11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества




Скачать 283.2 Kb.
Название11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер283.2 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.

Балаковский институт техники, технологии и управления
ЭКОНОМИКА

Методические указания к проведению практических занятий

для студентов неэкономических направлений

дневной и заочной формы обучения

(в 2-х частях)
ЧАСТЬ II

МАКРОЭКОНОМИКА

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления
Балаково 2012

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания содержат планы практических занятий по разделу макроэкономика.

Целями изучения раздела «Макроэкономика» являются:

  • понимание основ макроэкономического анализа;

  • получение навыков использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем;

  • развитие способности студентов к критическому осмыслению проблем макроэкономики и формирование у студентов представления об эффективности различных макроэкономических политик.

При подготовке к каждому занятию студенты должны использовать лекционный материал, научные статьи из экономических журналов, а также использование Интернет ресурсов - статистических материалов, аналитических обзоров, электронных учебников.

Формы контроля:

  • промежуточный контроль (коллоквиум, тестирование, реферат);

  • итоговый контроль (экзамен, зачет).

Весь курс разбит на 4 модуля. Отчетность по каждому модулю осуществляется в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатывается преподавателем.

Методические указания разработаны в соответствия с Государственным образовательным стандартом для студентов неэкономических направлений дневной и заочной формы обучения.

Данные методические указания призваны помочь студентам высших учебных заведений достичь более высокого качества знаний по курсу «Экономика». Выполняя традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин, способствует более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогает тренировать память и экономическое мышление.
МОДУЛЬ 3. ^ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества

Вопросы для обсуждения:

  1. Общественное воспроизводство: сущность, условия, структура, основные типы. Национальное богатство и его структура.

  2. Система национального счетоводства. Методы расчёта ВВП. Основные макроэкономические показатели.

  3. Распределение доходов: неравенство и бедность.

  4. Социальная политика в России.

Темы рефератов и докладов:

  1. Экономическое благосостояние общества. Национальное богатство страны и его структура.

  2. Распределение доходов: эффективность или социальная справедливость? Аргументы за и против равенства доходов.

  3. Понятие бедности. Уровень жизни: сущность, факторы, показатели и методика оценки.

  4. Социальная политика в России. Система гос. поддержания уровня доходов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что представляет собой общественное воспроизводство? Опишите его структуру. Назовите его типы и условия существования.

  2. Когда и с какой целью была принята система национального счетоводства? На каких принципах она построена?

  3. Чем различаются между собой ВВП и ВНП? Объясните методику расчета ВВП по доходам и расходам.

  4. Как на основе ВВП рассчитать другие макроэкономические показатели: ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РД?

  5. Что такое чистый экспорт, и какое влияние он оказывает на производство внутри страны? Может ли чистый экспорт быть отрицательной величиной?

  6. Почему при составлении национальных счетов сопоставляются рыночные стоимости, а не реальные физические объемы производства за разные годы?

  7. Чем отличаются реальный ВВП от номинального, потенциальный ВВП от фактического и как они рассчитываются?

  8. Объясните, чем отличается процесс инфлирования ВВП от дефлирования?

  9. Чем отличается дефлятор ВВП от индекса потребительских цен? В чем состоит недостаток показателя ИПЦ?

  10. Объясните, в чем состоит разница понятий «национальное богатство страны» и « «национальный доход страны».

  11. Что понимается под номинальным и реальным доходом? Перечислите источники и виды доходов населения и раскройте их содержание. От каких факторов зависят реальные доходы населения?

  12. Поясните, по каким принципам распределяются доходы в обществе и в чем заключаются причины имущественного расслоения в обществе? Перечисли-те факторы углубляющие неравенство распределения доходов в обществе.

  13. Какие показатели используются для измерения неравенства распределения доходов в обществе? Поясните методику расчета каждого из них.

  14. Какую категорию граждан можно отнести к бедным? Назовите причины и формы бедности.

  15. Назовите приоритеты социальной политики в РФ на современном этапе.

  16. Что означает прожиточный минимум? Как рассчитывается и где используется? Какой прожиточный минимум сейчас в России? В чем отличие МРОТ от прожиточного минимума?

  17. Что отражает уровень жизни, и из каких компонентов он складывается? Охарактеризуйте уровни жизни населения.

  18. Поясните различие в факторах, прямо воздействующих на формирование уровня жизни, и оказывающих на него косвенное влияние.

  19. Что понимается под качеством трудовой жизни? И как изменилось качество жизни россиян после перехода к рыночной экономике?

  20. Перечислите показатели, применяемые при оценке уровня и качества жизни, и объясните методику оценки каждого из них.

  21. Способствует ли социальная справедливость в обществе эффективной экономике? Какая точка зрения, по-вашему, верна?

^ Контрольные задания

Задание 1. Используя приведенные ниже данные национальных счетов, определите ВВП и ЧВП затратным и доходным методами, а также рассчитайте НД, ЛД и РД, внеся необходимые поправки (все числовые значения в млрд. руб.). Скорректируйте базовые значения показателей на порядковый номер студента(ки) в журнале (сложить).

  1. Личные потребительские расходы – 245

  2. Чистый доход, созданный в Российской Федерации иностранными факторами производства – 4 (постоянная величина)

  3. Трансфертные платежи – 12

  4. Рента – 14

  5. Потребление основного капитала (амортизация) – 27 (постоянная величина)

  6. Взносы в систему социального обеспечения – 20

  7. Проценты – 13

  8. Доход от собственности – 33 (постоянная величина)

  9. Чистый экспорт – 11

  10. Дивиденды – 16 (постоянная величина)

  11. Заработная плата рабочих – 223

  12. косвенные налоги на бизнес – 18 (постоянная величина)

  13. нераспределенная прибыль корпораций – 21 (постоянная величина)

  14. индивидуальные налоги – 26

  15. налог на прибыль корпораций – 19

  16. прибыли корпораций – 56

  17. государственные закупки – 72

  18. чистые частные внутренние инвестиции – 33

  19. личные сбережения – 20

Задание 2. Предположим, что в 2000 году совокупное производство в гипотетической экономике состояло из трех видов товаров Х, Y и Z, которые производились в следующих количествах: Х=4+n, Y=1+n, Z=3+n. Также предположим, что в 2000 году товары Х, Y и Z имели следующие цены: Х = (3+n) дол., Y = (12+n) дол., Z = (5+n) дол. Наконец, предположим, что в 2010 году цены на эти товары составили: Х = (5+n) дол., Y = (10+n) дол., Z = (10+n) дол., где n - порядковый номер студента(ки) в журнале. Определите индекс цен ВВП 2010 года, приняв 2000 год в качестве базового года. На сколько процентов возрос уровень цен за этот период ?
Задание 3. Постройте кривую Лоренца для экономики, состоящую из пяти человек, и дайте необходимые пояснения. Какую долю общих доходов получают самые богатые и самые бедные?

  1. Александр получает доход в размере (30+n) тыс.руб.

  2. Борис – (25+n) тыс.руб.

  3. Виктор – (20+n) тыс.руб.

  4. Григорий – (15+n) тыс.руб.

  5. Дмитрий – (10+n) тыс.руб.

n - порядковый номер студента(ки) в журнале.
Литература: [1], [3], [4], [7], [8].

Тема 12. Теория макроэкономического равновесия

Вопросы для обсуждения:

  1. Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение. Идеальная модель.

  2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.

Темы рефератов и докладов:

  1. Закон Ж.Б. Сэя

  2. Концепция общего экономического равновесия Л. Вальраса.

  3. Вклад В. Парето в исследование проблем макроэкономического равновесия.

Вопросы для самопроверки:

  1. Чем отличается кривая совокупного спроса от кривой рыночного спроса?

  2. Почему нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется эффектом богатства, эффектом процентной ставки и эффектом импортных закупок, а не эффектом дохода и эффектом замещения?

  3. Каковы детерминанты совокупного спроса? Что происходит с кривой AD, когда каждая из этих детерминант изменяется? Приведите примеры.

  4. Объясните различие между изменением совокупного спроса и изменением величины совокупного спроса.

  5. Что показывает кривая совокупного предложения и почему она является восходящей? Объясните форму кривой AS, описав различия между горизонтальным, промежуточным и вертикальным отрезками.

  6. Каковы детерминанты совокупного предложения? Что происходит с кривой AS, когда каждая из этих детерминант изменяется? Приведите примеры.

  7. Объясните различие между изменением совокупного предложения и изменением величины совокупного предложения.

  8. Что означает макроэкономическое равновесие, как устанавливается и кто должен его регулировать: рынок, государство или оба?

  9. Всегда ли точка экономического равновесия соответствует величине потенциального ВНП? Если нет, то при каких ситуациях это происходит?

  10. В чем заключается «эффект храповика». Объясните графически как эффект храповика влияет на установление макроэкономического равновесия? Приведите причины отсутствия у цен гибкости.

  11. Если уровень цен в России по сравнению с другими странами повысится, то в каком направлении сместится кривая российского совокупного спроса?

  12. Что произойдет с кривой российского совокупного предложения при обесценивании иностранных валют по отношению к рублю?

  13. Объясните графически различия классической и кейнсианской модели макроэкономического равновесия.


^ Контрольные задания

Задание 1. Предположим, что параметры совокупного спроса и совокупного предложения в гипотетической экономике имеют следующие значения, где n - порядковый номер студента(ки) в журнале.

Величина спроса на реальный ВВП

(в млрд. руб.)

Уровень цен

(индекс цен)

Величина предложения реального ВВП

(в млрд. руб.)

100+n

300

400+n

200+n

250

400+n

300+n

200

300+n

400+n

150

200+n

500+n

150

100+n




  1. Используйте эти данные, чтобы построить кривые совокупного спроса и совокупного предложения. Каковы равновесный уровень цен и равно-весный реальный объем производства в этой экономике?

  2. Совпадает ли равновесный реальный объем производства с реальным объемом производства при полной занятости? Объясните свой ответ.

  3. Предположим, что покупатели готовы приобрести дополнительный объем реального продукта на 200+n млрд. руб. при любом уровне цен. Какие факторы способны привести к такому изменению совокупного спроса? Какими будут новые равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства? На каком отрезке кривой совокупного предложения произошло это изменение равновесия?

Задание 2. Предположим, что в рассматриваемой экономике существует следующая зависимость между реальным объемом производства и объемом ресурсов, необходимых для этого производства.

Количество ресурсов

Реальный внутренний продукт (в млрд.руб.)

150

400

112,5

300

75

200




  1. Каков уровень производительности в этой экономике?

  2. Каковы издержки производства на единицу продукции, если цена единицы ресурса равна 2 тыс. руб.?

  3. Предположим, что цена ресурса увеличивается с 2 до 3 тыс. руб. при неизменной производительности. Какими будут новые издержки произ-водства на единицу продукции? В каком направлении сместится кривая совокупного предложения из-за повышения цены ресурса на 1 тыс. руб.? Какое влияние окажет смещение кривой совокупного предложения на уровень цен и на реальный объем производства?

  4. Предположим, что цена ресурса не повысилась, а производительность выросла на 100%. Чему будут равны новые издержки производства на единицу продукции? Какое влияние окажет это изменение величины издержек на единицу продукции на кривую совокупного предложения? Какое влияние окажет данное изменение совокупного предложения на уровень цен и на реальный объем производства?


Литература: [1], [3], [4], [7], [8].

Тема 13. Теория экономического роста

Вопросы для обсуждения:

  1. Экономический рост. Понятие, показатели, источники, факторы, типы.

  2. Кейнсианская модель экономического роста. Эффект мультипликатора.

Темы рефератов и докладов:

  1. Модель экономического роста Харрода-Домара.

  2. Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу.

  3. Социально-экономические последствия экономического роста.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какими показателями можно измерить экономический рост? Объясните, почему разница между 2 и 3% в ежегодных темпах роста может оказаться весьма существенной?

  2. Назовите основные источники экономического роста? Какие факторы способствуют экономическому росту, а какие тормозят его? Какое место среди них занимает человеческий фактор?

  3. Чем отличается интенсивный тип экономического роста от экстенсивного? Какой тип экономического роста характерен для экономики России?

  4. Какая государственная политика наилучшим образом содействует

экономическому росту: политика, ориентированная на спрос; политика, ориентированная на предложение или промышленная политика?

  1. Что такое потребление и какова его связь со сбережениями? Что происходит с потреблением и сбережением при росте доходов потребителей? В чем суть «основного психологического закона» Кейнса?

  2. Чем различаются средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению? Как они рассчитываются и что измеряют? Почему сумма ССП и ССС, а также ПСП и ПСС должны быть равны единице?

  3. Какие основные факторы определяют параметры кривых потребления и сбережений? Объясните, почему смещение кривой потребления вверх обычно приводит к равноценному смещению кривой сбережений вниз. Есть ли исключение из этого правила?

  4. Что такое инвестиции? Какие основные факторы определяют объем инвестиций? Объясните, какова взаимозависимость реальной процентной ставки и уровня инвестиций.

  5. Что показывает кривая спроса на инвестиции и почему она является нисходящей? Как строится кривая спроса на инвестиции для экономики в целом, и какие факторы ее смещают?

  6. Почему график инвестиций менее стабилен, чем графики потребления и сбережений? Какими факторами объясняется ее неустойчивость?

  7. Объясните эффект мультипликатора Кейнса. Как он определяется?

  8. Каково соотношение между величиной мультипликатора и предельной склонностью к потреблению и сбережению?

  9. Объясните разницу между простым и сложным мультипликатором.

  10. Объясните принцип акселератора Как связаны между собой эффект мульти- пликатора и акселератора и каково их воздействие на деловую активность?

  11. Объясните, что произойдет в экономике если:

Инвестиции > Сбережений;

Сбережения > Инвестиций;

Сбережения = Инвестиций.

  1. Какая из рассмотренных моделей наилучшим образом объясняет причины экономического роста.

  2. Каковы социально-экономические последствия экономического роста.

Контрольные задания

Задание 1. Объем ВВП (10+n) млрд. руб., ПСП=0,8. Если в экономику инвестировать (1+n) млрд. руб., то какой прирост НД ожидается?

n - порядковый номер студента(ки) в журнале.

Задание 2. Объем ВВП (25+n) млрд. руб., ПСС = 0,4. Каковы должны быть инвестиции, чтобы НД вырос на (5+n) млрд. руб.?

n - порядковый номер студента(ки) в журнале.

Задание 3. Допустим, что в экономике нет инвестиционных проектов, которые обеспечили бы ожидаемую норму чистой прибыли в 25% и более. Но есть инвестиционные проекты на (10+n) млрд. руб., ожидаемая чистая прибыль от которых составляет от 15 до 20%; другие проекты, также требующие (10+n) млрд. руб. инвестиций с ожидаемой нормой прибыли от 10 до 15 % и т.д. Обобщите эти данные и представьте их графически, отложив ожидаемую норму чистой прибыли на вертикальной оси, а величину инвестиций – на горизонтальной. Каким будет равновесный уровень совокупных инвестиций, если реальная процентная ставка составит: а = 15%, б = 10%, в = 5% ? Объясните, почему эта кривая является кривой спроса на инвестиции.

Задание 4. Допустим, что реальный ВВП страны в первый год составил (30+n) млрд. руб., во втором году реальный ВВП вырос до (33+n) млрд. руб. Каковы темпы роста ВВП? Предположим, что численность населения выросло со (100+n) млн. человек в первом году до (105+n) млн. человек во втором году. Каковы темпы роста ВВП на душу населения? Определите, через какой период времени, при данных темпах объем ВВП удвоится. С 2000 по 2012 годы уровень цен в стране вырос более чем на (285+n) %, в то время как реальный продукт увеличился почти на (66+n) %, где n - порядковый номер студента(ки) в журнале. Покажите эти процессы графически с помощью модели АД – АS.

^ Литература: [1], [3], [4], [7], [8].

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества icon11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества
Общественное воспроизводство: сущность, условия, структура, основные типы. Национальное богатство и его структура

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconЗакономерности функционирования национальной экономики. Тема 11....
Система национального счетоводства. Методы расчета ввп и внп. Основные макроэкономические показатели

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconКонцепция долгосрочного социально-экономического развития российской...
Тема Государственное регулирование, планирование и экономическое программирование национальной экономики

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества icon«устойчивое развитие национальной экономики казахстана: теория, практика, перспективы»
Целью Конференции является обсуждение теоретических и практических проблем национальной экономики Казахстана и определение перспектив...

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconРавновесное функционирование национальной экономики экономическое равновесие
Экономическое равновесие – это понятие анализа, которое характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок...

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconЭкзаменационные вопросы по макроэкономике (декабрь 2012) Предмет...
Макроэкономические цели и инструменты. Основные цели и направления социально-экономического развития рб

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconУсловия устойчивого развития безопасности общества
Предмет «Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях». Исторические аспекты безопасности. Терминология. Глобальные проблемы...

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества icon1. Предмет макроэкономики. Основные цели и проблемы макроэкономического...
Если микроэк изучает поведение фирм и других хозяйствующих субъектом, то предметом макроэк является функционирование экономики как...

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconВопросы на гос. Экзамен по специальности «национальная экономика»
Цели и задачи классификации объектов и методов прогнозирования национальной экономики

11. Цели и результаты развития национальной экономики. Экономическое благосостояние общества iconНациональный продукт, его формы и измерение Результатом функционирования...
Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт. Под национальным продуктом понимают общий эффект...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов