) Изменение предпочтений покупателей возникает как результат развития их потребностей. Это может быть связано с изменением моды, набора престижных товаров. При этом немалое значение имеет реклама, которая формирует спрос некоторой части населения. 53

2.3. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Кривая предложения. 56

2.4. Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена. Неравновесное состояние рынка. Динамика равновесной цены. Неравновесие рынка в России. 59

^ Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя. 64

3.1.Рациональность поведения потребителей.  Предельная полезность. 64

3.2. Кардинализм и ординализм: категории потребительских предпочтений. Бюджетная линия. Потребительское равновесие. Законы Госсена. 68

3.3. Излишек потребителя и излишек производителя 77

^ Глава 4. Производство и издержки фирмы в рыночной экономике. 81

4.1. Производство. Производительность факторов производства. 82

4.2. Предприятие (фирма) как организационная форма производства. 86

МРn = ТР n - ТР n -1 91

Средний продукт – основа измерения производительности труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда. Средний продукт и средний доход определяются по формулам: 92

4.3.Издержки хозяйствования фирмы. Виды издержек в рыночной экономике. 96

4.4. Доход фирмы. Прибыль фирмы. Виды прибыли фирмы. 104

^ Глава 5. Рынки факторов производства. 107

5.1. Рынки факторов производства: объекты, субъекты, особенности функционирования. 108

5.2 Общая характеристика рынка труда. Труд как фактор производства и его цена. 110

5.3 Заработная плата и ее формы. Рынок труда и заработная плата в России. 111

5.4 Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Процент как факторный доход капитала 117

5.5 Рынок земли как фактора производства. Равновесие на рынке земли. Земельная рента. 120

5.6 Рынок информации как фактора производства. 125

^ Глава 6. Общественное воспроизводство в национальной экономике 129

6.1 Национальная экономика и её структура 130

6.2.Общественное воспроизводство и его типы. Кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике 132

6.3 Макроэкономические показатели функционирования национальной экономики 136

Чистый внутренний продукт (ЧВП) - чистая стоимость конечных товаров и услуг. 140

ЧВП = ВВП – амортизационные расходы 140

^ Глава 7. Экономическая динамика и нестабильность экономического развития. 142

7.1. Экономическая динамика и ее формы. Экономические циклы. 142

7.2. Безработица и ее формы. 149

7.3. Денежное обращение. 152

7.4. Инфляция и ее виды. 158

^ Глава 8. Экономический рост и развитие. 163

8.1. Экономический рост как категория национальной экономики. 163

8.2. Факторы обеспечения экономического роста. 169

8.3. Перспективы роста экономики в России. 173

8.4. Инновации и инновационный тип экономического развития. 176

^ Глава 9. Роль государства в рыночной экономике 178

9.1. Необходимость государственного регулирования экономики 178

9.2. Финансовая система. Государственный бюджет, его структура. 187

9.3.  Налоги, их функции, основные виды. 193

9.4.Кредит и его формы. Банки, их роль в экономике 196

Центральный банк 198

Динамика денежно-кредитных показателей в 2007 году 200

^ Глава 10. Международные экономические отношения 201

10.1.Международные экономические отношения: содержание, формы, особенности развития в современном мире. 201

10.2.Международная торговля: структура и современные особенности. Торговая политика государства. 205

10.3. Международная миграция факторов производства: капитала, труда, технологий. 210

10.4. Международные валютные отношения. 215

10.5. Международная экономическая интеграция. 219

ГЛОССАРИЙ 244

ПЕРСОНАЛИИ 279

Вопросы для самопроверки...........................................................................................217

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономика icon«Экономика, социология, право : новые вызовы и перспективы» ( 29 июня 2013 года)
Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и...

Экономика iconЛекция Предмет и функции экономики
Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: как синоним слову "хозяйство" экономика страны, экономика региона,...

Экономика iconМетодические указания и контрольные задания для студентов направления 080100 «Экономика»
«Экономика», спец. 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080103 «Национальная экономика», 080502 «Экономика и управление на...

Экономика iconЗанятие 31. Экономика (часть 1)
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это

Экономика iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика труда»
«Экономика (Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Финансы и кредит; Налоги и налогообложения)», 080502. 65 – «Экономика и управление...

Экономика iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
«Экономика и организация производства (строительство)», специальности 1-26 02 02 «Менеджмент»

Экономика iconМетодические указания по изучению дисциплины для студентов специальностей...
Экономика и управление на предприятии, 1-31 03 06 Экономическая кибернетика, 1-25 01 03 Мировая экономика, 1-25 01 07 03 Деловое...

Экономика iconРабочая программа дисциплины производственная организационная практика...
«Экономика», 080200  «Менеджмент» (профиль подготовки экономика предприятий и организаций, производственный менеджмент; отраслевая...

Экономика iconОсновная образовательная программа «Экономика» учебно-методический...
Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда»

Экономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия»...
Для специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии отрасли (по отрасли)»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов