Скачать 225.54 Kb.
|
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Раздел I. Экономическое развитие и менеджмент Семинар 1: Сущность менеджмента. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования в условиях рынка. Современное общественное производство и формы его организации (2часа) Вопросы к обсуждению: 1.Объясните, для чего нужно управление. 2.В чем состоит разница между социальным и техническим управлением. 3.Раскройте суть управленческого воздействия. 4.Раскройте суть понятия «эффективность управления» и предложите свое понимание факторов, которые ее обуславливают. 5.Объясните, в чем сходство и в чем различие между управляющей и управляемой подсистемами, с одной стороны, и между субъектом и объектом управления – с другой; попытайтесь изобразить соотношения этих элементов графически. ^ – основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы. При осуществлении процесса управления необходимо учитывать ряд принципов (схема). Прежде всего это методологическая определённость и соответствие системе и механизму управления. Рациональности процесса управления способствуют также принципы целевой инструкции взаимодействий, своевременности управленческих решений, экономии времени. С этими принципами связаны также принципы непрерывности, технологичности и ритмичности. Большое значение имеет взаимоувязка этих принципов в практическом менеджменте. На протяжении десятилетий в нашей стране одним из главных принципов менеджмента действовал так называемый принцип демократического централизма, в основе которого находилось централизованное руководство народным хозяйством. Другим принципом менеджмента является плановое ведение хозяйства, предусматривающее установление конкретных целей и путей их реализации на длительный период. Следующим принципом менеджмента является принцип материального и морального стимулирования труда. Рыночные отношения в экономике предоставили право предприятиям всех форм собственности реализовать свои возможности в труде. Существуют еще несколько принципов в менеджменте: принцип научности управления, принцип ответственности, принцип правильного выбора и расстановки кадров, принцип экономичности и эффективности. ^ ![]() Практическое задание: решение ситуаций «Срочная командировка», «Отстающий участок», «Инспектор», «Срочное задание», «Работа в выходной день», «Увольнение». В конце занятия – тестирование. Раздел II Управление предприятием Семинар 2: Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием. Организационные структуры предприятий (2часа). ^
Практическое задание – разбор ситуаций: «Сверхплановая продукция», «Премия», «Предоставление отгула», «Устранение последствий аварий», «Сложное задание» ^ Вопросы к обсуждению:
Практическое задание – разбор ситуаций. ^ Семинар 4: Мотивация труда в системе управления (2часа) Вопросы к обсуждению:
^
^ мотивации
Семинар 5: Методы оптимизации управленческих решений (2часа). Вопросы к обсуждению:
Реализация и оценка решения. Фазы, следующие за принятием решения и относящиеся к разрешению проблемы. Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его выбор несет благо и организации, и каждому в отдельности. Некоторые руководители считают попытки убеждения напрасной тратой времени, однако, подход типа “прав я или не прав, но начальник я” сегодня в мире образованных людей, как правило, не срабатывает. Шансы на эффективную реализацию значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто должен решать. Тем не менее, бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется прежде всего с помощью функции контроля. ^ Наше рассмотрение этапов рационального решения проблем должно служить в качестве рекомендаций, способных помочь в принятии более эффективных решений в сложных ситуациях. Однако этот метод управления, как и все другие, применяется не в вакууме. Организации являются сложными объектами, а они, в свою очередь, - частями еще более сложной целостности. Поскольку организованным действиям присущи сложности, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Опишем некоторые важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и насколько эффективными они будут. Рассмотрим личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений. ^ Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. В ходе рассмотрения социальной ответственности и этики можно привести много примеров решений, принятых руководителями, которые отражают ценности этих людей в том, что касается добра и зла, порядочности. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей-то системы ценностей. Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало - в их системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам. Согласно исследованию Дж.Ингленца, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего, не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное - сострадание к людям, скорее пойдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение, ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов. Немаловажное значение имеют культурные различия, хотя, как можно ожидать, существует сходство ценностных ориентаций управляющих из разных стран. Например, австралийские руководители предпочитают “мягкий” подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южнокорейские больше значения придают силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании. Некоторые организации используют формальные декларации о корпоративных ценностях, чтобы решения, принимаемые руководителями, и действия всех работников организации отражали общую систему ценностей. ^ При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие “риск” используется здесь не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности. ^ В начале главы мы сделали различие между данными и информацией, указав, что информация - это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т.п. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя - отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что, в особенности, относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений. ^ Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Послужной список каждого может показать, как они воспринимают и реагируют на проблемы. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют. Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддержал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом менеджер может решить, поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддерживал выдвинутый менеджером проект. Короче говоря, установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений. ^ Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность. Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. ^ В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Если, к примеру, организация решает перевести штаб-квартиру в другой штат, она должна также принять решения о том, как компенсировать перемещение работникам, кто определит - покупать или не покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате перебазирования, заставят ли законы о налогообложении в другом штате менять процедуры бухгалтерского учета и т.п. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом - на отделах сбыта и маркетинга. ^ Технология менеджмента имеет следующие составляющие: - общее руководство принятием решений; - правила принятия решений; - планы в принятии решений; - принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия; - целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях); - матричный тип взаимодействия. Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три - горизонтальную связь в координации принимаемых решений. А вот что пишет о подготовке решений К.Киллен. Процесс подготовки решения состоит из пяти основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Выявление альтернатив. 3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив. 4. Внедрение решения в практику. 5. Проверка результата. Практическое задание – разбор ситуаций. Семинар 6: Управление конфликтами и изменениями (2часа) Вопросы к обсуждению:
^
При уклонении конфликт все равно остается. При соперничестве и приспособлении выигрывает только одна сторона. При компромиссе реализуются не все интересы. Практическое задание – разбор ситуаций. ^ Вопросы к обсуждению:
Приведём пример экспертных оценок национальных культур некоторых стран по степени проявления перечисленных параметров (В – высокая, С – средняя, Н – низкая) (табл. 1). Таблица 1 ^
Люди с разной национальной культурой рассматривают всё окружающее сквозь её призму, поэтому неодинаково воспринимают реальность. Приведём примеры основополагающих культурных ценностей ряда стран. Американскому стереотипу свойственны:
Национальный стереотип исламских стран отличается:
Для японского стереотипа характерны:
Для западной культуры в целом характерны индивидуализм, предприимчивость, инициатива, традиции политической демократии, участие работников в управлении, взятие ими на себя ответственности. Восточной культуре свойственны покорность власти, авторитаризм, значительное влияние национальных и этнических факторов, устойчивость, разрыв между элитой и массами. Особенностями российского менталитета и культуры являются:
Например, в России в отличие от Запада совместная работа слабо структурирована, проходит в условиях нечёткого распределения обязанностей и функций (общее задание «бросается» в группу). Отсюда сложностью является возложение на кого-либо ответственности. Исполнители пассивно ожидают, когда их заставят участвовать в принятии решений, что освобождает от ответственности за их результаты. Этому во многом способствуют проводимая администрацией политика «закрытых дверей», обращение руководства к людям только в безвыходных ситуациях. Проведение теста. |
![]() | Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы «Искусство мыслить масштабно»? В этом году... | ![]() | Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы «Искусство мыслить масштабно»? В этом году... |
![]() | Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для... | ![]() | |
![]() | Вопросы для экзамена по дисциплине «Управление рисками» для специальности «Экономика и управление» | ![]() | «Управление инвестиционной привлекательностью территории» для студентов специальности 081100 – Государственное и муниципальное управление... |
![]() | Поэтому все бобовые, в том числе и чечевица, для приготовления, конечно же, требуют длительной варки (тормозящие пищеварение вещества... | ![]() | Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей... |
![]() | Профили: муниципальное управление, управление государственной и муниципальной собственностью, управление в сфере межрегиональных... | ![]() | ... |