Скачать 215.27 Kb.
|
Евразийский Экономический Форум Молодежи «Диалог цивилизаций – YouthGlobalMind» www.eurasia-forum.ru IIМеждународный Образовательный Форум “Модель ВТО” ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Комитет по торговле и защите окружающей среды Доклад Применение торговых мер, направленных на защиту окружающей среды^ Воронежский Государственный Университет 2013 ![]() Содержание Вступление ......................................................................................................3 Часть I. История развития вопроса о необходимости и объеме применения экологических мер в рамках ГАТТ/ВТО……………………………………..5 Часть II. Классификация торговых нетарифных барьеров, связанных с экологией…………………………………………………………………………9 II.1 Экологические правила и стандарты.……………………………………9 II.1.1 Торговые запреты на товары.……………………………………….10 II.1.2 Правила приема, регистрации и лицензирования…………………..10 II.1.3. Обязательства по возврату товаров, их вторичной переработке…11 II.2. Экологическая маркировка……………………………………………..11 II.3. Экономические инструменты. Налоги и сборы………………………13 Часть III. Роль ВТО в сокращении использования экологически обоснованных торговых барьеров…………………………………………….15 Заключение ………………………………………………………………………18 Источники……………………………………………………………………….20 Вступление Все большее опасение приобретает вопрос о том, что экологические проблемы могут создавать прямые или косвенные возможности для имплементации новых барьеров в торговле. Определенное количество ограничений, предусмотренных в экологической политике, воспринимаются уже на сегодняшний день многими странами как барьеры в торговле, несмотря на то, что эта политика направлена на обеспечение устойчивого развития через установку баланса между экономическим ростом и использованием имеющихся природных ресурсов. К примеру, такие экологические меры, как стандарты, налоги, сборы или эко- маркировки могут играть роль дискриминационных факторов в фарватере вопроса обеспечения конкурентоспособности товаров на мировом рынке. Экспортеры могут быть вынуждены внедрять меры, которые увеличивают добавочную стоимость товаров. Что со стороны возможных импортеров объясняется необходимостью поддержания более высоких экологических стандартов производства. Поэтому, с точки зрения развивающихся и наименее развитых стран, экологические меры могут оказать неблагоприятное воздействие на их торговлю, поскольку они не всегда имеют возможность удовлетворить требования развитых стран. Стоит также отметить, что экологические предписания в значительной мере затрагивают доступ на рынок иностранных поставщиков, особенно из развивающихся стран. Что, наряду с отсутствием инфраструктуры, недостаточным доступом к технологиям, экологически чистым сырьевым материалам и информации, ограничивает возможность доступа к рынку и конкурентоспособность развивающихся и наименее развитых стран. Экологические вопросы в первый раз заняли одно из ключевых мест на повестке дня в переговорном процессе в рамках Всемирной торговой Организации на совещании министров в Дохе в ноябре 2001 года1. Несмотря на сильную оппозицию со стороны как развитых, так и развивающихся стран, важность влияния экологических мер на процесс доступа на мировой была признана в ВТО и была выражена озабоченность по этому вопросу. Также, не менее важной остается и другая сторона вопроса-скрытый протекционизм, вытекающий из применения фитосанитарных, санитарных, ветеринарных, экологических и иных подобных нетарифных мер2 для защиты внутреннего рынка и ограничения конкуренции при лоббирования собственных интересов. Крайне тонкая грань между защитой граждан, их здоровья, биосреды и корыстными интересами не всегда может быть четко определена, что и дает поле для лавирования крупным игрокам мирового рынка, способным влиять на конъюнктуру через принятие новых внутренних правил и требований. Такое непрозрачное поведение приводит к возможности использования нетарифных мер регулирования торговли, как средств экономического или финансового давления на страны- члены ВТО. Часть I. История развития вопроса о необходимости и объеме применения экологических мер в рамках ГАТТ/ВТО Начиная с этапа разработки Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1947 г. было понимание, что между развитием торговли и окружающей средой в рамках многостороннего режима торговли существуют определенные связи. Однако ни участники ГАТТ, ни страны–члены ВТО так и не договорились о конкретных принципах и подходах, касающихся их регулирования. В первоначальном тексте ГАТТ среди целей политики, которые конкретная страна могла проводить для обоснования мер, которые бы в противном случае нарушали правила указанного соглашения, были указаны защита жизни или здоровья человека, животных или растений, а также сохранение истощаемых природных ресурсов. В последующие годы растущее осознание проблем, связанных с охраной окружающей среды и здоровья человека, привело в промышленных странах к появлению более жестких стандартов на продукцию, что не замедлило сказаться на ее доступе на рынки товаров и уровне торговли. Необходимость поиска баланса интересов между развитием торговли и задачами охраны окружающей среды была подчеркнута на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде3, которая предварила Конференцию ООН по окружающей среде и развитию4 (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 5(2002 г.). В результате изучения указанных связей, проведенного секретариатом ГАТТ, в 1971 г. была сформирована Рабочая группа ГАТТ по природоохранным мерам и международной торговле. Однако свою первую встречу данная группа провела лишь в 1991 г., после тогокак ряд европейских стран потребовал созыва группы для рассмотрения природоохранных вопросов в ходе подготовке к Саммиту планеты в Рио-де-Жанейро. Тем не менее, расширяющаяся система международной торговли стала вторгаться и в область природоохранной политики. Озабоченные тем, что экологические нормы и другие технические стандарты могут подорвать успехи в открытии рынков, которые удалось достичь за счет снижения тарифов, участники ГАТТ потребовали формирования новых торговых правил, цель которых – регулирование роста этих технических барьеров. Во время Токийского раунда торговых переговоров в рамках ГАТТ (1973–1979 гг.) был согласован Кодекс о стандартах6, в котором помимо прочего поддерживались принципы недискриминации и прозрачности при подготовке, принятии и применении технических регламентов и стандартов. В Кодексе не затрагивались конкретно вопросы торговли и ее взаимосвязь с природоохранными аспектами. В ходе Уругвайского раунда (1986–1994 гг.), итогом которого стало учреждение ВТО, произошло существенное расширение сферы действия правил международной торговли, включая те сферы, которые вызывают озабоченность органов охраны окружающей среды. В настоящее время, правила глобальной торговли ВТО, безусловно, регулируют разработку мер, направленных на защиту жизни или здоровья людей, животных или растений (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм7), технических стандартов в области охраны окружающей среды (Соглашение по техническим барьерам в торговле8), субсидий сельскому хозяйству и на охрану окружающей среды (Соглашение по сельскому хозяйству9), ограничений на патентоспособность изобретений, необходимых для защиты окружающей среды (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности10). Помимо этого в Уставе ВТО11 в целом признается, что правила международной торговли должны обеспечивать «оптимальное использование ресурсов планеты в соответствии с задачами устойчивого развития». Однако в ходе Уругвайского раунда не были разработаны какие-либо конкретные рекомендации о согласовании находящихся в конфликте задач развития торговли и охраны окружающей среды. В период после Уругвайского раунда участники торговых переговоров, несмотря на предпринимаемые усилия, так и не смогли выработать каких-либо приемлемых для всех решений. В 1995 г. для изучения взаимосвязи между торговой и природоохранной политикой в ВТО был учрежден Комитет по торговле и окружающей среде. В результате многочисленных встреч Комитетом были выработаны рекомендации общего характера, призывающие членов ВТО УБР разрабатывать торговую и природоохранную политику на основе взаимоподдерживающих подходов. Вместе с тем органы по разрешению споров ГАТТ и ВТО рассмотрели ряд исков, в которых оспариваются меры в области охраны окружающей среды и здоровья, направленные на защиту биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения, снижение загрязнения окружающей среды, ограничение импорта продуктов питания, несущих риск для здоровья человека, запрет на торговлю асбестом. В результате принятых решений сформировалась мозаика принципов и толкований, имеющих непосредственное отношение к взаимосвязи между торговлей и окружающей средой, но часто не позволяющих легко прийти к общим выводам. Не являясь экологической организацией, ВТО, тем не менее, обладает юрисдикцией в отношении любых мер, включая природоохранные, которые оказывают воздействие на состояние торговли товарами между членами этой организации. Дебаты внутри и вокруг ВТО редко рассматривали проблемные вопросы с точки зрения человеческого развития, практически не выходя за рамки крайних точек зрения промышленных и развивающихся стран или международной политики. Однако в 2001 г. участники министерской конференции ВТО в Дохе приняли согласованное решение вернуться к обсуждению вопросов окружающей среды в рамках основной повестки дня переговоров по многосторонней торговле. В центре переговоров теперь оказались вопросы увязки соглашений ВТО и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды, либерализации торговли товарами и услугами экологического значения, сокращения субсидий в рыболовство. Часть II. Классификация торговых нетарифных барьеров, связанных с экологией. Нормативы загрязнения окружающей среды могут оказывать воздействие на структуру торговли за счет роста производственных затрат в том случае, если рост этих затрат снижает торговую конкурентоспособность страны. Стоит отметить, что это, как правило, влияет на развивающиеся страны в большей степени. Затраты на природоохранные мероприятия составляют лишь незначительную долю производственных затрат, при этом сравнительное преимущество, создаваемое при помощи более мягких экологических нормативов, во многом также меньше сравнительных преимуществ, формируемых за счет других факторов, например различий в инфраструктуре, технологиях, запасах природных ресурсов, макроэкономической политике, человеческом и физическом капитале. Несмотря на это, более жесткие экологические стандарты часто снижают сравнительное преимущества и торговую конкурентоспособность страны. Рассмотрим, какие торговые нетарифные барьеры могут быть применены в области защиты окружающей среды. Можно выделить 3 основных вида связанных с экологией торговых мер, которые могут влиять на возможность доступа к рынкам: А) экологические правила и стандарты; Б) экологическая маркировка; В) экономические инструменты. Теперь разберем каждый из этих видов более подробно. ^ Здесь стоит сразу определить, что есть два типа стандартов, связанных с продукцией: Стандарты Производства и Стандарты Товаров. Стандартизация Товаров подразумевает характеристики продукции, которые она может содержать, такие как: требования к рабочим характеристикам, минимальное содержание питательных веществ или максимальная токсичность. В то время как требования к Стандартизации Производства относятся к условиям всех производственных циклов, в течении которых происходит изготовление товара. Эти типы мер юридически обязательные и относятся к составу товаров, их конкретных компонентов; к качеству продукта, в частности, к его долговечности; к производительности продукта, уровню потребления энергии, уровень выбросов, если такие характеристики могут присутствовать у конкретного товара. ^ Учитывая всеобщее беспокойство по поводу использования вредных и опасных веществ, все больше запретов на почве экологических обоснований происходит в сфере с использованием различных химических веществ. По большей части, это запреты на продукцию из развивающихся и наименее развитых стран, к которой в данном контексте относится текстиль, обувь, кожа. К примеру, азокрасители, используемые для покраски кожевенной и текстильной отраслях промышленности развивающихся стран находятся под запретов в рамках стран Европейского Союза. Цель запретов продукции, содержащей подобные вредные вещества в защите экологии и здоровья населения страны-импортера от губительного воздействия, возникающего в результате потребления ввезенных товаров. Правила ВТО позволяют странам устанавливать запреты на ввозимую продукцию до тех пор, пока её качественные показатели не будут на равне с показателями продукции, произведенной на территории страны- импортера. ^ Это относится, по большей части, к таким отраслям промышленности, как пищевая промышленность, химическая промышленность, в частности фармацевтическая промышленность, производство пестицидов, удобрений. Отдельные компоненты, входящие в состав продукции, могут требовать отдельного специального санкционирования перед тем, как они им станет доступен доступ на рынок. Этот барьер часто приводит к несвоевременному выпуску товара на рынок, потери своей ниши, делая его менее конкурентоспособным. ^ Это обязательство представляет собой договоренность между производителями и продавцами о возврате, переработке, утилизации использованных товаров. Подобные договоренности характерны при продаже машиностроительной отрасли, отрасли высоких технологий, продовольственной отрасли. Такие обязательства включаются в цену и, несмотря на это, являются дополнительным бременем расходов со стороны производителей. Рассмотрим такой пример: транспортировка использованных товаров обратно в страну производства подразумевает большую стоимость и, сама по себе, так же не может быть воспринята как положительный с точки зрения экологии, поступок, поскольку происходят выбросы в атмосферу транспортом, осущетвляющим подобную доставку. Кроме того, продукты развивающихся стран, выигрывающие на мировом рынке во многом благодаря своей конкурентоспособной цене в результате решения начать соответствовать подобным мерам могут потерять свое преимущество. ^ «Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах»12. Если мы говорим об экомаркировке, стоит отметить, какие же группы товаров и услуг подпадают под необходимость наличия экомаркировки на новом этапе устеновления нетарифных барьеров: непищевые товары; пищевые продукты; услуги (рестораны, магазины, гостиницы, производство различных видов энергии, туризм и др); работы (строительные и отделочные работы и др.).Сейчас в мире существует более 30 различных так называемых знаков экологичности. Система экологического маркирования продукции и услуг активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Международные стандарты ИСО 14 021, 14 024 и 14 025 устанавливают требования к разработке добровольной экологической маркировки трех основных типов — в зависимости от критериев и степени вовлечения в процесс экологической маркировки третьей стороны: А) Экологическая маркировка типа I (собственно экологическая маркировка)- это добровольная многокритериальная программа сертификации третьей стороной, в результате которой выдается лицензия на использование на продукции экологических знаков, свидетельствующих об общей экологической предпочтительности продукции в рамках определенной группы однородной продукции, основанной на рассмотрении жизненного цикла (ИСО 14 024).Особенность программы маркировки по типу I именно в ее проведении третьей стороной. Критерии учитывают показатели воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции. Они должны быть реально достижимыми и измеряемыми с определенной достоверностью. Критерии должны действовать в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется с учетом появления новых технологий, технических решений, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды и изменения рыночных условий. Б) Экологическая маркировка типа II (экологическая самодекларация)- это экологическое заявление изготовителя, импортера, дистрибьютора, продавца или любой другой стороны, которая может получить выгоду от такой декларации, сделанное без сертификации независимой третьей стороной (ИСО 14 021)9. Стандарт описывает подходы к составлению таких заявлений, использованию определенных терминов, а также требования в отношении подтверждения таких заявлений третьей стороной. В) Экологическая декларация типа III (экологическая декларация)- это количественные экологические данные для какого-либо вида продукции по заранее установленным категориям параметров, основанным на стандартах серии ИСО 14 040, но без исключения дополнительной экологической информации, предоставляемой в рамках программы экологического декларирования типа III (ИСО/TR 14 025). Все международные программы экомаркировки основаны на процедуре анализа жизненного цикла продукции. Это значит, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Несмотря на то, что экологическая маркировка является добровольной, многие отрасли экономики, важные для развивающихся стран, испытывают политическое и коммерческое давление, направленное на введение экологической маркировки своей продукции. Производителям развивающихся стран приходится не только платить за экологическую маркировку, но в отдельных случаях они вынуждены приобретать несколько экологических маркировок на один и тот же продукт, если он поставляется на рынки разных стран. К тому же многие производители испытывают трудности с получением надлежащей и своевременной информации о правилах той или иной программы экологической маркировки или о соответствующих важнейших положениях. Именно поэтому, сторонников введения экологической маркировки, указывающей на разную степень экологичности одинаковых товаров разных производителей, подвергли критике за поддержку мер, противоречащих нормам свободной торговли. ^ Налоги на продукцию могут основываться на отдельных характеристиках товара, к примеру, на содержании серы в нефтепродуктах, или на самом продукте, к примеру, опять же нефти. Сборы же по своей сути призваны повысить доходные статьи страны- импортера или же в добавление к этому понизить уровень популярности и потребления продукции, облагаемой подобными сборами. Что крайне негативно сказывается на доходах экспортера, который, не имея иных рынков сбыта вынужден продолжать работу вопреки кабальным условиям. Часть III. Роль ВТО в сокращении использования экологически обоснованных торговых барьеров Понятно, что различные экологические меры применяются для ограничения торговли опасными веществами, для защиты здоровья граждан и охраны окружающей среды. Признавая взаимосвязь между торговлей и окружающей средой, ВТО уделяет внимание проблеме с помощью различных соглашений, большинство из которых содержат исключения из правил либерализации торговли для того, чтобы узаконить усилия своих членов по защите окружающей среды. Например, в статье XX Генерального соглашения по тарифам и торговле, есть пункты, позволяющие странам-членам ВТО использовать торговые меры по защите окружающей средыдаже если меры не соответствуют положениям ГАТТ. Тем не менее, эти меры должны выполнять определенные условия, доказывая, что они необходимы для защиты окружающей среды, или быть связанными с проблемой истощения природных ресурсов, и применять эти меры необходимо таким образом, чтобы это не являлось произвольной или необоснованной дискриминации между странами, или действовало как одностороннее ограничение международной торговли. Поскольку мотивом и целью ВТО является либерализация торговли, она может способствовать торговле и улучшению состояния окружающей среды путем выявления и устранения барьеров, имеющих скрытые мотивы. Комитет по торговле и защите окружающей среды, который является форумом дискуссии в ВТО по вопросам экологии, выразил свою точку зрения о том, что, учитывая, что торговля и окружающая среда дополняют друг друга, соответствующая экологическая политика должна быть принята. КТОС подчеркнул важностьвозможности доступа на рынок для всех стран в рамках оказания помощи их развитию . КТОС также изучил торговые и связанные с окружающей средой правила ВТО, чтобы убедиться, что они не стоят на неоправданных способах защиты экологических инициатив. Развивающиеся страны-члены представили материалы, подчеркивающие, как экологические меры выступают в качестве барьера для экспорта изделий. Они также сделали ряд предложений в КТОС для того, чтобы свести к минимуму негативные последствия экологических мер по доступу на рынки развивающихся стран. Полагаясь для проверки обоснованности мер по ограничению торговли на научные знания и согласованные на международном уровне нормы, система ВТО может привести к ухудшению условий для стран, которые обладают низким техническим потенциалом и не вовлечены в процесс выработки и принятия международных норм и стандартов. В тех случаях, когда развивающиеся страны играли более активную роль в разработке международной торговой политики вне системы ВТО, они способствовали формированию торговых правил, которые в большей степени учитывали нужды и потребности развивающихся стран. Например, в рамках Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением13 экспортеры должны получить предварительное согласие полностью информированного импортера, прежде чем будет произведена поставка. В рамках Картахенского Протокола по биобезопасности14, которым регулируется международная торговля генетически модифицированными семенами и другой продукцией, развивающаяся страна вправе потребовать, чтобы потенциальный экспортер данной продукции оплатил проведение научно обоснованной оценки риска до принятия решения об импорте данного продукта. Однако в рамках переговорного процесса ВТО многие развивающиеся страны считают, что поддержка связанных с торговлей природоохранных мер диктуется, главным образом, экологическими интересами стран с высоким уровнем благосостояния. Но противоречия возникают в том случае, когда экологические нормы кажутся произвольно завышенными или направлены на внесение изменений в экологические нормы страны-экспортера. Развивающиеся страны считают ведение таких стандартов и норм «зеленым, или экологическим империализмом», утверждая, что если данная торговая система будет развиваться в этом направлении, то в конечном итоге она может поставить под угрозу экономический рост и развитие этих стран. Более того, введение торговых ограничений во имя обеспечения природоохранных норм противоречит принципам либерализации торговли. А ведь в последние годы проведение таких реформ активно стимулировалось в развивающихся странах. Кроме того, необходимость соблюдения экологических норм и стандартов, навязанных промышленными странами, может подорвать независимость многих развивающихся стран. В этом случае развивающиеся страны будут вынуждены приобретать экологически чистые промышленные технологии и сертификаты экологичности на свою продукцию. За все это надо будет платить. И здесь нельзя не учитывать, что требуемую технологию можно приобрести только у нескольких фирм, что создает монопольную ситуацию при назначении цен за использование этой технологии и выдачу лицензий. Вопрос о природоохранных мерах не был решен после принятия Декларации в Дохе. И до сих пор проблема взаимодействия торговых мер и мер, направленных на защиту окружающей среды, все еще не приобрел достаточного импульса в ВТО. Заключение Для достижения своих целей в сфере охраны природы и здоровья человека как промышленные, так и развивающиеся страны пользуются торговыми мерами. Но правительства промышленных стран, в руках которых и находятся ключи к важнейшим рынкам сбыта, применяют указанные меры чаще. У правительств и производителей развивающихся стран не остается иного выбора, как поднять свои нормы до уровня стандартов промышленных стран и тут же потерять свое место на рынке15. Несмотря на то что правила ВТО варьируются от соглашения к соглашению, торговые правила обычно направлены на оценку законности природоохранных мер, влияющих на торговые отношения, на основе того, ограничивают ли они доступ на рынки импортируемых товаров или каким-либо иным образом играют роль ограничивающего фактора для аналога импортируемого товара. Правила глобальной торговли предназначены для ликвидации таких природоохранных мер, которые вводят для реализации экологических целей излишние ограничения в области торговли, а также мер, которые носят произвольный или неоправданно дискриминационный характер либо равносильны скрытому протекционизму. Торговые меры, направленные на решение глобальных или трансграничных проблем, но разработанные в одностороннем порядке и без консультаций с торговыми партнерами, на которых будет распространяться действие указанных мер, вряд ли будут эффективными и справедливыми инструментами повышения эффективности рыночных отношений. Согласованные в многостороннем порядке нормы и меры, основанные на обеспечении прав собственности, создании рынков, стимулировании производства или потребления, с экономической точки зрения являются более эффективными и справедливыми инструментами. Такие нормы должны отражать принцип общей, но дифференцированной ответственности. Расширение возможностей развивающихся стран и предоставление в их распоряжение адекватной информации, позволит им более продуктивно участвовать в процессе формирования устойчивого мирового рынка. Многие иные меры экологического характера, подходящие под классификацию нетарифных барьеров долгое время эффективно используются странами для собственных корыстных интересов. Так, санитарные и фитосанитарные норы играют большую роль в экономической дипломатии, выступая зачастую в качестве не только экономического, но и политического инструмента воздействия на партнеров. Кроме того, стоит отметить высокую значимость подобных мер для обеспечения превосходства в имиджевой борьбе стран- экспортеров, использующих фиктивные проверки в качестве мер пропаганды, сильно влияющей на конечного покупателя и общий спрос товаров на рынке, в частности, продовольственной продукции. Подводя итог всему вышесказанному, можно придти к выводу о том, что крайне часто экологческие меры могут восприниматься как дискриминационные или же имеющие корыстные интересы, при этом органично вписывающиеся в нормативно- правовую структуру ВТО. Источники
1Doha WTO Ministerial 2001: Ministerial DeclarationWT/MIN(01)/DEC/1- 2001(http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_e.htm#tradeenvironment 2 Согласно классификации мер нетарифного регулирования, ClassificationofNon-TariffMeasures ЮНКТАД 3 Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды ;Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год;http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml4http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро, 19925Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/decl_wssd.pdf) 6 Agreement on technical barries to trade ("Standards Code"); Tokyo, 1979 8www.wto.ru/ru/content/documents/docs/tehbarier.doc 9Соглашение по сельскому хозяйству (Марракеш, 15 апреля 1994 года) 10Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (http://www.viniti.ru/download/russian/INNOV/trips.pdf) 12ГОСТ Р ИСО 14020_2000 «Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы». 13Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалению, Базель, 1989 (http://www.bellona.ru/Casefiles/Basel) 14Картахенский протокол по биобезопасности к конвенции о биологическом разнообразии (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf) 15‘Environmental Standards and Trade Policy’.Background note for Trade and Sustainable Human Development Project.United NationsDevelopment Programme, New York- 2002. |
![]() | Евразийского Экономического Форума Молодежи «Диалог цивилизаций Youth Global Mind» состоится II международный Образовательный Форум... | ![]() | Форум научной молодежи «эрэл-2012» (далее – форум) проводится с целью развития активности научно-ориентированной молодежи, привлечение... |
![]() | «Межрегиональный молодежный форум «Территория инициативной молодежи «Бирюса–2013» | ![]() | Форум молодежи Уральского федерального округа «утро-2013» (далее Форум) это образовательное мероприятие, объединяющее молодых перспективных... |
![]() | Форум молодежи Уральского федерального округа «утро-2013» (далее Форум) это образовательное мероприятие, объединяющее молодых перспективных... | ![]() | Молодежный образовательный форум для молодежи Западной Якутии (далее – Форум) проводится в рамках реализации молодежной политики... |
![]() | Открытый молодежный образовательный форум Вологодской области «Команда-2013» (далее – Форум) является площадкой для эффективной самореализации,... | ![]() | Открытый молодежный образовательный форум Вологодской области «Команда-2013» (далее – Форум) является площадкой для эффективной самореализации,... |
![]() | Никальная тренинговая и коммуникационная площадка, в рамках которой поддерживаются инновационные идеи и проекты молодежи. Форум проводится... | ![]() | Цели мероприятия: повышение экологической культуры молодежи, её ответственности за природу и гражданской активности |