Скачать 0.82 Mb.
|
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Бутеня В.Е., Федосеенко В.Н.; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАКТИКУМ для студентов неэкономических специальностей Минск – 2011 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Канд. экон. наук, доцент Донцова В.И. Канд. экон. наук, доцент Рымкевич В.В. Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для студентов неэкономических специальностей. Он позволяет закрепить знания, полученные в учебном процессе, и предназначен для самостоятельной работы студентов. ВВЕДЕНИЕ Экономика характеризуется многогранностью и разнообразием явлений и мобильностью процессов, происходящих в ней. Это обусловлено тем, что она является открытой системой и на нее влияет окружающая внешняя среда. Центральным элементом этой системы является человек, с его сложным миром восприятия и оценки, как самой экономики, так и ее окружения. Экономическая теория призвана выявить закономерности экономического развития и объяснить возникновение новых экономических явлений посредством экономических категорий, законов, теорий и концепций. Быстроизменяющийся мир предъявляет повышенные требования к современному образованию, подготовке высококвалифицированных кадров. Сегодня необходимы специалисты, понимающие закономерности развития современного общества и умеющие оценивать происходящие процессы в экономике, политике, культуре. Предлагаемый вниманию студентам практикум призван помочь при изучении курса экономической теории. Он является своего рода дополнением к учебникам по экономической теории изданных в соответствии с типовой программой по экономической теории. Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов в освоении курса экономической теории и призван помочь им сориентироваться среди многочисленной учебной литературы, использование которой поможет расширить и углубить первоначально полученные знания по экономической теории. Практикум следует рассматривать как материал для самостоятельной работы студентов с разнообразной экономической литературой. Он не претендует на всеобщность и комплексность охвата всей тематики курса экономической теории. Практикум может быть использован не только в самостоятельной работе студентов, но и на семинарских занятиях. В нем содержаться учебные задания, тесты, приведены вопросы для самоконтроля, которые могут быть использованы студентами для самостоятельного контроля степени усвоения изучаемого материала по четырем разделам изучаемого курса: «Введение в курс», «Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики». Учебные задания и вопросы для самоконтроля составлены таким образом, чтобы обратить внимание студентов на наиболее сложные проблемы науки и помочь им в приобретении навыков анализа экономических проблем в обществе. В практикум наряду с авторскими заданиями включены наиболее удачные материалы из опубликованных отечественных и зарубежных учебных пособий апробированных преподавателями на семинарских занятиях. Предлагаемый практикум сориентирован на студентов неэкономических специальностей. Материалы практикума нацелены на углубление знаний, полученных на лекциях, а также на повышение уровня усвоения учебного материала, развитие познавательной активности и формирование навыков самостоятельной работы. РАЗДЕЛ ^ ВВОДНЫЙ КУРС ТЕМА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД Вопросы для самостоятельного изучения
Темы рефератов и кратких сообщений
Учебные задания 1. Как Вы понимаете следующий тезис: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»? 2. Объясните, почему в экономической теории не утвердилось одно научное направление или одна научная школа. Тесты 1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории? а) эффективное использование ресурсов, б) неограниченные производственные ресурсы, в) максимальное удовлетворение потребностей, г) материальные и духовные потребности, д) редкость блага. 2. Какую функцию не выполняет экономическая теория как наука? а) теоретическую функцию, б) регулирующую функцию, в) прогностическую функцию, г) методологическую функцию, д) верного ответа нет. 3. Если сначала выдвигается гипотеза, а затем она проверяется на фактах, то данный метод называется: а) индукцией, б) анализом, в) синтезом, г) системным подходом, д) дедукцией. 4. Первой научной школой экономической теории является: а) марксизм, б) школа физиократов, в) меркантилизм, г) классическая экономическая теория, д) кейнсианская теория. 5. Какая из экономических школ считала, что предметом экономической теории является изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве: а) марксистская, б) монетаристская, в) классическая, г) физиократы, д) верного ответа нет. 6. Нормативная экономическая теория: а) метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами, б) изучение эффективного использования ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных потребностей общества, в) направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительного того, какой должна быть экономика, г) анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения, д) верны все ответы. 7. Позитивная экономическая теория: а) анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения, б) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, в) обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов, г) принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод, д) верны все ответы. 8. Маржинализм отличается от других научных школ тем, что: а) в ней используются математические методы, б) источник богатства они ищут в обмене, в) данная школа создала трудовую теорию стоимости, г) данная школа связала экономические процессы с теорией предельной полезности, д) маржиналисты исследуют национальную экономику в целом. 9. Политика протекционизма, проводимая меркантилистами, не предполагала: а) развитие посреднической торговли, б) создание торговых монополий, в) свободу развития предпринимательства, г) стимулирование импорта, д) премии (субсидии) за экспорт. 10. Метод индукции не предполагает: а) сбор и накопление фактов, б) сбор фактов с целью проверки предварительно сформулированных гипотез, в) систематизацию и анализ фактов с целью выведения обобщений, г) процесс создания теоретических концепций на основе обобщения фактов, д) верного ответа нет. Вопросы для повторения и самоконтроля
^ |
![]() | Контрольная работа для студентов неэкономических специальностей мгу им. А. А. Кулешова предполагает выполнение двух заданий | ![]() | Ширманов Я. И., Муратова И. А. Социология: практикум для студентов для студентов всех специальностей и профилей всех форм обучения.... |
![]() | Лабораторный практикум предназначен для лучшего усвоения студентами программного материала общетеоретической и прикладной части курса... | ![]() | Ение единого целого на отдельные составные части и изучение каждой из них – это |
![]() | Цифровые и микропроцессорные устройства: методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальностей 2-45... | ![]() | Методические указания – практикум (практические задания) к самостоятельной работе студентов составлены в соответствии госо, типовой... |
![]() | Основы гидрогазодинамики", "Гидрогазодинамика", для студентов специальностей 1-43 01 04 "Тепловые электрические станции", 1-43 01... | ![]() | И основы звукорежиссуры [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» / А. С. Ивановский.... |
![]() | Практическая работа № расчет предельно допустимых выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферы | ![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочного отделения экономических специальностей бнту. Они могут быть также... |