1. Введение в экономику




Название1. Введение в экономику
страница1/5
Дата публикации15.07.2013
Размер0.52 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5
Тема 1. Введение в экономику

Лекция 1: Введение в экономику: базовые экономические понятия


    1. Экономика: понятие и функции.

    2. Методы.

    3. Блага, услуги, товар.

    4. Потребности и ресурсы.

    5. Кривая производственных возможностей.

    6. Основные этапы развития экономической науки.


1.1. Экономика: понятие и функции.
Экономическая наука в своем развитии прошла долгий путь. Она зародилась в недрах производства и формирования обращения и выступала первоначально как свод правил по организации и ведению, сначала в пределах отдельного хозяйства, затем в масштабах государства. В этот период она и получила название политической экономии, хотя еще не имела своего точного определения предмета. Что же составляет ее предмет?

Экономическая теория – это наука о деятельности людей по поводу производства, распределения и обмена продуктов, о способах использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения безграничных потребностей людей.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

- познавательную,

- практическую,

- методологическую,

- прогностическую,

- идеолого-политическую.

Экономическая теория выводит законы на основе нескольких уровней анализа, основными из которых являются микроэкономический и макроэкономический анализ, а потому условно весь курс делится на две части –часть 1 «Микроэкономика», часть 2 «Макроэкономика». Микроэкономика изучает поведение хозяйственных субъектов и реакцию их на существующую среду, а также изменение хозяйственной среды под воздействием поведения отдельной фирмы, отрасли. Глобальным результатом микроэкономического исследования является широко анализируемая теория равновесного поведения на рынках. Макроэкономика используется для исследования либо экономики как единого целого, либо ее основных составляющих.Здесь стоит задача полного использования ресурсов, а результатом длительного развития макроэкономического анализа является теория экономической динамики(теории роста).

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук. Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можно представить в виде следующей схемы:



Рис. 1.1. Взаимосвязь экономических дисциплин.

Экономическая теория, как и другие экономические дисциплины, связана с естественно-техническими знаниями. Во – первых, эта связь обусловлена практической направленностью экономической теории на предвидение ситуаций, складывающихся в реальной экономической действительности и возможные модели поведения хозяйствующих субъектов. А значит, для естественно научных дисциплин открывается перспектива выбора наиболее продуктивного объекта исследований с точки зрения целесообразности удовлетворения тех или иных насущных потребностей в данных экономических обстоятельствах. Во - вторых, в решении технических задач в настоящее время все большее значение приобретает экономическое обоснование принимаемых решений, поиск оптимального варианта при минимуме затрат.

От экономической теории следует отличать экономическую политику. Экономическая теория ищет ответ на проблемы, поставленные практикой,но выступает лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования вариантов ее развития. Выбор, в конечном итоге, остается за теми, кто принимает политическое решение и берет на себя ответственность за результаты проводимых реформ. Экономическая политика –целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы различных социальных групп.Экономический интерес – это побудительный мотив, стимул хозяйственной деятельности, форма проявления экономических потребностей.

Объект микроэкономики - экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и их системами.

Экономические субъекты – это любые отдельные самостоятельно действующие в экономике единицы.



Рис. 1-2. Субъекты экономики
Вопрос: Какие функции выполняет экономика?

созидательную

пропагандистскую

+познавательную

воспитательную

обучающую
1.2. Методы
Методы изучения экономических процессов очень разнообразны.

^ Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни. Ее нельзя смешивать с методами, т.е. инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения ее в системе экономических категорий и законов. В методологии общей экономической теории можно выделить несколько главных подходов: 1)субъективистский, 2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивного эмпиризма и скептицизма); 3) рационалистический; 4)диалектико-материалистический.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания, среди которых наиболее важными представляются следующие:

  • ^ Метод научной абстракции. Здесь исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется;

  • ^ Метод анализа и синтеза. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина экономического явления.

  • ^ Индукция и дедукция. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных явлений к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

  • ^ Исторический и логический методы применяются в единстве. Исторический метод показывает как в обществе идет развитие от простого к сложному. Логика развивается аналогично. Однако логическое явление может некоторые явления игнорировать, имея исходным пунктом то же, что исторически предшествовало.

  • ^ Математические и статистические приемы анализа. Особую роль играет метод экономико-математического моделирования. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным характером исследования.

  • В связи с построением моделей возрастает роль функционального анализа в экономике. Функция - это зависимость какого-либо явления, переменной от какой-то определенной величины, аргумента.

  • При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает возможность увидеть экономическое явление таким, какое оно есть на самом деле и может быть подтверждено фактами. Нормативный анализ – это оценочное суждение, основанное на исследовании того, что и как должно быть.

  • ^ Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Категориями являются такие понятия как спрос, прибыль, кредит, собственность, рынок и др.

Усложнение отражения экономической реальности сопровождается созданием новых парадигм. ^ Научная парадигма включает в себя основополагающие предпосылки, методы исследования, принятые в той или иной науке, а также представления ученых о способах решения научных проблем.
Вопрос: Процесс прогнозирования будущих событий с помощью теорий и обеспечения перехода от общих утверждений к частным называется?

Абстрагированием

Индукцией

+Дедукцией

Синтезом
^ 1.3. Блага, услуги, товар
C переходом от натурального хозяйства к товарному, то есть производству совершаемому ради обмена, основной категорией стал товар. Понятие «блага» возникло позже.

Блага – все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовлетворение и отвечать интересам, целям, устремлениям человека.

Иногда понятие блага рассматривают более узко – как вещи или предметы. Есть и понимание блага в качестве воплощенной полезности, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Особое место среди благ занимают товары и услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена и обладающее двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью (частный случай проявления экономической ценности).

Существуют различные классификации благ. Выделяют, например, блага даровые (нередкие), необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, так как их предложение настолько велико, что цена равна нулю (например, воздух, солнечный свет и т.п.).

По другому критерию выделяют блага индивидуальные, обладающие свойством исключительности, и общественные, предоставляемые государством на нерыночной основе. Различные группы благ можно представить в виде следующей схемы:



^ Рис.2. Классификация благ.

Кроме этого все блага делятся на долговременные и недолговременные, взамозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные и т.д.
Вопрос: Целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека – это ...
Блага

+Услуги

Товар
^ 1.4. Потребности и ресурсы
С помощью благ удовлетворяются потребности людей.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности – это также состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти или же некоторое состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

Потребности человека многообразны. Наиболее распространена классификация потребностей А. Маслоу, которую он составил по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальный до «высших» духовных:

  1. Физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

  2. В безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

  3. В социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе населения и т.д.);

  4. Самоуважения (в достижении цели, признания, одобрения);

  5. В самоактуализации (реализации способностей, понимания, осмыслении и т.д.).

Первые две группы – это потребности низшего порядка, но пока они не удовлетворены не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду.

Существует также определенная связь между материальными потребностями и производством, где чаще функционируют так называемые экономические потребности.

^ Экономические потребности – внутренние побудительные мотивы развития производства и потребления в рамках определенной системы экономических отношений. Все экономические потребности можно разделить на перспективные (абсолютные) и действительные (необходимые).

^ Перспективные потребности – возникшие, определившиеся и выявленные при данном уровне развития науки, техники и производства.

Действительные – те потребности, которые могут быть реализованы при данном уровне развития производства.

Экономические потребности динамичны. Они трансформируются так как действует закон возвышения потребностей, то есть происходит постоянный и качественный рост экономических потребностей. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали: потребности высшего порядка возникают у большего числа населения при развитии производства. К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. В экономической теории (микроэкономике) понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами.

Производственные ресурсы делятся на людские – трудовые ресурсы, создавая в свою очередь предпринимательскую деятельность; материальные ресурсы, создаются трудовыми ресурсами; естественные (природные); инвестиционные (капитальные) ресурсы.

Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства.

Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).

Материальные ресурсы подразделяются еще и по критерию их места в производстве: на «предметы труда» и «средства труда». К предметам труда относят все то, на что направлена целесообразная деятельность человека, что преобразуется. Предметы труда представлены, прежде всего, сырьем (природные ресурсы) и материалами. К средствам труда относят все то, с помощью чего осуществляется целесообразная деятельность человека и преобразуется предмет труда. Наиболее активную часть средств труда составляют орудия труда.

Единство предметов труда и средств труда отражено в категории «средства производства».

Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду.

«Труд» – категория, обозначающая использование в производстве благ физических и умственных способностей человека, его «рабочей силы» как одной из специфических характеристик.

Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.

Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Ресурсы, задействованные в производстве, становятся факторами производства. Образуются четыре главных фактора производства: труд (Т); земля (З); капитал (К); предпринимательская способность (П.С.).

«Предпринимательская способность» (предприимчивость) – это вторая специфическая характеристика способности человека. Раскрыть ее специфику можно через взаимосвязанные функции, выполняемые предпринимателем:

  • берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала, и труда для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;

  • берет на себя трудную задачу принятия основных решений, которые и определяют курс деятельности предприятия (что? как?);

  • это новатор, стремящийся вводить в практику, на коммерческой основе, новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

  • это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыль или убытки и банкротство. Он рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов, акционеров.

Основное свойство ресурсов: редки и ограничены.

Таким образом, налицо возникает противоречие между ограниченными ресурсами и безграничными, постоянно растущими, потребностями.

^ Вследствие этого общество не может произвести все, что оно хотело бы иметь в настоящее время.
Сколько уровней потребностей выделял А.Маслоу?

3

4

2

+5

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение в экономику iconВведение в экономику
Благо, количество которого ограничено по сравнению с человеческими потребностями

1. Введение в экономику iconТема Введение в экономику предприятия
Сферы рационального использования железнодорожного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках 16

1. Введение в экономику icon1. введение в экономику
Отсюда – проблема выбора по поводу рационального использования ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая...

1. Введение в экономику iconВведение в языковедение
Р 45 Введение в языковедение/Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996. 536 с. Isbn 5-7567-0046-3

1. Введение в экономику iconТема Введение в психологию. Психологическая структура личности
Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний

1. Введение в экономику icon3 исследование причин экономической стагнации
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?

1. Введение в экономику icon3 исследование причин экономической стагнации
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?

1. Введение в экономику iconПримерная тематика рефератов Раздел I. Микроэкономика
Сбережения домашних хозяйств как источник инвестиций в экономику (российские реалии и зарубежный опыт)

1. Введение в экономику iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

1. Введение в экономику iconТеоретический аспект понятия человеческого капитала
Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов