Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года




НазваниеСтратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года
страница1/8
Дата публикации02.08.2013
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8



ОДОБРЕНА

постановлением

Правительства области

от 03.03.2009 № 398
СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Вологодской области

от 22.12.2011 N 1653)
Введение

В современном мире образование становится ресурсом устойчивого и динамичного развития общества, одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и благосостояние граждан. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

Образование – это общественная ценность, составляющая основу материального и духовного воспроизводства общества. Качественное образование - условие успешности и достатка, повышения уровня жизни, основа карьерного роста, социальной мобильности личности, основа воспитания человека и формирования его мировоззрения. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Ключ к успеху – так звучит сегодня запрос к системе образования. Запрос всех – личности, общества, государства. Задачи, стоящие перед страной, задают цели образования ее граждан.

Развитие системы образования и адекватное ее реагирование на запросы социума возможно только при условии определения четкой стратегии развития.

В качестве стратегической цели государственной политики в области образования в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, рассматривается повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Приоритетными задачами при реализации этой цели определены:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сравнительных исследованиях.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года особое внимание уделил школьному образованию как определяющему этапу жизни каждого человека и приведению его в соответствие целям опережающего развития. В качестве составляющих развития школы выделены пять направлений:

- обеспечение возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновленное содержание образования;

- создание «разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»;

- разработка системы «моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации», «для пополнения школ новым поколением учителей»;

- изменение облика школ как по форме, так и по содержанию; школа должна стать «центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом»;

- «приоритет здорового образа жизни», реализуемый в школе посредством минимизации рисков для здоровья в процессе обучения.1

^ Стратегия развития системы образования Вологодской области представляет собой систему мер государственного управления, опирающуюся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственной политики Российской Федерации и Правительства области в сфере образования. Она определяет миссию образования, обеспечивает сбалансированность действий и общее направление развития. Стратегия строится на оценке потенциала региональной системы образования, ресурсного обеспечения, ресурсных ограничений, возможностей и анализе сопряженных рисков реализации приоритетных направлений развития и с опорой на современное законодательство.
^ Раздел 1. Анализ ситуации и оценка потенциала региональной системы образования

    1. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие

На развитие сферы образования оказывают существенное влияние социально-экономические, географические, демографические особенности регионального развития.

Экономическое развитие Вологодской области в 2000-2007 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом. За период 2000-2007 годов отмечалось увеличение расходов на образование в консолидированном бюджете области. Так, в 2008 году расходы на образование в консолидированном бюджете Вологодской области составили 11583,5 млн. рублей. Рост расходов к бюджету 2006 года составил 41,3%. Но удельный вес отрасли «образование» в консолидированном бюджете области сокращается с 25,5% в 2006 году до 22,9% в 2008 году.

Основная часть в составе консолидированного бюджета на образование - расходы на заработную плату, их доля растет, и в 2008 году составили 64,3%. Сложившаяся тенденция увеличения расходов на заработную плату в бюджете расходов на образование ведет к уменьшению инвестиционной составляющей, расходов на укрепление учебно-материальной базы. Так, доля расходов на учебные цели в системе начального и среднего профессионального образования составляет не более 1-2 % общих расходов.

Несмотря на это, работники образования остаются в числе низкооплачиваемых работников (в 2008 году - 9625 рублей). Средняя заработная плата работников общего, начального и среднего профессионального образования растет, однако разрыв с заработной платой в экономике остается значительным (более 30%).

Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Особенностями географического и экономического развития региона обусловлено доминирование в экономике области металлургического производства (черная металлургия), на долю которого приходится более 60% объемов всей продукции. Значительное место в экономике области также занимают химическое производство, целлюлозно-бумажная, лесная промышленность, агропромышленный комплекс.

В соответствии с перспективными направлениями развития указанных отраслей региональной экономики происходит увеличение потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена данных направлений, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда.

Наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии, используемые в строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, литейных, сварочных, слесарных работах, общие профессии машиностроительного, деревообрабатывающего производств, сервисных услуг и другие.

По данным организаций, заявивших сведения в органы службы занятости, на конец сентября 2008 года требовалось 11,9 тыс. человек, из них около 77% для замещения рабочих профессий (на конец сентября 2007 года соответственно 10,3 тыс. человек, 81%). По Российской Федерации около 80 % вакансий на производстве постоянно приходится на профессии рабочих.

По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области до 2020 года потребуется заменить новыми поколениями работников 70-80% кадрового потенциала, занятого в экономике в настоящее время. Кроме того, в перспективе будет расти потребность образовательной системы области в выпускниках педагогического профиля в связи с проблемой старения педагогических кадров.

Несмотря на это, влияние мирового финансово-экономического кризиса привело с октября 2008 года к сокращению рабочих мест и объемов производства ряда организаций, что повлечет за собой на ближайшую перспективу снижение числа вакансий и выпускников, которые смогут трудоустроиться по профессии.

В регионе складывается демографическая ситуация, характеризующаяся изменением возрастного состава населения. Изменение возрастного состава населения области проявляется в убыли трудоспособного населения в области, так как в трудоспособный возраст начинает вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990–е и последующие годы. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности трудоспособного населения к 2010 году на 4%, к 2020 году на 20%. Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 62,6% в 2005 году до 58,6% в 2015 году, 55,3% в 2020 году. Данный фактор может оказать негативное влияние на кадровое обеспечение системы образования.

Еще одной демографической тенденцией, которая в последующие годы окажет влияние на жизнедеятельность людей, является старение населения. Доля пожилых людей неуклонно растет: к 2015 году доля лиц пенсионного возраст достигнет 23% общей численности населения, к 2020 году – 24,8%. В региональной системе образования растет число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста. Также отмечается феминизация учительского труда.

Среди учителей общеобразовательных учреждений: 90% - женщины, 15,5% - работники пенсионного возраста, 54,69% - со стажем свыше 20 лет. В учреждениях среднего профессионального образования из 1,3 тыс. штатных преподавателей около 500 работников в возрасте старше 50 лет (38,5 %). Более 70 % инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования составляют женщины.

В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции. Причиной депопуляции является естественная убыль населения, которая, начиная с 1991 года, приобрела устойчивый долговременный характер. На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222,9 тыс. человек, на 1 октября 2008 года – 1220 тыс. человек.

Естественная убыль, изменение возрастного состава населения, в том числе уменьшение численности возрастной группы 0-15 лет привело к уменьшению числа обучающихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с 2006 по 2008 год контингент школьников в области сократился на 6,5% (с 123089 человек в 2006 году до 115144 человек в 2008 году), число школ уменьшилось на 6,4% (с 656 учреждений в 2006 году до 614 в 2008 году).

Стремительная естественная убыль населения привела к тому, что, несмотря на сокращение числа школ, показатели наполняемости классов изменяются незначительно. Фактическая наполняемость классов в школах, реализующих программы общего образования, на начало 2008-2009 учебного года составляет в городе 22,8 человек, на селе – 9,0 человек.

За период с 2006 года по 2008 год численность обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась на 14,3% (21,5% и 8,5% соответственно). На ближайшие годы данная тенденция сохранится.

Однако с 2004 года наблюдается положительная тенденция увеличения рождаемости детей. За 9 месяцев 2008 года в Вологодской области родился 11121 ребенок, что на 755 (7,3%) больше в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Увеличение рождаемости детей определило рост потребности населения в услугах муниципальных дошкольных учреждений: на 1 января 2008 года на учете для определения в дошкольные учреждения состояло 11,9 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет (на 1 января 2006 года – 7,5 тыс. детей).

Обширная территория, низкая плотность населения, наличие труднодоступных населенных пунктов, удаленность населенных пунктов друг от друга на значительные расстояния при отсутствии развитой инфраструктуры дорог обусловливают наличие в структуре сети общеобразовательных школ малокомплектных учреждений, в основном сельских. На селе расположено три четверти общего числа школ, а обучается в них только одна треть обучающихся. Малокомплектными рассматриваются общеобразовательные школы с наличием не более одного класса на любой из возрастных параллелей, с наполняемостью классов менее 14 человек в среднем по учреждению (без учета специальных (коррекционных) классов), расположенные от других общеобразовательных учреждений на расстоянии, превышающем разрешенное санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для подвоза обучающихся. В настоящее время зафиксировано 225 сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области, но их число ежегодно увеличивается.



    1. ^ Анализ состояния и ресурсных возможностей системы образования. SWOT-анализ состояния системы образования в разрезе подсистем

Сеть образовательных учреждений области в основном удовлетворяет образовательные запросы населения в получении образования всех уровней в соответствии с возрастом, интересами, способностями и возможностями личности. В 1552 образовательных учреждениях обучается и воспитывается 334,6 тыс. человек. Таким образом, из 1222,9 тыс. человек, проживающих на 1 января 2008 года на территории Вологодской области, каждый четвертый житель получает образование того или иного уровня.

В сфере образования работает 56,87 тыс. человек, в том числе педагогических работников – 30,239 тыс. человек.

Уровень образования экономически активного населения области несколько ниже среднероссийских показателей, но имеет положительную динамику.

Более 42% занятых в экономике области имеют высшее и среднее профессиональное образование (в среднем по Российской Федерации – 51,8%), доля лиц с высшим профессиональным образованием в численности занятых в экономике увеличилась с 17,1% в 2005 году до 18,5% в 2007 году.
1.2.1. Анализ состояния и ресурсных возможностей системы дошкольного образования

Система дошкольного образования являет собой многофункциональную сеть учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей населения.

В области функционируют 575 детских садов, из них:

  • 359 детских садов общеразвивающего вида;

  • 20 центров развития ребенка «детский сад»;

  • 167 детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

  • 19 детских садов компенсирующего вида;

  • 60 детских садов комбинированного вида.

Кроме того, открыты 54 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа-детский сад» и при 91 общеобразовательной школе – 114 структурных подразделений «дошкольная группа».

Из 341 дошкольного образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, 273 – малокомплектные детские сады, в которых функционируют от 1 до 3 групп.

Средняя наполняемость детей в группах:

  • городская местность – 19,5 детей;

  • сельская местность – 15, 7 детей.

Процесс передачи дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность в основном завершен. В настоящее время функционируют 5 ведомственных детских садов.

Растет число воспитанников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в 2008 году их количество составило 60,1 тыс. детей (в 2006 году – 57,6 тыс., 2007 году – 59,3 тыс.). Количественный показатель доступности дошкольного образования в области составляет 80,6 % от общего количества детей дошкольного возраста (в среднем по Российской Федерации – 62,1 %, по Северо-Западному федеральному округу – 73 %), из них в возрасте 5-7 лет – 92 %.

Несмотря на это, потребность в дошкольных образовательных учреждениях в течение последних лет не уменьшается, а возрастает. Численность детей в возрасте от 1 до 7 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, на 1 января 2008 года составила 11,9 тыс. человек (на 1 января 2007 года – 7,5 тыс. человек), в течение 2007 года увеличилась на 57 %.

По обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях (96 детей на 100 мест, причем в городах – 106 детей на 100 мест, в сельской местности – 75 детей на 100 мест) область находится на 18 месте среди регионов России. Неравномерность размещения детских садов является причиной неполного охвата детей дошкольным образованием. Например, численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения г. Череповца, составляет 3500 человек, г. Вологды – 4265 человек, г. Великого Устюга – 558 человек.

Таким образом, наблюдается определенный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях; в городах и в районных центрах мест в детских садах недостаточно, в сельской местности избыток.

Контингент детей в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, ежегодно увеличивается. Этому способствует проведение органами местного самоуправления мероприятий по открытию дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, возвращение в систему дошкольного образования типовых зданий бывших детских садов, а также реконструкция и строительство дошкольных образовательных учреждений.

В связи с возросшей потребностью в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего в городах и районных центрах, осуществляется реализация среднесрочных планов мероприятий по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, что в перспективе позволит создать для дошкольников не менее 8,5 тысячи мест в образовательных учреждениях, увеличить уже к 2013 году охват детей дошкольным образованием до 86 %.

Получили дальнейшее развитие новые формы дошкольного образования: компенсирующие и оздоровительные группы, группы круглосуточного пребывания детей, адаптационные группы и группы развития. Имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности, – центров игровой поддержки развития ребенка (центры игровой поддержки ребенка-дошкольника в городах Вологде, Грязовце, Соколе, Никольске, п. Шексна, Вологодском районе).

Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционируют 318 групп компенсирующей направленности разной профильной специализации в составе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего (19) и комбинированного (60) вида, в которых воспитываются и получают коррекционную помощь 4008 детей. В 109 логопедических пунктах 3 тыс. детей, имеющих проблемы в развитии речи, получают коррекционную помощь. В области организованы группы для детей с целиакией.

Увеличивается число воспитанников дошкольных учреждений, занимающихся по комплексным образовательным программам «Радуга», «Детство», «Истоки», «Развитие» и другим (в 2006-2007 учебном году – 54%, в 2007-2008 учебном году 63 %), более 60 % детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, занимаются в кружках и секциях.

В Вологодской области два муниципальных района и городские округа включены в экспериментальную деятельность по апробации вариативных моделей образования детей старшего дошкольного возраста – «предшкольного образования». В её рамках осуществляется апробация программ, учебно-методического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. 92 % детей в возрасте 5-7 лет охвачены различными формами «предшкольного образования». Количественный показатель удовлетворения потребностей в услугах дошкольного образования для детей в возрасте 5-7 лет в Вологодской области составляет около 98 %.

Растет число детей дошкольного возраста, проявляющих готовность к обучению в школе (в 2006-2007 учебном году – 92 %, в 2007-2008 – 92,4%).

Вместе с тем требуют решения вопросы создания новых форм дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.

Одной из актуальных проблем остается материально-техническое и кадровое обеспечение. По данным на ноябрь 2008 года, в аварийном состоянии находятся 13 зданий 10 дошкольных образовательных учреждений (1,7%), 144 здания дошкольных образовательных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют безотлагательного капитального ремонта, 38 зданий детских садов имеют визуальные деформации. Отмечается нехватка квалифицированных кадров воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов прежде всего в сельской местности. В сельских дошкольных образовательных учреждениях только 22,6% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование. Невысок удельный вес педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию (20%).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconРекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной...
Рекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной Стратегии социально-экономического развития Мурманской области...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconПостановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки...
Свердловской области, обеспечения поддержки и максимального использования потенциала молодых граждан, обеспечения реализации инновационного...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования мостовский район
Кз «о стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», постановление администрации муниципального образования...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconНациональная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые...

Стратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года iconПравительство ростовской области постановление
Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов