Скачать 319.7 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов торгово-экономического факультета дневной и заочной форм обучения специальности 08.05.02 – "Экономика и управление на предприятии ( в торговле, общественном питании)” САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008УДК ББК Курочкина А.А., Сорокина М.В. и др. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов торгово-экономического факультета дневной и заочной форм обучения специальности 08.05.02 – "Экономика и управление на предприятии (в торговле, общественном питании)». – СПб.: СПбТЭИ, 2008. – 32 с. Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 080502 - «Экономика и управление на предприятии (в торговле, общественном питании)». Одобрено на заседании кафедры менеджмента 12.03.2008 г., протокол № 7. Санкт-Петербургский торгово-экономический институт (СПбТЭИ), 2008. ^ Написание курсовой работы является заключительным этапом обучения студентов по дисциплине «Менеджмент». Курсовая работа должна продемонстрировать наличие теоретических знаний управленческих и экономических законов, явлений и факторов, понимание их места в процессе управления предприятием. Студенты должны показать навыки анализа и выработки практических рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы внутрифирменного управления, а также способность к разработке управленческих продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность торгового предприятия. При написании курсовой работы студенту необходимо стремиться выявить максимально возможное число факторов, связанных с управлением предприятия, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с основной литературой по данному вопросу. Следует всегда помнить о многообразии и сложности экономических явлений, в результате чего исследователь неминуемо сталкивается со взаимно противоречивыми фактами. Поэтому только глубокий и всесторонний анализ позволяет выявить закономерности и основные тенденции развития изучаемого явления. Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» является важным этапом подготовки к написанию дипломной работы. Студенты могут использовать материалы и результаты исследований, сделанных в рамках курсовой работы, и при работе над дипломными проектами. Поэтому рекомендуется выбирать тему курсовой работы из расчета ее продолжения и развития в дипломной работе. Таким образом, основными целями написания курсовой работы являются:
В курсовой работе студент должен показать:
Исходя из основных целей курсовой работы, к ней предъявляется ряд требований, а именно:
Содержание и структура курсовой работы определяются заданием по ее выполнению, полученным от преподавателя, читающего курс лекций по дисциплине, а также научного руководителя. В качестве типовой (рекомендуемой, но не обязательной) структуры курсовой работы может быть предложена следующая:
* Объектом исследования является предприятие торговли, общественного питания и гостинично-туристского комплекса, на базе которого осуществляется исследование и разработка тематики курсовой работы. ** ^ являются протекающие на предприятии процессы, информационные, организационные и иные взаимосвязи, осуществляемые в процессе управленческой деятельности. ^ Для написания курсовой работы используется бумага формата А4 (297х210 мм) или потребительского формата, близкого к А4. Текст печатается на пишущей машинке, набирается на ЭВМ. При оформлении курсовой работы на компьютере размер выбранного шрифта должен быть 14, Times New Roman, межстрочный интервал должен быть полуторным. Поля страницы имеют следующие размеры; левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию (снизу по центру листа). Нумерация иллюстраций (таблиц, чертежей, схем, графиков и т.п.) должна начинаться заново в каждой главе. Первой страницей считается титульный лист (номер страницы на титульном листе не ставится). На титульном листе (Приложение А) печатается фамилия, имя и отчество автора курсовой работы, название темы, фамилия, имя и отчество научного руководителя. Текст курсовой работы делится на главы и параграфы. Составные части курсовой работы нумеруются следующим образом:
^
2.1 Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «ВЕГА» Все иллюстрации (схемы, рисунки, графики и т.п.) обозначаются словом «рисунок», которое пишется под иллюстрацией и нумеруется арабскими цифрами в пределах главы, например, «Рисунок 2.1» (первый рисунок главы 2). Нумерация рисунка и его наименование приводятся под рисунком. Например: РИСУНОКСХЕМА ГРАФИКРисунок 1.1 - Название рисунка (схема взаимодействия, график, динамика развития, и т.д.) Таблица оформляется следующим образом: Таблица 1.1 - Название таблицы
Нумеруются таблицы так же, как рисунки, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первой главы). Основной целью использования в курсовой работе таблиц, рисунков, схем является подтверждение сделанных расчетов и выводов, более систематизированное и наглядное представление информации. В связи с этим, следует приводить в курсовой работе только те таблицы, рисунки, схемы, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу и используются студентом при раскрытии тематики курсовой работы. В тексте курсовой работы также должны в обязательном порядке присутствовать ссылки на используемые в работе рисунки, схемы, таблицы и их краткое словесное описание. Ссылка на таблицу, рисунок может быть оформлена одним из следующих способов:
В таблице 2.1 показаны суммы ...
Структура розничного товарооборота (таблица 2.1) показала ... Формулы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах части курсовой работы. Номер состоит из номера части и последовательного номера формулы в части, он проставляется с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например, (2.1) – первая формула второй части. ВД = Н + У + П, (2.1) где ВД – валовой доход; Н – надбавка торгового предприятия; ... Если в тексте курсовой работы упоминаются конкретные теории, методики, определения, взятые из литературных источников, необходимо давать ссылки на порядковый номер соответствующего источника в списке литературы. В случае прямого цитирования дополнительно указывается и номер страницы (например, [15, с.154]). Список использованной при написании курсовой работы литературы может включать в себя законодательные и нормативные акты, учебные пособия и другие книги по тематике курсовой работы, статьи из периодических изданий, источники информации из сети Интернет, внутреннюю документацию предприятия. Источники информации перечисляются в списке использованной литературы (он носит название «Библиография») в алфавитном порядке по фамилии автора или при отсутствии фамилии автора в выходных данных книги, по наименованию источника. При этом перечисление источников информации происходит в следующем порядке:
Библиографическое описание литературных источников осуществляется таким образом: ^ Вид документа «Название документа». – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц. (Пример: Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». – СПб.: Питер, 2003. – 64 с.). ^ Фамилия И.О. Название книги. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц. (Пример: Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997. – 606 с.). ^ Название книги / Под ред. И.О. Фамилия. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц. (Пример: Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997. – 509 с.). ^ Фамилия И.О. Название статьи // Название сборника: Сб. науч. работ / Под ред. И.О. Фамилия. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц. (Пример: Тихомиров В.В. создание и реализация эффективного плана мотивации персонала // Экономика и управление в 21 веке: проблемы и перспективы развития: Межвузовский сб. науч. тр. /Под ред. А.А. Курочкиной, А.Н. Соломатина. – СПб.: СПбТЭИ, 2001. – 124 с.). ^ Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала, газеты. – Год издания. - № . – с. от – до. (Пример: Раисе М. Оптимальная сложность управленческих структур. // Проблемы теории и практики управления. – 1994. – №5. – с. 25-29). ^ , информация которых, была использована при написании курсовой работы: (Пример: http://www. сollege. ru/ economics/ marketing. html) Материалы (иллюстрации, таблицы, отчетность, образцы и т.п.) вспомогательного характера, т.е. не являющиеся обязательными для их непосредственного использования в тексте курсовой работы, представляются в виде Приложения перед библиографией. Приложение оформляется следующим образом: ^ Название таблицы
^ РИСУНОКСХЕМА ГРАФИКНаименование рисунка, схемы, графика. Ссылки на соответствующие Приложения должны обязательно даваться в тексте курсовой работы. Обнаруженные ошибки в тексте курсовой работы устраняются с помощью наклеивания поверх ошибки (буквы, слова, строки или ее части) белой бумаги той же фактуры и нанесения новых надписей. Допускается применение специальных корректирующих средств (типа «штрих», «редактор» и т.д.). Вписывать отдельные слова, символы или формулы в напечатанный текст необходимо чернилами (пастой) соответствующего цвета и оттенка, при этом шрифт вписанного текста должен соответствовать параметрам основного шрифта. Необходимо, чтобы число исправлений на странице было минимальным. При наличии на странице более 4 исправлений она должна быть переписана. Рекомендации по выполнению аналитической и практической глав курсовых работ Наибольшие трудности у студентов вызывает выполнение аналитической и практической главы курсовой работы. В ней необходимо не только дать описание базового для проведения исследования предприятия, но и выявить основные проблемы в его работе, провести исследование, направленное на определение причин возникновения проблем, относящихся к теме курсовой работы, предложить конкретные методы и разработки, устраняющие негативные явления и повышающие эффективность работы предприятия. В организационно-экономической характеристике предприятия следует привести: наименование, местоположение, организационно-правовую форму, профиль работы и формы обслуживания, краткий анализ внешней и внутренней среды предприятия, его организационную структуру. Из Устава предприятия следует приводить только конкретные данные такие, как перечень учредителей, размер уставного капитала. Общие, типовые положения, не имеющие значения для темы исследования, приводить не нужно. В экономической характеристике приводятся общие показатели хозяйственной деятельности, делается вывод о финансовом положении и конкурентоспособности предприятия на рынке. Исследование проблемы начинается с анализа всех источников информации по выбранной теме, имеющихся у предприятия (отчетности, внутренней документации, инструкций, положений, материалов обследований, проводимых ранее администрацией предприятия и др.). На их основе разрабатываются сводные таблицы, строятся графики, диаграммы, рассчитываются специальные показатели. Наиболее важные для темы исследования источники информации приводятся в приложении с обязательной ссылкой на них в тексте работы. В процессе написания курсовой работы студент должен продемонстрировать навыки организации конкретного обследования. Тип обследования выбирается в зависимости от темы работы. Это может быть анкетное обследование, тестирование, наблюдение, опросы экспертов, фотографии рабочего дня, хронометраж, различного рода эксперименты, диагностика процессов. Все первичные материалы обследований (заполненные респондентами анкеты, оценочные листы, оформленные заключения экспертов, разработанные и заполненные первичные формы и бланки) в обязательном порядке приводятся в Приложении. На них в соответствующих разделах даются ссылки. В случае их отсутствия курсовая работа отправляется на доработку. Обработанные материалы обследования, используемые для анализа, приводятся в тексте. Все выводы, диагностика проблем по выбранной теме должны строиться на результатах проведенного анализа и иметь конкретное обоснование. Наиболее важной частью является разработка конкретного «управленческого продукта» (системы управления, отдельных управленческих блоков, проектов и т.д.) в рамках выбранной темы, обеспечивающей либо решение проблемы, либо совершенствование тех или иных процессов. Разработка осуществляется на основе последних достижений в этой области, с учетом специфики предприятия, его целей и задач на момент исследования, результатов проведенного анализа и полученных выводов. В работе дается характеристика сущности предлагаемой разработки, подробное описание ее элементов. Для наглядности изложение можно дополнить схемами, таблицами, графиками. Необходимо спрогнозировать ожидаемое воздействие разработки на особенности функционирования других систем и элементов всей системы управления предприятием (психологический климат, организацию труда, процесс принятия решений и т.д.). Предлагаемый «управленческий продукт» должен быть детально проработан и готов к внедрению на предприятии. Для этого студентом разрабатывается его документальное обеспечение: инструкции, положения, правила, процедуры, проекты приказов, бланки и формы документов и другая внутренняя документация, регламентирующие и создающие условия для функционирования. На следующем этапе определяется процедура внедрения «продукта» на предприятии. Студентом дается описание последовательности действий администрации, обеспечивающей наиболее эффективное внедрение разработки (проведение собраний, совещаний, обучение персонала, инструктирование, составление приказов, распоряжений и т.д.). Для обоснования целесообразности внедрения «продукта» необходимо определить расходы на данный процесс. Для этого определяются материальные и трудовые затраты, связанные с внедрением (закупка технических средств, канцелярские расходы, печать бланков, дополнительный найм работников, затраты на обучение персонала и проч.). На следующем этапе доказывается целесообразность внедрения данной системы на предприятии, ее ожидаемая эффективность. Для этого дается описание наиболее вероятного влияния разработки на функционирование других систем предприятия. Если возможно, проводится оценка прямого и косвенного эффекта, являющегося следствием внедрения системы и выраженного в конкретных величинах показателей (например, ожидаемый рост товарооборота, прибыли, снижение издержек, сокращение текучести кадров, сокращение времени прохождения информации и т.д.). Далее, если возможно, определяется величина экономического эффекта (прогнозируемый эффект, выраженный в рублях). Все приводимые цифры должны иметь обоснование. Сравнение предполагаемых расходов с ожидаемым экономическим эффектом от внедрения позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения. Если есть возможность, в качестве доказательства целесообразности использования предлагаемой разработки осуществляется ее пробное внедрение. Например, для доказательства эффективности разработанной системы оценки персонала можно оценить по предлагаемой схеме определенную категорию персонала. Её адекватность определяется с учетом мнения руководителя, коллег и данных о повышении эффективности работы конкретного сотрудника после внедрения разработки. В процессе написания практической главы студент должен продемонстрировать навыки разработки конкретного «управленческого продукта», имеющего практическую значимость для исследуемого предприятия. Его качество будет отражать уровень зрелости будущего специалиста и являться определяющим при выставлении оценки. По возможности студент должен заинтересовать руководство предприятия в проводимых им исследованиях, разработках и предложить их для внедрения. Процедура подготовки и защиты работы Подготовка к написанию работы начинается в 8 семестре на IV курсе обучения перед прохождением летней учебной практики по организации торговли. Студент знакомится с перечнем тем курсовых работ. На основе консультаций с преподавателями, ведущими лекционный курс и практические занятия на потоке, или будущим научным руководителем курсовой работы формулируется и закрепляется тема. Далее на основе консультаций с руководителем курсовой работы определяется методическая и информационная база будущего исследования. На ее основе разрабатывается индивидуальное задание на летнюю практику. Его выполнение должно стать информационной основой будущей курсовой работы. Курсовая работа пишется и защищается в 9 семестре на V курсе обучения. После написания и надлежащего оформления курсовая работа сдается на кафедру Менеджмента (аудитория 21105) для регистрации. Первый вариант курсовой работы представляется студентом не позднее двадцати дней до начала зимней экзаменационной сессии. После регистрации и сверки представленной темы с ранее утвержденной, курсовая работа передается научному руководителю для проверки. Преподаватель делает замечания к курсовой работе в письменной форме и передает ее студенту для исправлений и доработок. В замечаниях указывается, какие исправления требуют письменной формы. Курсовая работа может быть допущена к защите только после внесения всех исправлений, требующих письменной формы и при полном соблюдении требований, обусловленных данными методическими указаниями. В противном случае она отправляется на доработку. Курсовая работа не может быть допущена к защите, если:
Защита курсовой работы осуществляется до начала экзаменационной сессии в сроки, определяемые деканатом и кафедрой. Во время защиты студент обосновывает причины выбора данной темы и ее актуальность для современного состояния развития торговли, излагает основные положения работы и результаты проведенного исследования, раскрывает сущность и обосновывает целесообразность внедрения предлагаемого «управленческого продукта». После этого ему задаются вопросы по теме курсовой работы и смежным проблемам управления. Если в процессе защиты выяснится, что курсовая выполнена не самостоятельно, то работа с защиты снимается и выполняется заново по новой тематике. По результатам защиты курсовой работы выставляется дифференцированная оценка. Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре в течение трех лет. Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к экзаменационной сессии, Оценка курсовой работы В целом курсовая работа оценивается по следующим критериям:
Система оценки курсовой работы следующая:
Тематика курсовых работ 1.Разработка системы управления оптовым предприятием торговли. 2.Построение процессов управления на торговом предприятии. 3.Разработка информационной системы управления предприятием торговли. 4.Разработка процесса выработки и реализации управленческих решений на торговом предприятии. 5.Формирование системы материального стимулирования персонала на предприятии торговли. 6.Организация системы документооборота на предприятии торговли. 7.Разработка стратегического плана развития предприятия торговли. 8. Разработка стратегии развития предприятия торговли. 9. Разработка бизнес-плана торгового предприятия. 10.Оценка эффективности и совершенствование действующей организационной структуры предприятия торговли. 11.Проектирование организационной структуры торгового предприятия. 12.Распределение полномочий и ответственности на предприятии торговли и его совершенствование. 13.Анализ и управление мотивацией персонала на торговом предприятии. 14.Разработка модели мотивации персонала предприятиях торговли. 15.Разработка системы индивидуальных окладов персонала предприятий торговли. 16.Разработка системы премирования персонала предприятий торговли. 17.Разработка системы оплаты труда персонала предприятий торговли. 18.Повышение эффективности использования рабочего времени персонала торгового предприятия. 19.Совершенствование оплаты труда управленческого персонала на предприятиях торговли. 20.Управление деятельностью предприятий общественного питания. 21.Руководитель в системе управления торговым предприятием. 22.Организация и оценка эффективности труда руководителя торгового предприятия. 23.Разработка программы самосовершенствования руководителя на предприятии торговли. 24.Оценка производительности и повышение эффективности труда управленческого персонала. 25.Совершенствование экономических методов управления торговым предприятием. 26.Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом на предприятии торговли. 27.Совершенствование использования административно-правовых методов управления персоналом торгового предприятия. 28.Разработка системы контроля на предприятии торговли и оценка ее эффективности. 29.Поведенческие аспекты построения и использования системы контроля на торговом предприятии. 30.Формирование кадровой политики торгового предприятия. 31.Организация и повышение эффективности системы найма персонала на торговом предприятии. 32.Разработка системы аттестации персонала на торговом предприятии. 33.Разработка системы оценки персонала предприятий торговли. 34.Организация обучения и повышения квалификации персонала на торговом предприятии. 35.Формирование этики деловых отношений на торговом предприятии. 36.Управление персоналом предприятия торговли. 37.Оценка эффективности кадровой политики предприятия торговли и ее совершенствование. 38.Оценка результативности труда персонала на торговом предприятии (по должностным категориям работников). 39.Управление конфликтами на предприятии торговли. 40.Управление стрессами на предприятии торговли. 41.Деятельность руководителя по предупреждению и разрешению конфликтов на предприятии торговли. 42.Управление обслуживанием покупателей на предприятии торговли. 43.Управление организационными изменениями на предприятии торговли. 44.Оценка эффективности действующей системы управления на предприятии торговли. 45.Управление рабочим временем управленческого персонала торгового предприятия. 46.Разработка системы управления розничным торговым предприятием. 47.Основные проблемы и направления реорганизации систем управления на крупных предприятиях торговли. 48.Кадровый потенциал торгового предприятия, методы его оценки и совершенствования. 49.Разработка социальной программы развития предприятия. 50.Совершенствование методов управления неформальными группами на предприятии торговли. 51.Эффективность работы группы и пути ее повышения. 52.Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии. 53.Современные методы организации и управления торговыми предприятиями. 54.Управление малым предприятием торговли. 55.Разработка системы управления функциональными подразделениями предприятия торговли. 56.Организация работы персонала на торговом предприятии. 57. Управление адаптацией персонала на предприятии торговли. 58. Управление проектами на предприятии торговли. Тема курсовой работы может быть сформулирована или уточнена по согласованию с научным руководителем. Наряду с предприятиями торговли в тематике курсовых работ могут использоваться предприятия общественного питания, гостинично-туристского комплекса. ^ |
![]() | Основы 3d-моделирования. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 261400. 62 / Сост. Конягина... | ![]() | Методические указание по выполнению курсовой работы по дисциплине «Архитектура аппаратных средств» разработаны на основе федерального... |
![]() | Задания и методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос – 2000). Екатеринбург,... | ![]() | Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Вагонное хозяйство». Самара: Самгупс, 2011. 21 с |
![]() | Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Информатика» | ![]() | Написание курсовой работы по дисциплине должно способствовать закреплению и углублению теоретических знаний по предмету, выработке... |
![]() | Методическое руководство к выполнению курсовой работы выполнено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта... | ![]() | Система государственного и муниципального управления: методические указания по выполнению, оформлению и защите курсовой работы по... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов очного отделения по специальности «Менеджмент». Они призваны к приобретению теоретических... | ![]() | Требования по оформлению курсовой работы в электронном и распечатанном варианте, можно получить на кафедре, каб. 221 |