Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя




НазваниеТема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя
страница1/11
Дата публикации18.11.2013
Размер1.53 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Тема 1. Введение в микроэкономику

Тема 2. Теория поведения потребителя

Тема 3. Основы рыночного поведения конкурентных фирм

Тема 4. Чистая монополия

Тема 5. Монополистическая конкуренция

Тема 6. Олигополия

Тема 7. Рынок труда

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль.

Тема 9. Рынок земли

Тема 10. Общее равновесие и общественное благосостояние

Тема 11. Теория внешних эффектов

Тема 12. Информация, неопределённость и риск в экономике

Тема 13. Общественные блага

Тема 14. Теория общественного выбора

Список использованных источников




Тема 1. Введение в микроэкономику
1. Место, границы, логика и инструментарий микроэкономики. Предмет микроэкономики.

2. Фундаментальные вопросы микроэкономики и их решение на микроуровне.

3. Особенности методологии микроэкономики.

Ключевые понятия
1. Место, границы, логика и инструментарий микроэкономики. Предмет микроэкономики

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях особых рыночных структур.

О месте микроэкономики в системе экономических наук дает представление рисунок 1.1:

Информационные ЭН:

-статистика;

-анализ хоз. деятельности;

-бух. учёт…

Функциональные ЭН:

-менеджмент;

-маркетинг;

-коммерческая

деятельность











Отраслевые ЭН:

-экономика торговли;

-экономика промышленности;

-экономика строительства…

Исторические ЭН:

-история национального хозяйства

-история мирового хозяйства


Рисунок 1.1 – Место микроэкономики в системе

экономических наук
Микроэкономика является структурным элементом экономической теории - общей методологии всех известных экономических наук, поэтому в отношении выделенных четырёх блоков экономических наук микроэкономика также является методологической основой.

Исторически микроэкономика выделилась в отдельную науку в процессе маржинальной революции в конце XIX века.

Маржинальная революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70 - 80-е годы XIX века – связан с введением в экономический анализ маржинальных (предельных) величин и наработками Австрийской, Кембриджской и Лозаннской школ неоклассицизма; второй этап (с 1890-гог.) связан с распространением предельного анализа на область не только потребления, но и производства.

Микроэкономика изучает:

1. теорию спроса и поведение потребителей на рынке;

2. теорию предложения и рыночное поведение фирмы;

3. рыночное поведение субъектов хозяйствования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

4. особенности ресурсных рынков и факторное распределение доходов;

5. особенности частичного и общего экономического равновесия;

6. теорию внешних эффектов;

7. теорию общественных благ;

8. рынки с ассиметричной информацией;

9. теорию общественного выбора.

Границы микроэкономики можно выявить на основе схемы хозяйственного кругооборота ресурсов, продуктов и финансов.

^ Рисунок 1.2 – Хозяйственный кругооборот без

участия государства
Таким образом, микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов в условиях рыночных организационных структур.

Логика микроэкономике соответствует логике научного познания и осуществляется на 3 уровнях:

- эмпирический;

- теоретический;

- практический;

На эмпирическом уровне осуществляется сбор, наблюдение и первичная обработка экономической информации.

На теоретическом уровне с помощью особых инструментов микроэкономики обрабатывается экономическая информация, создаются новые теории, гипотезы, формируются новые знания.

На практическом уровне проверяется достоверность нового знания, использования теории на практике, выработка экономической политики.

Инструментарий микроэкономики – это те средства, которые позволяют исследовать, объяснять, прогнозировать развитие микроэкономических процессов. К основным инструментам микроэкономического анализа можно отнести следующие:

^ 1. Основные принципы и законы.

Принципы: редкости, рационализма, функциональной взаимосвязи.

Законы: спроса и предложения, убывающей предельной полезности, возрастания вмененных издержек, убывающей отдачи.

2. Триада экономических величин: совокупные, средние, предельные (маржинальные).

3. Экономико-математические модели (ЭММ):

- аналитические

- табличные

- графические

4. Особые понятия и категории: рынок, цена, спрос, предложение, полезность, благо и т.д.
2. Фундаментальные вопросы микроэкономики и их решение на микроуровне

В любой экономической системе люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, должны делать выбор, чтобы ответить на три фундаментальных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Графическую модель экономического выбора можно показать с помощью кривой трансформации (или кривой производственных возможностей).

Рисунок 1.3 – Кривая трансформации
Вопрос «Что производить?» на микроуровне решается с помощью:

1. кривой трансформации;

2. альтернативности экономического выбора;

3. минимизации вменённых издержек;

И предполагает:

  • нацеленность производства на общественные потребности;

  • производство, в первую очередь, тех благ, которые обеспечены в достаточном количестве ресурсами и технологиями;

  • производство благ, вменённые издержки которых минимальны.

Вопрос « Как производить?» на микроуровне решается с помощью:

1. кривой производственных возможностей;

2. эффективного производства;

3. полной занятости ресурсов;

4. рациональной кооперации труда;

Эффективное производство предполагает полное использование ограниченных пригодных ресурсов и полный объём производства. Рациональное хозяйствование требует максимизации результата, выгоды и минимизации издержек, затрат. Оптимум в производстве означает состояние, при котором система находится в состоянии равновесия, т. е. у субъекта нет стимула, чтобы менять своё поведение.

^ Вопрос « Для кого производить?» на микроуровне решается с помощью понятий:

1. эффективное распределение доходов,

2. справедливое распределение доходов.

Факторное распределение экономически эффективно и описывается оптимумом Парето: если благосостояние одного субъекта невозможно улучшить, не ухудшая благосостояния другого, то в системе достигнуто оптимальное состояние. Справедливое распределение – это область нормативного анализа и зависит от оценочных суждений, вкладываемых в понятие «справедливость».
3. Особенности методологии микроэкономики

Фундаментом микроэкономической методологии является классическая концепция «homo economicus» - модель «человека экономического» (А.Смит XVII-XVIII вв.).

К основным характеристикам хозяйствующего субъекта в данной модели относятся:

1. естественным, природным свойством субъектов экономики является эгоизм;

2. экономический эгоизм проявляется в стремлении максимизировать собственную экономическую выгоду;

3. максимум собственной выгоды стимулирует получение выгоды другими субъектами экономики;

4. получение выгоды всеми субъектами экономики возможно лишь в условиях конкурентного хозяйствования.

На основе данной модели строится методология микроэкономики.

К особенностям методологии микроэкономики относятся:

  • принцип индивидуализма. Предполагает, что благосостояние субъекта экономики не зависит от его принадлежности к социальным группам, классам, партиям и т.д.

  • принцип альтернативности выбора. Предполагает принятие решений в условиях безграничности потребностей при ограниченности ресурсов с учетом факторов, влияющих на выбор: факторов предпочтения и факторов ограничения.

  • принцип рационального выбора. Означает, что индивид стремится максимизировать собственную выгоду и минимизировать собственные издержки.

  • принцип полной информированности субъекта экономики. Позволяет оценивать как личную, так и чужую выгоду и оптимизировать свои действия по критерию максимизации этой выгоды.

  • принцип количественной взаимосвязи экономических явлений. Предполагает, что между экономическими явлениями и процессами существует функциональная связь, в которой одно из явлений считается зависимой, а другое – независимой переменными. Позволяет формализовать экономический анализ и использовать возможности математического анализа.

  • принцип статичного анализа. Предполагает, что любая экономическая система стремится к равновесию, и находится либо в равновесном состоянии, либо в процессе перехода от одного равновесия к другому.

Таким образом, важнейшими методами микроанализа являются предельный (маржинальный) и функциональный анализ, а также равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.
Ключевые понятия

Микроэкономика, экономический выбор, экономический рационализм, предельный анализ, функциональный анализ, экономическая модель, равновесный подход, рациональное экономическое поведение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconТема 5 ТеорИя спроса и предложения
Спрос – запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные...

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconТема Маркетинг как концепция управления и философия бизнеса фирмы 4
Тема Маркетинговые исследования. Изучение поведения потребителей и покупателей 15

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconЛекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения»
Лапыгин Ю. Н. теория организации и организационное поведение: Учебное пособие/ Ю. Н. Лапыгин. – М.: Инфра-м, 2011, 329 с

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя icon«Теория поведения потребителя»
Общая и предельная полезность экономических благ. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconТема: «Теория трансакционных издержек»
Перечислите виды трансакционных издержек. Что такое издержки защиты от оппортунистического поведения?

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconКонтрольная работа Тема техническая термодинамика тема 2 теория теплообмена...
При выполнении контрольной работы номер варианта, который должен быть выполнен студентом, определяется по двум последним цифрам его...

Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя iconПрограмма спецкурса «Мировоззрение марксизма-ленинизма» Тема Три...
Тема Политическая теория марксизма а место учения К. Маркса о диктатуре пролетариата в политической

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов