Скачать 499.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» СТАТИСТИКА Методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения Витебск 2005 УДК 31(07):658 СТАТИСТИКА: методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения. Витебск, Министерство образования Республики Беларусь, УО “ВГТУ», 2005. Составитель: доц.Касаева Т.В. В методических указаниях приведены контрольные вопросы к изучению отдельных тем курса, контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению. Одобрено кафедрой экономики УО “ВГТУ” 7 февраля 2005 г., протокол №7. Рецензент: доц.Суворов А.П. Редактор: ст.пр.Коваленко Ж.А. Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО ”ВГТУ” “____” ____________ 2005 г. Протокол № Ответственная за выпуск Васильева Н.С. Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» Подписано к печати _____________Формат _________ Уч.-изд.л.___________ Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ №____ Цена _____ Отпечатано на ризографе Учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”. Лицензия № 02330/0133005. 210035, г. Витебск, Московский пр., 72. ВВЕДЕНИЕ Дисциплина “Статистика” играет важную роль в формировании профессионального уровня экономиста. В процессе изучения курса студент познает статистические методы исследования информации, которые позволяют ему в будущем на более высоком уровне осуществлять управленческую деятельность. Знание статистической методологии изучения количественной стороны экономических и социальных явлений, значения и свойств показателей статистики, правил их применения в экономическом исследовании является одним из непременных условий правильного восприятия и практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и прогнозов. Изучение курса “Статистика” при заочной форме обучения предусматривается для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент», 1-26 02 03 «Маркетинг» на третьем курсе. При изучении данного курса рассматриваются основные приемы статистической методологии. Усвоение методов теории статистики основано на предварительном изучении высшей математики, теории вероятности, математической статистики, а также основ экономической теории. Знание статистики в значительной мере способствует лучшему усвоению других экономических дисциплин, обеспечивает преемственность формирования профессиональных знаний, навыков и умений будущих экономистов. Изучение курса “Статистика” при заочной форме обучения предусматривает лекции в объеме 12 часов, практические занятия в объеме 10 часов и самостоятельную работу студентов, в том числе выполнение одной контрольной работы. Проверка знаний студентов производится на основе собеседования по представленной работе и экзамена. Данные методические разработки призваны оказать помощь в самостоятельном изучении курса “Статистика”.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ
Тема 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Тема 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Тема 4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 5. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Тема 6. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ
Тема 7. ВЫБОРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Тема 8. РЯДЫ ДИНАМИКИ
Тема 9. ИНДЕКСЫ
Тема 10. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЯВЛЕНИЙ
Задание 1. За отчетный период имеются данные, отражающие объем продукции, работ, услуг в млрд. руб. (таблица 2.1) и среднесписочную численность работающих (таблица 2.2) по 20 предприятиям отрасли. Таблица 2.1 – Объем реализации продукции, работ, услуг по предприятиям отрасли В млрд. руб.
Таблица 2.2 – Среднесписочная численность работающих на предприятии отрасли В чел.
Необходимо произвести группировку предприятий на 4 группы по объему продукции, работ, услуг. Каждую группу охарактеризовать следующими показателями: а) число предприятий; б) среднесписочная численность работающих – всего и в среднем на одно предприятие; в) объем продукции, работ, услуг в расчете на одного работника. Сделать выводы. Задание 2. Используя данные таблицы 2.1, преобразовать эмпирический вариационный ряд в интервальный (количество групп принять равным 5) и по интервальному ряду исчислить: - среднюю арифметическую величину, в том числе по способу моментов; - моду и медиану; - показатели вариации, в т.ч. дисперсию по всем известным формулам. Задание 3. Используя данные таблицы 2.2 и учитывая, что они получены путем выборочного случайного бесповторного наблюдения из 1000 предприятий отрасли, определить с вероятностью 0,997, в каких пределах будет находиться средняя численность работающих на предприятии в отрасли. Задание 4. Динамика объема товарной продукции на предприятии характеризуется данными, приведенными в таблице 2.3. Таблица 2.3 – Объем товарной продукции
Значения параметров а, в, с, d, е по вариантам приведены в таблице 2.4. Таблица 2.4
Определить цепные и базисные показатели динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, вес одного процента прироста, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. С помощью метода аналитического выравнивания установить общую тенденцию (определить тренд) изменения объема товарной продукции. Сделать выводы. Задание 5. По предприятию известен объем выпуска продукции А и Б за базисный и отчетный периоды и цены на эту продукцию (таблица 2.5). Таблица 2.5 – Показатели выпуска продукции
Значения параметров а, в, с, d приведены в таблице 2.6. Таблица 2.6
1. Определить, как изменился объем товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. Выявить, за счет каких факторов сложилось это изменение. Показать связь индексов и дать развернутый вывод об изменении объема товарной продукции, об изменяющихся резервах роста. 2. Определить, как изменилась средняя цена единицы продукции и в какой степени это вызвано непосредственно изменениями цен на продукцию, а в какой - изменениями в структуре выпуска продукции. Задание 6. Используя статистическую информацию о производительности труда и заработной плате на предприятиях отрасли, (таблица 2.7), построить уравнение регрессии, характеризующее зависимость заработной платы от производительности труда. Оценить тесноту связи с помощью коэффициента корреляции. Дать экономическую интерпретацию полученных результатов. Таблица 2.7.
Значения параметров а и в по вариантам приведены в таблице 2.8. Таблица 2.8
Задание 1. Вначале определяется ширина интервала группировки по формуле
где X max, X min – соответственно, максимальное и минимальное значение группировочного признака; К – количество групп в образуемой группировке. Для построения группировки целесообразно использование рабочей таблицы 3.1. Таблица 3.1 – Рабочая таблица
Задание 2. С целью упрощения расчетов, наглядности и компактности их изложения при расчете обобщающих статистических показателей целесообразно использовать табличный метод. Например, при исчислении средней величины из интервального ряда может быть использована таблица 3.2. |
![]() | Немецкий язык : методические указания и контрольные задания для студентов 2 курса железнодорожных специальностей заочной формы обучения... | ![]() | Статистика: методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ для студентов специальностей 1-25 01 08 «Бухгалтерский... |
![]() | Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –... | ![]() | Для студентов заочной формы обучения инженерно – педагогических и инженерно – технических (нехимических) |
![]() | Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для... | ![]() | Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов сгутикд всех строительных специальностей, изучающих Инженерную геодезию как дневной,... | ![]() | Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности |
![]() | Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности | ![]() | Химия: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения /Составители: Г. В. Маврин, С. В. Дворяк.... |