Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»




Скачать 340.46 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
страница1/2
Дата публикации06.08.2013
Размер340.46 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОРНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР БГМУ

Цыглин А.А.___________

«____» _____________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»

специальность Сестринское дело

курс - 5

лекция - 16 часов.

практические (семинарские) занятия - 32 часа

самостоятельная работа студентов - 115 часов

шифр 060109 (65)

форма обучения - заочная

семестр 9

зачет – 9 семестр

всего 163 часа

Кредитные единицы – 4,5


Уфа 2012

Рабочая программа составлена Шарафутдиновой Н.Х., Султанаевой З.М., Борисовой М.В. на основании примерной программы по дисциплине «Экономика здравоохранения» (Москва, 2003) в соответствии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО (2000г.), основной образовательной программой подготовки специалиста менеджера сестринского дела в БГМУ и квалификационной характеристикой выпускника.



Рецензенты:

Ю.А.Тюков – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава», д.м.н., профессор

Г.Ф. Лозовая - зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом МФТ, д.м.н., профессор
Программа рассмотрена на заседании:

кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом МСД зав. кафедрой Н.Х. Шарафутдинова ________ «___» ___________ 2012г.;
библиотечного совета зав. библиотекой Кобзева Н.Р______«___»________ 2012г.
Цикловой методической комиссии социально-экономических дисциплин,

председатель ЦМК, Н.Х. Шарафутдинова _____________ «___» ________ 2012г.
Научно-методического совета по специальности 060109.65 «Сестринское дело» председатель НМС У.Т. Аллабердин_________«_____» ________________ 2012г.
Учебно-методического управления БГМУ

начальник УМУ Э.Г. Муталова ______________ «______» _____________ 2012г.
Координационного научно-методического совета БГМУ

председатель КНМС А.А Цыглин _________ «____» ___________________2012г.
Программа рекомендована для использования в учебном процессе
^

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ





  1. Пояснительная записка

1.1. Цели изучения предмета в параметрах деятельности менеджера выпускника университета.

1.2. Задачи изучения учебной дисциплины.

  1. 1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения общественного здоровья и здравоохранения.

2. Содержание, структура и объем в часах учебной дисциплины

2.1.Тематический план лекций, их содержание и объем в часах.

2.2. Тематический план семинаров, практический занятий, их содержание, объем в часах..

2.3.Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента.

^ 3. Информационно-методическое обеспечение лекций и занятий.

3.1. Список литературы (основная и дополнительная, отечественной и зарубежной).

3.2. Перечень методических указаний для студентов, методических разработок для преподавателей, практикумов и т.п.

    1. Перечень наглядных материалов, учебных пособий, технических средств обучения и контроля.

  1. Результаты изучения материала учебной дисциплины.

(перечислить, что должен уметь студент после окончания занятий по программе).

  1. Методы контроля и учета результатов усвоения материала учебной дисциплины.

  2. Протокол согласования рабочей программы учебной дисциплины с другими кафедрами (дисциплинами) по специальности.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Менеджер должен владеть экономическими знаниями и умениями по оценке экономической эффективности профилактических мероприятий, новых методов диагностики, лечения, новых форм организации медицинского обслуживания населения с целью для предотвращения экономических потерь. Чтобы научить будущую медицинскую сестру-руководителя наиболее эффективным образом достичь конечных результатов своей работы, необходимо рассматривать проблемы экономики практически на всех дисциплинах учебного плана: теоретических, медико-биологических и специальных. Для выработки экономического мышления, навыков и привычек необходимо постоянное, многократное использование теоретических положений и специальных методик, всех экономических знаний для решения любых задач и проблем с учетом возможных экономических затрат.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

^ 1.1.Цели изучения предмета в параметрах деятельности менеджера выпускника университета – обеспечить формирование экономического мышления у студентов, будущих руководителей сестринских служб и умения решать экономические задачи в области профессиональной сестринской деятельности.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • обеспечить студентов необходимой информацией для овладения профессиональными экономическими знаниями и умениями в области сестринского дела, экономической теории и экономики здравоохранения.

  • сформировать у студентов профессиональные умения, необходимые для управления сестринским персоналом и эффективного использования объективно ограниченных экономических ресурсов здравоохранения.

Для формирования навыков студенту необходимо ЗНАТЬ:

- организовывать на научной основе свою экономическую работу в области сестринского дела;

- организовать работу исполнителей в области сестринского дела в соответствии с социальной ответственностью и экономической целесообразностью в деятельности организации здравоохранения;

- определять затраты на проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в области сестринского дела;

- определять экономический эффект (предотвращенный экономический ущерб) при сокращении сроков лечения, снижении и сокращении заболеваемости с временной утратой трудоспособности работающих на предприятиях, при снижении инвалидности и смертности (общей и детской), при выполнении социальных и медицинских программ;

- производить расчет экономической эффективности затрат при проведении различных лечебно-оздоровительных, профилактических, противоэпидемических и природоохранных мероприятий;

- самостоятельно работать с экономической информацией (учебной, справочной, нормативной, научной).

В результате изучения дисциплины студент должен УМЕТЬ:

  • определять экономический ущерб в связи с заболеваемостью с ВУТ, инвалидностью

  • рассчитывать стоимость различных видов медицинских услуг методом калькуляции

  • определять экономический ущерб в связи с нерациональными использованием коечного фонда ЛПУ

  • составлять калькуляции на выполнение отдельных медицинских услуг

  • анализировать и оценивать медицинскую, социальную и экономическую эффективность медицинской помощи.

  • выделить детальную медицинскую услугу в деятельности ЛПУ (отделения) и рассчитать её стоимость

  • рассчитать величину оплаты труда сестринского персонала

  • составить бизнес-план организации

  • планировать и рассчитывать объемы медицинской помощи по видам медицинской помощи в соответствии с нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ в РБ бесплатной медицинской помощи для населения района (города)

  • рассчитывать объемы финансовых затрат по видам медицинской помощи в соответствии с нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ в РБ бесплатной медицинской помощи для населения района (города)

  • определять экономический эффект (предотвращенный экономический ущерб) при сокращении сроков лечения, снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности

  • составлять смету медицинского учреждения

1.3. Преподавание дисциплины «Экономика здравоохранения» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания как с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами, так и с гигиеническими и клиническими дисциплинами.



Обеспечивающие дисциплину

Изучаемая дисциплина

Семестр

Наименование

Семестр

Наименование раздела

дисциплины

разделов

1

2

3

4

5

1

Философия.

Основные законы и категории диалектики. Биосоциальная сущность человека. Вопросы здоровья и его охраны в трудах философов различных эпох.

9

Все темы экономики здравоохранения

1

Экономика.

Основные законы и положения экономики общества

9

Все темы экономики здравоохранения

3-4

Общая гигиена

Окружающая среда и здоровье населения. Гигиена детей и подростков.

9

Все темы экономики здравоохранения

9

Общественное здоровье и здравоохранение

Показатели здоровья и здравоохранения. Факторы, обеспечивающие их.

9

Все темы экономики здравоохранения

Таблица 1.3.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения

экономики здравоохранения

^ 2. Содержание материала учебной дисциплины

Всего на курс - 163ч.,

в т.ч. лекционных - 16ч.,

практических занятий - 32ч.,

самостоятельная работа (СРС)

под руководством преподава-

теля - 115ч.,

Таблица 2.1

№ п/п

Раздел дисциплины

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

ПЗ

СРС

1

2

3

4

5

6

1.

Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения

26

2

3

21

2.

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения

22

2

3

17

3.

Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование

30

4

3

25

4.

Предпринимательство в здравоохранении. Платные медицинские услуги в сестринском деле

14

2

3

9

5.

Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги

18

2

3

13

6.

Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация

32

2

3

27

7.

Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях

14

2

7

3




Зачет

7

-

7

-

8

Итого

163

16

32

115


Таблица 2.2

^ 2.1. Н А И М Е Н О В А Н И Е Т Е М Л Е К Ц И Й, ИХ С О Д Е Р ЖАН И Е И О Б Ъ Е М В ЧАСАХ



п/п

Наименование раздела

Наименование лекций

Цели и основные вопросы лекций

Объем

в часах

Семестр

1

2

3

4

Всего

Из них профилирование




1.

Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения.

Экономика здравоохранения и здоровья населения



^ Экономика здравоохранения

Ознакомить с основными понятиями и терминами по теме лекции. Отразить место и роль экономики здравоохранения в экономической жизни общества, историю формирования экономики здравоохранения как области научных знаний. Ознакомить студентов с основными ресурсами здравоохранения, экономическим значением и эффективностью их использования.

Экономика ЛПУ Дать экономический анализ показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. Медико-экономические стандарты. Оценка качества медицинских услуг в условиях поликлиники. Роль главной медицинской сестры в повышении эффективности деятельности учреждений. Дать экономический анализ показателей деятельности стационара. Оценка качества медицинских услуг в условиях стационара. Роль главной медицинской сестры в повышении эффективности работы больничной койки.

^ Экономика здоровья населения.

Ознакомить студентов с экономическими аспектами показателей здоровья населения: заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте. Предотвращенный экономический ущерб.

2




9




2

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Планирование здравоохранения. Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.


Ознакомить с основными понятиями по теме лекции. Раскрыть сущность методов планирования в здравоохранении. Объяснить методики определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, медицинских кадрах. Планы здравоохранения: территориальные, текущие и перспективные, планы учреждений. Разделы планов здравоохранения.

Медицинская услуга как экономическая категория. Платные медицинские услуги.


2




9




3

Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование.

Финансирование здравоохранения.


Ознакомить с источниками финансирования здравоохранения. Рассмотреть экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Основные источники финансирования здравоохранения РФ. Дефицит финансовых средств и Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Рассмотреть смету медицинского учреждения.

2




9

Медицинское страхование. Основные положения закона о медицинском страховании граждан РФ и РБ.


Раскрыть основные положения закона РФ о медицинском страховании граждан. Ознакомить с субъектами и объектами медицинского страхования. Раскрыть программу обязательного медицинского страхования. Ознакомить с базовой программой медицинского страхования. Страховой полис. Ознакомить с финансированием системы здравоохранения в условиях ОМС. Особенности развития добровольного медицинского страхования. Способы оплаты медсестринской помощи в стационарных и амбулаторных учреждениях. Метод финансирования по глобальному бюджету.


2




9

4

Предпринимательство в здравоохранении. Платные медицинские услуги в сестринском деле

Предпринимательская деятельность в системе здравоохранения.

Ознакомить с организационно-правовыми формами предпринимательства в здравоохранении. Указать на ограничения бизнеса в здравоохранении.

Раскрыть особенности бюджетного ЛПУ, как организационно-правовой формы предпринимательства в здравоохранении. Ознакомить со схемой распределения доходов ЛПУ, полученных от коммерческой деятельности.


2




9

5

Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги

Методология ценообразования в здравоохранении.


Ознакомить с основными понятиями по теме лекции. Ознакомить студентов с видами цен на медицинские услуги, целями и правовой базой ценообразования в РФ. Расчет элементов затрат: начисления на оплату труда, износ оборудования и др. Определение себестоимости медицинской услуги. Прибыль, рентабельность. Раскрыть методику расчета цены медицинской услуги.

2




9

6

Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация

Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация. Оценка качества медицинских услуг

Общие затраты медицинской организации и их структура. Виды экономического анализа. Понятие производительности труда медицинских работников. Дать понятие качества медицинских услуг. Факторы, влияющие на качество. Ознакомить студентов с системой оценки качества медицинских услуг.

2




9

7

Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях

Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях.

Налогообложение в системе здравоохранения

Ознакомить с основными формами и системами оплаты труда. Многофакторная модель оценки работ. Положение о распределении фонда оплаты труда в ЛПУ. Виды доходов медицинских работников в условиях рынка.

Ознакомить с классификацией налогов, со схемой исчисления налогов в здравоохранении. Обратить внимание на особенности налогообложения ЛПУ, частнопрактикующего врача. Ознакомить с правами и обязанностями налогоплательщиков, видами ответственности.

2




9

Таблица 2.3

^ 2.2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ В ЧАСАХ.




п/п

Наименование раздела

Тема практического занятия

Целевые задачи и содержание занятия


Часы

Семестр










практические занятия

самостоятельная работа под рук-вом преподавателя

прак. занятия

Из них – на профилирование

СРС

1

2

3

4

5













1.

Экономика здравоохранения в системе экономических наук. Предмет и метод экономики здравоохранения.

Экономика здравоохранения

Знать: определение, цели, задачи экономики здравоохранения. Общеэкономические и внутриотраслевые проблемы экономики здравоохранения. Виды эффективности здравоохранения.

Уметь. дать оценку экономической эффективности здравоохранения (экономический ущерб, предотвращенный экономический ущерб, критерии экономической эффективности).

Расчет экономических показателей деятельности ЛПУ.

Расчет экономических показателей здоровья населения

6




21



9







Экономика здравоохранения и здоровья населения

Знать: экономические аспекты показателей здоровья населения: заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте. Предотвращенный экономический ущерб.

Уметь. дать оценку эффективности медико-социальных программ и мероприятий в здравоохранении (снижение уровня заболеваемости и травматизма, инвалидности и преждевременной смертности).




6










2

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Услуга медицинского назначения. Рынок услуг здравоохранения. Система финансирования здравоохранения.

Планирование и финансирование здравоохранения.


Знать: основные методы планирования в здравоохранении. Виды планов. Разделы планов учреждений, их взаимоувязанность. Источники финансирования здравоохранения. Экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Финансирование медицинских учреждений в условиях медицинского страхования: формы оплаты стационарной и амбулаторной помощи. Медицинская услуга как экономическая категория. Платные медицинские услуги.

Уметь: определять потребности населения в амбулаторной и стационарной помощи.

составить смету учреждения (основные статьи).

Расчет объема медицинской помощи по Программе госгарантий, муниципальному заказу Расчет сметы медицинского учреждения.

6




42

9

3

Методология ценообразования в здравоохранении. Методы расчетов тарифов на медсестринские услуги.

Медицинское страхование.

Методология ценообразования в здравоохранении. Оценка стоимости медицинских услуг. Оценка качества медицинских услуг.

^ Знать: основные понятия по теме занятия, виды цен на медицинские услуги, целями и правовой базой ценообразования в РФ.

внутри- и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, её уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения.

Уметь: провести расчет элементов затрат: начисления на оплату труда, износ оборудования и др. Определять себестоимость медицинской услуги. Прибыль, рентабельность. Методику расчета цены медицинской услуги.

Провести оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом

Расчет затрат на медицинскую услугу. Провести оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом

6




22

9

4

Медицинское учреждение как услугопроизводящая организация. Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях

Общие затраты медицинской организации и их структура. Оплата труда медицинских работников.


Знать: Деление затрат ЛПУ на условно-переменные и условно-постоянные. Средние и предельные затраты. Понятие производительности труда медицинских работников. Резервы экономии материальных ресурсов ЛПУ. Экономический анализ – основа бизнес-планирования. Основные формы и системы оплаты труда. Многофакторную модель оценки работ. Положение о распределении фонда оплаты труда в ЛПУ.

Уметь: составлять бизнес-план. Провести расчет оплаты труда медицинских работников.

Составление бизнес-плана. Расчет оплаты труда медицинских работников

7




30

9

5

Защита курсовой работы. Итоговое занятие










7







9



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconОсновная образовательная программа «Экономика» учебно-методический...
Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Региональная экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconМетодическая разработка лекции на тему: Экономика здравоохранения и здоровья населения
...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Социология (указывается наименование...
Профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории,...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов