1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука




Название1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука
страница1/10
Дата публикации26.07.2013
Размер1.18 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1.Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука.

Методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания.

Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.
^ 2.Основні принципи методики викладання.

В качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

^ Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

- включение в овладение знаниями различных органов восприятия.

- использование наглядных пособий: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия, графические пособия, различные технические средства.

^ Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. (глубокое осмысление логики, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала).

^ Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

^ Принцип научности - содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности.

^ Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.
^ 3.Особливості викладання економічних дисциплін.

Обучение экономике тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы.

Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

- Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

- Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

- В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).

- Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала.

- использование приема «наращивания» понятия, углубления его содержательного компонента.

- При изложении той или иной проблемы в конкретной экономической дисциплине можно предложить разные определения категорий. Объясняется такое положение дел целями педагога, методологией исследования, позицией субъекта познавательной деятельности.

- использование приема сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества.
^ 12.Ґрунтовне засвоєння знань з економіки та умови його досягнення.

Основательность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

Принцип основательности предполагает точность, доказательность и полноту знаний. Отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

Требования, вытекающие из принципа основательности обучения:

- Последовательно применять всю систему дидактических принципов, законов и закономерностей;

- Осуществлять усвоения определенными частями;

- Выполнять оптимальное количество учебных упражнений;

- Систематически и правильно строить повторения изученного материала;

- Добиваться осмысленного усвоения знаний, использования их на практике;

- Осуществлять установку на запоминание знаний.


^ 4.Форми викладання економічних дисциплін, їх специфіка та роль у навчанні та викладанні.

Формы учебного процесса подразделяются на:

Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.

Система форм экономического образования:

1. Урок — форма, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

2.Лекции - форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

Лекция: дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает на сам. работу и определяет ее направления; это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения.

3.Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

^ 4.Практические занятия - носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на 5.Практикум - вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики.

6.Работа на компьютере;

7. Рефераты, контрольные, курсовые работы;

8.Самостоятельная работа - овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

9.Деловые игры - усиления практической направленности обучения, творческого применения полученных научных знаний и их закрепления.

10. теоретические конференции;

11. консультации преподавателей;

12.зачеты, экзамены.
^ 5.Вимоги до методики викладання економічних дисциплін

Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) – фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом.

Основная проблема МПЭ – каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике нужно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений.

Требования:

- Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

- Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

- В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.

Современные требования к качеству экономического образования и присоединение к европейскому образовательному простору связано с изменением системы образовательного процесса. Присоединение Украины к Болонскому процессу выдвигает необходимость продумать стратегию и тактику этого перехода. При этом эксперименте необходимо сохранить все позитивное, что имеется в отечественной культуре обучения.
^ 6.Загальна система принципів навчання.

Принципы обучения - система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает эффективное решение задач учения и развития личности. Принципы определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностей. Основное в принципах - это требования к организации познавательной деятельности учащихся.

Учителя, руководители школ, кроме общих представлений о сущности принципов обучения и пути их реализации, не вооружены в достаточной степени системой требований, которые закономерно вытекают из каждого принципа, не понимают его системообразующей роли. Все принципы обучения тесно взаимосвязаны, взаимопроникают и взаемоконтролюють друг друга, и чем больше их реализовано во время урока, тем выше его результативность и эффективность.

Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Система принципов следующая:

- принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;

- принцип практической направленности – учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

- принцип систематичности и последовательности изложения материала;

- принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;

- принцип наглядности;

- принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых (успевающих и отстающих).

^ 7.Принцип науковості і його реалізація у викладанні економіки.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов.

Принцип научности и практической направленности учебного процесса реализуется по следующим направлениям:

- Изложение смысла и практического предназначения дисциплины;

- Научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов как отечественных, так и зарубежных;

- Аргументированный отказ на основе анализа от устаревших концепций и взглядов;

- Научная организация всего учебного процесса;

- Раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития экономики в современных условиях;

- Определение места и роли данной специальности в современной экономической жизни;

- Использование последних практических наработок в области учебного курса.

^ Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
^ 8.Принцип практичної спрямованості навчання і його реалізація у процесі викладання економіки.

Принцип практической направленности учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе.

Предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип практической направленности педагог реализует в том случае, если он:

- раскрывает особенности, динамику и тенденции развития экономики в современных условиях;

- показывает место и роль данной специальности в сов-ременной экономической жизни;

- использует последние практические наработки в области своего учебного курса;

- постоянно вносит элементы психологической подготовки и регуляции к будущей практической работе.
^ 9.Свідомість та активність навчання: сутність й шляхи досягнення.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

- подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

- собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо:

- приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; - выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Немало возможностей для практической реализации принципа сознательного и активного усвоения знаний, в частности:

- акцентирование внимания на общественную значимость обучения вообще и учебы по данной специальности в частности;

- разъяснение теоретической и практической значимости дисциплины и темы занятия;

- заинтересовывание обучаемых поощрением их инициативы в учебе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconМетодика и техника социологических исследований
Поняття, концептуальна будова І організація компонентів програми соціологічного дослідження

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconМетодика преподавания права как педагогическая наука. Методика обучения праву
«Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе»....

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconC емінар суспільство як форма людського спів-буття питання для обговорення
Поняття суспільства та суспільного буття. Еволюція філософських уявлень про суспільство та його структуру

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconМетодика ооп основывается на: разработке программного продукта как...
Представляет собой методику анализа проектирования и написания программы продуктов с помощью объектов

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconМетодика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка
Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconЛабораторная работа №9 Методика обучения теме «Среда программирования...
Цель: изучить методику введения понятий «алгоритм», «программа», «переменнай», «тип данных». Ознакомить со средой программирования...

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconУкраины (нрбу 97)
Конституции и Законов Украины "Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення", "Про використання ядерної енергії...

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconПоняття «інвестиції». Сутність інвестиційної та інноваційної діяльності....
Суб’єкти інвестиційної діяльності та об’єкти інвестування. Права та обов’язки інвесторів. Поняття «інвестиційний клімат». Регулювання...

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука icon1. Поняття І сутність управління ризиками проектів Підходи до визначення...
Задание для выполнения контрольной работы по дисциплине «Управление рисками в проектах» для студентов ф-та №9, обучающихся по специальности...

1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука iconКурсовая работа По предмету «Тимофк» На Тему «Теория и методика физического...
Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов