Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета




НазваниеУчебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета
страница1/20
Дата публикации01.12.2013
Размер3.56 Mb.
ТипМетодическое пособие
zadocs.ru > Экономика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Киров

2007

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Вятского государственного гуманитарного университета

Авторский коллектив: Ю. А. Бакулин, старший преподаватель – темы: 2, 12, 14; О. М. Жаравина, ассистент, темы: 7, 20, 21; А.И. Комлев, канд. экон. наук, доцент (отв. редактор) – темы: 4, 10, 17; Д. Ш. Саитгараева, ассистент – тема 15; Н. Ю. Фадеева, канд. экон. наук, доцент – темы: 3, 13, 22; С. В. Шалагинова, старший преподаватель – темы: 9, 11, 19; Н. В. Шалина, старший преподаватель – темы: 1, 8, 18; О. Ю. Щёкотова, старший преподаватель – темы: 5, 6, 16

Рецензенты – В. И. Беспятых, доктор экономических наук, профессор

Т. Л. Койкова, канд. эк. наук, доцент

Экономическая теория: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения [Текст] / авторы Ю. А. Бакулин, А. И. Комлев, Н. Ю. Фадеева и другие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.

В учебном пособии излагаются основные положения экономической теории в соответствии с программой, разработанной кафедрой. Пособие состоит из 5 разделов: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «История экономических учений». В конце каждой темы формулируются вопросы для проверки и самопроверки знаний, а также список основных категорий и понятий темы. Учебное пособие будет способствовать полному усвоению теоретического материала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельность мышления.

Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.


© Вятский государственный гуманитарный университет, (ВятГГУ), 2007
© Бакулин, Ю.А., Комлев А.И., Фадеева Н.Ю. авторство, 2007

РАЗДЕЛ I
^ ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Задача этого раздела – определить предмет и методы экономической теории, раскрыть закономерности экономической организации общества, охарактеризовать типы экономических систем, содержание и формы собственности, представить общую характеристику рыночной экономики.
^ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

  1. Модели человека в экономической теории.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой спе­цифический предмет исследования и использует при анализе этого пред­мета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее ме­тод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности опре­деляют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.

Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без ко­торой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и произ­водителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и тех­нологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физи­ческим и интеллектуальным параметрам человека.

Модель человека - унифицированное представление о человеке, действующем в опре­деленной системе социально-экономических координат.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных мате­риальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека услов­но можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во-пер­вых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характерис­тик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психо­логической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Представители этих направлений экономической мысли рассматривали поведение «экономическо­го человека». Модель «homo economicus» (разработана в XVIII в.) предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рам­ках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

Важно заметить, что «homo economicus» — это рациональный индиви­дуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и ком­петентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональность экономического поведения.

Полная рациональность предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющую­ся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми ре­зультатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

Ограниченная рациональность отражает невоз­можность при принятии хозяйственных решений использовать всю полно­ту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном слу­чае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чи­стый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издерж­ками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизи­рует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимает­ся поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.

В случае органической рациональности особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил по­ведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ог­раничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными института­ми человеческого общества.

Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к матери­альным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, же­лание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются не­полнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интел­лекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных уста­новок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддер­жания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государ­ства в экономические отношения.

Третье направление представлено принципиально новой разновиднос­тью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворен­ность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, уста­новления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между со­циальными общностями.

Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тота­литарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономичес­кого поведения человека в командно-админист­ративной системе хозяйства - доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хище­ния государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Создается благоприятная почва для оппортунистического поведения. Термин «оппор­тунистическое поведение», или «оппортунизм» в экономической теории означает экономическую недобросовестность, представление заведомо ис­каженной или неполной информации контрагентом обменной сделки.

Нерыночное поведение - это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-командной си­стемы: приверженность патернализму со стороны государства, экономичес­кая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответ­ственности и т. п.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в лю­бой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической тео­рии, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Исполь­зование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».
^ 2. Предмет экономической теории.

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности.

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "эко­номия" впервые был предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Арис­тотеля (384—322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости. Аристотель разли­чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­щения. Он считал справедливой экономию, основанную на нату­ральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу анти­чного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.

В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университе­тов) экономические проблемы также рас­сматривались в рамках учения о спра­ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права.

Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Формирование науки связано с возникновением в XVI—XVIII вв. первой экономической школы — меркантилизм (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей, А. Монкретьен). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследований меркантилистов были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом при­стального внимания — движение денег и товаров между отдельны­ми странами.

Активное развитие промышленности в XVII веке внесло определенные изменения в экономическую мысль. Во Франции в начале XVIII века возникла школа физиократов. Представители этого направления экономической мысли (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), как и меркантилисты, пытались определить, что является источником богатства. Однако объектом их исследований выступает не сфера обращения, а земледелие. По их мнению, источником прироста капитала является «чистый продукт», производимый классом земледельцев (производительный класс).

В Англии в этот же период формируется классическая школа политической экономии. Классики политической экономии пыта­ются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Од­нако в центре внимания даже лучших представителей классичес­кой политической экономии был не сам общественный процесс про­изводства, а в основном лишь внешний его результат — капиталис­тическое богатство. А. Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления, Д. Рикардо — распределения, С. де Сисмонди — потребления.

В середине ХIХ века на смену политической экономии богатства пришла политическая экономия труда, что связано с идеями Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Поли­тическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Разработка общих принципов политической эко­номии заменяется исследованием различных проблем экономичес­кой практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты стремятся оптимизировать ограниченные ре­сурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, диф­ференциальное и интегральное исчисление. Активно используются математические фор­мулы и графики. Понятие «политическая экономия» (political economy) вытесняет­ся понятием «экономикс» (economics). Под экономикс понимается ана­литическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких, как земля, труд, капитал, предпринимательские способнос­ти) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Рождение нового термина связано с именем одного из осново­положников неоклассического направления — английского эконо­миста Альфреда Маршалла (1842—1924). В 1890 г. выходит его трехтомный труд «Принципы экономической науки», в котором были изложены основные категории и законы современной микроэкономики.

Также в этот период становление и развитие микроэкономики связано с такими экономистами, как Артур Пигу (1877-1959), Карл Менгер (1840-1921), Евге­ний Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер (1851-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923) и др. В их трудах были сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal - предельный - англ.), изменившие представления о ценнос­ти, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оце­ночные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.

В ХХ веке происходит формирование такой составляющей экономической теории как макроэкономика. Экономика рассматривается как система взаимосвязанных субъектов (домохозяйств, производителей благ), координируемых определенным образом. Предметом исследования большинства экономистов ХХ века становится определение роли государства в экономике и обоснование способов регулирования экономики государством. Важнейший вклад в представление о предмете экономической теории в этот период внесли представители кейнсианского и монетаристского направлений. Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) обосновал механизм регулирования экономики посредством воздействия государства на совокупный спрос через бюджетную и кредитную системы. Представители монетаризма (Милтон Фридмен) считали, что государство должно влиять на экономику через изменение денежной массы.

Таким образом, меркантилисты считали пред­метом экономической теории деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли экономику как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распреде­лением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические законо­мерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресур­сов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы и монетаристы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социаль­ные аспекты этой политики.

В современных условиях наиболее распространенной считается следующая трактовка предмета экономической теории – исследование поведения человека в процессе использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей, как индивида, так и общества в целом.
^ 3. Метод и функции экономической теории.

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследова­ния. Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») оз­начает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследова­ния явлений природы и общественной жизни. Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окру­жающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Полезность, например, для конкретного потребителя каж­дого последующего экземпляра приобретаемого им, аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с извест­ного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом орга­низме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлече­нии, абстрагировании от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимос­ти от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем, более об­щий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования.

Метод моделирования - построение экономичес­ких моделей, т.е. упрощенных представлений о взаимосвязях между эконо­мическими переменными. Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий измене­ния тех или иных ее элементов.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зави­сящая от других переменных величин. На­пример, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др.

Графический метод - использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различ­ных показателей.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономи­ческая наука познает действующие экономические законы и формулирует экономические категории. Экономические законы - объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явления­ми экономической жизни. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов - они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Экономические категории – понятия, характеризующие существенные признаки какого-либо экономического явления или процесса.

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономикой. В отличие от нее нормативная экономика дает рекомендации, рецепты действий. На ней основана экономическая политика - комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливо­го распределения доходов, полной занятости и др.

Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика. Когда изучается экономика в целом либо составляющие ее основные сферы и проблемы, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы, существуют индивидуальные потребители, функционируют отрасли, рынки. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их агрегируют, то есть объединяют в укрупненные экономические единицы, например в сектор фирм и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

1) познаватель­ная – экономическая теория позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире;

мировоззренческая, - экономическая теория оказывает влияние на взгляды человека;

методологическая – экономические законы и категории являются теоретической основой для исследований в прикладных экономических науках;

практическая – знание экономических закономерностей позволяет сделать правильный выбор при прове­дении государственной политики;

прогностическая – выявленные в экономике причинно-следственные связи делают возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
^ Основные категории и понятия

«Человек экономический», рациональное экономическое поведение, полная рациональность, ограниченная рациональность, органическая рациональность, предмет экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, позитивная и нормативная экономическая теория, анализ и синтез, индукция и дедукция, научная абстракция, экономическая модель, экономические категории, экономические законы, экономическая политика.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте основные модели человека в экономике?

  2. Что такое экономикс?

  3. Как изменилось представление о предмете экономической теории в ХХ веке?

  4. Что такое экономические законы?

5. Приведите примеры использования метода научной абстракции
Тема 2: Основные закономерности экономической организации общества
1.Общественное производство и его факторы

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение их разнообразных потребностей. Хозяйственная деятельность включает в себя четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен продукцией.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству.

В настоящее время все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Если марксистская политэкономия считала приоритетной стадией производство, неоклассическая теория – обмен, рынок, то сейчас большинство экономистов считают все стадии равнозначно важными в процессе хозяйственной деятельности.

Целью хозяйственной деятельности является создание благ, предназначенных для удовлетворения потребностей. Существует несколько классификаций благ:

- экономические и неэкономические блага. Экономическими называются блага, которые по отношению к нашим потребностям носят ограниченный характер. Но есть и такие блага, которые имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Они называются свободными или неэкономическими.

- блага потребительские и производственные, или предметы потребления и средства производства. Их также называют блага прямые и косвенные, или блага низшего и высшего порядка. Потребительские блага предназначены для удовлетворения человеческих потребностей, производственные – это используемые в процессе производства ресурсы.

- частные и общественные блага. Частные блага предоставляются только тем, кто за них заплатил. При потреблении общественных благ невозможно исключить лиц, за них не заплативших (например, национальная оборона, общественный порядок, освещение улиц и т.п.).

Для осуществления процесса создания благ необходимы определенные факторы производства или экономические ресурсы. К ним относятся:

1. Труд, как фактор производства, охватывает всевозможные способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, речь идет не о труде, как целесообразной деятельности человека, а о рабочей силе. Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека, его способность к труду. Потребление рабочей силы в процессе производства и есть труд.

2. Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, то есть сырым материалом. Последний включает в себя основное сырье (предметы, из которых создается продукция) и вспомогательные материалы (вещества, которые способствуют изготовлению продукта). Прежде чем вещество природы превратится в готовый продукт, оно должно пройти одну или несколько стадий обработки, в ходе которых появляется полуфабрикат, который также относится к предметам труда.

Предметы труда, данные природой, которые человек вовлекает в производственную деятельность и к которым пока еще не приложен человеческий труд, называется термином «земля». К этому фактору производства относятся запасы природных ископаемых, водные и лесные ресурсы, рыбные богатства и т.д. Следует уточнить, что вещество природы, к которому уже приложен человеческий труд, относится не к фактору «земля», а к фактору «оборотный капитал».

3. Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт. К ним относятся: орудия труда – различные машины, механизмы, инструменты; здания, сооружения; средства связи, дороги, трубопроводы и т.д. То есть всё то, что использует человек для преобразования предметов труда в готовый продукт. Средства труда, как фактор производства, также включаются в понятие «капитал».

В совокупности предметы и средства труда называются средствами производства и являются вещественным фактором. Личным фактором производства выступает рабочая сила. Личный и вещественный фактор образуют производительные силы общества.

Таким образом, факторы производства можно подразделить на «рабочую силу», «средства труда» и «предметы труда». Или использовать другую классификацию, предлагаемую неоклассической теорией, выделяющей такие факторы производства, как «труд», «земля», «капитал». Вторая классификация предполагает существование еще одного фактора производства:

4. Предпринимательские способности – умение создавать эффективные комбинации факторов производства, рационально организовывать процесс производства, находить выгодные рынки сырья и сбыта произведенной продукции.

Процесс производства возможен только при наличии всех факторов или экономических ресурсов.
^ 2. Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора

С помощью одних и тех же факторов производства можно создавать различную продукцию, но так как экономические ресурсы носят ограниченный характер, встает вопрос «что производить?». Альтернативность использования ресурсов можно проиллюстрировать в виде кривой производственных возможностей, или кривой трансформации.

Допустим, необходимо произвести два товара – пушки и масло. Предположим, что все ресурсы общества направлены на производство масла и его объем в 5 млн. тонн – это максимум, который можно произвести при существующих технологиях. Альтернативой является производство пушек, которое при тех же ресурсах и технологиях может составить 15 тыс. шт. Однако, снизив производство одного товара, можно увеличить производство другого. Возможные комбинации по выпуску продукции представлены в таблице.

Таблица 1 – Альтернативные возможности производства масла и пушек


Продукция

Варианты (выпуск)

А

В

С

D

E

F

Масло, млн. т.

0

1

2

3

4

5

Пушки, тыс. шт.

15

14

12

9

5

0


Изобразим на графике все технически допустимые сочетания двух благ, то есть построим кривую производственных возможностей (Рис. 1). Кривая показывает, что при использовании всех ресурсов, то есть в условиях полной занятости, все варианты возможных комбинаций находятся на границе производственных возможностей. Следовательно, увеличение производства одного из благ (пушек или масла) в данных условиях возможно только при сокращении производства другого блага. Таким образом, у любой продукции существует «альтернативная стоимость».
Масло, млн. т.

5 А N

4 В

3 С

2 M D

1 E

0 F Пушки, тыс. шт.

5 9 12 14 15

Рисунок 1 – Кривая производственных возможносте
Альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) – то количество другого блага, от которого приходится отказываться для производства дополнительной единицы данного блага. Альтернативная стоимость обозначается OC (от англ. opportunity cost).

При этом мы видим, что для производства первого миллиона тонн масла нам необходимо отказаться от 1 тыс. пушек. Второй миллион тонн имеет альтернативную стоимость 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.), третий миллион – три тысячи и т.д. Таким образом, по мере увеличения производства одного товара (масла) возрастают издержки упущенных возможностей (в виде не произведенных пушек). Поэтому кривая трансформации имеет выпуклый характер по отношению к началу координат. Это связано с тем, что ресурсы не обладают полной взаимозаменяемостью и могут быть более эффективны в производстве одних товаров и менее эффективны в производстве других.

Если ресурсы используются не полностью, экономика находится внутри границы (например, точка М). Такая экономика считается неэффективной, но она дает возможность увеличивать производство одних товаров, не сокращая производство других. Точка N отражает ситуацию, которая невозможна в данный момент при имеющихся ресурсах и существующих технологиях. Однако данных результатов можно достичь, вовлекая в экономику дополнительные ресурсы или улучшая технологии производства, то есть, сдвигая кривую трансформации.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Суть проблемы в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска наилучшего сочетания факторов производства.

Отражением данной проблемы является постановка «трех основных вопросов экономики»: Что производить? Как? Для кого?

- Что? – Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?

- Как? – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

- Для кого? – Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

В зависимости от того, как в обществе решаются эти вопросы, формируется определенный тип хозяйственной (экономической) системы.
^ 3. Типы экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, образует экономическую систему, то есть особым образом упорядоченную систему связей между людьми в сфере производства, распределения, обмена и, потребления жизненных благ.

Хозяйственная деятельность организуется на основе определенных принципов, в соответствии с которыми выделяют два способа координации экономической деятельности людей.

Первый способ – централизованное руководство или иерархия. Для него характерны следующие черты:

- согласование осуществляется в форме приказа;

- отношения между хозяйственными субъектами носят характер подчинения.

В иерархических системах экономические цели хозяйственных субъектов подчиняются целям государства. При этом те, кто находится у власти, могут принимать решения об объеме выпуска продукции, использовании факторов производства, инвестициях, потреблении и т.д. К иерархическим системам относятся:

1. Традиционная система. Она существует в слаборазвитых странах, основывается на отсталых технологиях, широком применении ручного труда, значительной доли натурального хозяйства. Большое значение имеет простое товарное производство, основанное на личном труде владельца средств производства. В экономических отношениях большое значение имеют традиции и обычаи, религиозные ценности. Государство в таких странах играет активную роль в перераспределении доходов. На вопрос «Что производить?» традиционное общество отвечает: «то же, что и раньше». «Как производить?» - так же. «Для кого?» - для собственного потребления.

2. Командно-административная система. Существовала в СССР и других социалистических странах. Характерными чертами системы являются общественная собственность почти на все экономические ресурсы, централизованное директивное экономическое планирование, полный контроль государства над производством и распределением продукции, использование в руководстве хозяйственной деятельностью преимущественно административных методов. Государство определяет ответы на основные вопросы экономики.

Другие типы хозяйственных систем основаны на втором способе координации экономической деятельности – это добровольное сотрудничество индивидов или спонтанный, стихийный порядок. Информация о том, что, как и для кого производить передается путем ценовых сигналов. Согласование отдельных экономических действий осуществляется через систему рынков. Поэтому эти системы называют рыночными. К ним относятся:

1. Рыночная экономика свободной конкуренции. Существовала в XIX веке. Отличительными чертами этой системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы; наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара; незначительное вмешательство государства в экономические процессы, роль которого сводилась к защите частной собственности и обеспечение функционирования рынка. Социальная политика государства фактически отсутствовала. Ответ на вопросы «Что производить?» и «Как производить?» в данной системе – «то и таким образом, чтобы получить максимальную прибыль». «Для кого производить?» - для внешнего потребителя, который больше заплатит.

2. Современная рыночная экономика (смешанная система). Сложилась во второй половине ХХ века на основе научно-технической революции, развития производственной и социальной инфраструктуры, более активного вмешательства государства. Для данной системы характерно многообразие форм собственности на средства производства, высокий уровень монополизации хозяйственной деятельности, значительное влияние на экономику государства, развитая система социальной защиты населения.

В каждой системе существуют свои модели организации хозяйства, основанные на национальных особенностях, разном уровне экономического развития стран. Так, в командно-административной системе существовали светская модель, китайская, северно-корейская и др. В современной рыночной экономике также выделяют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской деятельности, ориентации на достижение личного успеха. Малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий. Развитое антимонопольное законодательство направлено на поддержание высокого уровня конкуренции.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Эту модель называют также корпоративной, так как государство оказывает значительную поддержку крупным корпорациям.

Шведская модель отличается развитой социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. При этом доля государственной собственности невелика – менее 10 % основных фондов. Поэтому производство обеспечивается частными предприятиями, а развитие инфраструктуры и социальную политику осуществляет государство через прогрессивное налогообложение.

Германская модель (социальное рыночное хозяйство) характеризуется значительной долей государственной собственности. Всем формам хозяйства предоставляется одинаковые возможности устойчивого развития. Высокий уровень социальной защиты населения выражается в разнообразных формах поддержки нетрудоспособного населения, высоком уровне минимальной заработной платы, низкой продолжительности рабочей недели и т.п.

В России складывается своя модель рыночной экономики, в которой присутствуют отдельные элементы разных моделей и разных экономических систем.

^ Основные категории и понятия

Производство, распределение, обмен, потребление, экономические и неэкономические блага, потребительские и производственные блага, частные и общественные блага, рабочая сила, предмет труда, средства труда, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, альтернативная стоимость, экономическая система.

Контрольные вопросы

  1. Каковы стадии хозяйственной деятельности?

  2. Какие существуют виды благ?

  3. Что такое факторы производства, и каковы их виды?

  4. Какие закономерности демонстрирует кривая производственных возможностей?

  5. Что такое альтернативная стоимость блага?

  6. В чем заключается проблема выбора в экономике?

  7. Что такое экономическая система, и какие можно выделить типы систем?

  8. Какие известны виды иерархических систем?

  9. Какие системы относятся к системам спонтанного порядка?

  10. Каковы наиболее известные модели современной рыночной экономики?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconМетодическое пособие Санкт-Петербург Издательство ргпу им. А. И. Герцена 2007
Печатается по решению президиума редакционно-издательского совета ргпу им. А. И. Герцена

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconУчебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические...
...

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconА. Н. Горбанева романы и. С. Тургенева «Рудин»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Дагестанского государственного университета

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconБотаническое ресурсоведение
Печатается по решению редакционной комиссии по биологичес­ким наукам редакционно-издательского совета ргу

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconЛ. В. Гомбоева Введение в западную философию
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Печатается по решению Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса Башкирского государственного...

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconКнига достаточно глубоко раскрывает шаманизм как культурное и психологическое явление
Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии Психологических Наук и Ученого Совета Международного...

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconКурс лекций Витебск 2005 Министерство образования Республики Беларусь
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Витебского государственного университета им. П. М. Машерова

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

Учебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета iconУчебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк...
Пахарь Л. И. Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство огу, 2007. –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов