Скачать 153.94 Kb.
|
Синякова А. Ф. 1 Особые экономические зоны: корейский опыт в привлечении прямых иностранных инвестиций В июле 2005 г. правительством РФ был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1. Ожидается, что реализация проектов в рамках создаваемых особых экономических зон будет способствовать развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, транспортной инфраструктуры и производству новых видов продукции, а также формированию благоприятного инвестиционного климата. Особые экономические зоны (ОЭЗ) – ограниченные участки территории с льготным режимом хозяйствования - широко распространены в международной практике, при этом опыт их создания в разных странах мира значительно различается. ОЭЗ как инструмент экономической политики создаются не только для стимулирования социально-экономического развития отдельных регионов, но в большой степени для достижения общеэкономических целей. Выделяют 4 типа особых экономических зон: ● зоны свободной торговли; ● производственные или промышленно-производственные зоны (зоны замещения импорта, экспортные зоны и экспортно-импортозамещающие зоны); ● технико-внедренческие зоны (технополисы); ● сервисные зоны или зоны услуг. Основными целями создания ОЭЗ являются расширение внешнеторговых связей, рост производства за счет привлечения иностранных и отечественных инвестиций, развитие наукоемких отраслей и сферы услуг. Согласно статистическим данным ЮНКТАД, в среднем объем вывоза товаров и услуг из страны при отсутствии экспортных зон возрастает на 7 %, а в случае наличия экспортных зон – на 20 %2. Функции ОЭЗ различаются в зависимости от уровня экономического развития страны. В развитых странах создание особых экономических зон часто выступает инструментом региональной экономической политики для развития отдельных территорий. В развивающихся странах основными функциями ОЭЗ являются обеспечение экономического роста страны, вовлечение ее в систему международных экономических отношений, индустриализация экономики страны и развитие научно-технологических отраслей. Основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ этих государств являются иностранные инвестиции (в т. ч. из-за недостатка национального капитала). В период восстановления экономики после валютно-финансового кризиса конца 90-х гг. в республике Корея (РК) ОЭЗ способствовали привлечению прямых иностранных инвестиций, улучшению инвестиционного климата страны и дальнейшей ее интеграции в мировое хозяйство. Опыт создания и функционирования южнокорейских ОЭЗ может быть полезен для российской практики. Первостепенной целью создания в РК территорий с особым режимом ведения экономической, производственной и научно-технической деятельности стала потребность в формировании в стране благоприятного инвестиционного климата, который позволил бы расширить приток иностранных капиталовложений, в частности, в высокотехнологичные отрасли промышленности. Законодательством РК определено пять различных видов территорий, в которых иностранным инвесторам, а в некоторых случаях - и корейским компаниям, предоставляется преференциальный режим ведения экономической деятельности, а именно: ● зона свободной торговли (Free Trade Zone); ● свободная экономическая зона (Free Economic Zone); ● зона иностранного инвестирования (Foreign Investment Zone); ● зона беспошлинной торговли (Customs Free Zone); ● индустриальный комплекс для иностранных инвесторов (Industrial Complex for foreign investors). Деятельность каждой из этих зон регулируется отдельным законодательным актом. Кроме того, на функционирование всех этих территорий распространяется общий закон «О стимулировании иностранных инвестиций» № 5559 от 16 сентября 1998 г. (Foreign Investment Promotion Act)3. В 2004 г. вступили в силу дополнения и изменения к данному закону, в соответствии с которыми вводится система выдачи иностранным инвесторам денежных субсидий («cash grant system»). Действие данного изменения распространяется на иностранные компании, инвестировавшие в производственную сферу более 10 млн. долларов США или в объекты научно-исследовательской деятельности - более 5 млн. долларов США. Размер этих субсидий планируется от 10 % до 20 % от общей суммы капиталовложений, при этом будет учитываться вклад инвестора в экономику РК. Получение денежных субсидий наличными, по мнению экспертов, упростит решение вопросов аренды земельных участков, строительства производственных объектов, стимулирует инвестиции в недвижимость, в обучение персонала, работающего на предприятиях с иностранными инвестициями. Все виды территорий с особым режимом ведения экономической деятельности, существующие в РК, различаются по условиям осуществления деятельности и по предоставляемым компаниям льготам и преимуществам. ^ Создание и деятельность ЗСТ в РК определяется положениями закона «О создании зон свободной торговли» № 7210 от 22 марта 2004 г.4 Данный закон заменил применявшийся ранее закон «О создании свободных экспортных зон», в результате чего существовавшие ранее свободные экспортные зоны получили статус зон свободной торговли. Это было сделано для того, чтобы стимулировать развитие внешнеторговых связей в целом, а не только экспортное производство. В настоящее время на территории РК действуют четыре ЗСТ: Gunsan (Кунсан, 1 254 предприятия), Masan (Масан), Daebul (Тэболь, 1 158 предприятий), Iksan (Иксан) и четыре зоны свободной торговли в портах ( Пусан, Кванъян, Инчхон) и аэропорту (Инчхон)5. Производственной специализацией ЗСТ Кунсан является автомобиле- и машиностроение; ЗСТ Тэболь – металлообработка, автомобиле- и машиностроение; ЗСТ Масан – производство электротехнической и электронной продукции, средств связи и оптических инструментов. Министерство торговли, промышленности и энергетики РК вопрос о создании ЗСТ рассматривает на основании соответствующего представления мэра города центрального административного подчинения или губернатора провинции. Приоритет в открытии представительства в ЗСТ получают иностранные компании или корейские компании с участием иностранного капитала, осуществляющие производственную и логистическую деятельность, направленную на экспорт или экспортно-импортную оптовую торговлю. Льготы и преимущества в ЗСТ В ЗСТ все компании освобождены от уплаты налогов на сырье и на импортируемое оборудование. В соответствии с законодательством страны, иностранные компании, расположенные в ЗСТ и инвестировавшие более 10 млн. долл. США в производственную сферу или более 5 млн. долл. США в развитие логистических центров, освобождаются от подоходного и корпоративного налогов на срок 7 лет либо до получения первой прибыли. На последующие 3 года они получают скидку в уплате налогов в размере 50 %. Такие же льготы действуют и в отношении местных налогов (полное освобождение от налога на приобретение недвижимости и на регистрацию в течение первых пяти лет и скидка в 50 % в последующие 3 года). Кроме того, в течение трех лет импортируемые товары полностью освобождаются от уплаты НДС и акцизов, а - также от уплаты таможенных пошлин. Лица, действующие в таких зонах, освобождаются от уплаты транспортных налогов. ^ Деятельность СЭЗ регулируется положениями закона «О создании и функционировании свободных экономических зон» № 6835 от 30 декабря 2002 г., вступившего в силу 1 июля 2003 г6. В настоящее время функционируют три СЭЗ: Инчхон (Incheon), Пусан (Busan-Jinhae) и Кванъян (Gwangyang)7. Решение о создании свободной экономической зоны принимается Министерством финансов и экономики РК на основании соответствующего представления мэра города центрального административного подчинения или губернатора провинции. Согласно данному закону, зарубежные компании, расположенные в СЭЗ, получают право нанимать иностранных рабочих для любого вида деятельности без ограничения срока (корейским компаниям с участием иностранного капитала разрешается нанимать иностранцев для работы в определяемых правительством 26 отраслях, на срок не более двух лет). Льготы и преимущества СЭЗ Иностранные компании, расположенные в СЭЗ, вложившие более 10 млн. долл. США в производственную сферу, туристический бизнес или более 5 млн. долл. США в развитие морских и авиационных портовых сооружений, логистических центров, освобождаются от подоходного, корпоративного и местных налогов на 3года и получают скидку 50 % на уплату налогов в последующие 2 года. Импортируемые товары в течение трех лет освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Компаниям сферы высоких технологий, включая био- и нанотехнологии, функционирующим в СЭЗ, предоставляются перечисленные льготы вне зависимости от объема инвестирования. Подоходный налог иностранных сотрудников, занятых на данных предприятиях, составляет 17 %. Следует отметить, что создание СЭЗ было неоднозначно воспринято деловыми кругами страны. Представители Торгово-промышленной палаты РК выразили озабоченность в отношении предоставления иностранным компаниям налоговых льгот. Федерация корейских промышленников также отмечает, что налоговые льготы, предоставляемые иностранным компаниям, являются дискриминационными по отношению к корейским компаниям, функционирующим за пределами СЭЗ. При этом подчеркивается, что появление этих зон вводит в заблуждение иностранных инвесторов, которые уже создали свои предприятия в так называемых индустриальных зонах или зонах беспошлинной торговли. Представители ТПП стран Евросоюза в Корее заявляют, что для достаточно развитой корейской экономики нет необходимости в создании СЭЗ. При этом приводятся негативные примеры создания подобных экономических зон в странах Европы в 1970-е гг. ^ ЗИИ создаются с целью реализации определенного коммерческого проекта. Порядок создания и условия функционирования ЗИИ определяются законом РК «О стимулировании иностранных инвестиций» № 5559 от 16 сентября 1998 г. 8 и дополнительными инструкциями. Полномочиями по созданию ЗИИ обладает мэр города центрального подчинения или губернатор провинции после получения положительного заключения Комиссии по иностранным инвестициям, возглавляемой Министром финансов и экономики РК. Для создания такой особой экономической зоны зарубежный инвестор обращается к мэру города или губернатору провинции с просьбой определить конкретную территорию в качестве ЗИИ с целью реализации определенного коммерческого проекта. В случае если проект представляется значимым для регионального развития, необходимые документы направляются в Министерство торговли, промышленности и энергетики РК, которое после изучения направляет его в Комиссию по иностранным инвестициям РК. При получении положительного заключения Комиссии определяется конкретное место в качестве ЗИИ. При принятии решения предпочтение отдается проектам в области обрабатывающей промышленности и высоких технологий. Начиная с января 2004 г., минимальный объём инвестиций для создания такого рода зон в промышленном секторе составляет 30 млн. долл. США (ранее было 50 млн. долл.), в области туризма – 20 млн. долл. США (ранее - 30 млн. долл. и в области логистики – 10 млн. долл. США. Льготы и преимущества ЗИИ Компании, действующие в такой зоне, получают следующие льготы:
В настоящее время в РК функционирует 12 ЗИИ. Суммарный объем инвестиций в эти зоны составил в 2005 г. 2,26 млрд. долл. США9. К числу основных инвесторов относятся: Япония, США, Сингапур, Германия . ^
Источник: Investment Guide – FDI Incentive – Location Incentive www.investkorea.org ^ Организация ЗБТ регулируется законом «О формировании и функционировании зон беспошлинной торговли» № 6305 от 29 декабря 2000 г.10 Задачей создаваемых зон является привлечение капиталовложений международных корпораций и дальнейшее формирование условий для превращения РК в крупнейший в Юго-Восточной Азии центр по обработке и перевалке грузов. ЗБТ могут быть созданы в крупных национальных аэропортах, морских портах и грузовых терминалах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой и располагающих необходимым оборудованием для осуществления эффективного контроля за поступлением товаров в зону и вывозом из нее. Вопрос создания ЗБТ решается Министерством финансов и экономики РК по представлению мэра города центрального административного подчинения или губернатора провинции. Льготы и преимущества ЗБТ Зарубежным компаниям, инвестировавшим более 10 млн. долл. США в ЗБТ, а в логистический бизнес - более 5 млн. долл. США, предоставляется:
В настоящее время в РК функционируют 4 ЗБТ: международный аэропорт Инчхон, порт Инчхон, порт Пусан, порт Кванъян. ^ ИК, объединяющие на одной территории предприятия ведущих отраслей, создаются в различных регионах РК с целью развития этих отраслей и привлечения прямых иностранных инвестиций. На основании закона «О промышленном размещении и строительстве производственных объектов» № 6452 от 28 марта 2001 г.11 в РК могут создаваться два вида ИК: национальные ИК и ИК местного подчинения. ИК учреждаются для повышения степени конкурентоспособности стратегически значимых отраслей национальной промышленности. Полномочия по созданию национальных ИК принадлежат Министерству торговли, промышленности и энергетики РК, а по созданию ИК местного подчинения - мэру соответствующего города центрального административного подчинения или губернатору провинции. Льготы и преимущества ИК Компании, осуществляющие деятельность на территории ИК, получают право на освобождение от уплаты некоторых местных налогов и сборов, им возмещается часть затрат на строительство производственных объектов, оказывается помощь в обеспечении инфраструктурой. Корейские компании с участием иностранных инвестиций могут осуществлять производственную деятельность в ИК на тех же условиях, что и иностранные компании. По состоянию на 2005 г. в РК функционировало 37 национальных ИК общей площадью 414 кв. км.12 Закон «О промышленном размещении и строительстве производственных объектов» также предусматривает создание Министерством торговли, промышленности и энергетики РК ИК исключительно для иностранных компаний. Подобные комплексы могут быть созданы как в рамках национальных ИК, так и самостоятельно, при этом статус и предоставляемые инвесторам льготы являются одинаковыми. Кроме того, на ИК для иностранных компаний распространяется действие льгот, предусмотренных положениями закона «О стимулировании иностранных инвестиций» для компаний с участием иностранных инвестиций. В настоящее время в РК функционирует шесть ИК исключительно для иностранных инвесторов:
ОЭЗ в РК привлекли достаточно большое число инвесторов, в особенности - в отрасли высоких технологий. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 г., разработанная Министерством промышленности, торговли и энергетики, выделяет ОЭЗ в качестве одного из важных инструментов как привлечения капиталов, так и механизма создания благоприятного инвестиционного климата. В 2006 г. приток прямых зарубежных инвестиций в Корею составил 11 млрд. долл., более 25 % от общего объема было привлечено в рамках особых экономических зон13. Корейский опыт создания ОЭЗ считается успешным, он может быть учтен и в российской практике. 1 МГИМО(у) МИД РФ, Москва 1 Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 22 июля 2005 г. 3 Закон Республики Кореи «О стимулировании иностранных инвестиций» № 5559 от 16 сентября 1998 г. (Foreign Investment Promotion Act). 4 Закон Республики Кореи «О создании зон свободной торговли» № 7210 от 22 марта 2004 г. 6 Закон Республики Кореи «О создании и функционировании свободных экономических зон» № 6835 от 30 декабря 2002 г. 8 Закон Республики Кореи «О стимулировании иностранных инвестиций» № 5559 от 16 сентября 1998 г. (Foreign Investment Promotion Act). 10 Закон Республики Кореи «О формировании и функционировании зон беспошлинной торговли» № 6305 от 29 декабря 2000 г. 11 Закон Республики Кореи «О промышленном размещении и строительстве производственных объектов» № 6452 от 28 марта 2001 г. |
![]() | Рынок ценных бумаг как инструмент привлечения портфельных иностранных инвестиций: мировой опыт и опыт России | ![]() | Запад получает доход от легально вложенных в иностранные ценные бумаги валютных резервов ЦБ рф, от нелегально вывезенных российских... |
![]() | Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики | ![]() | Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового... |
![]() | Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового... | ![]() | Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового... |
![]() | Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового... | ![]() | Туманная». В зону влияния сэз «Туманган» входит южная часть Приморского края России, часть провинции Северный Хамген кндр, и часть... |
![]() | Сбережения домашних хозяйств как источник инвестиций в экономику (российские реалии и зарубежный опыт) | ![]() | Порядок посещения гражданами Украины, иностранными делегациями и иностранцами зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного)... |