29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти




Название29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти
страница1/7
Дата публикации31.07.2013
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. 29. Понятие нац.конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти


Национальная конкурентоспособность (англ. NationalCompetitiveness) многозначный термин, который чаще всего обозначает:

-способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;

-уровень производительности факторов производства в данной стране;

-способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках

Национальная конкурентоспособность зависит от целого ряда факторов: совокупность экономического потенциала, уровень управления, масштабы и результативность НИОКР, состояние финансового рынка и качество финансовых услуг, развитие инфраструктуры, квалификация производственного персонала, влияние государства на создание конкурентной среды и некоторых других (при оценке принимается около 400 показателей).

Прежде чем рассматривать конкурентоспособность страны, компании и человека, необходимо сделать несколько существенных замечаний. Во-первых, категория «конкурентоспособность» в отношении страны и фирмы — сильно агрегированное понятие. Многие его компоненты находятся далеко за пределами контроля простого управляющего фирмы или руководителя страны. Тем не менее они — результат действий многих людей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Их никак нельзя назвать объективной реальностью, которая не подлежит изменению, а лишь требует адаптации к себе.

Во-вторых, надо помнить, что мнение о качестве этого показателя формируют другие люди, которые работают в ином информационном, ценностном и целевом поле. Они часто используют свою методику оценки. Так, правительство может сколь угодно долго убеждать инвесторов в том, что в стране конкурентная налоговая система, инвестиционный климат в целом, а рейтинги авторитетных организаций, к которым и прислушиваются инвесторы, будут говорить о чем-то совершенно ином.

Страна, которая на протяжении десятилетия последовательно разрушает свой кредитный и инвестиционный имидж, стопорит производственный потенциал, способствует утечке мозгов и «рук», не может в одночасье стать «раем» для предпринимателей, конкурентоспособным поставщиком товаров и услуг. Даже самому авторитетному правительству нужно заработать кредит доверия. Привлекательные инвестиционные проекты не появляются сами по себе, не устраняются структурные искажения, не возникает естественная структура занятости. Много времени, ресурсов и знаний требует наведение порядка в инфраструктурных секторах, в системе образования и здравоохранения.

Страны конкурируют между собой потому, что хотят расширить свое присутствие на мировом рынке.Конкуренция страны — это конкуренция законодательств, административных процедур, налогов, а также денежных, финансовых, торговых, правовых, образовательных, социальных, экологических и судебных систем. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования.

Классическое объяснение того, что страны соперничают между собой, принадлежит Давиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе и создал концепцию сравнительного преимущества. Однако с развитием процессов глобализации и интеграции она на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме, которая была создана Майклом Портером.
В своей теории он вводит понятие «конкурентоспособности страны». Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Совершенствование и обновление отрасли — непрерывный процесс, который должен стимулироваться государством.

Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. М. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Теория М. Портера основывается на так называемых детерминантах или факторах, формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование и дальнейшее развитие в ежегодных докладах такой международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ). Согласно методике ВЭФ, возможность достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология (инновации).Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет «национальный ромб». Он включает в себя четыре компонента.

Первое — факторные условия. М. Портер утверждает, что «ключевые» факторы производства создаются, а не наследуются. Это квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество.Однако специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти факторы, то они ценны.

Второе — условия спроса — каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые этой отраслью. Если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление улучшать свою конкурентоспособность через инновационные продукты, высокое качество.

Третье — родственные и поддерживающие отрасли — наличие или отсутствие в стране таких секторов, конкурентоспособных на международном рынке. Пространственная близость этих отраслей облегчает обмен информацией и способствует непрерывному обмену идей и инноваций.

Четвертое — стратегия, структура и конкуренция фирм. То есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации (см. рисунок).

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране, — случайные события (то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать) и государственная политика. Случай — событие, которое имеет мало общего с условиями развития в государстве и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся: изобретательство, крупные технологические достижения, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов, резкое повышение мирового или местного спроса, политические решения зарубежных правительств, войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В их результате могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт этой продукции из Гонконга и Японии. В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать. Например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран: Германии, Японии и Италии.

По мнению М. Портера, государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. При помощи своей политики оно может оказывать влияние на все четыре компонента «национального ромба», правда, как положительно, так и отрицательно. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение идеологии развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта. На факторные условия — через субсидии, грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков. На параметры спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок. На условия развития родственных и поддерживающих отраслей — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры. На стратегию фирм, их структуру и конкуренцию — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль кабмина может быть положительной и отрицательной. Факторы национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие этой системы ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из секторов, зависящих друг от друга.

^ 2.Формы и виды конкурентных отношений
Формы конкуренции:

предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Различают множество видов рыночной конкуренции, которые можно выделить по следующим основным признакам

1. По сфере действия выделяют:

внутриотраслевую; межотраслевую конкуренцию; конкуренцию на локальных рынках; конкуренцию в общенациональном масштабе; внутринациональную; международную конкуренцию.

2. По субъектам конкурентных отношений различают:

конкуренцию между покупателями; конкуренцию между продавцами; конкуренцию между продавцами и покупателями.

В свою очередь, каждая из них может включать в себя особые виды конкуренции – конкуренцию между покупателями отдельных видов товаров или отдельных видов ресурсов и др.

Отдельным и очень важным видом рыночной конкуренции является конкуренция между производителями, включающая в себя множество подвидов. Например, конкуренция производителей может быть разделена на конкуренцию между крупными предприятиями, малыми предприятиями, крупными и мелкими предприятиями.

3. По соответствию правовым нормам конкуренцию можно делить на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «теневом» рынке и конкуренцию на легальном рынке.

4. В соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает: ценовой и неценовой (названные уже виды добросовестной и недобросовестной конкуренции тоже могут быть выделены по данному признаку). Разновидностью ценовой конкуренции является демпинг. В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества. Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному обслуживанию, конкуренция с помощью рекламы и др.

5. По проявлению следует выделить:

реально существующую конкуренцию; потенциальную конкуренцию.
6. По возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как: совершенная и несовершенная

7. По влиянию государства на конкурентный механизм говорят о:

конкуренции свободной; конкуренции в условиях регулируемого рынка

^ 3.Межстрановая конкуренция на микроуровне

Сегодня конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:

на микроуровне ( фирмы, виды продукции, производство);

на мезоуровне (отрасли);

на макроуровне (страны);

на глобальном уровне (межстрановые сопоставления).

Причем, микроуровень и мезоуровень могут иметь международный масштаб.

По мнению многих ученых, в числе интегральных показателей национальной конкурентоспособности выделяют производительность труда, на которой определяется, на сколько страна может быть низко затратным производителем при условии высокой заработной платы, измеряющейся количеством продукции, произведенной на единицу совокупных затрат. Согласно такому подходу, отражающему реальное сближение понятий производительности и конкурентоспособности, страна, имеющая технологические преимущества, может быть конкурентоспособной на мировых рынках, поддерживая при этом высокие доходы и уровень жизни. Речь идет о конкурентоспособности стран, основанной на выгодах использования современных высоких технологий.

В последнее десятилетие резко возросло значение микроэкономических факторов конкурентоспособности, вклад которых в мировой экономический рост оценивается в 55% [2]. Конкурентоспособность на микроуровне определяется двумя группами факторов: развитием национальных компаний (их корпоративной стратегией и практикой), а также качеством экономической бизнес-среды. наибольшее влияние (60%) оказывали факторы предпринимательской среды.

Приняв в качестве исходной посылки тезис о том, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы, М.Портер исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом, и конкурентное преимущество фирмы на внутреннем и внешнем рынке зависит от факторов, сформировавшихся в стане базирования фирмы.

Следует отметить, что конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Это означает, что конкурентоспособность может быть обнаружена только в рамках групп фирм, относящихся к одной отрасли либо выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность – понятие относительное и определяется как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Среди факторов производства особенно важное значение имеет квалификация персонала в сфере НИОКР, поэтому мы выделили человеческие ресурсы.

Если следовать классификации М.Портера, то Россия находится на низшей стадии конкурентоспособности, при которой главную роль играют факторы производства, а именно природные запасы и основные фонды. Эти преимущества недолговечны. В то же время в меньшей степени конкурентные преимущества России основываются на таких факторах, как «человеческие ресурсы» и передовые технологии.

Между тем, лидирующие страны поддерживают свою конкурентоспособность на базе инвестиций и нововведений.

В условиях рыночной экономики поддержание высокого конкурентного преимущества фирмы связано с постоянной заботой о повышении эффективности ее функционирования.

Различают 3 группы средств повышения эффективности функционирования любой организационной системы:

создание и использование эффективного механизма управления;

создание и использование эффективного механизма реализации производственно-коммерческой деятельности;

активизация инновационных процессов, связанных с созданием и реализацией новых видов продукции, услуг, технологий, методов.

При всей важности и обязательности первых двух видов, а они связаны с полным и качественным использованием соответствующих составляющих стратегического потенциала фирмы, только инновационная деятельность обеспечивает многократное и непрерывное повышение эффективности.

Национальная конкурентоспособность, однако, зависит не только от эффективности стратегий развития фирм, но и от действий правительства. Представляется, что для государства целесообразно разрабатывать систему мер поддержки наукоемкой продукции. Постоянное стимулирование ее экспорта возможно на следующих уровнях:

глобальном (межстрановые соглашения, сотрудничество с региональными торгово-экономическими блоками, ВТО и т.п.);

макроуровне (координация деятельности всех потенциальных экспортеров и создание различных механизмов и структур на уровне всей экономики в целом);

мезоуровне (отраслевая промышленная политика);

микроуровне (создание особой среды для инновационных фирм).

Необходимо отметить, что в нашей стране инновационная активность в технологически передовых отраслях до сих пор остается на низком уровне. Основными причинами этого являются: отрыв науки от хозяйственной практики, отсутствие механизмов оценки эффективности государственных научно-технических программ, слабое финансирование приоритетных направлений научной деятельности.

В целом конкурентоспособность страны характеризуется как наличие, сохранение и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях интенсификации конкуренции на мировом рынке, где основную роль играют нововведения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconПонятие «нац экономика», ее характерные черты и условия функц ния
Нац экономика – хоз-ная система страны, отве­ч принципам суверенности, целостности, социальности и на­ц ориентации

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconПонятие «нац экономика», ее характерные черты и условия функц ния
Нац экономика – хоз-ная система страны, отве­ч принципам суверенности, целостности, социальности и на­ц ориентации

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти icon1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы
Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconМини стерство здр авохранения УкраиныВи нницкий нац и ональн ы й...

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти icon1: Организация в сис-ме нац эк-ки
Экономика рб имеетфункциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы,...

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconСамостоятельная работа: 5 ч. Понятие «цивильного права», «цивилистики»....
Система гражданского права: понятие, составляющие, их взаимосвязь. Значение системы гражданского права. Институционная и пандектная...

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconМ іністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Методичні вказівки до виконання курсових рабіт з дисципліни “Цивільне право», специальність 060101 «Правознавство». /Укл Лазор В....

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconПонятие логистического сервиса. Его задачи в условиях формирования рыночных отношений
Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти iconИмени владимира даля
«Информационное право Украины» и методические указания по их выполнению для студентов заочного отделения Крымского факультета, обучающихся...

29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей нац. Конкурентосп-ти icon1. Этика специалиста социально-культурной сферы и туризма
Основные категории этики как науки. Содержание понятия «мораль», «нравственность». Факторы, под влиянием которых складывается комплекс...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов