Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»




НазваниеУчебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
страница1/20
Дата публикации23.07.2013
Размер3.33 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра аграрной экономики и рынков


Организация и методика курсового

и дипломного проектирования

по аграрной экономике для студентов экономического факультета

Учебное пособие

Ярославль 2006

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра аграрной экономики и рынков

Организация и методика курсового и дипломного проектирования

по аграрной экономике для студентов экономического факультета.

Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов сельскохозяйственных вузов по специальности 080502.65 – экономика и управление на предприятии

(в агропромышленном комплексе)

Под общей редакцией Заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора Дугина П.И.

Ярославль 2006

УДК – 631.145.001.63 (075.8)

ББК – 65.32

Д – 80


Рецензенты:


заведующая кафедрой учета, анализа и аудита ФГОУ ВПО ЯГСХА, д.э.н., профессор Голубева А.И.; заведующий кафедрой управления и предпринимательства Яр ГУ им. Демидова, д.э.н., профессор Платов О.К.


Авторы:

П.И. Дугин, Т.И. Дугина, В.И. Мостовая, М.Г. Сысоева, И.С. Гарина, Г.Л. Барцева, М.А. Рычагова, Л.Р. Барахоева, А.Н, Дугин



Организация и методика курсового и дипломного проектирования по аграрной экономике для студентов экономического факультета. Учебное пособие.

В учебном пособии последовательно рассмотрен весь процесс подготовки и защиты курсовых и дипломных проектов. Особое внимание уделено тематике проектов, примерным развернутым планом по отдельным темам и современным методическим исследованиям теоретической и конструктивной направленности.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения.

Издательство ФГОУ ВПО ЯГСХА

Введение
Подготовка экономистов в сельскохозяйственном вузе предусматривает выполнение курсовых и дипломных проектов по одному из основополагающих курсов – аграрной экономике. Что же изучает аграрная экономика, в чем ее предмет и почему этот курс выделяют особо? Существуют разные подходы к определению предмета: прежде всего отмечается, что это искусство управлять хозяйством, совокупность производственных отношений и экономических законов, изучение производственных сил и производственных отношений, их взаимодействия и взаимообусловленности в АПК; наука, изучающая финансово-экономические аспекты деятельности отрасли; а также, как общества используют ограниченные ресурсы для производства необходимых сельскохозяйственного сырья и продовольствия и как распределяют их и другие.

Чтобы глубже проникнуть в суть вопроса необходимо прежде всего иметь в виду, что курс аграрной экономики представляет собой часть экономической теории, изучающий систему экономических отношений в сельском хозяйстве при соединении труда, земли и капитала которая имеет огромную специфику. Она определяется биологическими, природными, технико-технологическими, пространственно-территориальными, финансово-экономическими и другими особенностями. Курс аграрной экономики логически включает в себя три дисциплины: экономика отраслей АПК; сельскохозяйственные рынки и экономика предприятия.

Исходя из этого курс аграрной экономики охватывает как общетеоретические вопросы экономики отрасли и рынков, так и предприятий и производств. Поэтому предметом аграрной экономики в целом является - выявление и познание системы экономических отношений, экономических закономерностей эффективности: формирования, использования ограниченных ресурсов, распределения продукции и доходов, а также функционирования экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и отрасли в целом. Иными словами, нужно выяснить, что, сколько, для кого и как производится, какая система экономических отношений используется при этом и какие социально-экономические последствия: результативность и эффективность.

Курс аграрной экономики наряду с экономической теорией является основополагающим для изучения других дисциплин подготовки экономистов, финансистов и бухгалтеров. Отсюда вытекает важность и необходимость научить студентов экономическому мышлению, умению самостоятельно ставить и решать значимые экономические задачи в условиях риска, неопределенности, меняющейся конъюнктуры рынка и дефицита ресурсов.

Разнообразие форм собственности и форм хозяйствования, ориентация преимущественно на экономические методы в практике работы сельских товаропроизводителей выдвигает перед специалистами серьезную задачу освоения управления людьми и вещами в изменившихся условиях путем системного, глубокого теоретического познания сущности экономических законов, механизмов их действия и системы противоречий. На этой основе, а также практических умений и навыков, студенты должны обобщить и систематизировать итоги своего обучения в вузе. Причем это должно быть не механическое обобщение, а глубокое осмысление и аналитическое исследование, чтобы сформировать комплексное представление и глубокие знания в области экономики сельского хозяйства.

До сей поры, актуально звучат слова выдающегося агрохимика Д.Н. Прянишникова о том, что отсутствие нужных знаний нельзя заменить даже избытком удобрений.

Известная деформация производственных отношений в сельском хозяйстве в значительной мере ограничивала возможности реализации прав экономической свободы и выгоды личности в результате неадекватного использования в практической деятельности рычагов и стимулов товарно-денежных отношений. В результате система управления вытекала не из системы социально-экономических отношений и присущих им форм хозяйствования, а наоборот. Поэтому сложившиеся деформации привели к тому, что труд человека стал самым дешевым ресурсом сельского хозяйства, а сам он оказался экономически и юридически отделенным от средств производства. Знаток русской деревни А.Н. Энгельгардт более 130 лет тому назад отмечал: «Различные факторы в хозяйстве, по их назначению, идут в таком порядке: прежде всего хозяин, потому что от него зависит вся система хозяйства, и если система дурна, то никакие машины не помогут; потом работник, потому что в живом деле живое всегда имеет перевес над мертвым… в хозяйстве человек – прежде всего; потом лошадь… потом уже машины и орудия. Но ни машины, ни симментальский скот… не могут улучшить наши хозяйства. Его улучшить могут только хозяева».

Поэтому человеческий фактор – сложнейшее явление общественной жизни, представляет собой систему осмысленных и стихийных влияний каждого человека, групп, коллективов людей на все без исключения политические, экономические, производственные и другие процессы в обществе, проявляющиеся под воздействием системы реальных жизненных интересов. Весь смысл экономических и политических преобразований, которые проводятся в стране, заключаются в том, чтобы найти экономические механизмы реализации права хозяина для сельских тружеников, обеспечить реальные долговременные права распоряжения и владения не только средствами производства, но и произведенной продукцией, доходами. Это очень важные экономические вопросы, которых студенты при исследовании любой темы должны касаться и глубоко анализировать причины, приведшие к иждивенческим производственным отношениям, формами проявления которых являются апатия, равнодушие, бесхозяйственность и т.п.

Положение сельского хозяйства и всего АПК России за последнее десятилетие перешло из стадии кризиса в хроническое банкротство, бедность, сопровождающуюся резким сужением мотивации высокопроизводительного труда. Между тем это одна из коренных, фундаментальных проблем развития и повышения экономической эффективности экономики любой страны. В нашей же новейшей истории реформирования этот главный вопрос вообще не рассматривается. В результате этого, сельское хозяйство страны не только не преодолело отставание от развитых стран, но, наоборот, оно увеличилось и сегодня достигло различий более чем на порядок, как за счет уровня продуктивности сельского хозяйства, так и уровня затрат труда. Поэтому процесс воспроизводства в сельском хозяйстве нужно рассматривать с нескольких сторон: по стадиям (производство, обмен, распределение, потребление); по типу – суженное, простое, расширенное; по видам – экстенсивное и интенсивное; по формам – трудо и капиталосберегающее, трудо и капиталоемкое (включая различные комбинации труда и капитала), результативности – рост сопровождающейся развитием; рост без развития, развитие без роста и другие варианты; эффективности: высокие уровни и темпы, средние, низкие и различные их сочетания.

Студенты экономического факультета академии выполняют на кафедре аграрной экономики и рынков курсовой проект и выпускную квалификационную работу в виде, как правило, дипломного проекта и реже - дипломной работы. Подготовленное учебное пособие поможет студентам в правильном и грамотном выполнении курсового и дипломного проектов, которое на кафедре тесно взаимоувязано и носит сквозной характер.

Учебное пособие подготовлено коллективом авторов кафедры аграрной экономики и рынков: д.э.н., профессором Дугиным П.И.; к.э.н., профессором Дугиной Т.И., к.э.н., доцентом Гариной И.С., к.э.н., доцентом Барцевой Г.Л.; к.э.н., доцентом Мостовой В.И.; к.э.н., доцентом Сысоевой М.Г.; ст. преподавателем Рычаговой М.А.; ассистентами Барахоевой Л.Р. и Дугиным А.Н.


  1. ^ Требования к профессиональной

подготовленности специалиста
Выпускник по специальности «Экономика и управление на предприятии» должен быть профессионально подготовлен и иметь соответствующую квалификацию для выполнения функций, обеспечивающих рациональное и эффективное управление.

Следовательно, качество образования (уровня знаний и подготовки) специалиста и его готовности к работе по специальности (постоянно выполняемой трудовой деятельности на основе полученных в вузе совокупности знаний, умений и навыков) закладываются в вузе при обучении и воспитании и в агрегированном виде проявляются на заключительном этапе при подготовке и защите выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта. Исходя из этого существуют определенные требования к профессиональной подготовке специалиста, суть которых заключается в следующем;

^ Специалист должен:

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;

знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

- законодательные и нормативно – правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарт унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры;

- отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на ее поставку; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

- номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;

- основы социологии и психологии труда;

- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

- организацию бухгалтерского учета на предприятии: первичные учетные документы;

- организацию производства на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение; организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;

- современные методы планирования и организации исследования, разработок;

- меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санатории и противопожарной защиты.

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуации, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;

владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;

- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;

- методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

- методами финансового планирования на предприятии;

- методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции товаров и предприятия.

Выпускник по специальности 080502.65 – экономика и управление на предприятии (в агропромышленном комплексе) должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческая;

  • планово-экономическая;

  • проектно-экономическая;

  • финансово-экономическая;

  • аналитическая;

  • внешнеэкономическая;

  • предпринимательская;

  • научно-исследовательская;

  • образовательная;


Содержание задач по видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая

  • организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;

  • разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положения о подразделениях; должностные инструкции;

  • проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

  • рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства; разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconМетодические рекомендации самара 2011 министерство культуры РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» icon«Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова» программа
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарская государственная академия...

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Методические рекомендации рассмотрены Учебно-методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной...

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconВ курсе дисциплин «Организация производства на предприятиях апк»,...
Министерство сельского хозяйства РФ фгоу впо «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное...
Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Основные современные нормы произношения гласных и согласных звуков

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconВысшего профессионального образования «российская академия народного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования российская академия народного...

Учебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» iconУчебно-методическое пособие для преподавателей
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов