1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции




Название1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции
страница1/9
Дата публикации08.08.2013
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.Понятие и социально-экономическое значение качества продукции

Качество продукции - это совокупность (система) свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Это стандартное определение опирается на технико – экономическую природу качества продукции.

Контроль качества – это проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям.

Показатель качества – это количественная характеристика свойств продукции, формирующих состав ее качества (как системы).

Уровень качества продукции – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью оптимальных показателей качества этого продукта.

Повышение качества продукции является важнейшим путём увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и производственных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счёт увеличения количества продукции, но и вследствие повышения её качества. Первый путь имеет определённые границы, второй – практически не ограничен.

Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который может осуществляться по двум направлениям: улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых её видов.

Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции – свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определённой потребности за счёт оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.

По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение общественной потребности. Так, при снижении надёжности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости её ремонта.
^ 2.Качество как объект менеджмента

Качество — объект менеджмента, причем сегодня приоритет политики в области качества среди других является в практике мирового менеджмента одним из главных. Свидетельством этому является Европейская концепция управления предприятием на основе политики в области качества.

В этой связи интерес представляют аспекты эволюции менеджмента предприятий через призму политики в области качества. Общепризнанной классификации форм управления качеством продукции не существует. История развития управления качеством имеет достаточно глубокие исторические корни. Однако, на наш взгляд, читателям (руководителям компаний, менеджерам, руководителям служб и отделов) будет интересно сделать ретроспективный анализ тенденций развития менеджмента качества так называемой «постиндустриальной» эпохи (начиная с 60-ых годов XX века). За этот относительно короткий исторический промежуток времени менеджмент качества претерпевает в мире бурный в качественном и количественном отношении период развития, соответствующий не менее бурному развитию мирового рынка производства и потребления. Многие элементы (приемы, техники, методики и т.п.), прошедшие «обкатку» всем ходом мирового развития предпринимательства на различных его этапах, могут оказаться полезными для предприятий Республики Беларусь.

Ведущая роль статистических методов анализа и управления определилась сменой акцентов в выборе целей менеджмента качества: от показателей качества конечной продукции (система Тейлора) к показателям качества производственных процессов (система Шухарта). Цель — попасть в поле допуска — заменяется на две новые:

обеспечить стабильность (устойчивость) процесса;

непрерывно уменьшать вариации стабильного процесса.

Персонал стал одним из главных ресурсов в системах менеджмента качества. Кадровая политика предприятия получила качественно новый статус. Цель: создание так называемой корпоративной культуры компании — сопричастности целям и задачам в области качества персонала всех уровней. Основу этого направления менеджмента качества составили на первых порах:

непрерывное обучение персонала всех уровней;

разработка методов мотивации и заинтересованности персонала. Обучение, естественно, строго дифференцированно по уровням иерархии персонала, но, в свою очередь, включает три основных направления: постоянное повышение уровня подготовки для выполнения своих обязанностей; постижение методов и средств управления качеством; понимание своей роли и активное участие в реализации политики компании.

Структурирование функции качества сегодня — и есть методология разработки совершенной комплексной надстройки системы менеджмента качества. Цель ее: эффективная разработка подробнейшего бизнес-плана функционирования компании по производству продукции, полностью удовлетворяющей требованиям заказчика.
^ 3.Функции управления качеством

1. Функция прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлена на:

выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;

выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;

определение номенклатуры, показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.

2. Функция планирования повышения качества продукции предполагает:

разработку новых видов продукции;

повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции;

разработку задания по освоению новой продукции;

повышение качества изготовленной продукции и качества работы.

3. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим достижениям или превосходят их.

4. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с установленными показателями.

5. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий.

6. Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, комплектующих изделий и др.

7. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции.

8. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями – с другой.

9. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции.

10. Функция контроля качества при испытаниях продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, техническихусловий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.

11. Функция технико- экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.

12. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.

13. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции.
^ 4.Конкурентоспособность производства, предприятия и персонала в условиях рыночной экономики

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: Качество продукции и услуг; Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; Уровень квалификации персонала и менеджмента; Технологический уровень производства; Налоговая среда, в которой действует предприятие; Доступность источников финансирования.

^ Конкурентоспособность персонала определяется конкурентоспособностью отдельных работников и их групп и в значительной мере зависит от механизма функционирования человеческого ресурса в производственно-коммерческом процессе. В процессе формирования и развития конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли) путем наиболее полного использования конкурентных преимуществ наемных работников. А работники, в свою очередь, заинтересованы в повышении организационной конкурентоспособности в той степени, в какой они находят в ней возможность для повышения своей индивидуальной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность персонала характеризует взаимосвязь трех групп переменных рынка труда: переменные, связанные со средой существования внутреннего рынка предприятия и восприятием персоналом стабильности своего существования, т.е. переменные, характеризующие особенности и структуру предприятия, виды деятельности, особенности выпускаемой продукции, а также нестабильность, давление и враждебность коммерческого и технологического окружения предприятия; переменные, связанные с человеческими ресурсами, которые делают внутренний рынок труда более или менее уязвимым по отношению к внешним непредвиденным изменениям (сокращение или увеличение потребности в рабочей силе, изменение структуры работающих, гибкость компетенции персонала, гибкость в структуре должностей и рабочих мест, степень быстроты реакции персонала на внешние возмущения, мотивация и открытость персонала внешней среде, падение/возрастание эффективности труда, необходимость значительных вложений в персонал и в другие ресурсы, т.д.), а также определяют конкурентные преимущества персонала на рынке; переменные, связанные с трудовой деятельностью, которые характеризуются факторами, не зависящими от персонала, но влияющими на стратегию и тактику его деятельности. Эти переменные меняются эволюционно под воздействием целого ряда причин, складывающихся постепенно, а могут изменяться резко во время кризисов и под целенаправленным регулирующим воздействием. Они могут быть благоприятны для всех видов трудовой деятельности, могут быть выборочно или частично благоприятны.
^ 5.Общая характеристика отечественных систем управления качеством

1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции)

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся система контроля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не отвечали за качество продукции. Ответственность за качество продукции была возложена на ОТК. В результате работники производственного аппарата передавали детали, узлы, изделия в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятии затрачивали время на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продукцию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому продукция предъявлялась в ОТК по несколько раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

Данная система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

В ее основу были положены следующие принципы:

-полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;

-строгое соблюдение технологической дисциплины;

-полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;

-сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

^ 2. Система СБТ (система бездефектного труда)

Эта система предусматривала количественную оценку качества труда всех производственных рабочих, ИТР и служащих, способствующих своим трудом повышению качества продукции и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия.

В СБТ основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда» – количественное выражение качества труда исполнителей . Эффективность труда работников оценивалась ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принималась за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, нарушение установленной технологии, выдача неправильной информации и т.п.), классифицировались и каждому из них соответствовал заранее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производилась уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

^ 3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)

система была направлена на управление качеством на стадии изготовления продукции, система же КАНАРСПИ – на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства.

Работа по улучшению качества изделий в данной системе не заканчивалась запуском их в серийное производство. Информация о работе изделий в различных эксплуатационных условиях помогала вносить различные изменения в их конструкцию, повышать их надежность, качество. Сбором, анализом и обобщением этой информации занимались созданные на предприятиях специальные службы надежности. Они совместно с другими специализированными службами предприятий участвовали в выработке организационно-технических мероприятий по улучшению качества продукции.

Система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате чего значительно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надежность, увеличился ресурс изделий.

^ 4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса)

Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса. Эта система обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. В ее основе лежит планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов, лимитирующих его уровень.

^ 5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления)

Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями работ системы НОТПУ являлись:

совершенствование внутризаводского планирования при использовании в серийном производстве непрерывного оперативно-календарного планирования;

организацию работ по повышению качества продукции (внедрение системы бездефектного изготовления продукции и количественной оценки работы цехов и отделов предприятия);

повышение культуры производства и создание благоприятных условий труда;

специализация и концентрация вспомогательных производств;

улучшение социально-бытовых условий трудящихся.

^ 6. Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При управлении качеством в КС УКП выполняются следующие специальные функции:

1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;2. Планирование повышения качества продукции;3.Нормирование требований к качеству продукции; 4. аттестация продукции;5 Организация разработки и постановки новой продукции на производство;6. Организация технологической подготовки производства; 7. Организация метрологического обеспечения;8.Организация материально-технического обеспечения;9. Специальная подготовка и обучение кадров;10. Обеспечение стабильного запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте, эксплуатации и потреблении;11. Стимулирование качества продукции;12. Контроль качества и испытания продукции;14. Правовое обеспечение управления качеством продукции;15. Информационное обеспечение КС УКП;16.Организация взаимоотношений предприятия с поставщиками и потребителями;17 Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconСформулируйте понятие научно-технический прогресс. Определите его...
Предприятиях розничной и оптовой торговли с целью улучшения экономических социальных результатов торговли. Экономическое значение...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconСформулируйте понятие научно-технический прогресс. Определите его...
Предприятиях розничной и оптовой торговли с целью улучшения экономических социальных результатов торговли. Экономическое значение...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconПлан: Понятие, предмет, методология и значение дисциплины. Понятие...
Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для правильной квалификации преступлений в правоприменительной деятельности...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconПонятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconАнализ хозяйственной деятельности
Обобщающие показатели качества продукции,15 Прямые показатели,16 Коэффициент ритмичности,17 Индивидуальные показатели качества продукции,18...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconТуризм как специфическая отрасль народного хозяйства
Социально-экономическое значение туризма достаточно велико, о чём свидетельствуют следующие данные

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции icon2. Анализ основных определений понятия качества продукции и процессов ее создания
В условиях рыночных отношений актуальность управления качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconПлан Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие....
России страшный хозяйственный и демографический урон. До сер. XVII в экономика страны изживала ее последствия. Постепенно восстанавливались...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconК договору поставки полиграфической продукции
Настоящее приложение регламентирует требования к печати и готовой продукции и служит документом для взаимоотношений с покупателем...

1. Понятие и социально-экономическое значение качества продукции iconТема 1 Себестоимость продукции
Понятие себестоимости продукции. Состав затрат по производству и реализации продукции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов