Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова»




Скачать 107.62 Kb.
НазваниеДоклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова»
Дата публикации05.08.2013
Размер107.62 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Экономика > Доклад
Проф. МГИМО МИД РФ

Д.э.н. Суслина С.С.
Экономические аспекты сотрудничества России с двумя

государствами Корейского полуострова (основные проблемы)
Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств

Корейского полуострова» ИДВ РАН. 29 ноября 2007 г.
Произошедшие за истекшие 11 месяцев значительные перемены на Корейском полуострове и в первую очередь изменения, касающиеся взаимоотношений его двух стран, а также их отношений с окружающим миром, делают совершенно очевидной необходимость по-новому расценить реальные результаты и проблемы экономического сотрудничества России с РК и КНДР.

Среди таких существенных сдвигов следует отметить:

  1. Второй саммит лидеров Северной и Южной Кореи в Пхеньяне 4 октября 2007 года, заложивший основы еще большему расширению и углублению межкорейского сотрудничества. В достигнутых договоренностях числится создание совместной комиссии по обсуждению вопросов снижения напряженности в спорных районах Желтого моря с целью последующего создания зоны совместного рыболовства и налаживания прямого судоходства. Важно отметить также достижение принципиальной договоренности об открытии 11 декабря т.г. железнодорожного грузового сообщения через межкорейскую границу между станциями Мунсан и Пондон, что позволит наладить постоянное транспортное сообщение с Кэсонским индустриальным комплексом. Ранее было принято решение о направлении группы южнокорейских экспертов в район северокорейского г. Хэчжу, где планируется создать свободную экономическую зону. Дальнейшим продвижением можно считать и то, что Национальная Ассамблея РК в ноябре одобрила законопроект о выделении 254 млн. долл. на реализацию межкорейских проектов в 2008 г. Эти средства будут выделены из фонда межкорейского сотрудничества, размеры которого в том же году должны составить 1,4 млрд. долл. Планируется реализовать 11 совместных проектов1. Это главным образом подготовительные работы к созданию Зоны мира в Желтом море и Специальной экономической зоны в районе северокорейского порта Хэчжу. По данным Корейского института по изучению вопросов национального объединения, совместные экономические проекты РК и КНДР потребуют инвестиций в размере до 15,8 млрд. долл. Из них 4,6-9,2 млрд. долл. должно быть направлено на развитие «зоны мира» на побережье Желтого моря; 2,48 млрд. долл. – на завершение второй стадии расширения совместного промышленного комплекса Кэсон; 1,2 млрд. долл – на развитие туристической зоны в горах Пэктусан; 2,33 млрд. долл. – на модернизацию северокорейской инфраструктуры.2 Эксперты Корейского института по изучению вопросов национального объединения прогнозируют, что успешное выполнение указанных проектов приведет к отдаче от инвестиций в размере 57,96 млрд. долл.3 Министерство финансов и экономики РК объявило о внесении изменений в правила инвестирования средств в северокорейскую экономику для инвестиций менее 100 млн. долл. В основном это мелкие и средние компании, для которых процедура инвестирования значительно упростится. По данным Корейской Ассоциации международной торговли, объем межкорейской торговли за первые 9 месяцев 2007 г. составил 1,23 млрд. долл., что на 12,7 % превышает аналогичные показатели 2006 г. Поставки южнокорейских товаров на Север составили 700 млн. дол., а с Севера на Юг – 530 млн. долл.4 Это главным образом продукция Кэсонского индустриального комплекса, где работают 26 предприятий-филиалов южнокорейских компаний. Корейская промышленно-строительная корпорация обнародовала план строительства крупного судостроительного комплекса в уезде Анбен северокорейской провинции Хамген-Намдо.

  2. Северной Корее в ходе последних шестисторонних переговоров удалось придти к соглашению с США, в результате чего эксперты США в ноябре этого года приступили к процессу вывода из строя ядерного реактора в Енбене (КНДР). Министерство торговли США обнародовало статистику, согласно которой экспорт американских товаров в КНДР в сентябре т.г. составил 1,7 млн. долл.5 Это означает, что фактически США возобновили торговые отношения с КНДР, которые были прекращены после октября 2005 г. Однако по данным того же источника, явствует, что в то же время США ничего не вывозили из КНДР.

  3. Далее, 11 ноября в г. Шеньяне (КНР) проходило двухдневное заседание с участием представителей РК, КНР и КНДР, на котором обсуждались вопросы поставок оборудования в КНДР в рамках помощи, направленной на восстановление и модернизацию ряда северокорейских электростанций. Это заседание состоялось в рамках выполнения договоренностей по оказанию энергетической помощи КНДР со стороны России, США, Китая и РК, которую они согласились предоставить в обмен на согласие КНДР начать работы по демонтажу своих ядерных объектов.

  4. ^ Южная Корея расширила число стран, с которыми провела переговоры и заключила соглашения о свободной торговле. В числе таких стран: США, ЕС, Индия, Китай, Канада и ряд других. Обсуждается по южнокорейской инициативе и заключение подобного соглашения с Россией. Вместе с тем, правительство РК заявило о предоставлении компенсации фермерам убытков, нанесенных Соглашением о свободной торговле с США. В течение ближайших 10 лет на оказание безвозмездной помощи и кредиты под низкие проценты планируется выделить 22,5 млрд. долл.6 Несмотря на жесткие разногласия по некоторым позициям, в частности, в обмене продукцией автомобиле строения, некоторые эксперты считают, что в случае подписания соглашения о свободной торговле товарооборот РК увеличится на 40%. Соглашение станет самым масштабным торговым документом в истории РК. Объем двусторонней торговли РК-ЕС в 2006 г. составил 79 млрд. долл. Необходимо отметить, что ЕС является также крупнейшим инвестором в экономику РК. По данным на конец 2006 г. объем накопленных европейских инвестиций в РК составил 40,4 млрд. долл.7 В то же время объем зарубежных прямых инвестиций из РК за январь-сентябрь 2007 г. вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составил 15,1 млрд. долл. Большая часть их – инвестиции в промышленность (5,8 млрд. долл.). Инвестиции в китайскую экономику выросли на 50,5% и составили 32% от общего объема южнокорейских инвестиций за рубеж8. Министерство финансов РК планирует с 2008 г. снять для южнокорейских граждан ограничение в 3 млн. долл. для инвестиций в зарубежную недвижимость. В то же время по данным КОТРА, инвестиционные условия в Китае станут в 2008 г. значительно жестче. Планируется изменение там и введение 22 нормативных актов. В настоящее время на долю малого и среднего бизнеса РК приходится 95% зарегистрированных компаний в КНР, однако по объему инвестиций на них приходится только 48%9.

  5. По своим макроэкономическим показателям развития в 2007 г. Южная Корея уверенно приближается к вхождению в 10-ку промышленно развитых стран мира. По данным Министерства обороны РК, Южная Корея уже входит в десятку стран мира по уровню развития военно-промышленного комплекса. Уровень развития оборонных технологий РК составляет примерно 68% от уровня таких стран, как США и Великобритании. К 2020 г. в соответствии с военной реформой, РК планирует войти в десятку ведущих производителей и экспортеров оружия. С 2002 г. расходы на новые военные разработки выросли на 80% и составили около 1,3 млрд. долл. Прибыль от экспорта вооружений по итогам 2007 г. может превысить 1 млрд. долл., в то время как в 2002 г. данный показатель составлял 140 млн. долл. РК стала 12-й страной мира, выпускающей сверхзвуковые самолеты (истребитель Т-50 в сотрудничестве с американской Lockhid Martin)10. Пока южнокорейским экспортерам в целом удается справляться с рекордным укреплением курса воны по отношению к доллару. По прогнозу Министерства финансов, увеличение поставок за рубеж и растущий внутренний спрос позволят достичь высокого экономического роста в 2007 г. – 4,7% и 5% в 2008 г11.

  6. ^ КНДР достигла относительной стабилизации в своем экономическом развитии, особенно за последние 2-3 года, когда выстроила новые интеграционные связи с РК взамен разрушенных с СССР и другими странами бывшего соцлагеря.


7. Есть основания полагать, что в эти связи Северной Кореи с внешним

миром по мере разрешения всех противоречий по ядерному вопросу

будут вовлекаться и другие страны Запада (особенно в области прямых

инвестиций в экспортные и другие специальные зоны).

8. Особо следует отметить, и возникший снова в РК интерес к оценкам расходов на объединение. В зависимости от сроков пролонгации решения этого вопроса цена его будет возрастать. Так, по оценкам доклада группы южнокорейских ученых, если объединение произойдет в период в 2015 г., то Сеулу потребуется в течение 10 последующих лет инвестировать 858 млрд. долл. в подъем северокорейской экономики, т.е. ежегодно Югу придется в среднем тратить до 6,6% своего ВВП. К 2030 г. эта цифра достигнет 1 трлн. 323 млрд. долл. (6,9% ВВП)12. Интерес представляют и расчеты южан относительно источников покрытия расходов на объединение. Предлагается следующая схема: 2% будут покрываться за счет сокращения военных расходов, 1% - за счет долгосрочных кредитов международных финансовых учреждений, оставшиеся 3-4% от ВВП придется покрывать за счет южнокорейских налогоплательщиков. Однако отмечают и выгоду, которая может превысить затраты на объединение. В течение 10-летнего переходного периода она ежегодно может составлять до 8,25% от ВВП: южнокорейский ВВП будет расти на 5,6% в год за счет привлечения северокорейских средств производства и еще на 2,65% в год – за счет сокращения численности действующей армии и направления высвободившихся трудовых ресурсов в производственную сферу.
С учетом этих тенденции и динамики их развития и предполагается рассмотреть текущие результаты, имеющиеся проблемы и перспективы развития экономического взаимодействия России с двумя Кореями.

Сегодня динамизм экономического сотрудничества на Корейском полуострове отражается главным образом в развитии российско- южнокорейских отношений. На фоне других форм и направлений сотрудничества между двумя странами особенно быстрыми темпами увеличивается российско-южнокорейский товарооборот. По некоторым прогнозам, в этом году он может достигнуть рекордной планки, значительно превысив 10 млрд. долл. При этом нарастающими темпами увеличивается импорт России из РК, нарастает дефицитное сальдо ее торгового баланса. Россия теперь занимает 8-место в списке стран-импортеров южнокорейских товаров (ранее 11-й), 13-место по объему экспорта в РК и 12-е место по товарообороту13. Структура взаимной торговли такова: южнокорейский экспорт в РФ вырос за счет поставок автомобилей, почти утроившегося вывоза электроники, другие популярные в России статьи – буровые платформы и различные полимеры. Больше половины южнокорейского импорта из России – нефть и нефтепродукты, далее черные металлы и сплавы, необработанный алюминий, битуминозный уголь, никель, рыба, древесина.

О возросшей заинтересованности РК к России в инвестиционной области говорят следующие факты. Так, вице-президент Hyundai Motor Ким Дон Чжин недавно заявил, что Россия – приоритетная страна для расширения производства компании Hyundai Motor за рубежом. В ноябре т.г. компания сообщила о выделении 400 млн. долл. США на строительство завода мощностью 100 тыс. автомобилей в год в Санкт-Петербурской или Нижегородской области.14 Крупнейший южнокорейский автопроизводитель уже имеет сборочное производство в России мощностью 50 тыс. автомобилей в год. Что касается продаж, то в течение первых семи месяцев нынешнего года на российский рынок поступили 67.349 единиц продукции Hyundai Motor, что на 20% превышает аналогичный показатель 2006 г.

25 октября с.г. Председатель совета директоров LG Group Ку Бон Му и глава республики Якутия Вячеслав Штыров подписали Меморандум о намерениях по совместной реализации программы комплексного развития Якутии. Программа предполагает инвестиции в размере 1,4 трлн руб. в развитие производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года.15 LG уже достигла с правительством Якутии договоренности о реализации первых двух проектов: подписано Соглашение о разработке Ингалинского угольного месторождения и достигнута предварительная договоренность об участии LG в развитии Эльконского уранового месторождения. В проект Эльконского месторождения, на которое приходится 50% российских резервов урана (300 тыс. тонн), потребуется инвестировать около 2 млрд. долл. США. Проект по разработке Ингалинского угольного месторождения оценивается в 200 млн.

Россия и РК планируют расширять сотрудничество в ракетно-космической области. В частности, первый запуск корейской ракеты-носителя KSLV-1 с космодрома Наро намечен на 2008 год. В рамках первого этапа сотрудничества предполагается создание системы, обеспечивающей выведение полезной нагрузки массой до 100 кг на околоземную приполярную орбиту. Дальнейшее совершенствование системы предусматривает повышение энергетических возможностей ракеты-носителя до 1 тонны в период до 2010 года и - 1,5 тонн - к 2015 году.16 Наряду с созданием ракетно-космического комплекса в Южной Корее, стороны взаимодействуют и в области пилотируемых полетов.

Конечно, о своей большой заинтересованности в России говорил южнокорейский бизнес и на заре становления российско-южнокорейского экономического сотрудничества. О реальных результатах хорошо известно обеим сторонам. Сейчас ситуация начинает благоволить России. Это касается возможной переориентации части потока южнокорейских инвестиционных средств с китайского направления на РДВ.

Со своей стороны, Россия начинает более активно готовиться к возможностям интеграции в регионе СВА и в первую очередь в энергетической сфере. Таким образом, можно отметить значительные изменения и в подходах России и РК к расширению своего взаимодействия в экономической сфере. Прорабатывается и вопрос заключения соглашения о свободной торговле. Но для тщательной проработки потребуется время.

Что касается торгово-экономических связей России с КНДР, то объем взаимного товарооборота закрепился на уровне 230-240 млн. долл. в прошлом году. Все другие формы связей, за исключением поставок мазута в счет шестисторонних договоренностей, находятся в стагнации. Проблемой остается накопленная КНДР задолженность РФ с учетом процентов, составляющая 8,8 млрд. долл. Россия утеряла позиции стратегического торгового и экономического партнера КНДР. Сегодня можно констатировать, что и государственные структуры и представители частного сектора России не готовы и не проявляют непосредственного интереса к возрождению хозяйственных связей в объемах, присущих периоду 1980-х гг.

Какие выводы можно сделать на основании обрисованной ситуации?

Во-первых, при сохранении нынешних благоприятных тенденций

Корейский полуостров вступит в полосу динамичного экономического развития, что уже подтверждается результатами межкорейского сотрудничества.

Во-вторых, Россия даже с учетом нарастающего товарооборота и оживления других форм связей с РК стоит перед реальностью потери своего влияния на развитие ситуации на Корейском полуострове, в том числе и его экономического объединения.

В-третьих, Россия из-за прихода, в том числе и стран Запада, помимо КНР, на рынок КНДР теряет в случае объединения потребительский рынок с 73 млн. населением.

В-четвертых, не участвуя в модернизации производственного сектора КНДР, Россия теряет возможности развития интеграционных связей в рамках налаживания производственной кооперации и упускает свои конкурентные преимущества на основе внутриотраслевой торговли.

В-пятых, можно отметить и важное значение для России экономического присутствия на Корейском полуострове для расширения интеграционных связей со странами субрегиона СВА. США, Канада и даже Индия стремятся войти в этот регион и только Россия занимает выжидательную позицию.

Для исправления ситуации на этом направлении требуется политическое осмысление и воля, нацеленные на достижение осознанных результатов. А главное тщательно продуманная политика мобилизации и поддержки своего бизнеса, берущего на себя на начальных этапах повышенные риски и неясные перспективы.



1 Законопроект Национальной Ассамблеи РК.

2 Данные Корейского института национального объединения.

3 Там же.

4 Данные Korea International Trade Association.

5 Министерство торговли США.

6 Korea info.com

7 Korea Bank. Monthly Statistical Bulletin. 2007, №8.

8 Там же.

9 KBS. 1.12.2007.

10 KBS. 17.11.2007.

11 KBS. 7.12.2007.

12 Данные Корейского института национального объединения.

13 Данные МЭРТ.

14 KBS. 27.11.2007.

15 Данные МЭРТ.

16 KBS. 12.11. 2007.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconГрафические формы корейского фонетического письма
Корейский язык родной язык корейского народа, расселенного на территории двух государств Корейского полуострова: Республики Корея...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconЮжная Корея (офиц. Демократическая Республика Корея) государство...
Граничит на севере с кндр, с запада омывается Желтым морем, с востока — Японским и с юга — водами Корейского пролива. Площадь — 99,5...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» icon1. Образование гос-ва Киевская Русь основные этапы древнерусского государства
Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере, являясь одним из крупнейших...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconЦентр Европейского Союза в Сибири
В рамках конференции предполагается рассмотреть различные аспекты сотрудничества стран Европейского Союза, России и государств атр,...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconПроект программы молодежной научной конференции
Доклад Посла по особым поручениям мид россии, заместителя Представителя Президента России в "Группе восьми", координатора в мид россии...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconДоклад на тему: «Особенности исторического пути России в концепции Л. В. Милова»
Доклад прочитан 16 апреля 2008г в Московском обществе испытателей природы (моип) (секция «Философские и методологические проблемы...

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconПрограмма работы конференции
«Современные модели и технологии социально-экономического развития России и зарубежных государств»

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconДоклад на XIII конференции корееведов России и стран СНГ
Российско-корейское сотрудничество в нефтегазовых проектах на сахалине: вызовы и перспективы

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconДоклад мид россии «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»
Москва, г-200, Смоленская-Сенная пл., 32/34 тел.: (499) 244 4119, факс: (499) 244 4112

Доклад на Конференции «Проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова» iconДоклад о состоянии и развитии институтов гражданского общества, их...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов