Контрольные вопросы по основным темам учебной программы




Скачать 337.99 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы по основным темам учебной программы
страница1/2
Дата публикации25.07.2013
Размер337.99 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
zadocs.ru > Экономика > Контрольные вопросы
  1   2
на отработку пропусков
Контрольные вопросы по основным темам учебной программы
Раздел I. Введение в экономическую теорию.
Тема 1. Экономика как наука. Предмет и метод экономической теории.
1. Какое из определений, на Ваш взгляд, наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
Объясните, почему именно этот вариант ответа Вы считаете наиболее полным. Покажите, как на различных этапах развития экономической мысли менялось представление ученых о предмете экономики.
2. Известно высказывание Д.Б. Шоу: «Даже если всех экономистов ско­вать одной цепью, то и тогда они не придут к одному мнению». Почему так много раз­ногласий среди экономистов, каковы их причины? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.
3. Почему экономическую теорию относят не к точным (естественным), а к гуманитарным наукам? В чем, по-вашему, заключается сходство, и в чем - отличия общей экономической теории от других гуманитарных наук?
4. В чём Вы видите различия между понятиями «принцип», «закон», «за­кономерность»? Правомерно ли в этой связи говорить о наличии экономичес­ких законов? В чем заключается специфика их проявления?
5. Чем отличаются позитивный и нормативный подходы в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй? Приведите примеры, подтверждающие Ваше мнение.
6. Охарактеризуйте методы, которые используются при проведении экономических исследований. Насколько достоверны сведения, полученные с их помощью? Можно ли им безоговорочно доверять? Почему?

7. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги и длительны. Можно ли их заменить экономико-математическим моделировани­ем? Почему?
8. Что и каким образом измеряется в экономике? Зачем нужны эти измерения? Насколько объективны экономические показатели, полученные в результате подобных измерений? Приведите примеры, подтверждающие сделанные Вами выводы.
9. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе эконо­мических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реакти­вами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры его использования в научных (экономических) исследованиях.
10. Известный английский учёный А.Тойнби утверждал: «Несправедли­во считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах её теоретических законов с практически­ми правилами, на них основанными. Она чистая наука, и её цель - знания. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия при­нимается как наука практическая, т.е. как свод правил, руководящих поведением». Согласны ли Вы с такой позицией Тойнби? Каковы, по-вашему, функции экономической науки? Для чего она нужна человеку и обществу?


Тема 2. Экономика как хозяйственная система. Многообразие хозяйственных систем. Общие проблемы экономического развития.

1. Дайте характеристику экономике как хозяйственной системе. Почему признаком, определяющим экономическую систему, считают собственность на средства производства? Насколько справедливо, на Ваш взгляд, это мнение?
2. На примере известных Вам типов экономических систем покажите, как форма собственности, лежащая в основе системы, определяет ее «лицо» - главные, основополагающие признаки той или иной хозяйственной системы.

3. Существуют ли на Ваш взгляд объективные причины, предопределя­ющие форму собственности в отношении средств производства в той или иной экономической системе? Почему даже в условиях рыночной экономики есть место общественной собственности? Свой ответ обоснуйте.
4. Чем можно объяснить многообразие экономических систем? В чем заключаются различия между типом экономики и экономической моделью? Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения.
5. Каким образом решает вопрос о том, что производить, для кого про­изводить и как производить традиционная, рыночная и плановая эконо­мика? Какая из них, на Ваш взгляд, является предпочтительнее и почему?
6. Какие типы экономических систем занимают приоритетные позиции в начале XXI века? Чем Вы это можете объяснить?
7. Возможно ли в стране с бедными экономическими ресурсами более полное удовлетворение потребностей, чем в стране с богатыми эко­номическими ресурсами? Свое мнение обоснуйте. Если Ваш ответ утвердителен, то каковы пути достижения данного положения?
^ 8. Назовите два фундаментальных факта экономики. Какие проблемы они порождают? Как отражает данные проблемы кривая производственных возмож­ностей?
9. Производственные возмож­ности экономической системы «N» характеризуются следующими параметрами:

Вид

продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

Д

Е

X

0

4

6

8

10

Y

110

100

75

35

0


а) Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кри­вой? Найдите альтернативные издержки данного производства. Объясните, что показывает их динамика.

б) Как бы выглядела КПВ, если ресурсы были бы абсолютно неза­меняемыми?
10. Охарактеризуйте суть закона возрастания альтернативных издержек. Проиллюстрируйте его действие конкретными примерами.

Тема 3. Рынок, его сущность, функции, структура. Механизм функционирования рынка. Государство в рыночной экономике.
1. Каковы причины возникновения рыночной системы хозяйствования? Дайте характеристику основных принципов, лежащих в основе рыночных отношений.

2. Что понимается под недостатками (несовершенством) рынка? Кто и как в современных условиях помогает рынку «сглаживать» эти недостатки? Приведите примеры, подтверждающие сделанные Вами выводы.

3. Существуют ли объективные границы государственного вмешатель­ства в экономические процессы? Объясните:

а) почему считается, что выполнение государством таких экономических функций как управление собственностью, ценообра­зование, распределение ресурсов несовместимо с принципами рыноч­ной экономики;

б) какие методы воздействия со стороны государства на процессы, происходящие на предприятии, считаются эффектив­ными и сочетаются с принципами рыночной экономики.
4. Докажите ошибочность следующего умозаключения: «В течение пос­ледних лет цены на автомобили росли, но с каждым годом люди по­купали их всё больше. Таким образом, цена и количество покупаемой продукции находятся в прямо пропорциональной зависимости, и за­кон спроса неверен».

Наблюдаются ли подобные «нарушения» закона спроса на фармацевтическом рынке? Свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.
5. Какие из ниже перечисленных ситуаций и почему вызовут сдвиг кривой спроса:

а) рост доходов потребителей приводит к увеличению покупок изделий из на­туральных мехов

б) цена на яблоки резко поднялась, и в результате упал спрос на них

в) повышение цены на сливочное масло вызвало увеличение покупок расти­тельного масла

г) введение платного обучения в вузе сократило число студентов этого вуза

д) товар вышел из моды, в результате сократился спрос на него

е) удачная реклама на товар вызвала большой прилив покупателей данного товара на рынок

ж) забота о здоровье привела к сокращению потребления сигарет
6. Какие из ниже перечисленных ситуаций и почему вызовут сдвиг кривой предложения:

а) снижение цены на пшеницу вызвало уменьшение объема ее продаж

б) в связи с хорошим урожаем арбузов число их продавцов на рынке увели­чилось вдвое

в) снижение цен на минеральные удобрения увеличило предложение риса

г) рост налога на продажу спиртных напитков сократил их предложение
Наблюдаются ли подобные ситуации на фармацевтическом рынке? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.
7. Эластичность спроса (предложения) – что характеризует собой это свойство? Какой эффект вызовет повышение таможенных пошлин на импорти­руемые лекарственные препараты с коэффициентом эластичности равным 0,5; 8; 1? Кто (какие субъекты) и почему получит вы­игрыш в данной ситуации, и кто проиграет?
8. Функция спроса QD = 40 - 7р, функция предложения QS = - 6 + 16р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Решив задачу, объясните:

а) что означает равновесие спроса и предложения?

б) какая ситуация образуется на рынке, если равновесная цена: 1) поднимется до 4 ед.; 2) снизится до 1ед.?

в) какие при­чины вызывают дефицит и затоваривание рынка лекарственных препара­тов?
9. Почему конкуренцию считают важнейшим атрибутом (фактором) рынка? Каким образом в современной экономике государство защищает и поддерживает конкурентную среду? По вашему мнению, какая рыночная структура - с совершенной или несовершенной конкуренцией - предпочтительнее для технического прогресса? Объясните, почему.

10. Что представляет собой сегодня фармацевтический рынок? В чем заключаются его специфика, функции, структура? Каковы перспективы его развития?

Раздел II. Микроэкономика
Тема 4. Основы предпринимательской деятельности. Предприятие как инструмент предпринимательства и основное звено хозяйственной системы.

1. Верны ли, по-вашему, следующие утверждения:

а) предпринимательство - общедоступный вид деятельности

б) официальный статус предпринимателя приобретается посред­ством его государственной регистрации

в) объектом предпринимательства может выступать любой вид хозяйственной деятельности, от производственной до консультационной и инновационной

г) главным условием предпринимательской деятельности является самостоятельность хозяйствующего субъекта, наличие у него определенной совокупности прав и свобод
Свой выбор объясните. Какие теоретические положения, по-вашему, следует добавить, чтобы характеристика предпринимательства была более полной?
2. Установите соответствие между парами значений:
а) индивидуальное предпринимательство 1 - товарищество « Тиньков и К»

б) партнерство 2 - ОАО «Сибирьтелеком»

в) корпорация 3 - парикмахерская «Светлана»
В чем заключаются различия между перечисленными выше формами предпринимательской деятельности? Какая из них, по-вашему, является более предпочтительной? Объясните, почему.
3. Для какого вида предпринимательской деятельности сутью явля­ются товарно-денежные операции и сделки по купле-продаже (перепродаже) товаров и услуг:

а) для страхового предпринимательства

б) для коммерческого предпринимательства

в) для производственного предпринимательства

г) для финансового предпринимательства
В чем Вы видите сходства и в чем - различия между основными видами предпринимательской деятельности?
4. Предпринимательство и предприятие: могут ли они существовать независимо друг от друга? Объясните, в каких случаях предприятие выступает субъектом рыночных отношений, а в каких – их объектом? Приведите примеры, иллюстрирующие Ваш ответ.
5. Для чего при анализе деятельности предприятий используют их различные классификации? Объясните, в чем заключаются различия между экономическими и правовыми формами предприятий. Определите, какие из ниже перечисленных форм являются организационно-правовыми, а какие – экономическими формами предприятий:

а) государственные и частные предприятия д) многопрофильные предприятия

б) производственные кооперативы е) унитарные предприятия

в) капиталоемкие предприятия ж) транспортные предприятия

г) коммерческие предприятия з) акционерные общества
^ 6. Проведите сравнительную характеристику ИП и ООО. В каких случаях создание ООО предпочтительнее организации бизнеса в статусе ИП и наоборот?
7. Охарактеризуйте преимущества малых предприятий. Могут ли они успешно конкурировать с крупными предприятиями в выпуске про­дукции или призваны лишь только их «обслуживать»? Приведите примеры, иллюстрирующие Ваш вывод.
8. В чем заключаются различия между частными предприятиями и предприятиями государственного сектора экономики? Каким следует считать предприятие, акции которого принадлежат как частным (физическим и юридическим) лицам, так и государству? Приведите примеры подобных предприятий.
9. С какой целью предприятия вступают между собой в различные формы партнерских отношений? Что представляют собой такие формы партнерских отношений, как холдинг, лизинг, фран­чайзинг?
10. Объясните сущность понятия «конкурентная стра­тегия фирмы». Назовите известные Вам типы (виды) подобных стратегий, дайте их краткую характеристику. Какие факторы определяют выбор той или иной конкурентной стра­тегии?

Тема 5. Издержки и результаты хозяйственной деятельности. Важнейшие показатели экономической эффективности.
1. Назовите факторы, определяющие «лицо» современного производства. Объясните:

а) в чем заключаются различия между понятиями «ресурсы» и «факторы производства»;

б) как связаны между собой понятия «издержки» и «факторы производства»;

в) что представляет собой капитал как фактор производства с точки зрения предприятия и с точки зрения народного хозяйства (национальной экономики в целом);

г) в чём состоит различие между понятиями «труд» и «человеческий капитал».
^ 2. Охарактеризуйте издержки, с которыми сталкивается предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности. Экономические издержки - это:

a) расходы на производство продукции при наиболее выгодном ис­пользовании ресурсов

б) неявные, альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей)

в) издержки при наиболее выгодном из всех возможных способов использования затраченных ресурсов.

Объясните, какие издержки обучения в ОмГМА следует отнести к явным, а какие к неявным (альтернативным) издержкам.
3. Что такое «короткий период» в деятельности предприятия с точки зрения использования факто­ров производства и деления затрат на постоянные и переменные? Один год для фармацевтической фирмы - это краткосрочный или долгосрочный период в ее деятельности? Свой ответ обоснуйте.
4. Аптечное предприятие само производит для своего производства сырьё, издер­жки производства которого составляют 5800 руб., в том числе FC - 800 руб., переменные – 5000 руб. Одна из фирм предложила предпри­ятию покупать у них это сырьё за 5500 руб. Если предприятие примет это предложение, то высвободившиеся производственные мощности оно направит на выпуск другой (альтернативной) продукции. Определите:

a) предприятие извлечёт прибыль или понесёт убытки от этой сделки;

б) какой должна быть величина переменных издержек альтернатив­ной продукции, чтобы предприятие при совершении сделки не понесло убытков?
5. Монополист-производитель медицинского оборудования выпускает и продаёт объём продукции, при котором MR = 180 долл., МС = 100 долл., АТС = 200 долл. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

a) повысить цену и объём продаж

б) повысить цену и уменьшить объём продаж

в) повысить цену и сохранить прежний объём выпуска

г) снизить цену и увеличить объём выпуска
Свой ответ обоснуйте. Какому правилу должно следовать предприятие, если его цель - максимизировать прибыль? В чем заключаются особенности этого правила для конкурентной фирмы и для фирмы-монополии?
6. Провизор-предприниматель организовал реализацию лекарственных средств через аптечный киоск. Инвестиции в данный бизнес составили 200 000 д. ед. (покупка киоска, торгового оборудования и лекарственных средств). Деятельность киоска характеризуется следующими годовыми показателями:

  • валовой доход - 150000 д. ед.;

  • издержки, в том числе:

  • заработная плата двух фармацевтов - 60000 д. ед.

  • стоимость электроэнергии - 7200 д. ед.

  • износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МЦБП) - 6000 д. ед.

  • автомобильные перевозки - 10000 д. ед.

  • хозяйственные нужды - 2000 д. ед.

  • канцелярские товары, бланки - 3000 д. ед.

  • амортизация киоска и торгового оборудования - 9000 д. ед.


Показав ход решения задачи, определите:

а) экономическую прибыль предпринимателя, если оплата труда на рынке провизоров составляет 5 000 д. ед. в месяц, средний доход на капи­тал, вкладываемый в дело со сходной степенью риска, - 10%, а сумма банков­ских процентов по вкладу в размере произведенных инвестиций составила бы 10 000 д. ед. в год;

б) какой объем товарооборота был бы достаточным для того, чтобы провизор не
оставил предпринимательскую деятельность?
7. Провизор-предприниматель решил организовать работу фитобара. Аренда помещения, покупка оборудования и оформление торгового зала потребуют вло­жения 710 000 д.ед. Сама деятельность сопряжена со следующими ежемесяч­ными затратами:

- амортизация оборудования – 25 965 д.ед.

- приобретение сырья, материалов и др. – 62 900 д.ед.

- оплата труда работников – 6 800 д.ед.

- стоимость электроэнергии – 3 400 д.ед.
Показав ход решения задачи, определите, какова должна быть средняя цена реализации фитонапитка, чтобы провизор со­гласился организовать дело. Производственные мощности рассчитаны на приготовление 17 000 напитков в месяц. Альтернативой применения трудового капитала провизора является должность управляющего аналогичным фитоба­ром с ежемесячной оплатой 3 800 д. ед. Альтернативой применения финансового капитала провизора является покупка ценных бумаг с ежемесячным гарантиро­ванным дивидендом в размере 1,25%.
8. Каковы важнейшие различия между основными и оборотными фондами предприятия? По каким показателям мы судим об эффективности их использования? Охарактеризуйте:

а) основные направления улучшения ис­пользования основных фондов;

б) основные способы ускорения оборачиваемости обо­ротных средств.

Объясните, какую выгоду при этом извлекает предприятие.
9. Первоначальная стоимость станка - 20 млн. руб. Через 6 лет стоимость подобных станков составила 15 млн. руб., а норма амортизации на предприятии осталась прежней - 10%. Определите:

a) остаточную стоимость станка на начало 7 года (млн.р.)

б) сумму потерь от морального износа (млн.руб.)
Объясните, в чем заключаются различия между моральным и физическим износом основного капитала.
10. Что означает понятие рентабельности предприятия? Опишите мето­дики ее расчёта. Какова рентабельность отечественных предприятий, в частности - рентабельность фирм, занимающихся фармацевтическим бизнесом?

^ Раздел III. Макроэкономика
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconКонтрольные вопросы по темам Iseendast
Восьмая, краеведческая. О послелогах

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconКонтрольные вопросы по темам 28 Приложения 30
Задание 1 Оценка параметров уравнения парной регрессии и качества эконометрической модели

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconКонтрольные вопросы по темам "Iseendast", "Minu perekond", "Minu...
Девятнадцатая, частичная. О падеже osastav

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине «Теория бухгалтерского...
...

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconКнига предназначена в качестве учебника для подготовки машинистов...
Ьности тем учебной программы. Каждая глава охватывает материал темы учебной программы, а каждый параграф содержит сведения по одному...

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconМагниторазведка
Магниторазведка: Программа, методические указания, вопросы для самопроверки, контрольные работы, лабораторные работы и план прохождения...

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconРабочая программа учебной дисциплины
Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и...

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconОсновные вопросы учебной программы по физике (1 семестр) 1
Моделирование в физике и технике. Физическая и математическая модели. Проблема точности в моделировании

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconУтверждены решением кафедры трудового права от 28 мая 2013 г. Протокол...
Метод трудового права: отраслевые особенности регулирования трудовых и связанных с ними отношений

Контрольные вопросы по основным темам учебной программы iconУчебное пособие по дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»...
Учебное пособие составлено на основе Государственного обра­зовательного стандарта высшего профессионального образования и разра­ботанной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов