ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОРНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР БГМУ
Цыглин А.А.___________
«____» _____________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
| специальность Сестринское дело
курс - 5
лекция - 16 часов.
практические (семинарские) занятия - 32 часа
самостоятельная работа студентов - 115 часов
| шифр 060109 (65)
форма обучения - заочная
семестр 9
зачет – 9 семестр
всего 163 часа
Кредитные единицы – 4,5
|
Уфа 2012
Рабочая программа составлена Шарафутдиновой Н.Х., Султанаевой З.М., Борисовой М.В. на основании примерной программы по дисциплине «Экономика здравоохранения» (Москва, 2003) в соответствии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО (2000г.), основной образовательной программой подготовки специалиста менеджера сестринского дела в БГМУ и квалификационной характеристикой выпускника.
Рецензенты:
Ю.А.Тюков – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава», д.м.н., профессор
Г.Ф. Лозовая - зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом МФТ, д.м.н., профессор Программа рассмотрена на заседании:
кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом МСД зав. кафедрой Н.Х. Шарафутдинова ________ «___» ___________ 2012г.; библиотечного совета зав. библиотекой Кобзева Н.Р______«___»________ 2012г. Цикловой методической комиссии социально-экономических дисциплин,
председатель ЦМК, Н.Х. Шарафутдинова _____________ «___» ________ 2012г. Научно-методического совета по специальности 060109.65 «Сестринское дело» председатель НМС У.Т. Аллабердин_________«_____» ________________ 2012г. Учебно-методического управления БГМУ
начальник УМУ Э.Г. Муталова ______________ «______» _____________ 2012г. Координационного научно-методического совета БГМУ
председатель КНМС А.А Цыглин _________ «____» ___________________2012г. Программа рекомендована для использования в учебном процессе ^
Пояснительная записка
1.1. Цели изучения предмета в параметрах деятельности менеджера выпускника университета.
1.2. Задачи изучения учебной дисциплины.
1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения общественного здоровья и здравоохранения.
2. Содержание, структура и объем в часах учебной дисциплины
2.1.Тематический план лекций, их содержание и объем в часах.
2.2. Тематический план семинаров, практический занятий, их содержание, объем в часах..
2.3.Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента.
^
3.1. Список литературы (основная и дополнительная, отечественной и зарубежной).
3.2. Перечень методических указаний для студентов, методических разработок для преподавателей, практикумов и т.п.
Перечень наглядных материалов, учебных пособий, технических средств обучения и контроля.
Результаты изучения материала учебной дисциплины.
(перечислить, что должен уметь студент после окончания занятий по программе).
Методы контроля и учета результатов усвоения материала учебной дисциплины.
Протокол согласования рабочей программы учебной дисциплины с другими кафедрами (дисциплинами) по специальности.
^ Менеджер должен владеть экономическими знаниями и умениями по оценке экономической эффективности профилактических мероприятий, новых методов диагностики, лечения, новых форм организации медицинского обслуживания населения с целью для предотвращения экономических потерь. Чтобы научить будущую медицинскую сестру-руководителя наиболее эффективным образом достичь конечных результатов своей работы, необходимо рассматривать проблемы экономики практически на всех дисциплинах учебного плана: теоретических, медико-биологических и специальных. Для выработки экономического мышления, навыков и привычек необходимо постоянное, многократное использование теоретических положений и специальных методик, всех экономических знаний для решения любых задач и проблем с учетом возможных экономических затрат.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
^ обеспечить формирование экономического мышления у студентов, будущих руководителей сестринских служб и умения решать экономические задачи в области профессиональной сестринской деятельности.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
обеспечить студентов необходимой информацией для овладения профессиональными экономическими знаниями и умениями в области сестринского дела, экономической теории и экономики здравоохранения.
сформировать у студентов профессиональные умения, необходимые для управления сестринским персоналом и эффективного использования объективно ограниченных экономических ресурсов здравоохранения.
Для формирования навыков студенту необходимо ЗНАТЬ:
- организовывать на научной основе свою экономическую работу в области сестринского дела;
- организовать работу исполнителей в области сестринского дела в соответствии с социальной ответственностью и экономической целесообразностью в деятельности организации здравоохранения;
- определять затраты на проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в области сестринского дела;
- определять экономический эффект (предотвращенный экономический ущерб) при сокращении сроков лечения, снижении и сокращении заболеваемости с временной утратой трудоспособности работающих на предприятиях, при снижении инвалидности и смертности (общей и детской), при выполнении социальных и медицинских программ;
- производить расчет экономической эффективности затрат при проведении различных лечебно-оздоровительных, профилактических, противоэпидемических и природоохранных мероприятий;
- самостоятельно работать с экономической информацией (учебной, справочной, нормативной, научной).
В результате изучения дисциплины студент должен УМЕТЬ:
определять экономический ущерб в связи с заболеваемостью с ВУТ, инвалидностью
рассчитывать стоимость различных видов медицинских услуг методом калькуляции
определять экономический ущерб в связи с нерациональными использованием коечного фонда ЛПУ
составлять калькуляции на выполнение отдельных медицинских услуг
анализировать и оценивать медицинскую, социальную и экономическую эффективность медицинской помощи.
выделить детальную медицинскую услугу в деятельности ЛПУ (отделения) и рассчитать её стоимость
рассчитать величину оплаты труда сестринского персонала
составить бизнес-план организации
планировать и рассчитывать объемы медицинской помощи по видам медицинской помощи в соответствии с нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ в РБ бесплатной медицинской помощи для населения района (города)
рассчитывать объемы финансовых затрат по видам медицинской помощи в соответствии с нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ в РБ бесплатной медицинской помощи для населения района (города)
определять экономический эффект (предотвращенный экономический ущерб) при сокращении сроков лечения, снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности
составлять смету медицинского учреждения
1.3. Преподавание дисциплины «Экономика здравоохранения» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания как с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами, так и с гигиеническими и клиническими дисциплинами.
Обеспечивающие дисциплину
| Изучаемая дисциплина
| Семестр
| Наименование
| Семестр
| Наименование раздела
| дисциплины
| разделов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Философия.
| Основные законы и категории диалектики. Биосоциальная сущность человека. Вопросы здоровья и его охраны в трудах философов различных эпох.
| 9
| Все темы экономики здравоохранения
| 1
| Экономика.
| Основные законы и положения экономики общества
| 9
| Все темы экономики здравоохранения
| 3-4
| Общая гигиена
| Окружающая среда и здоровье населения. Гигиена детей и подростков.
| 9
| Все темы экономики здравоохранения
| 9
| Общественное здоровье и здравоохранение
| Показатели здоровья и здравоохранения. Факторы, обеспечивающие их.
| 9
| Все темы экономики здравоохранения
| Таблица 1.3.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения
экономики здравоохранения
^
Всего на курс - 163ч.,
в т.ч. лекционных - 16ч.,
практических занятий - 32ч.,
самостоятельная работа (СРС)
под руководством преподава-
теля - 115ч.,
Таблица 2.1
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Количество часов
| Всего
| В том числе
| Лекции
| ПЗ
| СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения
| 26
| 2
| 3
| 21
| 2.
| Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения
| 22
| 2
| 3
| 17
| 3.
| Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование
| 30
| 4
| 3
| 25
| 4.
| Предпринимательство в здравоохранении. Платные медицинские услуги в сестринском деле
| 14
| 2
| 3
| 9
| 5.
| Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги
| 18
| 2
| 3
| 13
| 6.
| Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация
| 32
| 2
| 3
| 27
| 7.
| Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях
| 14
| 2
| 7
| 3
|
| Зачет
| 7
| -
| 7
| -
| 8
| Итого
| 163
| 16
| 32
| 115
|
Таблица 2.2
^
№
п/п
| Наименование раздела
| Наименование лекций
| Цели и основные вопросы лекций
| Объем
в часах
| Семестр
| 1
| 2
| 3
| 4
| Всего
| Из них профилирование
|
| 1.
| Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения.
| Экономика здравоохранения и здоровья населения
| ^
Ознакомить с основными понятиями и терминами по теме лекции. Отразить место и роль экономики здравоохранения в экономической жизни общества, историю формирования экономики здравоохранения как области научных знаний. Ознакомить студентов с основными ресурсами здравоохранения, экономическим значением и эффективностью их использования.
Экономика ЛПУ Дать экономический анализ показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. Медико-экономические стандарты. Оценка качества медицинских услуг в условиях поликлиники. Роль главной медицинской сестры в повышении эффективности деятельности учреждений. Дать экономический анализ показателей деятельности стационара. Оценка качества медицинских услуг в условиях стационара. Роль главной медицинской сестры в повышении эффективности работы больничной койки.
^ .
Ознакомить студентов с экономическими аспектами показателей здоровья населения: заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте. Предотвращенный экономический ущерб.
| 2
|
| 9
|
| 2
| Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения
| Здравоохранение в системе рыночных отношений. Планирование здравоохранения. Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.
| Ознакомить с основными понятиями по теме лекции. Раскрыть сущность методов планирования в здравоохранении. Объяснить методики определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, медицинских кадрах. Планы здравоохранения: территориальные, текущие и перспективные, планы учреждений. Разделы планов здравоохранения.
Медицинская услуга как экономическая категория. Платные медицинские услуги.
| 2
|
| 9
|
| 3
| Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование.
| Финансирование здравоохранения.
| Ознакомить с источниками финансирования здравоохранения. Рассмотреть экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Основные источники финансирования здравоохранения РФ. Дефицит финансовых средств и Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Рассмотреть смету медицинского учреждения.
| 2
|
| 9
| Медицинское страхование. Основные положения закона о медицинском страховании граждан РФ и РБ.
| Раскрыть основные положения закона РФ о медицинском страховании граждан. Ознакомить с субъектами и объектами медицинского страхования. Раскрыть программу обязательного медицинского страхования. Ознакомить с базовой программой медицинского страхования. Страховой полис. Ознакомить с финансированием системы здравоохранения в условиях ОМС. Особенности развития добровольного медицинского страхования. Способы оплаты медсестринской помощи в стационарных и амбулаторных учреждениях. Метод финансирования по глобальному бюджету.
| 2
|
| 9
| 4
| Предпринимательство в здравоохранении. Платные медицинские услуги в сестринском деле
| Предпринимательская деятельность в системе здравоохранения.
| Ознакомить с организационно-правовыми формами предпринимательства в здравоохранении. Указать на ограничения бизнеса в здравоохранении.
Раскрыть особенности бюджетного ЛПУ, как организационно-правовой формы предпринимательства в здравоохранении. Ознакомить со схемой распределения доходов ЛПУ, полученных от коммерческой деятельности.
| 2
|
| 9
| 5
| Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги
| Методология ценообразования в здравоохранении.
| Ознакомить с основными понятиями по теме лекции. Ознакомить студентов с видами цен на медицинские услуги, целями и правовой базой ценообразования в РФ. Расчет элементов затрат: начисления на оплату труда, износ оборудования и др. Определение себестоимости медицинской услуги. Прибыль, рентабельность. Раскрыть методику расчета цены медицинской услуги.
| 2
|
| 9
| 6
| Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация
| Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация. Оценка качества медицинских услуг
| Общие затраты медицинской организации и их структура. Виды экономического анализа. Понятие производительности труда медицинских работников. Дать понятие качества медицинских услуг. Факторы, влияющие на качество. Ознакомить студентов с системой оценки качества медицинских услуг.
| 2
|
| 9
| 7
| Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях
| Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях.
Налогообложение в системе здравоохранения
| Ознакомить с основными формами и системами оплаты труда. Многофакторная модель оценки работ. Положение о распределении фонда оплаты труда в ЛПУ. Виды доходов медицинских работников в условиях рынка.
Ознакомить с классификацией налогов, со схемой исчисления налогов в здравоохранении. Обратить внимание на особенности налогообложения ЛПУ, частнопрактикующего врача. Ознакомить с правами и обязанностями налогоплательщиков, видами ответственности.
| 2
|
| 9
| Таблица 2.3
^
№
п/п
| Наименование раздела
| Тема практического занятия
| Целевые задачи и содержание занятия
| Часы
| Семестр
|
|
|
| практические занятия
| самостоятельная работа под рук-вом преподавателя
| прак. занятия
| Из них – на профилирование
| СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
| 1.
| Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения.
| Экономика здравоохранения
| Знать: определение, цели, задачи экономики здравоохранения. Общеэкономические и внутриотраслевые проблемы экономики здравоохранения. Виды эффективности здравоохранения.
Уметь. дать оценку экономической эффективности здравоохранения (экономический ущерб, предотвращенный экономический ущерб, критерии экономической эффективности).
| Расчет экономических показателей деятельности ЛПУ.
Расчет экономических показателей здоровья населения
| 6
|
| 21
| 9
|
|
| Экономика здравоохранения и здоровья населения
| Знать: экономические аспекты показателей здоровья населения: заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте. Предотвращенный экономический ущерб.
Уметь. дать оценку эффективности медико-социальных программ и мероприятий в здравоохранении (снижение уровня заболеваемости и травматизма, инвалидности и преждевременной смертности).
|
| 6
|
|
|
| 2
| Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения. Система финансирования здравоохранения.
| Планирование и финансирование здравоохранения.
| Знать: основные методы планирования в здравоохранении. Виды планов. Разделы планов учреждений, их взаимоувязанность. Источники финансирования здравоохранения. Экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Финансирование медицинских учреждений в условиях медицинского страхования: формы оплаты стационарной и амбулаторной помощи. Медицинская услуга как экономическая категория. Платные медицинские услуги.
Уметь: определять потребности населения в амбулаторной и стационарной помощи.
составить смету учреждения (основные статьи).
| Расчет объема медицинской помощи по Программе госгарантий, муниципальному заказу Расчет сметы медицинского учреждения.
| 6
|
| 42
| 9
| 3
| Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги.
Медицинское страхование.
| Методология ценообразования в здравоохранении. Оценка стоимости медицинских услуг. Оценка качества медицинских услуг.
| ^ основные понятия по теме занятия, виды цен на медицинские услуги, целями и правовой базой ценообразования в РФ.
внутри- и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, её уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения.
Уметь: провести расчет элементов затрат: начисления на оплату труда, износ оборудования и др. Определять себестоимость медицинской услуги. Прибыль, рентабельность. Методику расчета цены медицинской услуги.
Провести оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом
| Расчет затрат на медицинскую услугу. Провести оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом
| 6
|
| 22
| 9
| 4
| Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация. Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях
| Общие затраты медицинской организации и их структура. Оплата труда медицинских работников.
| Знать: Деление затрат ЛПУ на условно-переменные и условно-постоянные. Средние и предельные затраты. Понятие производительности труда медицинских работников. Резервы экономии материальных ресурсов ЛПУ. Экономический анализ – основа бизнес-планирования. Основные формы и системы оплаты труда. Многофакторную модель оценки работ. Положение о распределении фонда оплаты труда в ЛПУ.
Уметь: составлять бизнес-план. Провести расчет оплаты труда медицинских работников.
| Составление бизнес-плана. Расчет оплаты труда медицинских работников
| 7
|
| 30
| 9
| 5
| Защита курсовой работы. Итоговое занятие
|
|
|
| 7
|
|
| 9
|
|