Тема №4 Методы управления План




Скачать 77.14 Kb.
НазваниеТема №4 Методы управления План
Дата публикации31.07.2013
Размер77.14 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы




Тема № 4 Методы управления

План

1 Понятие метода управления

2. экономические методы управления

3. административные методы управления

4. социально-психологические методы управления
1 Понятие метода управления
Методы управления - это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

^ 2. Экономические методы
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

  • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;

  • методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия. • коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

• формирование системы заработной платы в зависимости
от количества и качества труда;

  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;

  • участие работника в распределении прибыли организа­ции;

  • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией;

  • предоставление работнику льготных кредитов;

  • льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, яв­ляется коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) преду­сматривает сопоставление в денежной форме произведенных за­трат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческо­го расчета используются такие экономические рычаги и инстру­менты, как политика в области ценообразования издержек произ­водства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. При­чем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е

Вторую группу составляют:

  • система материального поощрения работников;

  • система ответственности за качество и эффективность работы;

  • экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабаты­ваются на основе маркетинговых исследований, анализа основ­ных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;

охватывать все рычаги без исключения, и системным - охват вать весь объект управления по всей его иерархии.

Существуют различные способы и формы использован] таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ц нообразования ориентирована на приспособлении структуры уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении из­держек производства и обращения первостепенное значение при­дается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения каче­ства продукции, улучшения материально-технического снабже ния и форм хозяйственных связей между предприятиями, повы шения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и^ других расходах.

Политика в области финансирования и кредитования пре­дусматривает определение источников финансирования и рас­пределение средств по важнейшим отделениям и дочерним ком­паниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.

^ 2 Административные методы управления

Административные методы управления включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;

  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;

  • систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,

удержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкрет­ной организации.

Большое значение имеет и система оперативного управле­ния. Существует четыре способа реализации своей власти руко­водителем, которые находятся в диапазоне от прямого использо­вания до практически полного отказа от власти. Речь идет о рас­поряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Административные методы ориентированы на такие моти­вы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воз­действия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответст­вие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих орга­нов управления.

^ 3. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности;

  • способы организации труда и рабочих мест;

  • система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров;

  • информационное обеспечение и его использование;

  • система стимулирования работников;

  • морально-психологический климат в коллективе;

• социально-бытовые условия работников.
Управление социально-психологическими процессами

  • включает: разработку норм и нормативов социально-психологи-1 ческих процессов;

  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативом социально-психологических процессов;

  • разработку мероприятий по нормализации и оздоровле-,; нию протекания социально-психологических процессов;

  • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;

• регулирование социально-психологических процессов.
Важное значение в обеспечении высокой эффективности

работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

• настроение в коллективе (его жизнерадостность, опти-1
мизм);

• доброжелательность и объективность оценки работы ис-1
полнителей;

• творческая атмосфера в коллективе;

• согласие и единство действий в коллективе;

• отсутствие "показухи" и формализма в работе;

• доверительность, непринужденность отношений между I
членами коллектива;

• эмоциональная включенность и взаимопомощь членов
коллектива в различных ситуациях;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных;

  • достаточная информированность членов коллектива о] его задачах и состоянии дел;

  • взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;

  • принятие каждым членом коллектива на себя ответст­венности за положение дел в организации (подразделении);

  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

  • доброжелательная и деловая критика;

  • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

  • отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункцио­нальных конфликтов;

  • высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует ис­пользовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и пе­риодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работни­ков, социально-психологические методы, способствующие выра­ботке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимо­действия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межлично­стных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов груп­пы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмо­циональную экспансивность работников.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет - это дополнительные прямые и непря­мые (косвенные) выгоды, преимущественно материального ха­рактера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема №4 Методы управления План iconТема №5 Функции и процесс управления План
Планирование это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то,...

Тема №4 Методы управления План iconПлан занятия. Общее понятие управления, его признаки. Социальное...
Тема государственное управление как объект административно-правового регулирования

Тема №4 Методы управления План iconПлан занятия Сущностные характеристики и направления воспитания....
...

Тема №4 Методы управления План iconТема Предмет, структура, методы политической психологии
Политика (от греч рolitice, производ от polis – город-государство) – искусство управления государством. Рассматривается в нескольких...

Тема №4 Методы управления План iconПлан конспект для проведения занятия со студентами всех групп Донского...
...

Тема №4 Методы управления План iconМенеджмент туризма
Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда...

Тема №4 Методы управления План iconМенеджмент туризма
Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда...

Тема №4 Методы управления План iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...

Тема №4 Методы управления План iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема №4 Методы управления План iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «информационные технологии в менеджменте»
Структура системы управления. Методы и средства информационных технологий в системе управления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов