М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве




Скачать 11.34 Mb.
НазваниеМ. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве
страница1/70
Дата публикации17.11.2013
Размер11.34 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Экономика > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70



КУРС

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СТАТИСТИКИ
Под редакцией

доктора экономических наук, профессора М.Г. Назарова

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям



Москва • 2000
УДК 311

ББК 60.6я73

К93
Редакционная коллегия:

д-р экон. наук, проф. М.Г. Назаров (главный редактор);

канд. экон. наук Г.Ф. Горбей; д-р экон. наук, проф. Г.Д. Кулагина;

канд. экон. наук И.И. Маныкина; д-р экон. наук, проф. B.C. Mxumapян;

д-р экон. наук, проф. Б.Т. Рябушкин; канд. экон. наук В.Т. Севрук;

канд. экон. наук А.Е. Суринов; канд. экон. наук, доц. И.О. Ульянов
Рецензенты:

кафедра статистики Московского государственного университета коммерции (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. О.Э. Башина);

д-р экон. наук, проф. А.А. Френкель
Главный редактор издательства ЮНИТИ-ДАНА Н.Д. Эриашвили
К93 Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.
ISBN 5-238-00149-5.
Курс социально-экономической статистики создан с учетом принципиальных положений и позитивных изменений, связанных с введением в стране рыночных отношений, и построен в соответствии с новой системой национальных счетов.

Рассматриваются сущность социально-экономической статистики на современном этапе, вопросы организации получения и методы обработки статистической информации; статистика производства ВВП, финансов, кредита и страхования, цен, тарифов и инфляции; статистика рынка труда, национального богатства, науки и инноваций, предпринимательства; статистика уровня жизни населения и социальной сферы, внешнеэкономической деятельности, моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

Для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, колледжей, а также для специалистов, слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров статистических, финансово-банковских, экономических органов, страховых компаний, коммерческих структур.
ББК 60.6я73

ISBN 5-238-00149-5

 Коллектив авторов, 2000

 ЗАО «Финстатинформ», оригинал-макет, 2000

 «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА»,

оформление, 2000

Введение



Существенные изменения в общественной и экономической жизни России, происходящие в связи с переходом на рыночные отношения, вовлечение страны в процессы интеграции на европейском и мировом рынках вызвали потребность коренного реформирования социально-экономической статистики, комплексного пересмотра всей системы учета и статистики в стране. Это связано также с необходимостью повышения возможностей получения объективной и достоверной информации о состоянии и развитии различных форм собственности, сфер экономики и социальных процессов для анализа, оценки, выявления тенденций и принятия управленческих решений на всех уровнях.

В 1992 г. была разработана и утверждена «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». В ее создании и реализации принимали участие многие государственные органы, ведущие экономические и другие научные организации, вузы. В программе, рассчитанной на 1992—1995 гг., намечались меры, реализация которых позволяла значительно расширить отражение в статистических показателях различных аспектов социально-экономических процессов, а также повысить аналитическую направленность и оперативность сбора, обработки и распространения статистической информации на базе технического переоснащения органов статистики и учета. Кроме того, программа предусматривала существенное совершенствование организации учета и проведения статистических работ, в том числе переход от сплошных наблюдений к выборочным.

Итоги перестройки социально-экономической статистики на первом этапе подвело Всероссийское совещание статистиков, состоявшееся 14—15 ноября 1995 г. В его рекомендациях отмечалось, «что в 1995 г. в основном завершен начальный этап реформирования российской статистики. За этот период существенные изменения претерпела действующая система статистических показателей. Создана система национальных счетов, проводятся международные сопоставления валового внутреннего продукта. Приведены в соответствие с международными требованиями показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику. Создана основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений. Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ... что первый этап реформирования статистики оправданно реализовался на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных, фундаментальных направлениях, позволивших в значительной мере интегрироваться в мировое статистическое сообщество»*.

* Вопросы статистики. 1996. № 1. С. 13.
В то же время Всероссийское совещание выдвинуло и новые задачи. В рекомендациях, в частности, говорится: «В современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей».
В соответствии с этим коллективом практических работников и ученых разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997—2000 годах», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410. Целью программы является завершение системного реформирования статистики.

Программные положения, сформулированные в постановлении Правительства Российской Федерации и Всероссийского совещания, положены в основу учебника «Курс социально-экономической статистики». В данном учебнике рассматриваются принципиальные положения и позитивные изменения, связанные с переходам на рыночные отношения и систему национальных счетов, этим определены как содержание, так и принципиально новая структура учебника.

Учебник, состоящий из 12 разделов, рассматривает все проблемы с позиции перехода на рыночные отношения. Остановимся кратко на характеристике каждого раздела.

В разделе I — «Социально-экономическая статистика в условиях перехода к рыночным отношениям» — прежде всего рассматриваются вопросы объективной необходимости реформирования социально-экономической статистики, характеризуются пути развития статистической науки и практики, а также излагается сущность предмета и метода социально-экономической статистики, совершенствование методологии в новых условиях. Здесь же освещаются задачи статистики на современном этапе, в свете реализации Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997—2000 годах». В этом же разделе рассматриваются организация отечественной и международной статистики, система показателей социально-экономической статистики, характеризуются основные разделы системы национальных счетов.

В разделе II — «Классификаторы, регистры и новая система сбора и обработки статистической информации» — освещаются с принципиально новых позиций проблемы организации получения статистической информации, создания единой системы ее классификации и кодирования, вопросы общероссийских и основных международных экономико-статистических классификаций, направления их взаимной гармонизации. Впервые в учебнике рассматривается Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) — важнейший инструмент для организации проведения статистических наблюдений; показано применение современных средств автоматизации и новых информационных технологий в статистике.

В разделе III — «Статистика производства валового внутреннего продукта (ВВП) в системе национальных счетов (СНС)» — рассматриваются показатели статистики макроэкономических расчетов, система национальных счетов, методы расчета валового внутреннего продукта и национального дохода, проблемы развития системы макроэкономических расчетов валового внутреннего продукта и национального дохода.

В разделе IV — «Статистика финансов, кредита и страхования» — излагаются важнейшие показатели статистики финансов, бюджета и бюджетной системы, налогов и налоговой системы, рынка ценных бумаг и фондовых бирж, денежного обращения, кредита, страхования и страхового рынка. Концентрированно, обстоятельно и впервые изложены показатели банковской статистики, что, безусловно, будет способствовать более углубленному анализу банковского дела.

В разделе V — «Статистика цен, тарифов и инфляции» — рассматриваются проблемы ценообразования в условиях перехода к рынку, излагаются вопросы цен и тарифов на современном этапе, статистического изучения их динамики, анализа. Одновременно освещаются показатели инфляции и совершенствование методологии их исчисления.

В разделе VI — «Статистика рынка труда» — особое внимание уделяется условиям формирования общего рынка рабочей силы; показателям статистики занятости, безработицы, стоимости труда; структуре затрат на рабочую силу, характеристике фонда оплаты труда и средней заработной платы, ее минимуму; источникам информации о рынке труда.

В разделе VII — «Статистика национального богатства» — рассматриваются вопросы национального богатства в системе макроэкономической статистики, показатели статистики основного капитала в национальном богатстве, статистики оборотного капитала и невоспроизводимых активов, статистики природных ресурсов и охраны окружающей среды, статистики инвестиций.

В разделе VIII — «Статистика науки и инноваций» — излагаются проблемы статистического обеспечения современной научно-технической политики, показатели статистики науки и инноваций, статистического изучения результативности научно-технической и инновационной деятельности.

Раздел IX — «Статистика предпринимательства» — посвящен вопросам социально-экономического значения статистического изучения предпринимательства, в нем приведены показатели статистики рынка продуктов, рынка услуг, товарных бирж и рыночной инфраструктуры.

В разделе Х — «Статистика уровня жизни населения и социальной сферы» — рассмотрены показатели статистики населения, статистики доходов и потребления, социального обеспечения и социальной защиты. В этом разделе рассматриваются показатели статистики рынка жилья, здравоохранения и отдыха населения, образования и культуры, уголовных преступлений.

В разделе XI — «Статистика внешнеэкономической деятельности. Платежный баланс» — освещаются важнейшие показатели внешнеэкономической деятельности. Впервые подробно рассматриваются показатели таможенной статистики. В этом же разделе подробно излагаются показатели платежного баланса и схема его построения.

В разделе XII — «Статистическое моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов» — впервые рассматриваются в комплексном виде статистические методы и методы математической статистики, что вызвано необходимостью более глубокого анализа социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Особое внимание уделено методам многомерного статистического анализа и моделирования социально-экономических процессов и экономико-математическим методам их прогнозирования.

Авторами учебника «Курс социально-экономической статистики» являются:

д.э.н., проф. М.Г. Назаров (руководитель авторского коллектива и научный редактор учебника) — введение, гл. 1, 2, 5;

д.э.н., проф. И.К. Беляевский — гл. 38, 40;

к.э.н. Г.С. Беликова — совместно с М.Р. Ефимовой — гл. 3 и 6;

к.э.н. Л.М. Гохберг — гл. 33, 34, 35, 36;

к.э.н. Г.Ф. Горбей — гл. 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48; совместно с А.Е. Суриновым — 43.1—43.4;

д.э.н., проф. М.Р. Ефимова — совместно с Г.С. Беликовой — то. 3 и 6;

к.э.н. Н.А. Квасова — гл. 39;

д.э.н., проф. Г.Д. Кулагина — гл. 11, 28, 29, 30, 31, 55;

к.ю.н. И.Ю. Колоскова — гл. 49;

к.э.н., доц. О.Ф. Копылова — гл. 23, 24; 51.6;

к.техн.н. В.Н. Коробов — гл. 7, 8, 9;

к.э.н. И.И. Маныкина — гл. 25, 26, 27;

д.э.н., проф. B.C. Мхитарян — гл. 53, 54;

д.э.н., проф. Л.И. Нестеров — гл. 4;

В.В. Орлов — гл. 50; 51.1—51.5;

к.э.н. Е.В. Пряхина—гл.10;

д.э.н., проф. Б.Т. Рябушкин — гл. 12, 13, 14, 15, 52; совместно с В.Т. Севрук — гл.16;

к.э.н. В.Т. Севрук — гл. 17, 18, 19, 20, 21, 22; совместно с Б.Т. Рябушкиным — гл. 16;

к.э.н. А.Е. Суринов — 43.5; совместно с Г.Ф. Горбей — 43.1 — 43.4;

к.э.н., доц. И.С. Ульянов — гл. 32, 37.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconА. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconМежду психотерапевтом и клиентом новые взаимоотношения
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconА. А. Реформaтcкий
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов филологических специальностей высших...

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconПсихолого- педагогическая диагностика
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов дефектологических факультетов педвузов...

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconРекомендовано Министерством общего и профессионального образования...

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconА. И. Кравченко социология. Общий курс
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconВ. М. Найдыш Концепции современного естествознания
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconЛогистика Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации...
Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики

М. Г. Назарова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве iconМетрология и сертификация
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов