СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет”
Смоленск
2012
Пояснительная записка
1. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет” разработана в соответствии с ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа производственной (профессиональной) практики сопряжена с теоретическим материалом следующих дисциплин: Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение и является их продолжением.
2. По итогам производственной (профессиональной) практики студент должен быть готов к выполнению основных профессиональных функций бухгалтера в рамках основных видов деятельности:
учетно-аналитической;
экономической;
финансово-контрольной.
3. Программа производственной (профессиональной) практики включает следующие этапы:
практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков;
практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;
стажировку;
практику преддипломную (квалификационную).
4. Бюджет времени на производственную (профессиональную) практику по этапам и видам практики в соответствии с требованиями ГОС СПО распределяется следующим образом:
практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков (3 недели);
практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью (4 недели);
стажировку (2 недели);
практику преддипломную (квалификационную) (4 недели).
Первый этап практики проводится на базе колледжа под руководством его преподавателей в форме практических занятий. Два последующих этапа производственной (профессиональной) практики и стажировку студенты осуществляют на предприятиях города и региона, которые имеют компьютерную базу и квалифицированный персонал.
Практику по профилю специальности (технологическую) и преддипломную (квалификационную) проводят руководители практики от колледжа.
5. Сроки прохождения производственной (профессиональной) практики, ее видов и этапов определяются графиком.
6. Контроль работы практикантов осуществляется руководителями. Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка. Тематический план практики по профилю специальности
^
Группа 012- Эс,122 -ЭС
Преподаватель: Петрушина Е.В.
-
№ п/п
| Наименование видов, разделов и тем практик
| Кол-во часов
| План производственной практики
|
| 1.
| ^
| 6
| 2
| 2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
2.1.Учет кассовых операций.
2.2.Учет операций по расчетному счету.
2.3.Учет расчетов с подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами.
2.4.Учет кредитов и займов.
| 12
| 3
| 4.Учет производственных запасов.
4.1. Документальное оформление поступления МПЗ.
4.2. Документальное оформление расходов МПЗ.
4.3. Учет производственных запасов по складам и в бухгалтерии.
4.4. Инвентаризация МПЗ.
| 12
| 4.
| 5.Учет основных средств и нематериальных активов.
5.1. Учет наличия и движения основных средств.
5.2. Учет амортизации основных средств.
5.3. Учет ремонта основных средств.
5.4. Учет наличия и движения нематериальных активов.
| 14
| 5.
| ^
6.1. Изучить состав и учет прямых затрат предприятия.
6.2.Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов.
6.3. Изучать учет потерь от брака.
6.4. Дать оценку брака.
6.5. Изучить учет вспомогательного производства
| 14
| 6
| ^
7.1.Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии
7.2.Изучить учет расходов на продажу.
7.3.Изучить учет продажи продукции и расчетов с покупателями.
7.4.Изучить учет налога на добавленную стоимость.
| 14
| Всего:
| 72
|
^ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 “ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ”
Составила: Петрушина Е.В
Смоленск 2012 г.
Направления деятельности по формированию профессиональных умений и навыков
| ^
| Работа с нормативными и учебными документами
| Учет хозяйственных операций, анализ основных экономических показателей
| Составление учетных форм, бухгалтерской и статистической отчетности
| Работа по контролю и аудиту
| 1.Приобретение первичных профессиональных умений и навыков
| Налоговый кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98)
ПБУ 1/98 от 09.12.98 № 60н “Учетная политика организации”
ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н “Бухгалтерская отчетность организации”
ПБУ 9/99 от 06.05.99 № 32н “Доходы организации”
ПБУ 10/99 от 06.05.99 № 33н “Расходы организации”
ПБУ 14/2000 от 16.10.2000 № 91н “Учет нематериальных активов”
ПБУ 5/01 от 09.06.01 № 44н “Учет материально-производственных запасов”
ПБУ 6/01 от 30.03.01 № 65н “Учет основных средств”
План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 № 94-Н
Положение о безналичных расчетах в РФ. Приказ Центробанка от 12.04.01 № 2-П
Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 “О формах бухгалтерской отчетности организации”
Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 2001 г.
Альбом форм бухгалтерской отчетности 2001г.
| Умение сбора информации об имуществе, обязательствах организации и их движении;
Умение работать с первичными учетными документами;
Умение соотносить порядок составления и обработки документов;
Умение вести на синтетических и аналитических счетах учет:
денежных средств, расчетных и кредитных операций,
труда и его оплаты,
материально-производственных запасов,
основных средств и нематериальных активов,
материально-производственных запасов.
Навыки проведения инвентаризации:
основных средств,
нематериальных активов,
товароматериальных ценностей.
| Навыки документального оформления учета:
денежных средств,
труда и его оплаты,
движения производственных запасов,
движения основных средств,
навыки составления основных форм статистической отчетности по труду и его оплате, основным средствам, денежным средствам и материальным ресурсам
| умение осуществлять внутренний контроль за:
движением денежных средств в кассе предприятия,
ведением расчетов с подотчетными лицами,
правильностью полнотой отражения в учете операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках,
соблюдением нормативно-правовых актов и организации расчетов с персоналом по оплате труда,
правильностью оформления операций по наличию и движению товарно-материальных ценностей и состоянию производственных запасов;
движением основных средств и нематериальных активов, эффективностью их использования,
правильностью и полнотой отражения в учете и отчетности готовой, отгруженной и реализованной продукции.
| II Овладение целостной системой профессиональнойдеятельности
| Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности:
“Учетная политика предприятия” ПБУ 1/'98
“Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94
“Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000
“Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99 “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98
“Учет основных средств” ПБУ 6/97
“События после отчетной даты” ПБУ 7/98
“Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98
“Доходы организации” ПБУ 9/99
“Расходы организации” ПБУ 10/99
“Информация по аффинированным лицам” ПБУ
11/2000
“Информация по сегментам” ПБУ 12/2000
“Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000
“Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000
| Умение количественного отражения и качественной характеристики фактического состояния:
готовой продукции и её реализации;
затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
собственных средств предприятия;
кредитов и займов
финансовых результатов;
Умение формировать учетную политику организации, выбирать методику бухгалтерского учета, определение форм его ведения и организации;
Умение представлять управляющей системе (внутренним пользователям) полную и достоверную информацию о деятельности организации и её имущественном положении.
| Навыки документального оформления учета:
готовой продукции и её реализации;
затрат на производство;
собственных и заемных средств;
финансовых результатов и их использования;
Умение составлять статистическую отчетность по готовой продукции, ее реализации, по себестоимости продукции и финансовым результатам деятельности организации
| расходами организации;
участием собственных средств в обороте организаций;
использование прибыли, остающейся в распоряжении организаций;
использование кредитов и займов
| III. Овладение первоначальным профессиональным опытом
(стажировка)
| .Методические рекомендации (указания) инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
Изучить и применять рабочие документы самого предприятия, определяющие особенности организации и ведения учета r нем:
документ по учетной политике предприятия;
формы первичных документов, утвержденные руководителем;
графики документооборота;
план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководителем;
формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем.
| Умение обобщать систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период;
Навыки экономического анализа хозяйственной деятельности;
Навыки аудиторской проверки;
Умение представлять внешним пользователям информацию о деятельности организации и её финансовом состоянии.
| Навыки составления бухгалтерских документов, регистров и форм отчетности:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложений к ним;
аудиторского заключения;
пояснительной записки;
приложения по налогам и сборам.
| Навыки планирования аудита и разработки программы;
Умение работать с внутрифирменными стандартами;
Проверка соблюдения нормативных актов;
Умение получать аудиторские доказательства;
Навыки документирования аудита;
Опыт контроля за достоверностью и своевременностью бухгалтерской отчетности; соблюдения налоговой дисциплины
| ^
Обрабатываемый навык
| Базовые теоретические знания
| Алгоритм формирования навыка
| Самоконтроль
| Ведение учёта денежных средств, расчётных и кредитных операций.
Задача: выработать умение вести учёт денежных средств и кредитных операций
| Документальное оформление, синтетический и аналитический учёт:
Кассовых операций;
Операций по расчётному счёту;
Расчётов с подотчётными лицами и разными дебиторами и кредиторами;
Расчётов по банковским кредитам и займам.
| Составление, обработка документов и регистров по учёту:
Кассовых операций;
Операций по расчётному счёту;
Расчётов с подотчётными лицами и различными дебиторами и кредиторами;
Кредитов банка и займов
Заполнение документов и регистров:
Приходные и расходные кассовые ордера, отчёт кассира, журнал-ордер и ведомость №1;
Выписки банка, журналы-ордера №№ 2, 4;
Авансовые отчёты, журнал-ордер №7;
Акта ревизии кассы.
| При правильно выполненной работе:
• Сальдо на конец месяца должно быть равно:
по ведомости №1 - остатку последнего отчёта кассира;
по ведомости №2 - последней выписки из банка;
• Кредитовые обороты из журналов-ордеров равны соответствующим данным Главной книги
| Умение осуществлять учет труда и заработной платы.
Задача: научиться вести учет труда и заработной платы
| Задачи учета труда и заработной платы, учет личного состава и рабочего времени, норм выработки, порядок расчета заработной платы.
| Выполнение расчётов по заработной плате;
Заполнение документов:
Табеля учета рабочего времени;
Наряда на сдельную работу;
Расчетно-платежной ведомости;
По налогу на доходы с физических лиц;
По авансовым платежам единого социального налога.
| При правильном выполнении работы итог расчетно-платежный ведомости равен соответствующим данным Главной книги.
| Отработка навыков учета производственных запасов.
Задача: научиться вести учёт производственных запасов
| Оценка производственных запасов, их документальное оформление, синтетический н. аналитический учёт.
| Заполнение доверенности, товарно-транспортных накладных, лимитное – заработных карт;
Составление карточек складского учета и журнала-ордера №6
Расчет транспортно-заготовительных расходов;
Разработка сличительной ведомости и акта инвентаризации
| При правильно выполненной работе кредитовый оборот по счету 60 из журнала-ордера № 6 равен данным Главной книги.
| Умение осуществлять учет основных средств и нематериальных активов.
Задача: научиться вести учет основных средств и нематериальных активов
| Документальное оформление движения основных средств и нематериальных активов;
Аналитический и синтетический учет внелборотных активов и их амортизации
| Составление актов приемки-передачи и описания основных средств;
Заполнение инвентарных карточек, журнала-ордера №13;
Расчет амортизации, заполнение таблицы №6;
Оформление сличительной ведомости и акта по инвентаризации
| При правильно выполненной работе итоги журнала-ордера №13 равны итогам Главной книги
| II этап.
Цель: овладение целостной профессиональной деятельностью
Обрабатываемый навык
| Базовые теоретические знания
| Алгоритм формирования навыка
| Самоконтроль
| Умение осуществлять учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции, анализировать данные показатели.
Задача: научиться вести учет и анализ затрат на производство продукции
| Классификация затрат;
Аналитический и синтетический учет затрат
Методы учета затрат на производство.
| Распределение затрат по элементам;
Заполнение ведомости №12 и №15, журналов-ордеров №10 и №10/1;
Составление отчетных калькуляций;
Анализ и контроль себестоимости реализованной продукции
| При правильном выполнении работы итог по счету №20 равен итогу Главной книги и формы 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”
| Навыки учета и анализ готовой продукции и её реализации.
Задача: выработать умения по ведению учета и проведению анализа готовой продукции и её реализации.
| Оценка готовой продукции;
Документация по движению готовой продукции, её отгрузки и реализации;
Синтетический и аналитический учет
| Составление документов по движению готовой продукции;
Заполнение ведомости №16 и журнала-ордера №11;
Оформление результатов инвентаризации;
Анализ и контроль реализации продукции.
| При правильном выполнении работ:
Итоги ведомости №16 равны выпискам из банков;
Выводы по анализу готовой продукции и её реализации соответствуют записи в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу
| Навыки учета и анализа финансовых результатов.
Задача: научиться вести учет и анализировать финансовые результаты
| Основные положения ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;
Учет и порядок распределения прибыли
| Ведение синтетического чета финансовых результатов;
Заполнение журнала-ордера №15
Заполнение формы бухгалтерской отчетности №2 “Отчет о прибылях и убытках”
| Сопоставление итога по журналу-ордеру №15 с данными формы бухгалтерской отчетности №2
| Умение вести учёт собственных средств предприятия и анализировать имущество предприятия и источники его образования.
Задача: научиться вести учет и анализ имущества предприятия и источники его образования.
| Порядок формирования собственных средств предприятия и отражение их в учете;
Задачи и методика анализа активов и пассивов баланса;
Анализ финансового состояния предприятия.
| Ведение синтетического учета собственных средств предприятия;
Заполнение ж/о №12
Работа в аналитических таблицах, оформление материалов анализа финансового состояния предприятия
| Сопоставить итоги по журналу-ордеру №12 с Главной книгой
| Умение составления бухгалтерской отчетности, анализа и аудита хозяйственной деятельности. Задача: научится заполнять формы бухгалтерской отчетности и анализировать финансовое состояние предприятия
| Состав, порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности;
Методы анализа основных показателей хозяйственной деятельности
Аналитические расчеты, их последовательность, факторный анализ.
| Заполнение форм отчетности:
- №1
- №2
- №3
- №4
- №5
Заполнение аналитических таблиц;
Оценка финансовой устойчивости н. платежеспособности предприятия
| При правильном выполнении работы разделы бухгалтерского баланса соответствуют формам № 2,3,4,5, пояснительной записки
| ^
Обрабатываемый навык
| Базовые теоретические знания
| Алгоритм формирования навыка
| Самоконтроль
| Умение вести учет имущества предприятия и составления бухгалтерской отчетности, проводить анализ и аудит хозяйственной деятельности. Задача: заполнить бухгалтерские документы, регистры и формы бухгалтерской отчетности, анализировать финансовое состояние предприятия.
| Состав, порядок заполнения форм документов, регистров и бухгалтерской отчетности;
Методы анализа основных показателей хозяйственной деятельности;
Аналитические расчеты, их последовательность, факторный анализ.
| Заполнение бухгалтерских документов, регистров и форм отчетности
Заполнение аналитических таблиц;
Оценка финансовой устойчивости н. платежеспособности предприятия
| При правильном выполнении работы
Данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета, разделы бухгалтерского баланса соответствуют формам № 2,3,4,5, пояснительной записки.
|
|