Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи




Скачать 180.03 Kb.
НазваниеТемы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи
Дата публикации17.08.2013
Размер180.03 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
Тема 1: Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и Средневековья.
Цель темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений.

Задачи:

определить причины модификации предмета истории экономических учений;

выяснить причины смены одной экономической школы на другую;

показать студентам преемственность разных школ экономической теории;

определить основные этапы развития экономической мысли.



План темы


  1. Предмет и метод и этапы истории экономических учений.

  2. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

  3. Экономическая мысль Древней Азии.

  4. Экономическая мысль Средневековья.

  5. Экономическая мысль средневековой Руси.


1. Предмет и метод истории экономических учений.

История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. В литературе принято следующее определение предмета этой науки:

история экономических учений из­учает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов.

Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого об­щества.

При изучении этой науки следует различать:

- кумулятивный и

- эволюционный взгляды на историю экономических воззрений.

Со­гласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решен­ные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы.

Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени.

История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных аль­тернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени.

Эволюционный метод предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.

^ Метод изучения экономических учений основан на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с применением анализа и синтеза.

Однако поскольку эксперименты в экономике но­сят ограниченный характер, а темпы эволюционных изменений зна­чительно превосходят темпы изменений в природе, в данном предме­те особенно важны статистическо-временной и историко-модельный подходы.

^ История экономических учений имеет самую тесную связь с экономической теорией.

Во-первых, исторический процесс развития экономической исто­рии составляет основу предмета истории экономических учений.

Во-вторых, история экономических учений прослеживает историю зарождения и развития экономической теории, возникшей первона­чально как политическая экономия.

Зарождение политической экономии как особой, самостоятельной на­уки относится к XVI в. и связано с утверждением на Западе эры капита­лизма. Однако интерес к экономическим вопросам появляется значитель­но раньше возникновения политической экономии. Большое внимание им уделяют в своих философских произведениях уже авторы, жившие в рабовладельческом обществе, а затем, в период феодализма, — писатели-богословы. На протяжении столетий периодически изменялось понятие предмета экономической теории.

Первые представители политической экономии выступали с защи­той интересов торговой буржуазии, которая в силу преобладания мелко­го ремесленного производства в то время занимала преимущественное положение по сравнению с промышленной буржуазией.

Они создали первую школу политической экономии, вошедшую в историю эконо­мических учений под названием меркантилизма.

Политическая эко­номия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, преду­сматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

В XVIII в. и в первой половине XIX в. предметом экономической на­уки было изучение «природы и причин богатства народов» (А. Смит).

В середине и в последней четверти XIX в. существовали альтернатив­ные понимания ее предмета - марксистское и маржиналистское.

^ С позиций марксизма, предметом политической экономии являются производственные отношения (по производству, распределению, обме­ну, потреблению). С позиций маржинализма ее предмет - человече­ское поведение, преследующее определенные конкретные цели (напри­мер, получение максимально возможной прибыли) и использующее ограниченные альтернативные ресурсы.

Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории эко­номических учений правомерно выделить следующие три раздела:

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной эко­номики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ори­ентированной) рыночной экономики.

Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономичес­кая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, фи­лософы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззре­ния объединяло неприятие рыночных экономических отношений.

В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли - меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени (примерно XVI-XVII вв.) по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «Политическая экономия», а основным теоретико-методо­логическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономических учений охватывает пе­риоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предприни­мательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспор­ные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «за­кона рынков» его последователя Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет клас­сики (с конца XVII по вторую половину XIX в.) и затем около половины столетия неоклассики (с конца XIX в. и до 30-х гг. XX в.) не допускали в своих научных изысканиях возможности государ­ственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы.

В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идео­логов экономического либерализма - классикам и неоклассикам не могли сколько-нибудь существенно противостоять ни альтер­нативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ экономистов-романтиков о воссоздании «ради социальной справедливости» мелкотоварно­го производства (первая половина XIX в.), ни серьезные доводы немецких авторов о целесообразности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономи­ческого и неэкономического свойства (вторая половина XIX в.)

Третий раздел истории экономических учений образуют новей­шие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося (20-30-е гг.) социально-институционального направления эконо­мической мысли, а также новых лидеров неоклассического направ­ления, возникшего еще в конце XIX в. В частности, первые обога­тили современную экономическую науку антимонопольными кон­цепциями, базирующимися на идее социального контроля обще­ства над экономикой; вторые - обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной (монополистической) конкурен­цией, включая олигополистическую.

Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вме­шательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней.

Эти теории в эко­номической литературе подразделяют на кейнсианские и неолибе­ральные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д.

Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернатив­ных возможностях для их практического воплощения в жизнь.
^ 2. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное раб­ство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Экономические воззрения античного рабства носили спорадический и наивный характер и еще не представ­ляли собой целостную систему. Наибольшую роль в истории экономи­ческих учений Древней Греции сыграли известные мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» уче­ник Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством ра­бовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» - дом, «номос» - закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искус­ство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сель­ском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия слу­жил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Основ­ной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал обеспече­ние производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в об­ласти хозяйственной деятельности. Их уделом являлось управление рабами, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, при­годное только для рабов. Ксенофонт одним из первых среди мыслите­лей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как важное условие уве­личения производства потребительных стоимостей. Он близко подо­шел к принципу мануфактурного разделения труда и впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело выделение профессий. Будучи за­щитником натурального хозяйства, Ксенофонт вместе с тем считал полезным развитие торговли и денежного обращения, признавал день­ги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. Будучи идео­логом натурального хозяйства, он не придавал особого значения ме­новой стоимости. Ценность вещи ставилась им в зависимость от по­лезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.

Особый интерес вызывают экономические идеи древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н. э.). Наиболее известна его рабо­та «Политика или государство», в которой он создает проект идеаль­ного государства. Платон рассматривает государство как сообщество людей, порожденное самой природой, и впервые высказывает мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) вои­нов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвен­тарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Филосо­фы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон про­являл особую заботу. Он предлагал обеспечить им обобществленное потребление, т. е. создать некий «аристократический коммунизм».

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Гре­ции внес величайший мыслитель античности Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не раз­делял, однако, платоновского идеализма и шел к материализму.

Будучи сторонни­ком рабовладельческой демократии, Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов, иностранцы могли быть только рабами. Граждан Гре­ции он делил на пять групп: земледельческий класс, класс ремеслен­ников, торговый класс, наемные рабочие, военные. Рабы приравнива­лись к вещам. Аристотель имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристоте­ля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил неко­торые категории и закономерности экономии. К ним можно отнести следующие положения:

• воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия - это естественная хозяйственная дея­тельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «эко­номией» он разглядел явление, называемое им «хрематистикой» (греч. «хрема» - имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. «Экономия» и «хрематистика» вместе со­ставляют учение о богатстве. Если экономия связана с производ­ством продуктов, то хрематистика - с движением денег, с вложе­нием и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала;

• Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. Участву­ющие в обмене потребительные стоимости обладают чем-то об­щим. Но суть этого «общего» он не мог объяснить;

• Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущ­ности и функциях денег.

Для Аристотеля, как и для Ксенофонта, идеалом оставалось нату­ральное хозяйство. Однако в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их ис­следовать.

^ Оценивая заслуги греческих мыслителей, можно сделать следующие выводы.

1. Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-де­нежных отношений не было специальным, оно носило случайный характер.

2. Принципы организации и управления рабовладельческим хозяй­ством впервые в мире оформлены греческими учеными в учение под названием «экономия».

3. Воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, од­нако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства и пути увеличения его бо­гатства.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее разви­тие и завершение в ^ Древнем Риме. Важнейшей проблемой Рима явля­лись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Этими проблема­ми занимались Катон Старший, Варрон, Колумелла.

^ Катон Старший (234-149 гг. до н. э.) являлся крупным землевла­дельцем и в своем труде «Землевладение» защищал интересы рабовла­дельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Он рекомендовал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон рассматри­вал как избыток над стоимостью. Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен». Катон был врагом при­менения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет ра­бов и уделял много внимания организации их труда. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строго­сти, жестоко наказывать за малейшие проступки, поддерживать в их среде рознь и разжигать конфликты. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребно­сти. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственны­ми силами.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н. э. про­должил римский ученый Варрон (116-27 гг. до н. э.). Его взгляды из­ложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он высказывает серь­езную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсив­ности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, использовании материальной заинтересованности и т. д.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хо­зяйстве» Колумелла (I в. н. э.). Он писал о крайне низкой производи­тельности рабовладельческого труда, о том, что рабы плохо относятся к работе, воруют, обманывают землевладельцев, уничтожают инвен­тарь. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. В поисках выхода из кри­зиса Колумелла ставит вопрос об отказе от рабского труда и использо­вании колонов.
^ 3. Экономическая мысль Древней Азии

О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии мож­но судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавило­нии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяй­ства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.

Самыми ранними в истории человечества памятниками экономичес­кой мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте. Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государ­ственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюди­нов» и возникновения в стране гражданских волнений.

Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии. В XX в. до н. э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толко­вался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значитель­ным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смерт­ной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлени­ем. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.

Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие то­варно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Экономическая мысль Древнего ^ Китая связана с философией Кон­фуция (551-479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV-III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древнейших памятниках - ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания.

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии являет­ся трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чанд-рагупты I брахман Каутилья (конец IV - начало III вв. до н. э.). Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержа­нию вышел за рамки свода советов. «Артхашастра» характеризует со­циально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним разви­вались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделе­нии труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкова­нию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь страны.
^ 4. Экономическая мысль Средневековья

Экономическая мысль Средне­вековья тесно связана, с одной стороны, с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание федерального порядка, с другой - с деятельностью церкви. Защитники интересов феодалов, в том числе государство и церковь, отрицательно относились к тор­говле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Особенно велика в средние века была роль церкви, а духовенство яв­лялось единственным образованным классом, поэтому экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку, а литература Средних веков носила богословский характер, выраженный в экономических учениях католицизма. Католическая церковь, обладая колоссальными богатства­ми и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Завершителем взглядов канонистов и одним из крупнейших пред­ставителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275). Он родился в аристократи­ческой графской семье, с самой молодости вращался среди католиче­ских монахов, в 1257 г. защитил в Парижском университете написанную на богословскую тему докторскую диссертацию, позднее был профессором Болонского университета. Сочинение Фомы Аквинского «Сум­ма богословии» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом. Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент.

Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения обще­ства на сословия: крестьяне созданы для физического труда, а приви­легированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. В частной собственности Фома Аквинский видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Поэтому собственность, приоб­ретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естествен­ным и необходимым институтом человеческой жизни.

Фома Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни, поэтому враждебно относился к торговле и ростовщичеству. Важ­ное место в его учении занимает теория «справедливой цены», в трактовке которой Фомой Аквинским прослеживается двойственность. С одной стороны, «справедливыми ценами» он считает правильные цены, соответ­ствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Поэтому, с его точки зре­ния, справедливой считается не одинаковая, а разная для различных со­словий цена на один и тот же товар. Он безоговорочно оправдывал полу­чение земельной ренты.

Что касается прибыли и процента, то отношение к ним у него двойственное: с одной стороны Фома Аквинский порицает торговлю и ростовщичество, с другой - оправдывает получение прибы­ли и процента. Прибыль, получаемую купцами, следует рассматривать, по его мнению, как плату за труд. Уровень прибыли является нормаль­ным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответствен­но его месту в сословной иерархии общества. Такая же двойственность видна в трактовке процента. С одной стороны, взимание процента он считает делом греховным, с другой стороны, отдавая дань времени, идет на компромисс и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты долга.
^ 5. Экономическая мысль средневековой Руси

Особенности экономической мысли средневековой Руси следует искать в специфике российской цивилизации, сведения о которой со­держатся в летописях, договорах, грамотах князей, церковной литера­туре. Важное место среди них занимает «Русская правда» - первый юридический кодекс законов Российского государства, появившийся в конце XI - начале XII в.

Наряду с юридическими документами большое значение имели так называемые «Домострой», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому «Экономикосу». Начало их возникновения следует отнести к XI в., когда ки­евский князь Владимир составил своим сыновьям наказ «Поучения», содержащий наставления по управлению своим хозяйством. На Руси было создано много вариантов «Домостроев». В XVI в. советник Ива­на IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «До­мострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» - это руководство по организации феодального хозяй­ства, содержащее, однако, рыночные советы:

• когда и что покупать по низким ценам;

• какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повыше­ния цен их перепродавать;

• покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить про­цент, и т. п.

«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утвер­ждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.

В конце XV - начале XVI в. завершается процесс ликвидации раз­дробленности страны и образуется Русское централизованное государ­ство, что способствует экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр значительно возрастает роль поместного дворянства, экономические интересы которого выражал в XVI в. Ермолай - священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Ермолай-Еразм был современником Сильвестра. Но в то время как Сильвестр в своем «Домострое» заботился об интересах феодальной знати, Ермолай-Еразм пытался обратить внимание царя Ивана IV на тяжелое экономическое положение крестьян и предлагал ряд мер для улучшения их участи, а именно: освободить от денежных уплат земле владельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал возложить на население городов. Его произведение «Правительница», написанное в 40-х и начале 50-х гг. XVI в., представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат. В нем рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения - раздача земли крестьянам и служилым людям - была направлена на укрепление государства, поэтому имела прогрессивное значение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconФгоу впо
Целью курса «Страхование» является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории страхования,...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconЗадача изучения
Предметом исследования истории экономических учений (иэу) является развитие экономической науки. В ходе этого развития ученые, занимающиеся...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconМетодические рекомендации по написанию реферативного исследования
Введение представляет собой весьма ответственную часть письменной работы, поскольку оно не только ориенти­рует читателя на дальнейшее...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconКурса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconКонспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconТемы курсовых работ по дисциплине «История экономических учений»
Курсовая работа по дисциплине «История экономических учений» должна содержать анализ научных взглядов одного из крупных представителей...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconЧжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010
Б21 Раскрытие секретов даосской алхимии; пер с кит. В. Ви- ногродской. / — М.: Издательство «Ганга», 2010. — 192 с

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconКонкурс объявлен в следующих номинациях: Лучшее раскрытие темы «Один...
В рамках проекта «Развитие личностных и коммуникативных навыков студентов профессиональных училищ для усиления их конкурентоспособности...

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconЧетверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским...
Рекомендуется для студентов вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений

Темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Задачи iconКонспект лекций Вопрос Предмет и методология истории экономических...
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов