Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных




Скачать 266.05 Kb.
НазваниеДля обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных
Дата публикации18.11.2013
Размер266.05 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы


Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных инновационных проектов требуется совершенствование законодательной базы деятельности ее организаций в следующих направлениях:

Во-первых, необходимо конституционное закрепление в российском законодательстве понятия «кооперативная собственность», как самостоятельной формы собственности, которое позволит организациям потребительской кооперации рассчитывать на получение полноценной государственной поддержки.

Во-вторых, требуется корректировка федерального законодательства по расширению льгот потребительской кооперации в части реализации сельскохозяйственной; продукции, закупленной у населения.

В-третьих, следует внести поправку в Налоговый кодекс РФ по установлению пониженных тарифов страховых взносов для организаций потребительской кооперации на 2011-2014 гг.

В-четвертых, рассмотреть возможность предоставления организациям потребительской кооперации налоговых льгот по уплате налога на землю и налога на имущество в течение 5 лет в регионах, обеспечивающих занятость населения.

Работы, посвященные кооперативному движению, регулярно публикуются за рубежом. По этой теме написано довольно много монографий, ряд которых представляет собой солидные и серьезные исследования. Из зарубежных ученых, взгляды которых проанализированы и изложены в ходе исследования, следует отметить: Каталано, К. Бредли., А. Гелб, Н. Визер, X. Детреммери, Д. Джонс, Жанте, Я. Свейнар, В. Йосса, У. Кемпбепл, Ф. Феррейра да Кошта, Ж. Монцон Кампос, М. Ригг, В. Рейтер, У. Уайт, К Уайт, М Увалич, X. Штиглер, С. Эстрин, М. Янг и др.

Актуальность работы заключается в постоянном повышении роли потребительской кооперации в России.

Целью курсовой работы является рассмотрение истории потребительской кооперации и ее современности.

Объект исследования - потребительская кооперация РФ.

Предмет исследования - история потребительской кооперации и ее современность.

Задачи работы:

- изучить истоки потребительской кооперации России.

- изучить устав и хозяйственную деятельность Большой артели.

- рассмотреть особенности отраслей деятельности потребительской кооперации.

- рассмотреть задачи и классификацию работников потребительской кооперации.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и 1 приложения. Курсовая работа содержит 27 страниц.

1. Истоки потребительской кооперации в России
В России издавна существовали докооперативные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам относились, прежде всего: крестьянские общины, артели, складчина, различные формы взаимопомощи.

Крестьянская община объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство. Община выполняла ряд функций: экономическую (перераспределение пашни между домохозяйствами), административную (рассмотрение споров), социальную (помощь сиротам и вдовам). При выполнении отдельных работ (строительство дорог и мостов) община могла делиться на артели.

Артели создавались на устном или письменном договоре в трудовой, промысловой или другой деятельности. Они представляли на Руси простейшую форму организации труда многих лиц или продажи рабочей силы с особыми правилами дележа общей добычи или заработка. Артельно промышляли рыбу, существовали артели смолокуров, бурлаков и т.д. Особую роль играли трудовые артели, артели по перевозке грузов и людей. Будучи еще мало развитой формой кооперативного товарищества, артели служили больше эксплуататорам, чем трудящимся.

Складчина как проявление артельного начала применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потребительских товаров или устройства общего праздника.

Традиционная взаимопомощь широко использовалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали друг другу заготовить сено, обмолотить зерно, построить дом, сарай, выполнить другие работы.

Докооперативные формы являлись предшественниками будущих кооперативов.

«Кооперация» в переводе с латинского языка (cooperation) означает «совместное ведение дел, сотрудничество». А кооператив – добровольное объединение главным образом трудящихся для улучшения условий жизни своих членов, которые для достижения указанной цели создают на основе коллективной (групповой) собственности хозяйственные предприятия и на равноправных началах участвуют в управлении этими предприятиями.

В России, как и в зарубежных странах, кооперативы возникли не вдруг и не на пустом месте. Во-первых, люди с незапамятных времен накапливали опыт взаимного сотрудничества, а во-вторых, в обществе всегда существовали переходные формы, соединяющие в себе остатки старого и зародыши нового. Со временем те или иные переходные формы сходят с исторической сцены либо происходит их эволюция в новые формы. В данном случае речь идет о докооперативных (предкооперативных) формах объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей: крестьянских общинах, бытовых артелях, складчине, взаимопомощи.

Русская община, называемая миром, руководствовалась принципом семьи, где справедливым “отцом” был сход крестьян. Община выполняла ряд функций: хозяйственную, фискальную, административную, социальную и даже воспитательную. Некоторые общины имели "завет" (устав).

При выполнении отдельных работ (например, при строительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Н.В. Калачев определил артель как "товарищество нескольких лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами, или только последними, для какой-нибудь работы, промысла или предприятия и вследствие этого отвечающих друг за друга". Артельные начала на Руси были известны еще в глубокой древности. И позднее тоже существовали артели бурлаков, рыбаков, каменщиков, ломщиков соли, старателей, смолокуров и другие. А еще возникали артели скоморохов, арестантов, солдат, офицеров.

Складчина применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потребительских товаров или устройства общего празднества.

Традиционная взаимопомощь (по-другому—"помочь") практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо убрать урожай, соорудить колодец и так далее.

Общины и артели, не будучи кооперативами в строгом смысле, имели ряд кооперативных черт: самодеятельность, самоуправление, равенство прав участников, элементы социальности. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой, зародышевой форме. Что касается членства, то в консервативной общине оно было принудительным, а в бытовые артели люди вступали добровольно.

Таким образом, общины и бытовые артели, исчерпав свои функции, постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми общественными институтами и новейшими кооперативными обществами все-таки существовала некоторая преемственность: ведь будущее произрастает из прошлого.

Докапиталистическая предыстория кооперации России тесно связана с именами декабристов. Первые русские дворянские революционеры, выдвинувшие прогрессивную для своего времени программу буржуазного преобразования общества организовали первые кооперативы, и они являются пионерами кооперативного движения в России. Сосланные в Сибирь после восстания 1825 г. декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием, огородами и мастерскими. Артель представляла собой добровольную организацию, руководитель которой избирался декабристами. Она еще не имела устава и действовала на основе договора.

2. Большая артель декабристов: принятие устава, хозяйственная деятельность
В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне г. Петровск - Забайкальский Читинской области). Здесь узники приняли устав артели, разработанный комиссией в составе И.И. Пушина и еще восьми декабристов. Термины «общество потребителей» и «кооператив» в России еще не применяли. Поэтому свое потребительское общество декабристы назвали «Большая артель». «Большая артель» была кооперативом по форме и видом взаимопомощи по существу.

Устав «Большой артели» был принят на общем собрании декабристов 2 марта 1831 года. 2 марта 1831 года считается датой зарождения потребительской кооперации в России.

Устав состоял из 13 разделов, 106 параграфов.

Основные положения этого документа, составленного задолго до выработки рочдейлских принципов.

Во-первых, цель кооперативной артели декабристов заключалась в удовлетворении личных потребностей ее участников. Для достижения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, казенного пайка мукой и денежного довольствия. Артель не преследовала цели получения прибыли.

Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах самоуправления. Важным органом артели была выборная постоянная хозяйственная комиссия (управление), состоявшая из председателя, закупщика товаров и бухгалтера-казначея. Избирался также огородник.

В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного голосования. При этом каждый участник имел право одного голоса.

Самыми активными деятелями, выборными руководителями «Большой артели» были декабристы И. И. Пущин, Д. И. Завалишин, Н. В. Басаргин, А. Н. Сутгоф, И. И. Горбачевский.

«Большая артель» вела многогранное хозяйство. Ее члены занимались общественным питанием и розничной торговлей, имели огороды, откармливали закупленный гуртом и предназначенный для забоя скот, сбывали излишки овощей со своего огорода местным жителям. Кооператоры организовали бытовые мастерские, открыли аптеку, парикмахерскую, прачечную и баню.

«Большая артель» просуществовала до отправления декабристов после каторги на поселение в 1839 г.

В 1834 г. декабристы создали «Малую артель», представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.

Передовые люди своего времени, декабристы были хорошо знакомы с западноевропейской литературой, в том числе с трудами социалистов-утопистов. Не исключая возможности влияния на декабристов идей утопического социализма и коммунизма, необходимо, однако, отметить, что самобытные артели они создавали на практической основе. «Большая артель» и «Малая артель» не ставили перед собой неосуществимые цели преобразования общества. Используя народный опыт совместной деятельности, теоретические разработки западных идеологов кооперации, передовые люди своего времени - декабристы - смогли обустроить свою жизнь в тюремных казематах путем создания кооперативов.

Причины создания артели – экономические и социальные трудности. Идея об удовлетворении потребностей в питании и других нуждах возникла у декабристов на первом же году массового прибытия в острог. Коменданта генерала Лепарского это вполне устраивало, так, как при этом с него снимались самые сложные заботы. Создание артели не противоречило царской инструкции «наблюдать за здоровьем». Еще одним стимулом для создания артели явилось то, что в течение 1827-1828 гг. в Читу стали прибывать жены декабристов – Муравьева, Волконская, Трубецкая, Нарышкина, Фонвизина и др. Женщины поселились вблизи острога, выстроив новые и отремонтировав купленные у крестьян дома. Так образовалась улица «Дамская». Жены декабристов стремились улучшить питание и другие условия быта узников.

Деятельность общества была многосторонней. Оно занималось общественным питанием, торговлей, производством, ссудно-кредитными операциями. Общество имело бытовые учреждения – мастерские (портновскую, переплетную, обувную), баню, прачечную, парикмахерскую и аптеку. Также велось обучение детей работников Петровского завода грамоте. Из их числа впоследствии выросли руководители кооперативных организаций, такие как кузнец Афанасий Першин. В 1832 году на петровском заводе декабристами Д. И. Завалишиным, М. Ф. Митьковым, С. Г. Волконским также образована Артель для выписки и чтения книг (Журнальная артель).

Таким образом, социальная и хозяйственная деятельность декабристов может служить примером, как в сложных экономических условиях объединение на артельных, кооперативных началах дает возможность удовлетворить основные потребности людей.

3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации
Основными задачами потребительской кооперации, которые определены ее законом, являются:

— создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

— закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Для выполнения социальной миссии и задач, предусмотренных Законом «О потребительской кооперации...», потребительским обществам и их союзам (некоммерческим организациям) разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческая деятельность потребительской кооперации тесно связана со становлением и развитием рыночной экономики.

Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг.

Наряду с основными отраслями деятельности организации потребительской кооперации занимаются строительством, содержат транспортное хозяйство, осуществляют сельскохозяйственную деятельность (растениеводство, животноводство), звероводство и рыболовство и другую деятельность.

Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения.

Она занимается производством продовольственных и других товаров народного потребления, обеспечивая собственные товарные ресурсы для торговой деятельности. Торговля, общественное питание, заготовки, непосредственно относящиеся к сфере товарного обращения, играют важную роль в развитии местных рынков регионов.

Потребительская кооперация свою многоотраслевую деятельность осуществляет в основном в сельской местности и поэтому тесно связана с предприятиями отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и др.

Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению сельского населения товарами. Потребительская кооперация как сельская торговая система призвана участвовать в решении общегосударственной задачи по стабилизации и развитию сельского потребительского рынка.

Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

Для реализации разнообразной социально-экономической деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села.

Таким образом, осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.

Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков.

Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.

Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности, как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.

Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.

Каждая отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков.

Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.

Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие 'необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.

Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.

Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения — продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.

Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.

Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.

Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.

Строительство, как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.

Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения. Организации потребительской кооперации — местные организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.

В организациях потребительской кооперации трудятся более 400 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности будут способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности.

Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.

В 90-е гг. XX столетия — период формирования в стране рыночной экономики — потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).

В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков.

Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляет кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и неработающие предприятия.

Кооператоры рассудили так: если покупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща» начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.

Многие райпо в пустующих зданиях (бывших оптовых базах, столовых) организовали производственные цеха («малое производство»). Например, в Чернянском районе Белгородской области в здании оптовой базы организовали крупорушку и маслобойку. Население стало сдавать на переработку производимую в домашнем хозяйстве продукцию (зерно, семена подсолнечника). Часть продукции район сбывает, пайщикам выплачивает деньги. На эти деньги пайщики покупают товары в магазинах потребительской кооперации. Повысились доходы у населения, и заработали отрасли деятельности: торговля, заготовки, промышленность.

В Богучарском районе Воронежского облпотребсоюза открыли мини-молокозавод, на котором в две смены трудятся 13 человек. Район закупает в домашних хозяйствах населения молоко и перерабатывает, получая сливочное масло, творог, кисломолочную и другую продукцию. Только за 10 месяцев 2000 г. сдатчикам молока выплачено 1,2 млн р. Эти деньги пополнили доходы населения, на которые покупаются товары в кооперативных магазинах. К тому же 13 человек получили работу.
Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, занимаются животноводством. В результате получен и экономический, и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать ее и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российская кооперация».

Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.

Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения

4. Работники потребительской кооперации: их задачи и классификация
Потребительская кооперация представляет собой сложную многоотраслевую систему, развитие которой в условиях конкуренции зависит от состава кадров, их опыта и заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности.

Основные задачи работников потребительской кооперации заключаются в следующем:

— осуществление эффективной многоотраслевой деятельности: торговли общественного питания, закупок, услуг производственной и другой деятельности, направленной на выполнение социальной миссии потребительской кооперации;

— организация социально-экономической деятельности на кооперативные ценностях и принципах;

— сохранение для будущих поколение имущества и традиций потребительское кооперации.

При изучении состава кадров потребительской кооперации их можно классифицировать по следующим признакам:

1) по отраслям хозяйственной деятельности;

2) по категориям и должностному составу работников;

3) по образованию и профессиональной подготовке;

4) по половозрастному составу;

5) по стажу работы в потребительской кооперации.

В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов.

В системе потребительской кооперации на начало 2005 г. было занято более 400 тыс. человек.

Распределение работников потребительской кооперации по отраслям хозяйственной деятельности представлено на рис. 1 приложения 1.

Как видно из этого рисунка, в общей численности работников большую долю - свыше 40% составляют работники торговли; 17% - работники промышленности; 10% - работники общественного питания; закупками занимаются всего 2% работников. В других отраслях (сфере услуг, капитальном строительстве, транспорте, сельском хозяйстве) занято 27% работников системы потребительской кооперации.

По категориям все работники потребительской кооперации делятся на три категории: работники управления, торгово-производственный и вспомогательный персонал.

Управленческие работники осуществляют управление организацией (предприятием). В управленческом труде преобладает умственный труд, осуществляются переработка информации и выработка управленческих решений.

Торгово-производственный персонал — это работники массовых профессий, занятые в общественном питании, промышленности, закупках и других отраслях. Эти работники обеспечивают выпуск продукции, закупку, продажу, сервисное обслуживание.

По образованию и профессиональной подготовке выделяются работники с высшим, средним специальным образованием и работники, окончившие профессионально-технические училища, школы-предприятия, курсы. В потребительской кооперации 80,0% работающих имеют высшее, среднее специальное образование, необходимую профессиональную подготовку, причем около 40,0% работников системы имеют высшее и среднее специальное образование. В целом потребительская кооперация располагает качественным составом кадров.

По половозрастному составу выделяются мужчины и женщины в возрасте до 30 лет (молодые работники); мужчины и женщины в возрасте свыше 30 лет.

В общей численности работников потребительской кооперации женщины составляют 70,0%, а молодежь (работники в возрасте до 30 лет) — более 19,0%.

Значительный удельный вес женщин в составе работников объясняется тем, что многие должности и профессии в потребительской кооперации соответствуют женскому труду.

Невысокая доля молодежи в составе работников системы свидетельствует о том, что кадры потребительской кооперации стареют. Привлечение молодежи является первостепенной задачей руководителей кооперативных организаций и предприятий.

По стажу работы в потребительской кооперации выделяются работники со стажем до 5 лет и свыше 5 лет.

Доля работников, имеющих практический опыт работы в системе свыше 5 лет, составляет 60,6% общей численности работников. Это значит, что потребительская кооперация располагает постоянным составом кадров. Почти все работающие в организациях потребительской кооперации — это пайщики.

Пайщики-работники заинтересованы в развитии предприятий потребительской кооперации как для настоящих, так и для будущих поколений.

Таким образом, потребительская кооперация располагает значительным кадровым потенциалом.

Подготовка специалистов и работников массовых профессий в учебных заведениях потребительской кооперации

За длительный период своего развития потребительская кооперация создала сеть собственных учебных заведений: вузов, техникумов, колледжей и профессионально-технических училищ.

Первый кооперативный институт был организован в Москве в 1918 г. по решению Всероссийского съезда кооператоров. Кооперативные техникумы начали создаваться с 1922 г. Они стали основной базой подготовки кадров для системы потребительской кооперации.

В 20-е гг. работники массовых профессий готовились в школах конторского и торгового ученичества, в общеобразовательных школах со специализацией по кооперации и на различных курсах.

В настоящее время высшие учебные заведения потребительской кооперации осуществляют подготовку специалистов высшей квалификации для формирования управленческого персонала Центросоюза, республиканских, краевых, областных и других организаций системы потребительской кооперации. Специалисты вузов потребительской кооперации могут работать в управленческом аппарате некооперативных организаций: акционерных обществ, хозяйственных товариществ, государственных и муниципальных предприятий, в учреждениях, фондах. Базовыми высшими учебными заведениями потребительской кооперации являются Московский, Белгородский и Сибирский университеты потребительской кооперации. При университетах создано 35 филиалов. Многие филиалы получили статус институтов.

Географически высшие учебные заведения потребительской кооперации расположены так, что каждый из них ведет подготовку специалистов высшей квалификации для определенного региона страны.

Потребительская кооперация России имеет 65 техникумов и колледжей. Они готовят специалистов средней квалификации для всех отраслей хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. Специалисты кооперативных техникумов и колледжей могут работать на предприятиях других организационно-правовых форм.

Учебные заведения потребительской кооперации имеют необходимую материально-техническую базу и квалифицированные кадры для дальнейшего развития высшего и среднего образования.

Контингент студентов в высших, средних специальных учебных заведениях и профессиональных училищах превышает 150 тыс. человек, из них более 60 тыс. человек обучаются в вузах потребкооперации.

Работники массовых профессий — наиболее многочисленная категория работников потребительской кооперации, поэтому их профессиональной подготовке уделяется большое внимание.

Значение труда этой категории работников определяется их влиянием на результаты работы предприятия и качество обслуживания покупателей. От труда работников массовых профессий в значительной степени зависит выполнение планов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья; планов производства, продажи товаров и услуг, следовательно, получение прибыли каждым предприятием и каждой организацией потребительской кооперации.

Накопленный опыт в профессиональном образовании показывает, что в потребительской кооперации применимы разные формы подготовки кадров массовых профессий: профессионально-технические училища, предприятия-школы, ученичество, курсы.

Постоянные изменения в экономической и социальной политике, в правовых вопросах требуют проведения мероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров организаций потребительской кооперации.

Основными формами повышения квалификации работников потребительской кооперации являются курсы и семинары, организуемые для руководителей и специалистов разных управленческих уровней и хозяйственных структур.

Образовательные учреждения потребительской кооперации находятся в собственности союзов потребительских обществ, которые являются их учредителями.

Учредителем высших учебных заведений потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации. Учредителями средних специальных учебных заведений выступают республиканские, краевые, областные потребительские союзы. Учредители содействуют развитию своих образовательных учреждений и контролируют их деятельность.

Учебные заведения потребительской кооперации входят в единую образовательную систему России и руководствуются в своей деятельности государственными образовательными стандартами и другими нормативными документами.

Система образования потребительской кооперации обеспечивает высокое качество подготовки специалистов и занимает достойное место на рынке образовательных услуг. Учебные заведения потребительской кооперации лицензированы, аттестованы по всем специальностям с законченным циклом обучения, имеют государственную аккредитацию, что дает им право выдачи дипломов государственного образца.

Таким образом, потребительская кооперация располагает сетью образовательных учреждений, которые удовлетворяют потребности потребительских обществ и их союзов в специалистах высшей и средней квалификации, а также работниках массовых профессий. Учебные заведения потребительской кооперации позволяют пайщикам и не пайщикам получать образование, повышать квалификацию, расширять кругозор о кооперативном движении в России.

В сфере потребительской кооперации немало проблем. Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране требуется совершенствование законодательной базы деятельности ее организаций.


Заключение
В России, как и в зарубежных странах, кооперативы возникли не вдруг и не на пустом месте. Во-первых, люди с незапамятных времен накапливали опыт взаимного сотрудничества, а во-вторых, в обществе всегда существовали переходные формы, соединяющие в себе остатки старого и зародыши нового. Со временем те или иные переходные формы сходят с исторической сцены либо происходит их эволюция в новые формы. В данном случае речь идет о докооперативных (предкооперативных) формах объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей: крестьянских общинах, бытовых артелях, складчине, взаимопомощи.

Общины и бытовые артели, исчерпав свои функции, постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми общественными институтами и новейшими кооперативными обществами все-таки существовала некоторая преемственность: ведь будущее произрастает из прошлого.

Докапиталистическая предыстория кооперации России тесно связана с именами декабристов. Первые русские дворянские революционеры, выдвинувшие прогрессивную для своего времени программу буржуазного преобразования общества организовали первые кооперативы, и они являются пионерами кооперативного движения в России. Сосланные в Сибирь после восстания 1825 г. декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием, огородами и мастерскими. Артель представляла собой добровольную организацию, руководитель которой избирался декабристами. Она еще не имела устава и действовала на основе договора.

Социальная и хозяйственная деятельность декабристов может служить примером, как в сложных экономических условиях объединение на артельных, кооперативных началах дает возможность удовлетворить основные потребности людей.

Осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.

Многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Постоянные изменения в экономической и социальной политике, в правовых вопросах требуют проведения мероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров организаций потребительской кооперации.

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране требуется совершенствование законодательной базы деятельности ее организаций.

В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов.

В данный период времени потребительская кооперация располагает сетью образовательных учреждений, которые удовлетворяют потребности потребительских обществ и их союзов в специалистах высшей и средней квалификации, а также работниках массовых профессий. Учебные заведения потребительской кооперации позволяют пайщикам и не пайщикам получать образование, повышать квалификацию, расширять кругозор о кооперативном движении России.

Список использованных источников
1. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 год. // Центросоюз РФ 2001 г.

2. Вахитов К.И. Паевые отношения в потребительских обществах//К.И. Вахитов: - Проблема развития потребительской кооперации в условиях формирования рынка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1994 г.

3. Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: - Учебное пособие 2008 г.

4. Крашенинников А. И. Кооперация в современном мире// А.И. Крашенинников: - М., Экономика, 2007.

5. Наговицина Л.П. Увеличение численности пайщиков - основной итог социальной работы и главный резерв экономического развития кооперативной организации// Газета СибУПК «Кооператор Сибири».

6. Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102..

7. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е. Теплова: - Вита-Пресс 2001 г., 190c.

8. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации.// М.И. Туган-Барановский: - М., 1989.

9. Рябов В.А. Кооперативная система союзник государства в переходе к инновационному социально ориентированному типу развития. Потребкооперация системы РОСЭВ: «В единении – сила».

Приложение 1
Распределение работников потребительской кооперации по отраслям хозяйственной деятельности.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconПредлагаемое учебное пособие «Основы потребительской кооперации»...
Вы убедитесь, что в демократическом правовом государстве организации создаются и осуществляют свою деятельность на основе законов...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconЗакон РФ от 19. 06. 1992 n 3085-1 (ред от 23. 04. 2012) "О потребительской...
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconАвтономной республике крым распоряжение
Председателя Совета министров Автономной Республики Крым от 11. 09. 2012 №01-62/2019, в целях обеспечения участия молодых граждан...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconКурс лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» ислушателей
Рекомендован к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconЛидер-организатор (1), лидер-мотиватор (2), лидер-диспетчер (3), лидер-генератор (4)
Эффективность реализации намеченных целей и задач в социально-культурной деятельности может быть достигнута только при условии обеспечения...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconТоргово-экономический техникум ульяновского облпотребсоюза
Федеральные организаторы: Центросоюз Российской Федерации, Ассоциация образовательных учреждений потребительской кооперации, Федеральный...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных icon1. организационно правовые основы деятельности предприятий малого бизнеса
Михайлова Ирина Геннадиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Белгородского университета потребительской...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconО проведении областного конкурса «Доброволец года» в 2012 году
Целью Конкурса является развитие механизмов участия молодых граждан в реализации социально-значимых задач региона путем осуществления...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных iconВ пособии рассмотрены основные эконометрические вопросы, связанные:...
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской...

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных icon2. Понятие «потребительской стоимости», «стоимости», «продукции»,...
Целью товароведения является изучение физических, химических, биологических свойств товара, также изучение процессов их изменения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов