«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения»




Скачать 242.9 Kb.
Название«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения»
Дата публикации18.07.2013
Размер242.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Экономика > Методические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, профессор

____________Н.Х. Шарафутдинова

«____» ________________ 20____ г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по практическим занятиям: Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения.

Дисциплина: Экономика здравоохранения

Специальность: 060109 (65) «Сестринское дело»

Курс: 5

Семестр: 9

.
Уфа

2013

Тема: «Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения» на основании рабочей программы дисциплины «Экономика здравоохранения»


Рецензент:

Р.М.Мустафин – профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО

Составитель:

Борисова М.В.– доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

Утверждение на заседании № ___ кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с ИПО от «____» _____________ 20_____г.

Тема: «Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения»

1.^ Тема и ее актуальность: в условиях реформирования здравоохранения возрастает актуальность изучения учреждениями здравоохранения вопросов экономики учреждений здравоохранения. Для эффективного и гармоничного формирования основ здравоохранения в новых условиях врачи должны иметь экономическое мышление, основанное на изучении того, как принимаются рациональные решения, исходя из результатов и затрат.

2. ^ Цель занятий:

обеспечить формирование экономического мышления у студентов и умения решать экономические задачи в области здравоохранения.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- определение предмета и задач экономики здравоохранения,

- место экономики здравоохранения в структуре экономической науки,

-экономические формы организации медицинской помощи населению,

-виды эффективности в здравоохранении,

-понятия экономики здоровья и здравоохранения,

-экономический ущерб, виды экономического ущерба,

-виды, функции, значение цены, методы ее определения в медицинских учреждениях

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- проводить экономический анализ деятельности ЛПУ,

-определить и вычислить экономический ущерб от различных причин,

-вычислить экономическую эффективность,

-рассчитать себестоимость и цену различных видов медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях

3. Вопросы для самоподготовки:

  1. определение предмета экономики здравоохранения;

  2. основные задачи экономики здравоохранения;

  3. виды эффективности в здравоохранения;

  4. критерии экономической эффективности, виды и методика расчета;

  5. понятие прибыли в здравоохранении;

  6. предпринимательство в здравоохранении;

  7. методология ценообразования в здравоохранении;

^ 4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 3 часа

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (методические пособия, ситуационные задачи, тестовые задания, калькуляторы.)

6.2. ТСО (мультимедийные проекторы, ноутбук)
Тема: «Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения»

1.Тема и ее актуальность: планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления здравоохранением, имеющую динамические цели, многоотраслевой целеобразующий комплекс и функциональные связи между элементами как внутри здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства. Основной задачей финансового анализа и планирования в условиях экономических преобразований является поиск оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактичекской помощи (ЛПП) и возможностью ее удовлетворения на данном этапе развития общества.

2. ^ Цель занятий:

ознакомить с основными терминами, понятиями и основными методами планирования здравоохранения на современном этапе. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

-определение понятия планирования, основные задачи, разделы и методы планирования;

-виды планов и этапы составления;

-нормативные материалы, характеризующие потребность населения в медицинской помощи.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- определить потребность в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

- уметь рассчитать функцию врачебной должности;

- определить потребность в больничных койках;

- построить сеть медицинских учреждений с учетом территориального расселения и обеспечения доступности для всего населения;

- рассчитывать затраты кабинета врача, параклинических подразделений на одно посещение; стоимость посещения и обращения с профилактической и лечебной целью; затраты в клиническом отделении на койко-день, на одного пролеченного больного, в параклиническом отделении – на одну услугу.

^ 3. Вопросы для самоподготовки:

  1. что такое планирование здравоохранения?

  2. основные принципы, задачи планирования здравоохранения?

  3. методы планирования в здравоохранении.

  4. план, виды, этапы его составления

  5. Программа государственных гарантий оказания граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

  6. планирование стационарной медицинской помощи.

  7. основные источники и методы финансирования

  8. основные параметры рыночных отношений.

  9. финансовый план учреждения.

  10. медицинская услуга и ее виды.

  11. платные медицинские услуги.

^ 4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 3 часа

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (методические пособия, ситуационные задачи, тестовые задания, калькуляторы.)

6.2. ТСО (мультимедийные проекторы, ноутбук)

^ 7. Структура занятия:

Технологическая карта занятия


№ п\п

Этапы занятий и их содержание

Вре

мя в мин.

Используемые наглядные, методические пособия и др.

Место проведения

Цель и характер деятельности

студента

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный этап

5




Учебная комната


Мотивация к занятию

Проверка присутствующих

2

Контроль исходных знаний и умений студентов путем устного опроса и с применением тестовых заданий

20

тесты I, II, III типов

Ответы на вопросы

Контроль исходного уровня знаний, опрос студентов.

3

Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, демонстрация преподавателем методики расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи

60

Учебно-методическое пособие, таблицы

Учебная комната

Усвоение теоретического материала, вопросы, решение ситуационных задач

Методом опроса с применением активных методов бучения раскрыть значение демографии как показателя общественного здоровья. Обсудить принципы переписи населения. Помочь освоить методику расчета показателей

4

Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя

110

Учебно-методическое пособие, задачи, рабочие тетради.

Учебная комната

Выполнение практических заданий по алгоритму. Оформление результатов проведенной работы, анализ полученных данных

Разъяснения по методике анализа показателей, оформления конспекта и составления выводов.

Контроль за выполнением задания. Помощь студентам в затруднительных случаях.

5

Проверка правильности выполнения индивидуальных заданий

15

Рабочие тетради

Учебная комната

Устранение замечаний

Проверка тетрадей, мотивация оценок и их оглашение за все этапы работы.

6

Контроль конечного уровня знаний и умений по теме Тестовый контроль по данной теме

10

Тестовые задания

Учебная комната

Выполнение тестовых заданий

Проверка результатов тестирования, уровня усвоения темы занятия.

7

Подведение итогов занятия. Задание на дом

5

Пособие для самостоятельной подготовки по новой теме

Учебная комната

Оформление домашнего задания.

Подведение итогов занятия.

Рекомендации по самоподготовке к следующему занятию



^ 8. Формы и методы контроля, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов).

^ 9. Учебно-исследовательская работа студентов по теме работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально).
10. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная:

  1. А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шилепко. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2004. – 327с.

Дополнительная:

    1. Экономика здравоохранения. / Н.Х. Шарафутдинова, Р.М. Мустафин, М.Ю. Павлова, М.А. Шарафутдинов, Э.Ф. Киреева, З.М. Султанаева, М.В. Борисова / Учебное пособие –Уфа- 2011 – 44с.

    2. Справочник по лицензированию медицинской деятельности (законодательные акты и нормативные документы) / Н.Х. Шарафутдинова, Р.З. Зиятдинов, М.Ю. Павлова, Э.Ф. Киреева, З.М. Султанаева, М.В. Борисова – Уфа, 2010. – 127с.

    3. Медик, Валерий Алексеевич.Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособ. для студ. мед. и фармац. вузов : В 3 ч. / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - М. : Медицина, 2003 . - .Ч. 3 : Экономика и управление здравоохранением : курс лекций. - 2003. - 392 с.

    4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения : учебное пособие для вузов / В. З. Кучеренко [и др.] ; под ред. В. З. Кучеренко. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 188 с.

    5. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран : пер. с англ. / Под ред. Р. Б. Солтмана, Р. Буссе, Э. Моссиалоса. - М. : Весь Мир, 2002. - 254 с.

    6. Руководство по первичной медико-санитарной помощи, 2006 : с приложением на компакт-диске / ред. А. А. Баранов, И. Н. Денисов, А. Г. Чучалин. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 1541 с.

    7. Семенов, Владимир Юрьевич. Экономика здравоохранения : учеб. пособие / В. Ю.Семенов. - М. : МЦФЭР, 2004. - 656 с.

    8. Экономика здравоохранения : учеб. пособ. для студ. мед. вузов / А. В. Решетников, В. М. Алексеева, Е. Б. Галкин и др. ; Под ред. А. В. Решетникова. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 272 с.

    9. Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы МЗ РФ.

      • Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (2011).

      • «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (2011).

    1. Журналы:

  • «Здравоохранение Российской Федерации».

  • «Проблемы социальной гигиены и истории медицины».

  • «Экономика здравоохранения».

  • «Проблемы управления здравоохранением»

  • Общественное здоровье и профилактика заболеваний

^ 11. Подпись автора методической разработки __________________
«____» ______________ 20____г.
Информационный блок на тему: «Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения».

Экономика здравоохранения - это отраслевая экономическая наука, изучающая экономические законы взаимодействия здравоохранения с экономикой всей страны, а также формирование, распределение и использование в здравоохранении материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов в целях сохранения и укрепления здоровья

Задачи.

- Определить вклад здравоохранения в экономику страны (10 % национального дохода)

- Оценить эффективность здравоохранения (1 рубль/3 руб.)

- Анализ эффективности использования ресурсов;

- Изучение экономической эффективности различных форм медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому, восстановительное лечение);

- Изучение экономической эффективности целевых программ, направлений деятельности, профилактических мероприятий;

- Выявление и рациональное использование внутренних резервов здравоохранения;

- Определение расходов на различные виды медицинской помощи;

- Изучение экономической эффективности учреждений нового типа (диагностические центры, стационары восстановительного лечения, частные учреждения)

- Экономическое обоснование мероприятий по научной организации труда;

- Анализ эффективности альтернативных технологий;

Эффективность можно характеризовать как результат, полученной от каждой единицы использованного ресурса (фактора производства) за определенное время.

Виды эффективности в здравоохранении:

  1. медицинская

  2. социальная

  3. экономическая

^ I. Показатели медицинской эффективности

етальность

мертность на дому от управляемых причин

-процент расхождения клинического и паталогоанатомического диагноза

-процент расхождения диагноза в поликлинике, скорой медицинской помощи и стационарного учреждения

-запущенные случаи туберкулеза, онкопатологии

-количество удовлетворенных судебных исков

^ II.Показатели социальной эффективности

-средняя продолжительность предстоящей жизни

-уровень естественного движения населения (рождаемость, смертность)

-младенческая смертность

-материнская смертность

-первичный выход на инвалидность

-смертность в трудоспособном возрасте

-заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (туберкулез, наркология, венерические болезни)

III. Экономическая эффективность

1.Экономика здоровья

2.Экономика здравоохранения

Показатели здоровья, имеющие экономические критерии

  1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности

  2. Инвалидность

  3. Смертность в трудоспособном возрасте

Экономические составляющие заболеваемости с временной утратой трудоспособности

  1. Стоимость не произведенного продукта

  2. Затраты на выплату пособий по больничным листам

  3. Затраты на лечение

Экономические составляющие показателя инвалидности

  1. Стоимость не произведенной продукции

  2. Затраты на выплату пособий

  3. Затраты на лечение

  4. Затраты на реабилитацию (медицинскую, социальную, профессиональную)

  5. Льготы на приобретение средств передвижения, протезирование и т.д.

Экономические составляющие смертности в трудоспособном возрасте

  1. Стоимость не произведенной продукции за недожитые до пенсионного возраста годы

  2. Пособия детям в связи с потерей кормильца

Экономическая эффективность определяется рациональностью использования

  • основных фондов

  • медицинской техники

  • персонала

  • финансовых средств

  • коечного фонда

Основные фонд - это средства труда, длительное время используемые в лечебных и хозяйственных целях: здания, лифты, мебель, аппаратура и т.д. Основные фонды, выраженные в стоимостном значении, называют основными средствами.

В составе основных фондов выделяют активную часть (аппараты, приборы, медицинская техника и т.д.) и пассивную часть (здания, сооружения). Соотношение их составляет примерно 20,0 и 80,0%.

^ К показателям использования основных фондов относятся:




Фондовооруженность труда =



Фондоотдача =



Фондоотдача =



Фондоемкость =



Фондоемкость =

К показателям использования медицинской техники относят:

Коэффициент календарного обслуживания =


Коэффициент сменности работы оборудования =


К показателям использования персонала относятся:

  1. число работников, приходящихся на 100 коек;

  2. укомплектованность штатов всех категорий;

  3. соотношение числа врачей и среднего медперсонала;

  4. коэффициент совместительства.

К показателям использования финансовых ресурсов относятся

  1. источники финансирования, соотношение бюджетных средств, средств по медицинскому страхованию, полученных от оказания платных медицинских услуг, по договорам и т.д.);

  2. структура расходов (на заработную плату, медикаменты, питание и прочие);

  3. экономия заработной платы.

Для анализа использования коечного фонда стационаров используют две группы показателей:

  1. стоимостные показатели работы стационаров;

  2. показатели использования коечного фонда.

К стоимостным показателям использования коечного фонда относятся:

  1. стоимость содержания больничной койки в течение года;

  2. стоимость одного койко-дня;

  3. стоимость содержания одного больного в стационаре.

На стоимостные показатели стационара влияют:

-специализация больничной койки;

-мощность стационара;

-объем работы стационара (выполнение плановых койко-дней).

К показателям использования коечного фонда относятся:

  1. среднее число дней работы в году;

  2. средняя длительность пребывания больного в стационаре;

  3. оборот больничной койки;

  4. среднее время простоя койки.


Задания для студентов (прилагаются).

1.Рассчитать экономический ущерб от заболеваемости с временной утратой трудоспособности

2. Определить рациональность использования коечного фонда

3.Исчислить пособие работнику в связи с временной утратой трудоспособности
Тестовое задание по теме: «Экономика здравоохранения»

Выберите один или несколько правильных ответов:
1.Экономика здравоохранения это:

1. экономическая теория

2. отраслевая экономическая наука
2. Экономика здравоохранения изучает проблемы:

1. эффективного использования ресурсов

2. управления ограниченными ресурсами

3. удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи

4. все перечисленное верно
3.Целью экономической деятельности в здравоохранении является:

1. получение дополнительных материальных ресурсов

2. удовлетворение потребностей граждан в охране здоровья

3 получение дополнительных финансовых ресурсов

4. удовлетворение потребностей в медицинской помощи

5. все перечисленное верно
4.Рыночная экономика способна решить проблемы современного здравоохранения:

1. полностью

2. частично

5.Тарифы на платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения обеспечивают рентабельность:

1. да

2. нет
6. Перечислите показатели социальной эффективности здравоохранения:

1. снижение числа случаев преждевременной смертности

2. снижение инфекционной заболеваемости

3. снижение затрат на выплату пособий по уходу за больными;

4. снижение числа случаев первичного выхода на инвалидность;

5. улучшение показателя удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
7.Экономический анализ в здравоохранении включает изучение следующих видов эффективности:

1. медицинской

2. социальной

3. экономической

4. производственной

5. все перечисленное верно
8.Для анализа экономической эффективности в учреждениях здравоохранения необходимо изучать:

1. экономический ущерб

2. предотвращенный экономический ущерб

3. экономический результат

4. затраты

5. все перечисленное верно
9.Медицинское учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования, всегда является рентабельным

1. да

2. нет
10.Договорные цены обеспечивают рентабельность медицинских услуг:

1. да

2. нет
11. Снижение на 1 день пребывание каждого больного в стационаре:

1. отразится на состоянии здоровья больных

2. нанесет экономический ущерб

3. приведет к ухудшению показателей деятельности больничной койки

4. даст экономическую эффективность
12. Показатели здоровья населения, которые можно оценить экономически:

1. смертность населения в трудоспособном возрасте

2. смертность населения

3. физическое развитие

4. рождаемость

5. инвалидность
13. Данные необходимые для расчета ущерба от заболеваемости с временной утратой трудоспособности:

1. смертность

2. стоимость непроизведенной продукции

3. рождаемость

4. расходы на пособия по социальному страхованию

5. расходы на лечение

6. расходы на питание
14. При определении экономического ущерба от инвалидности необходимо знать:

1.размер пособия по социальному обеспечению по группам инвалидности

2. количество первичных инвалидов в данном календарном году

3. стоимость не созданной продукции

4. количество дней невыходов на работу в календарном году
15. Определите соответствие: эффективности работы медицинских кадров:

Типы учреждений

А стационар

Б поликлиника

Показатели

1. летальность

2. смертность

3. средняя длительность пребывания больного в стационаре

4. расхождение клинического и патологоанатомического диагноза

5. процент осложнения

6. индекс здоровья

7. оборот койки


16.

Показатели

А экономические показатели здоровья
^

Б  экономические показатели здравоохранения


Критерии

1. среднегодовая занятость койки

2. эффективное использование оборудования

3. смертность в трудоспособном возрасте

4. оборот больничной койки

5. заболеваемость с временной утратой трудоспособности

6. инвалидность


17.

Виды эффективности

А медицинская эффективность

Б социальная эффективность

В экономическая эффективность

Показатели

1. снижение смертности в трудоспособном возрасте

2. снижение средней длительности пребывания больного на койке

3. снижение летальности

4. снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности

5. эффективное использование оборудования

6. увеличение средней продолжительности предстоящей жизни

7. снижение инвалидности


Информационный блок на тему: «Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения».

Одной из ключевых проблем здравоохранения при переходе к рынку является способность государства по обеспечению конституционного права личности на охрану его здоровья и получение гарантированной медицинской помощи в нужном объёме и качестве. Хозяйственный механизм современного общества должен создавать такую модель функционирования и развития здравоохранения, в которой гармонично сочетались бы экономические интересы государства, отрасли и потребности отдельно взятого человека.

^ Планирование амбулаторно-поликлинической помощи

В качестве норматива установлено количество посещений на 1000 жителей в год. Потребность определяется демографическими процессами, уровнем заболеваемости, показателями повторности лечебных посещений, уровнем диспансеризации и профилактического обслуживания. Данные о заболеваемости получают, используя материалы обращаемости населения за медицинской помощью и данные комплексных медицинских осмотров. Полученные таким образом данные ложатся в основу разработки нормативов потребности в различных видах медицинской помощи. Установить этот норматив можно по формуле:

, где

П - число врачебных посещений на 1000 населения;

А – заболеваемость (обращаемость на 1000 населения);

КП – коэффициент повторности посещений с лечебной целью на одно заболевание по данной специальности;

Д – число диспансерных посещений;

П – число посещений по профилактическому обслуживанию.

Для определения потребности во врачебных кадрах необходимо знать функцию врачебной должности, которая определяется числом посещений, обслуживаемых одной врачебной должностью в течении года. Функция врачебной должности рассчитывается по формуле:

, где

Ф – функция одной врачебной должности данной специальности;

Б – нагрузка врача данной специальности на 1 час в поликлинике и на дому;

С – число часов работы раздельно на приеме в поликлинике и по оказанию помощи на дому;

Г – число рабочих дней в году.

Определение функций врачебной должности производится отдельно для врачей разных специальностей, имеющих различные нормы нагрузки на 1 час приема и графики работы. Например, годовая нагрузка терапевта рассчитывается так:

Фм = ((5 3) + (2 3)) 285 = 5985 посещений, где

5 и 2 – нормы нагрузки врача терапевта на 1 час работы в поликлинике и по помощи на дому;

3 и 3 – число часов работы терапевтов в поликлинике и по обслуживанию больных на дому;

285 – число рабочих дней в году.

Суммарный метод нормирования труда применяется для определения норм труда без детального изучения трудового процесса, суммарно для выполнения того или иного вида работ.

Зная функцию врачебной должности можно установить потребность во врачебных должностях по данной специальности. Она определяется по формуле:

, где

В – необходимое количество врачебных должностей;

Л – норма поликлинических посещений на одного жителя в год;

Н – численность населения планируемой территории;

Ф – функция врачебной должности.

Так, для обслуживания 40000 населения необходимо врачей терапевтов:



В практической деятельности при планировании потребности во врачебных кадрах, а так же других специалистах необходимых для деятельности лечебно-профилактических учреждений, пользуются приказами МЗ СССР, РФ где даны усредненные нормативы потребности, которые в дальнейшем адаптируются с учетом региональных особенностей заболеваемости и демографического состава населения, субъекта федерации.
^ Планирование стационарной помощи

При планировании потребности стационарной медицинской помощи первостепенное значение имеет значение нуждаемости населения в госпитализации. Именно этот измеритель плана, методически правильно рассчитанной и правильно обоснованный с учетом факторов, влияющих на его величину, наиболее полно отражает потребность населения в стационарной медицинской помощи.

Объективные данные о потребности населения в госпитализации могут быть получены при условии полного учета всех нуждающихся в ней. При наличии такой информации расчет можно произвести по следующей формуле:

, где

Р - потребность в госпитализации (в % или ‰);

Р1 - число фактически госпитализированных за отчетный (анализирующий) период так называемая «удовлетворенная» потребность в госпитализации;

Р2 – число лиц, которые нуждались в госпитализации, но по каким-то причинам не были госпитализированы (по материалам специального изучения) – это так называемая «неудовлетворенная» потребность в госпитализации;

Н – число населения, для которого определяется потребность в госпитализации.

Изучив нуждаемость населения в госпитализации, следует переходить к расчетам потребности в больничных койках.

В настоящее время известен ряд методик. Наиболее часто для расчета необходимого числа коек применительно к конкретной численности населения или норматива на 1000 или 10000 населения используются формулы, предложенные И.И. Розенфельдом и Г.А. Поповым.

Формула И.И. Розенфельда:

, где

К - необходимое число коек (абс.);

Н – численность населения планируемой территории (если рассчитывается норматив, то численность населения может быть принята за 1000 или 10000);

Р – потребность населения в госпитализации;

П – среднее число дней пребывания больного на койке;

Д – плановое число дней занятости койки в году.

Формула предложенная Г.А. Поповым выглядит следующим образом:

, где

К – потребное число коек на 1000 населения;

А – уровень заболеваемости (рождаемость и т.д. на 1000 населения);

R – процент отбора на койку к числу заболевших (рожениц);

Р – среднее число дней пребывания больного на койке;

Д – среднее число дней использования койки в году.

Обе формулы не имеют принципиальных различий и используя любую из них в конкретной ситуации можно получить одинаковые результаты, при условии, что будет точно определена потребность в госпитализации по отношению к общей численности населения (формула И.И. Розенфельда или истинный уровень заболеваемости и процент нуждающихся в стационарном лечении от общего числа больных Г.А. Попова)

К примеру, численность населения в районе 25000 человек, заболеваемость по обращаемости 1200 на 1000 населения, процент отбора на больничную койку 20, средняя длительность лечения 14 дней, койка в течении года работала 340 дней.

Подставляя, значения в формулу Г.А. Попова получили:



Таким образом, на 25000 населения необходимо иметь:

9,88 25 = 247 коек

При определении потребности по отдельным специальностям, например на 500000 населения пульмонологическую заболеваемость (бронхоэктатическая болезнь, хроническая пневмония, хронический бронхит, пневмосклероз и другие) которая составляет 20 на 1000 населения, проведенный осмотр и экспертная оценка больных показали, что в госпитализации нуждаются 30 % от числа больных, средняя длительность лечения 25 дней.

Подставляя значения в формулу получим:



А на 500000 населения необходимо иметь:

0,44 500= 220 коек

Таким образом, величина потребности в коечном фонде пропорционально уровню заболеваемости, величине отбора на койку, среднему числу дней пребывания больного на койке и обратно пропорционально среднему числу дней использования койки в году.

^ Методические рекомендации для студентов

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения»


Составитель:

Борисова М.В.– доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.


Редактор Н.А.Брагина

Сдано в набор

Подписано в печать ________ г. Т. 100 экз.

Объем 60 х 84 1/16. Печ. Л. 0,5. Заказ

450000 Уфа-центр, ул. Ленина, 3 Башгосмедуниверситет


450000 г. Уфа, ул. Ленина,3

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, 2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconМетодическая разработка лекции на тему: Экономика здравоохранения и здоровья населения
...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconМетодические рекомендации для студентов по практическим занятиям:...
...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconМетодические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема:...
«Экономика здравоохранения» (Москва, 2000) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
Ю. А. Тюков – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения гоу впо «Челябинская государственная медицинская академия...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconПредмет и метод экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук
Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconУстав государственного бюджетного учреждения здравоохранения тверской области
Новая редакция Устава муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №7», утвержденного приказом департамента...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconВопросы к экзамену по макроэкономике предмет макроэкономики. Общие...
Предмет макроэкономики. Общие черты и различия микро и макроэкономики. Агрегирование. Место макроэкономики в системе экономических...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» icon«Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование....
Тема: «Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование. Предпринимательство в здравоохранении. Платные медицинские...

«Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения» iconМинистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования...
Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов