Учебное пособие для студентов экономических специальностей




НазваниеУчебное пособие для студентов экономических специальностей
страница1/21
Дата публикации18.11.2013
Размер2.99 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования и науки Украины

МАКРОЭКОНОМИКА
Учебное пособие

для студентов экономических специальностей

Под редакцией проф. С.И.Архиереева, доц. Н.Б.Решетняк


Утверждено редакционно-изда-тельским советом НТУ «ХПИ»,
протокол №2 от 02.06.2004г.


Харьков НТУ «ХПИ» 2004


ББК 65.012.2я73

А–40

УДК 330.101.541

Рецензенти: В.М.Воробйов, доктор економічних наук, професор, Харківський національний університет ім.В.Н.Каразіна;

В.М.Соболєв, доктор економічних наук, професор, Українська державна академія залізничного транспорту

Автори: Архієреєв С.І., Деркач М.М., Максименко Я.А., Решетняк Н.Б., Соболєва О.М., Тимченко І.Є., Решетняк Н.Б., Чорна Т.І., Шаша Л.І., Шибаєва Н.В., Шкодіна І.В.
Макроекономіка: Навч. посіб. / За ред. проф. Архієреєва С.І., доц. Решетняк Н.Б. – Харків: НТУ «ХПІ», 2004. – 224с. – Рос. мовою.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические проблемы национальной экономики в соответствии с нормативной программой дисциплины «Макроэкономика». В нем объединены конспект лекций и практикум по каждой теме, список литературы и вопросы для подготовки к экзамену, что очень важно для самостоятельной работы над курсом. Пособие предназначено для студентов всех специальностей направлений «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент».

Навчальний посібник розглядає основні теоретичні проблеми національної економіки згідно з нормативною програмою дисципліни “Макроекономіка”. Поєднує в собі конспект лекцій та практикум з кожної теми, список літератури та питання для підготовки до іспиту, що важливо для самостійної роботи над курсом. Призначений для підготовки студентів усіх спеціальностей напрямів “Економіка і підприємство” та “Менеджмент”.
ББК 65.012.2я73

Іл. 50. Табл 4. Бібліогр. 45 назв.
© Кол. авторів, 2004 р.

© НТУ “ХПІ”, 2004 р.
содержание
Введение ...…...6

Тема 1. Макроэкономика как наука ..........7

1. Истрия возникновений макроэкономики ..........7

  1. Макроэкономика как составная часть

экономической науки ...........8

  1. Предмет и основные цели макроэкономики .........10

  2. Методология макроэкономического анализа .........14

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........17

Практикум .........17
Тема 2. Макроэкономические показатели в системе

национальных счетов .........19

  1. Система национальных счетов .........19

  2. Сущность ВВП и проблемы его подсчета .........21

  3. Методы подсчета ВВП .........23

  4. Национальные счета по институциональным
    секторам экономики и межотраслевые балансы .........26

  5. Номинальный и реальный ВВП .........28

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........30

Практикум .........30
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность .........35

  1. Цикличность как форма экономического развития .........35

  2. Занятость и безработица .........39

  3. Инфляция: сущность, причины, последствия .........43

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........48

Практикум .........48
Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение .........51

  1. Модель экономического кругооборота .........51

  2. Совокупный спрос .........54

  3. Совокупное предложение .........58

  4. Взаимодействие совокупного спроса и
    совокупного предложения .........63

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........66

Практикум .........67
Тема 5. Потребление, инвестиции и ввп .........70

  1. Потребление и сбережения, их взаимосвязь и факторы..............70

  2. Инвестиции, их роль в экономике и факторы динамики.............77

  3. Эффект мультипликации. Мультипликатор расходов

в закрытой экономике......................................................................81

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........84

Практикум .........84
Тема 6. Совокупные расходы и ВВП .........87

  1. Кейнсианская модель «расходы – выпуск» .........87

  2. Определение равновесного ВВП на основе
    метода «изъятия – инъекции» .........90

  3. Запланированные и фактические инвестиции .........92

  4. Равновесие на уровне потенциального ВВП,
    «рецессионный» и «инфляционный» разрывы .........93

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .........96

Практикум .........96
Тема 7. Государство в системе макроэкономического
регулирования .......100


  1. Теоретические подходы к макроэкономическому
    регулированию .......100

  2. Модель экономического кругооборота с участием
    государства .......102

  3. Влияние государства на процесс установления
    макроэкономического равновесия .......105

  4. Изменение механизмов макроэкономического
    регулирования .......109

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......111

Практикум .......111
Тема 8. Фискальная политика .......115

  1. Сущность бюджетно-налоговой политики .......115

  2. Виды и эффективность фискальной политики .......118

  3. Бюджетный дефицит и источники его финансирования .......126

  4. Государственный долг .......129

  5. Внешняя задолженность и управление внешним
    долгом .......131

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......133

Практикум .......133

Тема 9. Монетарная политика .......137

  1. Денежный рынок. Спрос и предложение денег .......137

  2. Банковская система и денежное предложение .......142

  3. Денежно-кредитная политика .......145

  4. Модель IS – LM .......149

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......153

Практикум .......153
Тема 10. Механизм внешнеэкономической деятельности .......156

  1. Платежный баланс: макроэкономическое значение,
    основные статьи и структура .......156

  2. Валютный курс и его разновидности. Эволюция
    валютной системы .......162

  3. Мультипликатор расходов в открытой экономике .......169

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......171

Практикум .......172
Тема 11. Рынок труда и социальная политика .......175

  1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда .......175

  2. Государственная политика занятости и ее
    инфляционные последствия .......179

  3. Дифференциация доходов населения .......182

  4. Государственная система социальной защиты
    населения .......184

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......186

Практикум .......186
Тема 12. Экономический рост .......190

  1. Понятие, показатели и типы экономического роста .......190

  2. Основные факторы экономического роста .......192

  3. Модель экономического роста Солоу .......197

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии .......205

Практикум .......205
Литература .......208
Приложение А. Использование математических методов

в макроэкономическом моделировании .......210
Приложение Б. Вопросы для подготовки к экзамену .......222

ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономика представляет собой неотъемлемую специфическую часть экономической теории. Ее расцвет наблюдался начиная с ХХ столетия и в значительной мере был связан с именем великого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Успех экономического развития зависит от избранной для проведения реформ теоретической макроэкономической базы, о чем свидетельствует опыт развития Украины в период рыночной трансформации. Главным инструментом, который позволяет анализировать экономическое положение государства и теоретически обосновывать мероприятия государственной экономической политики, является макроэкономика, которая может быть представлена той или иной школой. Поэтому курс макроэкономики, как возможно ни один другой экономико-теоретический курс, направлен на изучение достижений разных экономических школ.

Представленное учебное пособие полностью отвечает отраслевому стандарту высшего образования и предполагает изучение механизма функционирования национальной экономики на основе объединения рыночного саморегулирования и государственного влияния на экономические процессы.

Целью курса является формирование системы знаний о механизмах функционирования национальной экономики на основании современных макроэкономических теорий, обоснованных мировой и отечественной наукой, а также опытом макроэкономической практики. Эта цель реализуется с помощью изучения теории макроэкономической науки, раскрытия ее объекта, предмета и метода; освещения основных макроэкономических показателей и индикаторов макроэкономического развития; рассмотрения базовых моделей равновесия; раскрытия механизма составляющих макроэкономической политики: фискальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной.

Изложение теоретических положений сопровождается практическими задачами, которые могут быть руководством для самостоятельной работы и организации эффективных семинарских занятий. Объединение теоретических и практических элементов курса дает возможность на основе этого единого учебного пособия овладеть базовыми знаниями макроэкономики.

Авторский коллектив: проф. Архиереев С.И., ст.преп. Чёрная Т.И. – т.2,4; доц. Решетняк Н.Б. – т.1; доц. Максименко Я.А. – т.10; доц.Соболева О.П. – т.3, 5, 12; доц. Шаша Л.И. – т.8; доц. Шибаева Н.В. – т.7; доц. Тимченко И.Е. – т.11; Деркач М.Н. – т.6; доц. Шкодина И.В. – т.9; доц. Решетняк Ю.Б. – приложения А, Б.
^ ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА


  1. История возникновения макроэкономики


Макроэкономика является одной из самых молодых экономических наук. В университетах мира ее начали изучать как отдельную дисциплину только во второй половине, а в Украине – в 90-е годы ХХ ст.

Макроэкономические идеи начали складываться еще в Средневековье одновременно с формированием национальных государств. Так, концепции меркантилистов обосновывали необходимость формирования централизованных национальных государств и защиты национального рынка. Считалось, что государство становится более богатым, когда владеет большим количеством денег. А для этого необходимо стимулировать вывоз готовой продукции, ограничивать доступ иностранных купцов на внутренний рынок. Основоположник школы физиократов Ф. Кенэ разработал первую макроэкономическую схему кругооборота, которая отображала движение продуктов между основными секторами национальной экономики и классами общества. Предшественник классической школы английский экономист В. Петти впервые в мировой практике дал оценку национального дохода Англии, источником экономического богатства нации считал сферу производства.

Классическая школа, прежде всего в лице А. Смита, создала теорию, в основе которой лежало понимание рыночной экономики как системы, способной к саморегулированию через механизм цен. Главной силой экономического развития выступает личный интерес каждого человека, обусловленный его стремлением к получению прибыли. Еще один представитель этой школы – Д. Рикардо – сформулировал важную макроэкономическую концепцию – теорию сравнительных преимуществ, которая используется для обоснования преимуществ «открытой экономики» перед «закрытой».

ХХ век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Опубликованный в 1936 г. главный труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» знаменовал собой революционный переворот в развитии экономической мысли. Автор подверг критике классическую школу за тезис о способности рыночных цен автоматически восстанавливать равновесие в экономике. Это подтвердила и «Великая депрессия» 1929 – 1933 гг., состояние экономик развитых стран мира. Дж. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики, которая рассматривалась им как важнейший инструмент достижения равновесия в экономической системе. Кейнс впервые разделил науку на микро- и макроэкономику. Он показал, что экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений, а факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто суммированием факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Предметом особого внимания Кейнса была проблема занятости, циклическое развитие экономики.

Произошедшие в последней трети ХХ в. изменения в мировой экономике показали, с одной стороны, фундаментальный характер многих положений кейнсианства, а с другой стороны, необходимость дальнейшего развития макротеории. В этих условиях активно развиваются различные направления неоклассической теории – монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения, которые обосновывали преимущества рыночного механизма перед государственным регулированием экономики. Наконец, активно развивается теория общественного выбора, т. е. область применения экономических методов анализа к нетрадиционным сферам для экономики (политические выборы, образование, преступность, иммиграция).

В целом макроэкономика как наука еще не достигла своей целостности. И хотя целый ряд теоретических положений разделяют все макроэкономисты, многие вопросы функционирования национальной экономики являются предметом острой полемики.


  1. ^ Макроэкономика как составная часть экономической науки


Экономика стала наукой после того, как ее основатели доказали, что основным источником богатства нации является эффективная форма организации общественного хозяйства. Предметом экономических исследований стали отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования благ в условиях ограниченных ресурсов. Определение путей повышения эффективности национальной экономики влияет на решение основной проблемы общества: противоречия между неограниченными материальными потребностями людей и ограниченными экономическими ресурсами.

Если микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов (потребителей, производителей), выявлению условий и механизмов, обеспечивающих совместимость их хозяйственных планов, то макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный продукт и национальный доход, уровень безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса, темпы экономического роста.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений и закономерностей часто дополняют друг друга. В последние годы в экономической теории большое внимание уделяется микроэкономическому обоснованию макроэкономических концепций.

Для понимания предмета исследования макроэкономики важно различать национальное счетоводство и макроэкономику в собственном смысле этого слова.

В рамках национального счетоводства определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты. Эта информация служит для определения степени реализации намеченных целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На основе таких данных происходит корректировка макроэкономических концепций и разработка новых.

Собственно макроэкономика представляет собой моделирование экономических явлений и процессов на основе определённых теоретических концепций. Цель такого анализа – определить закономерности формирования макроэкономических понятий, связей и показателей. Логику такого анализа можно представить в виде схемы (рис. 1.1) [7, с.10].





Макроэкономическими понятиями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платёжного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения её жителей через государственные границы. Макроэкономика оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства. От текущих значений макроэкономических индикаторов в решающей мере зависят исходы выборов в органы власти. Всё это предопределяет практическую значимость понимания макроэкономики.


  1. ^ Предмет и основные цели макроэкономики


Объект макроэкономики как науки – это национальная экономика, т. е. совокупность домохозяйств, фирм, государства и его учреждений, соответствующей инфраструктуры в границах определённой природной среды и государственной территории. Национальная экономика имеет две стороны, каждая из которых характеризуется соответствующими показателями. Это материально-вещественная, или физическая, экономика (охватывает национальные ресурсы и изготовленные блага) и монетарная, или денежная, экономика (деньги и цены).

В национальной экономике действуют три основных экономических субъекта: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или более человек, которые владеют ресурсами, обеспечивают ими экономику и получают за них доходы, которые используют для покупки потребительских благ. Для простоты анализа считается, что число домохозяйств в национальной экономике совпадает с количеством семей в стране. Фирма – деловая единица, которая использует купленные у домохозяйств ресурсы для производства благ и владеет или управляет одним или несколькими предприятиями. Государство – совокупность государственных институтов и учреждений, выполняющих важные экономические функции, которые обеспечивают реализацию экономической активности государства в целях стабилизации национальной экономики.

Необходимость производства огромного количества товаров и услуг, согласования интересов всех экономических субъектов предполагает создание соответствующих механизмов функционирования национальной экономики. Способ организации национальной экономики называется экономической системой. Основными её элементами являются: способы разрешения основных проблем организации экономики; механизмы реализации собственности на производственные ресурсы и произведённые блага; механизмы распределения и перераспределения созданного национального продукта; механизмы взаимосвязи физической и монетарной экономики и т. п.

Принято выделять такие типы экономических систем: нерыночные (основанные на натуральном хозяйстве); рыночные (основанные на товарном хозяйстве, частной собственности на ресурсы и ценовом механизме разрешения основных проблем организации экономики) и административно-командные (государственная собственность на ресурсы, централизованное планирование и управление производством в условиях товарного хозяйства). В свою очередь, для каждой страны характерна своя, национальная модель экономической системы, потому что страны отличаются способами политического управления, уровнем экономического развития, социальными условиями, особенностями менталитета нации и т. п. В странах, которые движутся от командной к рыночной экономической системе, существует переходная экономика, в которой особым образом соединяются признаки и рыночной, и командной экономики. Украинская модель переходной экономики формируется с начала 90-х годов ХХ ст. и характеризуется сильной регулирующей ролью государства.

Макроэкономика изучает современное рыночное хозяйство, т. е. социально ориентированное рыночное хозяйство (смешанная экономическая система). Модель «макроэкономики» считается наиболее динамичной и оптимальной, если она сочетает в себе: положительные результаты индустриального развития эпохи научно-технической революции; конкуренцию частных собственников ресурсов; разумные традиции; массовое потребление экономических благ; государственное регулирование экономических процессов корректирующего характера.

Предмет макроэкономики – закономерности эффективного функционирования экономической системы в целом. Макроэкономическая теория может быть позитивная и нормативная. Первая направлена на обоснование выводов, которые объясняют современное состояние экономического развития страны; вторая – на выработку рекомендаций относительно того, как улучшить существующее положение в экономике и добиться её развития.

Макроэкономика уделяет особое внимание четырём сферам, которые можно выделить в национальной экономике: производству, занятости, ценам и внешнеэкономическим связям. В сфере производства создаются товары и услуги для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Все страны заинтересованы в увеличении объёма национального производства, что даёт возможность повышать уровень жизни населения и решать многие сложные проблемы общества. Особое значение в жизни каждого человека занимает сфера занятости, которая неразрывно связана со сферой производства. Макроэкономика исследует уровень занятости, причины безработицы, её влияние на различные макроэкономические параметры. Динамика цен оказывает влияние на поведение всех экономических субъектов. Поэтому макроэкономика пытается выявить причины и последствия увеличения цен, проследить взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Исходя из этого, макроэкономика исследует условия достижения внешнеэкономического равновесия страны.

Все страны с рыночной экономикой имеют своей стратегической целью достижение макроэкономической стабильности. С этой точки зрения все явления макроэкономики изучаются с позиции их соответствия определённым критериям – целям совокупной хозяйственной деятельности. Макроэкономическая цель – это оценочное суждение, принятое в настоящее время наукой за норму (идеал) желаемого состояния какого-либо экономического процесса. Сегодня в западной и отечественной учебной литературе обычно называют восемь основных макроэкономических целей, из которых выделяют четыре наиболее важных, соответствующих выделенным выше четырём сферам национальной экономики. Рассмотрим их.

^ 1. Экономический рост означает положительную динамику совокупности экономических ресурсов, благ и доходов. Макроэкономика в состоянии роста способна решать такие задачи, как накопление капитала, имущества, сооружений, запасов и т. п.; повышение уровня жизни граждан; социальное развитие и многие другие.

Считается, что при прочих равных условиях имеются два проблемных состояния роста. Первое состояние называют нулевым ростом. Это достаточно сложное явление, которое может отражать стагнацию хозяйственного развития. Вместе с тем и при нулевом росте возможны прогрессивные изменения (например, положительная динамика в ряде прогрессивных отраслей; электронике, телекоммуникациях, производстве бытовой техники, строительстве и других), которые, перекрывая потери, становятся средством для последующего положительного роста. Второе состояние роста характеризуется как отрицательная динамика макроэкономики (спад или кризис). Если общество обладает хорошей институциональной сопротивляемостью к различного рода «хозяйственным болезням», то спад может активизировать такие «иммунные» механизмы, как конкуренцию, инвестиционную активность, обновление производственного аппарата, повышение качества товаров.

Экономический рост противоречив. Так, технологический рост может приводить к загрязнению окружающей среды, росту профессиональных заболеваний, техногенным катастрофам, но одновременно с этим и к увеличению массы и качества потребительских товаров, повышению жизненного уровня людей. Поэтому основная проблема сейчас – это поиск состояния оптимального экономического роста, т. е. гармоническое развитие технологической, природной и социальной сфер жизни общества.

^ 2. Оптимальная (полная) занятость – это такой уровень занятости, когда все кто желает и способен работать, находят работу. Таким образом, каждый человек имеет возможность реализовать свои профессиональные способности.

^ 3. Экономическая эффективность означает, что экономика страны должна функционировать с максимальной отдачей в виде совокупности созданных благ при достижении минимума народнохозяйственных издержек (при рациональном использовании ограниченных производственных ресурсов). Макроэкономическая эффективность, как правило, рассматривается на трех основных уровнях: технологическом, экономическом и социальном. Достижение эффективности на каждом из уровней означает выполнение глобального макроэкономического оптимума (оптимума В. Парето).

Первый уровень макроэкономической эффективности определяется критерием полноты (максимума) использования технологических возможностей народного хозяйства. Это означает, что все ресурсы задействованы в народном хозяйстве и никто не может выиграть от изменения перемещения ресурсов без ухудшения положения другого. Второй уровень эффективности выражает то, что необходимо добиться такой структуры производства национального продукта, которая обеспечивает оптимум состояния потоков доходов и расходов, определенное соотношение производства средств производства и предметов потребления. Третий уровень – предполагает, что граждане страны хотели бы полнее реализовать свои социальные интересы за пределами непосредственного производства. А это означает, что должно быть максимизировано соотношение производства предметов потребления и средств производства в пользу первых.

^ 4. Стабильный уровень цен. Данная макроэкономическая цель означает одинаковую эффективность цен для всех экономических субъектов. Иначе, никто не выигрывает и не проигрывает в результате инфляции или дефляции, т. е. никто не теряет заработанные деньги и не приобретает незаслуженные. Таким образом, цены не искажают истинное положение вещей в экономике.

^ 5. Экономическая свобода как макроцель предполагает, что основные субъекты макроэкономики в рамках законов гражданского общества сами, без ограничений принимают решения о путях наиболее целесообразной реализации своих интересов. Принцип экономической свободы не допускает насильственного подавления конкуренции форм собственности, технологических и социальных укладов жизни, замкнутость национальных хозяйственных систем и подобных нерациональных ограничений.

^ 6. Экономическое равенство (справедливое распределение доходов) как макроцель означает, что нормальное развитие экономики должно приводить к преобладанию в обществе так называемого среднего гражданина, так называемый «средний класс». Иначе говоря, в национальной экономике недопустима как крайняя нищета основной массы населения, так и чрезмерная роскошь узкой группы правящей элиты. Экономическая дифференциация богатства и доходов должна быть, но она должна приводить к новым, более разумным стадиям экономического равновесия, а не к драмам в национальной экономике и политике.

^ 7. Экономическая безопасность как макроэкономическая цель – это обеспеченность в идеале всех граждан экономическими благами не ниже так называемого прожиточного минимума и защита их от экономических рисков. Предполагается, что это позволит реализовать любому гражданину его основные права и обязанности на уровне принятых социальных норм (Конституция страны). Для этого государство создает различные фонды: социального, медицинского, трудового, пенсионного страхования, стимулируется система сбережений населения, создание негосударственных страховых фондов.

^ 8. Внешнеторговый баланс как макроцель означает, что в идеале каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не нанося хозяйственного ущерба странам-участницам мировой экономики. Национальная экономика должна иметь стабильный курс национальной валюты, разумный баланс международной торговли и международных финансовых отношений.

Одновременное достижение всех макроэкономических целей практически недостижимо. Поэтому обычно выделяются приоритетные цели, для достижения которых и формируется соответствующая экономическая политика. Макроэкономика анализирует четыре основных вида макроэкономической политики: 1) фискальную; 2) монетарную; 3) политику доходов (социальную); 4) внешнеэкономическую.
^ 4. Методология макроэкономического анализа
Для изучения закономерностей функционирования национальной экономики экономисты используют различные методы и приемы, которые в совокупности называют методологией макроэкономики.

В первую очередь особенностью макроэкономического анализа является использование агрегированных величин. Агрегирование – это объединение отдельных единиц в одну, совокупную, характеризующую движение экономики как единого целого.

Агрегированию подвергаются экономические субъекты. Макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграницу. Так, сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения. Сектор заграница включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.

При макроэкономическом исследовании агрегированию подвергается характер поведения физических и юридических лиц в хозяйственной жизни. К важнейшим макроэкономическим понятиям относятся, например, функция потребления домашних хозяйств, описывающая изменение спроса сектора домашних хозяйств как единого целого на потребительские блага, или функция спроса на труд, единая для всего предпринимательского сектора.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ, являющееся предметом микроэкономического анализа, в макроэкономике агрегируется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ. Последнее может быть и средством производства, и предметом потребления. Вследствие свертывания всего множества реальных благ в одно абстрактное исчезает микроэкономическое понятие цены блага как пропорции обмена одного товара на другой. Предметом изучения становится общий уровень цен. Из рынков факторов производства в макроэкономике, как правило, представлены рынок труда, на котором все виды труда агрегируются в один вид, и рынок капитала. Рынок ценных бумаг представляет рынок государственных облигаций с одним видом краткосрочной облигации. В качестве макроэкономического инструмента анализа используется еще один рынок, отсутствовавший в микроэкономике, – денежный рынок. На этом рынке взаимодействуют спрос и предложение национальной валюты. Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции экономических исследований. В то же время благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших народнохозяйственных процессов.

В макроэкономических исследованиях широко используется метод научной абстракции. Суть этого метода состоит в том, что исследуя определенное явление или процесс, отделяются его случайные, поверхностные или второстепенные проявления, оставляя устойчивые и типичные. Именно такой подход позволяет открывать законы и теории макроэкономики.

Упрощение экономической действительности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования. Макроэкономические модели – формализованные описания (логические, графические или математические) различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Модель исследуемого объекта, как правило, включает в себя две группы элементов: известные к моменту построения параметры (экзогенные) и неизвестные параметры, которые надо определить из анализа (решения) модели. Построить модель функционирования системы – значит отыскать оператор (функцию), связывающий неизвестные и известные параметры модели.

При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений.

  1. Поведенческие функции, выражающие сложившиеся в обществе предпочтения. Например, функция вида С = с Y показывает закономерность зависимости потребления домохозяйств (С) от текущего дохода (Y) и предельной склонности к потреблению (с).

  2. Функции, характеризующие технологические условия производства. Например, производственная функция.

  3. Институциональные функции – институционально установленные зависимости между параметрами модели. Например, сумма налоговых поступлений (Т) есть функция от дохода (Y) и от установленной соответствующим институтом налоговой ставки (t): Т = t·Y.

  4. Дефиниционные функции – зависимости, вытекающие из вербального определения экономических явлений. Например, совокупный спрос на рынке благ (Y) – это совокупность потребительского спроса домашних хозяйств (С), инвестиционного спроса предпринимательского сектора (I), государственного спроса (G) и спроса заграницы (En): Y = C + I + G + En.

В макроэкономических моделях используется два вида переменных показателей. Переменные потока – характеризуют изменение экономических параметров во времени (например, размер потребительских расходов за год, число потерявших работу за квартал). Переменные запаса – характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату (например, государственный долг на конец года). Между этими видами переменных показателей существует определенная взаимосвязь. Во-первых, запас представляет собой накопленные за определенный промежуток времени потоки (государственный долг равен сумме дефицитов государственного бюджета). Во-вторых, поток – это разница между запасами на начало и конец периода.

В зависимости от учета фактора времени различаются три вида макроэкономических моделей: статические, сравнительной статики и динамические. В статических моделях значения эндогенных параметров определяются на определенный момент времени. Если модель позволяет определить значения эндогенных параметров в различные моменты времени, не описывая процесс перехода, то это – модель сравнительной статики. Процесс перехода экономики из одного состояния в другое исследуется в динамических моделях, где все переменные рассматриваются как функции от времени.

Так же, как и в микроэкономике, макроэкономическая система, ее экономические субъекты, все виды агрегированных рынков стремятся к достижению равновесия. Общая логика макроэкономического анализа такова: сперва определяются условия равновесия на каждом из рынков в отдельности, а затем выводятся условия одновременного достижения равновесия на всех рынках.

Макроэкономика как наука выполняет ряд функций. ^ Теоретико-познавательная функция состоит в исследовании, открытии и объяснении закономерностей развития национальной экономики, явлений и процессов экономической жизни общества. Практическая функция состоит в том, что макроэкономика на основе анализа вырабатывает рекомендации для проведения эффективной экономической политики. Мировоззренчески-воспитательная функция означает, что макроэкономика формирует рыночный тип экономического мышления, психологии и культуры людей, современное мировоззрение. Методологическая функция макроэкономики означает, что сформулированные ею научные представления о механизме функционирования национальной экономики и категориально-понятийный аппарат используют другие экономические науки – отраслевые и функциональные.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

  1. Предпосылки возникновения макроэкономики как науки.

  2. Объект, субъекты и предмет макроэкономики.

  3. Методология макроэкономического анализа.

  4. Система функций макроэкономики.


Практикум
Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Объектом макроэкономики является:

а) производительные силы; в) производственные отношения;

б) национальная экономика; г) государственный сектор экономики.

2. Предметом макроэкономики является:

а) механизм функционирования предприятия;

б) экономическая политика государства;

в) закономерности функционирования национальной экономики;

г) регулирование частного сектора экономики.

3. Основными субъектами закрытой экономики выступают:

а) домохозяйства, рынок, государство;

б) правительство, министерство, предприятия;

в) предприятия, домохозяйства, финансовые посредники;

г) домохозяйства, предприятия, государство.

4. Экономические системы в корне отличаются:

а) уровнем жизни населения;

б) структурой производства;

в) формой собственности на материальные ресурсы;

г) уровнем экономического развития.

5. Какое из приведенных понятий изучает макроэкономика:

а) экономический рост; в) активы фирмы;

б) бюджет семьи; г) индивидуальный спрос.

6. Какое из суждений можно отнести к нормативному макроэкономическому суждению:

а) если денежную массу сжать на 10%, то инфляция упадет до 3%;

б) следует сократить государственный долг до разумных пределов;

в) рост цен на энергоресурсы вызовет повышение потребительских цен на 6%;

г) увеличение дефицита государственного бюджета расширит кредитную массу.

7 К агрегированным величинам относится:

а) цена на хлеб; в) рынок товаров и услуг;

б) рынок автобусных перевозок; г) ХТЗ.

8. К переменным величинам запаса относятся:

а) государственный долг на 1 июля текущего года;

б) число потерявших работу за квартал;

в) потребительские расходы за год;

г) число нашедших работу за полгода.

9. К макроэкономическим теориям не относится:

а) маржинализм; в) теория рациональных ожиданий;

б) кейнсианство; г) монетаризм.

10. Что из перечисленного не является экономической целью общества:

а) стабильный уровень цен; в) доходность фирм;

б) экономический рост; г) полная занятость.

Задание 2. Определите, какое из положений правильное, а какое ошибочное. Ответ объясните.

  1. Принцип ограниченности благ применим только к индивиду или семье, но не к уровню национальной экономики.

  2. Принцип рациональности означает, что при принятии решений человек всегда старается максимизировать свой денежный доход.

  3. Модель фирмы изучается макроэкономикой.

  4. Домохозяйство – это экономический субъект, который использует ресурсы для производства благ и владеет и управляет предприятиями.

  5. Позитивная функция макроэкономики направлена на изучение фактического состояния экономики.

  6. Нормативная функция макроэкономики направлена на обоснование причин и последствий экономических кризисов.

  7. Экономическая модель – попытка полностью и точно отобразить фактическое поведение исследованных явлений в экономике.

  8. Экономическая модель показывает, как эндогенные переменные влияют на экзогенные.

  9. Смешанная экономика – это экономическая система, в которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а основным регулятором является рыночный механизм.

  10. Процесс агрегирования показывает движение цены на рынке конкретного товара.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconМетодическое пособие Информационные системы и технологии: Обработка...
Методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие Кемерово 2004 Введение
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения технологических и экономических специальностей (3511,...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей Электронное издание 3,0 мб
Лекция Международное разделение труда — важнейший путь развития экономических связей разных стран

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие Ярославль 2006 Министерство сельского хозяйства РФ...
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения

Учебное пособие для студентов экономических специальностей icon4. Анализ основных средств
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 080105 «Финансы и кредит» и080503 «Антикризисное управление»,...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconМетодические указания для студентов всех экономических специальностей заочного отделения
Данное пособие адресовано студентам I курса всех экономических специальностей, изучающим английский язык на заочном отделении нгту,...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие Ижевск Издательство Ижгту 2005
Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений строительных специальностей, а также для инженерно-технических...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 061500...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 080111...

Учебное пособие для студентов экономических специальностей iconУчебное пособие Курск, 2012
Книга предназначена для бухгалтеров, студентов экономических специальностей, преподавателей. Также будет полезна широкому кругу читателей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов