Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация




НазваниеКурс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация
страница1/36
Дата публикации01.12.2013
Размер4.61 Mb.
ТипТематический план
zadocs.ru > Экономика > Тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
КУРС: МЕНЕДЖМЕНТ
Юнита 1. Основные теоретические концепции менеджмента.

Юнита 2. Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления.

Юнита 3. Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация.

Юнита 4. Прогнозирование. Планирование. Контроль. Принятие решений.
ЮНИТА 1
В настоящем пособии рассматриваются: менеджмент как практика, наука, искусство; развитие менеджмента как науки - основные школы и современные концепции; подходы к менеджменту (методологии) - процессный, ситуационный, системный; полный цикл процесса управления; алгоритм ситуационного подхода; переменные ситуационного подхода; вариант системного подхода; основные концепции менеджмента; основные понятия менеджмента; природа управления; двойственный характер управления; цели и задачи менеджмента; направления управленческой деятельности; уровни управления; принципы управления; место менеджмента среди научных дисциплин; современная система взглядов на менеджмент; критерии успеха менеджмента.

Оглавление

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …4

ЛИТЕРАТУРА 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 6

1. Основные понятия менеджмента 6

2. Место менеджмента среди научных дисциплин 8

3. Менеджмент как практика, наука, искусство 9

4. Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления 10

5. Природа управления. Цели и задачи менеджмента 17

6. Направления управленческой деятельности 19

7. Полный цикл процесса управления 20

8. Уровни управления 21

9. Принципы управления 25

10. Различные методологии управления 29

10.1. Процессный подход 29

10.2. Связующие процессы 34

10.3. Характерные черты и стадии менеджмента 35

10.4. Ситуационный подход и процесс управления 36

10.5. Переменные ситуационного подхода 37

10.6. Особенности системного подхода 39

10.7. Вариант системного подхода 39

11. Современная система взглядов на менеджмент 42

11.1. Решение проблемы хаоса в современной науке 44

11.2. Интеграция новых подходов к менеджменту 46

12. Критерии успеха менеджмента 49

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 52

ГЛОССАРИЙ*

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные понятия менеджмента. Место менеджмента среди научных дисциплин.

Менеджмент как практика, наука, искусство. Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления.

Природа управления. Цели и задачи менеджмента. Направления управленческой деятельности. Полный цикл процесса управления. Уровни управления. Принципы управления.

Различные методологии управления. Переменные ситуационного подхода. Особенности системного подхода. Вариант системного подхода. Современная система взглядов на менеджмент.

Критерии успеха менеджмента

ЛИТЕРАТУРА
Базовая
1. *Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.

2. *Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1996.
Дополнительная
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Изд-во “Триада, Лтд.”, 1996.

*4. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Под ред. А.И.Наумова. - 3-е изд. М.: “Фирма Гардарика”, 1998.

*5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / Для экон. спец. вузов - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, 1998.

*6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. Минск: БГЭУ, 1996.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. М.: ТОО ИКК “ДсКА”, 1996.

8. *Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: “ОЛБИС”, 1997.

*9. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М., 1996.

*10. Основы менеджмента: Учеб. пособие. / Науч. ред. А.А.Радугин. М.: “Центр”, 1997.

11. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учеб.-справ. пособие. СПб: “Специаль­ная литература”, 1995.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Английский термин «менеджмент» (management) в последние годы заменил россиянам привычное слово «управление», что, по мнению некоторых авторов, связано с необходимостью подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, заключающийся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. effectys – исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы и не забывая об ответственности, что иллюстрируется приведенной ниже схемой:



Таким образом, если управление как процесс является функцией любых организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то менеджмент трактуется как управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики.

.А.Кохно и др. иногда определяют менеджмент как управление произ­водством, систему принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Таким образом, менеджмент и управление различаются тем, что менеджмент нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление - на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана.

Еще одно отличие слова «management» от его русского эквивалента - в многозначности: как в английском, так и в русском языке менеджмент (управление) может означать как процесс, так и административно-управленческий персонал (совокупность менеджеров, руководителей различ­ных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением), но в русском языке управление может быть организационной структурой, а английское management - специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия, что отражено на следующей схеме:



Понятие «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний наличие специфических качеств обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Иными словами, управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Менеджеры – это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) в условиях современного производства.

Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством управления коллективом организации или отдельного его подразделения. Это признанный лидер любого коллектива.

Менеджер – это и самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками.

Управленческий процесс, осуществляемый людьми, облеченными властью, обладающими знаниями и опытом, может протекать только в рамках какой-то структуры, имеющей совокупность взаимосвязанных подразделений, т.е. иерархию управленческих уровней. При этом необходимо помнить, что управление осуществляется не только на коммерческих предприятиях (юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятель­ности извлечение прибыли, т.е. осуществляющих предпринима­тельство).

Таким образом, изучая менеджмент, мы должны осветить вопросы, касающиеся управленческих процессов, персонала и организационных структур. Учебная дисциплина «Менеджмент» рассматривает совокупность взаимосвязанных понятий, принципов, методов и методик, охватывающих все аспекты теории, практики и искусства управления, руководства и организации в условиях рыночной экономики.

Таким образом, менеджмент может означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.

^ 2. МЕСТО МЕНЕДЖМЕНТА СРЕДИ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Нельзя сказать, что дисциплина «Менеджмент» возникла и существует автономно. Менеджмент использует элементы многих совершенно различных наук:

- кибернетики (от греч. kybernetike – искусство управления) – науки об управлении, связи и переработке информации, в том числе исследовании операций,

- теории информации - раздела, в котором изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и ее передачи;

- системотехники – научного направления, охватывающего проектиро­вание, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем;

- психологии;

- теории принятия решений и других.
Вышесказанное можно иллюстрировать следующей схемой:


^ 3. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ИСКУССТВО

Из вышеприведенной схемы следует, что менеджмент можно рассматри­вать с трех точек зрения:

- как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;

- как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государствами;

- как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку, т.е. сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. По мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, можно ли действительно считать менеджмент наукой. Л.Гьюлик, американский теоретик в области управления, считает, что управление становится наукой, потому что оно регулярно изучает и систематизирует явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

В то же время многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, в том числе добившиеся очень больших успехов, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические «башни из слоновой кости», а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Поскольку деятельность руководи­телей-практиков состоит не только в том, чтобы рационально спроектировать работу для наиболее эффективного ее выполнения, но и в том, чтобы заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное, управление хотя бы частично можно считать искусством. Руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много факторов, что их трудно бывает просто выявить и тем более точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, влияющих на организацию, и о сложном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже не всегда возможно четко определить наличие этих отношений. В этих условиях управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты, которые помогают понять очень сложный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым помогая ему принимать более целесообразные решения и избегать ошибок.

^ 4. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И.Кабушкин [6] выделяет несколько периодов.

I период – период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государствен­ным хозяйством. В этот период (3000–2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Потом уже об управлении мы читаем у Платона (428/7–348/7 гг. до н.э.), который доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления (Политик, 263.d).

Другой великий мыслитель - Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а «поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией» (Политик, 1255. b 30-35).

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – управления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconКриминология (курс 1) юнита 2

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconКурс «Основы Clipsal c bus»
Добавление новых устройств, обнуление уже запрограммированных. Адреса уровня Юнита

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconЭкономика организаций (предприятий) юнита 1

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconЭкономика организаций (предприятий) юнита 2

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconТемы семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент» для студентов...
Организация как объект управления. Уровни управления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconТеоретические вопросы Организация как система. Понятие системы и...
Внешняя и внутренняя среда организации. Информационный (управленческий) аспект организации

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация icon1 Управление персоналом в системе менеджмента
Дисциплина «Управление персоналом». Принципы, методы, функции управления персоналом

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconМетодические указания по предмету «Менеджмент» Челябинск
«Менеджмент» исследуются проблемы концепций и функций современного менеджмента, организационные структуры систем менеджмента, процесс...

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconПрограмма к междисциплинарному государственному экзамену по специальности...
Понятие и классификация функций управления: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Организация управления...

Курс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента. Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления. Юнита Управление персоналом. Мотивация. Коммуникация iconСоциология управления как отраслевая социологическая теория. Институциализация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов