Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины




НазваниеКонспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины
страница1/20
Дата публикации18.11.2013
Размер2.28 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий государственный университет

экономики и торговли им. М. Туган-Барановского



ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Конспект лекций


Донецк – 2003



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий государственный университет

экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Конспект лекций

Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности

7.0917711 «Технология питания»


Утверждено

На заседании кафедры

Организации общественного питания

7.05.2003 г., протокол № 14

одобрено учебно-методическими

советом университета

«___» _____________ 2003г.

протоколом № ___


Донецк - 2003

УДК 640.4.01



Аветисова А.А. Основы предпринимательства. Опорный конспект. Донецк, Дон ГУЭТ, 2003. – 195 с.

Конспект лекций составлен в соответствии с программой подготовки специалистов по курсу "Основы предпринимательства" и содержит название тем, ключевые вопросы и краткую информацию по каждому вопросу. Визуальное представление информации позволяет обобщить учебный материал, выявить связь между темами и сосредоточить внимание основных положениях дисциплины.



Составитель:

Аветисова Антонина Александровна, к.э.н., доцент

Рецензенты: Левченко М.Н. к.э.н., доцент Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

Сорока С.В., к.э.н., доцент Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

Оригинал – макет изготовлен в ДонГУЭТ
© Аветисова А.А., 2003

Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2003


^ Предмет курса
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Предпринимательство выступает в качестве базового учебного курса потому, что только после освоения этого курса можно переходить к изучению отдельных фрагментов целостного делового цикла. В качестве таких фрагментов выступают:

  • организация производства;

  • менеджмент;

  • маркетинг;

  • финансы;

  • правовое обеспечение предпринимательской деятельности и д.р.

Изучение данной дисциплины позволяет обучающимся получить необходимое представление о профессиональной деловой активности именно как о целостном процессе. Все другие учебные курсы (маркетинг, менеджмент и т.д.) представляют собой лишь расширенное толкование отдельных фрагментов целостного процесса, которые только при определенном масштабе производства могут в рамках единой производственной структуры выступать в качестве отдельных направлений профессиональной деятельности.

Тема 1



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершенью чего-либо значительного.
^

В. И. Даль



Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие.

Й. Шумпетер



План лекции


1. Предпринимательство как особая форма экономической активности:

А. История развития теории предпринимательства.

Б. Особая форма экономической активности.

В. Субъекты предпринимательской активности.

Г. Объект предпринимательской активности.

Д. Цель предпринимательской активности.

Е. Предпринимательский доход.

Ж. Предпринимательская среда.

З. Государственная поддержка предпринимательства.

И. Классификация предпринимательских структур.

К. Две основные формы предпринимательства.

2. Процесс принятия предпринимательского решения.

Предпринимательские расчеты:

А. Ориентация на рынок.

Б. Процесс предпринимательской деятельности.

3. Логика предпринимательской деятельности в целом:

А. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность.

Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя.

В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления

идеи.

Г. Универсальный характер схемы.

Д. Три основных направления действий предпринимателя.



^ 1. Предпринимательство как особая форма

экономической активности
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

^
А. История развития теории предпринимательства


Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р.Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести Й. Тюнена и Г. Мангольдта – представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта.

«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883—1950). В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. «Если вместо количества факторов, - писал он, – мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение». Предприниматель в такой ситуации призван «...делать не то, что делают другие», и «...делать не так, как делают другие».

Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

  1. потребность в господстве, власти, влиянии;

  2. воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой («потребность в достижениях» – так позже охарактеризовал это американский психолог Д. Макклеланд);

  3. радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

И первая и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, «...делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества... возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются».

«Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой «уравновешивающую» силу.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, – «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

^
Б. Особая форма экономической активности


Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:


  • собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);

  • наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

  • индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

  • государственного или муниципального служащего;

  • менеджера (управляющий чужим предприятием);

  • пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

  • учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

  • безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

  • занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

  • вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).



Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

^ Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

^
В. Субъекты предпринимательской активности


Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис, 1.1).




Рис. 1.1. Субъекты предпринимательской деятельности


^
Г. Объект предпринимательской активности


При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея (хотя она может быть направлена на организацию или управление производственным процессом, поиск новых – нетрадиционных – методов или рынков сбыта и т.д.). Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Обособленная целостность, которая характеризуется такими показателями, как количество, цена, внешний вид и т.д., называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает прежде всего внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т.д., а уж потом – к качеству товарных единиц (если деятельность не носит авантюрного характера или разового вступления на рынок).

^
Д. Цель предпринимательской активности


Целью предпринимательской активности, таким образом, является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Под расходами понимается все то, что предприниматель тратит на производство такого товара, т.е. все его затраты (обычно в денежной форме), связанные с производством конкретного товара.

Доход – это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве оплаты за какие-либо действия предпринимателя или передачу тех или иных товаров, имущества и т.д. другому лицу, производящему платеж на счет предпринимателя. Доход необходимо отличать от заемных средств, поступающих в адрес предпринимателя на какое-то определенное время и предполагающих их возврат в будущем.
К примеру, на Ваш счет в банке поступили 300 тыс. грн. от лица А в качестве платежа за поставленные ему товары, производство которых обошлось Вам в 200 тыс. грн. В таком случае 300 тыс. грн. – это Ваш доход, а прибыль составит 100 тыс. грн.

^
Е. Предпринимательский доход


Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:


  • обычная прибыль делового человека;

  • излишек над обычной прибылью делового человека.



Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Предположим, прибыль Вашего предприятия держалась до недавнего времени на стабильном уровне – 10 тыс. грн. ежемесячно. Вы решили, скажем, изменить систему организации производственного процесса, в результате чего возросла эффективность производства и прибыль увеличилась до 15 тыс. грн. в месяц. В этом случае 5 тыс. грн. – Ваш предпринимательский доход (прибыль).
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
^ Ж. Предпринимательская среда
Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений . Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум».

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие ещё в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.

Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени свободы предпринимательской деятельности служит число вновь появляющихся (в течение определённого периода) самостоятельных (независимых) предпринимателей.

Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. Методы управления таким процессом, однако, не могут носить административного или директивного характера. В их основе – меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.

Конструирование предпринимательской среды – явление многоаспектное. Оно включает в себя следующие элементы:

  • изменение общественной экономической и социально-экономической философии (концепции бытоуложения);

  • изменение национальной общественной психологии в соответствии с принимаемой концепцией бытоуложения;

  • изменения национальной общественной психологии в соответствии с концепцией бытоуложения;

  • принятие национальной программы стимулирования предпринимательства с акцентом на создание адекватной предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех институтов, без которых немыслимо развитие предпринимательства.



З. Государственная поддержка

предпринимательства
Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно-развитых странах. Суть правительственной (государственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трём направлениям:

  • консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют региональные отделения правительственного «Агентства по малому бизнесу» (Small Business Administration);

  • оказание определённой финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре отдельных льгот (обычно в сфере налогообложения);

  • оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических и технологических проблем, связанных с производственным процессом).


И. Классификация предпринимательских структур
Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода в категорию средних или крупных предприятий.

В настоящее время в мире не существует общепринятого определения понятия малой предпринимательской структуры. Отнесение той или иной фирмы к этой категории осуществляется по числу занятых (работающих) или размеру оборота (в некоторых странах, например в США, используется комбинированный метод классификации). Так, во Франции к малым (по французской терминологии – мелким) предпринимательским структурам относятся фирмы с численностью занятых до 9 человек. На долю таких малых структур приходится 90% от общего числа предприятий и 20% от общей численности занятых в стране.
К. Две основные формы предпринимательства
Принципы предпринимательства используются (могут и должны использоваться) и в частном и в государственном (общественном) секторе экономики. Не вдаваясь в подробности, отметим, что с этой точки зрения различают:

  • частные формы предпринимательства;

  • государственное предпринимательство (имеется в виду не столько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства).

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.

^ 2. Процесс принятия предпринимательского решения.

Предпринимательские расчеты
А. Ориентация на рынок
Почему предпринимательство как особая форма экономической активности должно носить инициативный характер? Прежде всего потому, что предприниматель в своей деятельности ориентируется на рынок.

Рынок – это совокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересов и действий.

Предприниматель, ориентирующийся на рынок, обязан отчетливо представлять и даже предвидеть изменение рыночной ситуации. В силу такой ориентации действия предпринимателя всегда носят элемент риска. Предпринимательский риск— это показатель степени изученности рынка как на момент поставки товара, так и в перспективе, ближайшей и отдаленной. До начала поставки товара на рынок трудно предугадать, предсказать реакцию рынка на такую поставку. Предприниматель в этом смысле действует «на свой страх и риск», поскольку он самостоятельно, интуитивно должен ответить на вопросы, которые сводятся к извечной экономической триаде:

  • что производить,

  • как производить,

  • для кого производить.

Ответы на эти вопросы, как правило, даются предпринимателем на абстрактном уровне, за весьма редким исключением.
Б. Процесс предпринимательской деятельности
Какова же логика предпринимательской деятельности? Ответ на поставленный вопрос как раз и дает понимание того, чем предприниматель отличается от обычного делового человека. Еще одно обстоятельство требует пояснения: предлагаемая логика свойственна деятельности предпринимателя при подготовке и осуществлении любой (пусть сотой по счету) операции, связанной с поставкой на рынок нового или обновленного товара, а не только при его первой попытке выйти на рынок. Версия, предлагаемая ниже, носит общий характер. Отдельный предприниматель в каждом конкретном случае будет иметь свою собственную версию, но их общие черты непременно будут совпадать.
^ Предпринимательская идея
Итак, «Вначале было слово». Так же и в предпринимательстве – все начинается с идеи. Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя («...Я могу производить такой-то товар» или «...Я могу оказывать такую-то услугу») с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка («...Вот этот товар на рынок не поставляется») с возможностями предпринимателя («...Я могу произвести такой товар»).
Банк идей
Особо заметим, что в предпринимательстве есть такое понятие – накопление и отбор предпринимательских идей, или создание банка предпринимательских идей. Этот вид работы может носить как текущий, так и перспективный характер и связан с желанием предпринимателя сменить профиль производства его предприятия. Работа эта прежде всего связана с умением предпринимателя анализировать ситуацию на рынке и в отрасли.
К примеру, Вы производите кухонные гарнитуры, но заметили, что на рынке в настоящее время ощущается явный недостаток детских игрушек из дерева. Вы могли бы производить такие игрушки, но кухонные гарнитуры «идут» достаточно хорошо, а расширить производство Вам пока не представляется возможным. На этом основании идею о возможности производства детских игрушек из дерева Вы вносите в свой банк идей и воспользуетесь ею, когда будет необходимость сменить профиль производства или появится возможность расширить производство, т.е. производить не только кухонные гарнитуры, но еще и детские игрушки.
^ Банк идей – это перечень того, что могло бы составить (в случае необходимости) основной или дополнительный (вспомогательный) профиль производства. Такой перечень может вестись в построчной записи или же в виде детально разработанных проектов бизнес-планов (в зависимости от потребности и возможностей самого предпринимателя).

Иногда предприниматель для пополнения банка идей проводит опрос своих коллег, сотрудников и даже друзей. Такой опрос может быть проведен и в письменной форме. При этом раздаются специальные карточки с просьбой их заполнить и вернуть, примерно такого типа (табл. 1.1).


Таблица 1.1

Карточка бланка идей фирмы


Ваше мнение о профиле фирмы

Что можно было бы предложить для производства

Краткое описание предложения











Подпись____________

^ Экспертная оценка идеи
Любая идея в предпринимательстве проходит экспертную оценку. Однако следует помнить, что существует необходимость в проведении по крайней мере двух экспертных оценок: вначале – содержания самой идеи, а затем – правильности ее практического воплощения. При этом, если вторая экспертная оценка чаще всего осуществляется привлеченными специалистами, то первичную оценку предпринимательской идеи осуществляет сам предприниматель. На этом этапе экспертная оценка носит самый общий характер, в ее основе – ответ на вопрос, совместимо ли содержание идеи с возможностями предпринимателя.
К примеру, сегодня было бы весьма прибыльно заняться производством автомобилей, но могу ли я, отдельный предприниматель, реализовать такую идею? Конечно же, нет.
Таким образом, первичная экспертная оценка свидетельствует о невозможности реализации идеи. Экспертная оценка (и в первом, и во втором случае) дает возможность продолжить работу над идеей или же отбросить такую идею и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Таким образом, выстраивается такая цепочка последовательных действий предпринимателя.
^ Потребность в рыночной информации
Задачей предпринимателя является принятие решения по предпринимательской идее – приступать или не приступать к практической реализации идеи. На втором из указанных нами этапов предприниматель пока еще не имеет возможности перейти к принятию решения. Почему? Да потому, что мы не знаем еще главного. Как рынок среагирует, если мы действительно будем производить и поставлять товар, лежащий в основе нашей предпринимательской идеи?

Что интересует предпринимателя на рынке? С какой целью обращается к рынку предприниматель в момент зарождения какой-либо конкретной идеи? Ответ на эти вопросы весьма прост. Обращение к рынку необходимо для получения нужной информации. Какого рода? В общем виде такую требуемую для предпринимателя информацию можно обозначить как совокупность объективных данных, позволяющих выявить возможные финансовые результаты реализации предпринимательской идеи. Получение объективных данных о рынке предполагает по крайней мере пять обязательных последовательных действий.
^ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Во-первых, предпринимателю необходимо выявить соотношение на рынке между спросом и предложением товара, производить который он собирается. Правда, ни один предприниматель не в состоянии получить где-либо точную информацию о соотношении спроса и предложения, чаще всего выявление такого соотношения носит приблизительный характер и является результатом аналитической работы самого предпринимателя.

Возможны такие типичные варианты соотношения между спросом и предложением (табл. 1.2).

Таблица 1.2


Вариант А

Вариант Б

Вариант В

Равенство (баланс) спроса и предложения

Спрос превышает предложение (дисбаланс между спросом и предложением) – соотношение, благоприятное для предпринимателя

Предложение превышает спрос (дисбаланс между спросом и предложением) – соотношение, неблагоприятное для предпринимателя


Выявление соотношения между спросом и предложением имеет весьма важное значение для предпринимателя, планирующего выход на рынок с данным товаром. Дело в том, что соотношение между спросом и предложением товара связано обратно пропорциональной зависимостью с изменениями цены на товар. Если спрос остается на прежнем уровне, а предложение растет, то уровень цены будет снижаться, и наоборот.

Соотношение между спросом и предложением легче всего выявить в отношении товара, который уже поставляется на рынок. Но такое соотношение придется выявлять (через построение логических умозаключений) и в отношении товара, который еще не поставляется на рынок, но который будет поставляться в случае принятия предпринимательского решения.

Наибольшую сложность представляет выявление соотношения между спросом и предложением товара, который уже поставляется на данный рынок, т.е. является для рынка товаром традиционным. В этом случае придется выявлять даже не соотношение, а изменение такого соотношения. На это требуется обратить особое внимание, ибо изменение соотношения между спросом и предложением по традиционным для рынка товарам вызывает необходимость изменения качественных характеристик товара, его упаковки, маркировки и т.д., а также приводит, что очень важно, к изменению цены на товар (обычно в сторону понижения).

Выявление соотношения между спросом и предложением дает предпринимателю возможность ответить на вопрос: стоит ли приступать к реализации идеи или же следует искать другие варианты. Если анализ показывает, что спрос на данный товар превышает предложение, то производством такого товара следует заниматься, и наоборот.

Тем не менее проведенный анализ (даже в случае получения самых обещающих результатов) не может еще служить основой принятия предпринимательского решения. Требуется расширение информационной базы.
^ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕНЫ
Во-вторых, предпринимателю важно выяснить, на что же он может рассчитывать при поставке товара на рынок, т.е. какую цену за предлагаемый товар он может ожидать. Поскольку предпринимательство представляет собой форму рисковой деятельности, то предприниматель, естественно, стремится сократить степень возможного риска. В данном случае он может этого добиться, если в основу расчетов положить не какую-то усредненную или рыночную цену данного (или аналогичного) товара в момент анализа, а предельно низкую (для данного рынка) цену («...Этой цены я в любом случае не получу»). Если же такие рассуждения в будущем на практике не подтвердятся, предпринимателю это не повредит. Наоборот, эффективность его деятельности будет выше расчетной. В случае же подтверждения предположения можно рассчитывать на получение предполагаемого эффекта, исходя из минимально допустимой степени риска.

Цена товара – это то количество денежных единиц, которое предприниматель получает от потребителя за передаваемый ему товар (за каждую товарную единицу). Следует различать цену оптовую и цену розничную, что зависит от места партнера, с которым предприниматель взаимодействует в существующей системе рыночных отношений. Это замечание носит существенный характер, ибо если предприниматель, производящий товар, имеет собственную сеть розничной торговли, то он получает 100% цены товара, установившейся на потребительском рынке. Если же он реализует товар через посредника, то, как правило, он получает 85% (а то и меньше) цены товара. А 15% (и больше) такой цены присваивает посредник для компенсации его собственных издержек и обеспечения прибыли.

Таким образом, предпринимателю необходимо знать рыночную ситуацию даже в том случае, если он выходит на рынок через посредника для того, чтобы со знанием дела вести переговоры с посредником. Производитель товара, реализующий товар посреднику, обычно перед заключением соглашения с посредником рассуждает примерно так.
На рынке цена на мой товар составляет 100 грн. Я продаю посреднику 1000 товарных единиц, но знаю, что 10% прибыли на вложенный капитал – явление для посредников обычное. Кроме этого, посреднику требуется возместить собственные издержки, связанные с продвижением товара на рынок и его реализацией, в размере 20 тыс. грн. В случае полной реализации всей товарной партии посредник получит: 100 грн. * 1000 = 100 тыс. грн. За вычетом издержек его доход составит 80 тыс. грн., а его прибыль должна быть не меньше 10% (около 70 тыс. грн.). Значит, я могу ему продать партию товара не более чем за 73 тыс. грн. Эта сумма (73 тыс. грн.) и будет для меня отправной точкой для подготовки к переговорам. (Может быть, мое предложение будет выше или ниже этой суммы, в зависимости от ситуации, но я буду знать точку отсчета.) Конечно, эта сумма должна быть сопоставлена с суммарной величиной издержек производства и прибыли, которую я должен получить, производя и реализуя данную партию товара.
Однако выявление возможного уровня ценового показателя также еще не является основанием для принятия предпринимательского решения. Требуется дальнейшее расширение информационной базы.

^ РАСЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
В-третьих, предпринимателю следует выяснить размер собственных расходов, связанных с производством данного товара (издержки производства).

В данном случае (в отличие от определения возможной цены) в основу предпринимательских расчетов закладываются не средние и не текущие расходы по производству данного (или аналогичного) товара, а предельно высокие расходы.

Расходы предпринимателя, связанные с производством товара,включают:
Рп = А0 + Сс + Срс + Нр ,
где Рп -расходы;

А0 амортизационные отчисления;

Сс – стоимость сырья;

Сср – стоимость рабочей силы;

Нр – накладные расходы.

^

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ



В-четвертых, выявляется возможный эффект от реализации идеи, если такое предпринимательское решение будет принято. Под эффектом в данном случае понимается прибыль предпринимателя.

Прибыль – это излишек, превышение доходов над расходами. Исходными данными для расчета прибыли служат валовые расходы и валовой доход, связанные с производством конкретного товара. В этом случае предпринимательский эффект э) определяется следующим образом:

Пэ = Дв – Рп,

где Дв – валовой доход. Предпринимательский эффект называют валовой прибылью.

Вычитая из валовой прибыли налоговые отчисления (Но), получим Пп – прибыль предпринимателя. Прибыль предпринимателя выступает в качестве чистой прибыли:

Пп = Дв – Рп – Но.

^

ОРИЕНТАЦИЯ НА СРЕДНЮЮ НОРМУ ПРИБЫЛИ



Предприниматель при этом обязательно будет стремиться к выявлению еще одной характеристики, связанной с реализацией предпринимательской идеи. Он постарается сравнить возможный экономический эффект с тем эффектом, который в обществе выступает в качестве ориентира предпринимательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя норма прибыли п). Для ее определения размер прибыли предпринимателя делят на величину расходов производства (ее можно назвать валовыми расходами, или инвестируемым капиталом) и умножают на 100%:

Нп = ПП/Рп  100%.

На основе сопоставления этого показателя со средней отраслевой нормой прибыли делается соответствующий вывод – целесообразно или нет приступать к реализации предпринимательской идеи.

^

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ



Наконец, в-пятых, принятие предпринимательского решения требует экспертной оценки полученной информации, рассмотрения всех возможных последствий, связанных с процессом практической реализации предпринимательской идеи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconКонспект лекций Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве...
Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconКурс лекций мариуполь 2009 Министерство образования и науки Украины...
...

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconМинистерство промышленной политики украины
Экологическая экспертиза. Конспект лекций для студентов специальности,,Экология” / Сост.: Л. В. Бабенко. Днепропетровск: гипопром,...

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconКонспект лекций Витебск 2010 министерство образования республики...
Конспект предназначен для самостоятельного изучения, подготовки к практическим занятиям и экзамену по экономической теории

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconСовременной теории литературы министерство образования и науки украины...
Нии славяноведения и компаративистики Бердянского государственного педагогического университета

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconОпорный конспект pr-технологии в отельно-ресторанном бизнесе для...
Сша томас Джефферсон в 1807 году, заменив им выражение «состояние мысли». И подобная замена весьма характерна, поскольку наглядно...

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины icon'27'282'246. 3: 711.
Работа выполнена на кафедре русского языка Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, Министерство образования и...

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconКонспект лекций для студентов сектора второго высшего образования...
Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного...

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconИнформационный лист Министерство образования и науки Украины Донбасский...
Всеукраинское общественное объединение «Украинская ассоциация экономической кибернетики»

Конспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины iconУчебное пособие для студентов Донецк Министерство здравоохранения Украины
Авторы: В. А. Абрамов, Т. Л. Ряполова, А. В. Абрамов, Е. М. Денисов, С. Г. Пырков, Е. М. Выговская, А. Ю. Васильева, О. И. Осокина,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов